рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мировоззрение и философия

Мировоззрение и философия - раздел Философия, 1. Мировоззрение И Философия. Философия От Греческого «Любовь К Мудр...

1. Мировоззрение и философия.

Философия от греческого «Любовь к мудрости». Самое общее постановка и решение вопросов, касающихся интеллектуальной деятельности. Впервые употребил Пифагор, в отношении людей, которые стремятся к мудрости.

Философия:

1. Знания о всеобщем, наиболее общая теория

2. Одна их форм интеллектуальной деятельности

3. Особый способ познания

4. Одна из форм мировоззрения

5. Поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия.

В самой общей форме можно сказать, что Философия обсуждает три главных вопроса:

1. Что есть окружающий нас мир и человек

2. Как возможно познание человека и мира

3. Место человека и его роль в мире

Мировоззрение -это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы.

Мировоззрение имеет два аспекта:

1. эмоционально – психологический

2. интеллектуальный

Компоненты мировоззрения:

1. Познавательный компонент

2. Ценностно-нормативный компонент

3. Морально волевой, установки и ориентации

4. Практический, деятельность человека по реализации морально-волевого компонента.

Виды мировоззрения:

1. Обыденное, основано на жизненном опыте человека на империческом знании которое получает в виде здравого смысла

2. Научное.(основано на научном знании) Теоретические взгляды на окружающий мир

3. Религиозное. Связано с признанием сверхъестественного начала. Опирается на веру в сверхъестественные силы господствуют в мире. Мир делится на земной и внеземной.

4. Мифологическое.(Происхождение устройства мира, превращения хаоса в космос) Мифология система сакрального знания о различных народах мира. Основано на традиционных преданиях, в основе вера в чудесное. Три мира: небесный, земной и подземный. Единое универсальное не расчлененное мировоззрение.

5. Философское. Рассматривает мир с позиции рационального знания и разума. Происходит преодоление ограниченности обыденного мировоззрения. Основано на мифологическом мировоззрении. Стремиться понять целостность и единство мира. Преодоление обыденного мировоззрение. Размышляет о человеке о смысле его существования, места человека в мире.

 

Рассел считал, что между теологией и наукой есть ничейная земля, философия.

Мировоззрение понятие более широкое, чем философия. В мировоззрение входит не вся философия, а только ее основополагающие идеи и концепции.

Не вся философия входит в науку.

Философия и наука:

1. Философия это наука. Считал Гегель. Называл ее основой наук. Она решает основополагающие проблемы. Философия стоит над науками

2. Философия не является наукой. Хайдинг,Ницше. Считали что философия это искусство. Считали, что искусство отражает жизнь.

Позитивисты считали, что наука не нуждается в философии, от нее нужно отказаться или заменить ее анализом языка. Наука единственный источник знания. Философия утратила свой предмет надо отказаться и нужно ее заменить анализом языка.

Существуют общие моменты которые роднят философию и науку:

1. Философия как и наука использует систему понятий и категорий.

2. Система понятий и категорий подчиняется законам логики.

3. Роднит их теоретическое прошлое. Общая родословная философии и науки.

Различия:

1. Проблемы науки носят конкретный характер, проблемы философии носят общие или всеобщий характер

2. Наука подтверждает теории с помощью опытных данных, экспериментов, философские утверждения сложно доказать с помощью фактов.

3. Утверждения науки эмпирически проверяемы в эксперименте, философские нет.

4. Наука вырабатывает конкретные методы исследования, философия общие(универсальные)

 

2. Объект, предмет, структура и функции философии.

Объект – космос и природа (античные философы), человек и общество, т. е природные и общественный мир.

· Объектом философии является мир, место человека в мире и его отношение человека к этому миру.

· Предмет – всеобщее в мире и в отношении человека к этому миру.

Философские категории -это наиболее общие, фундаментальное универсальное понятие, они устойчивы и одновременно они изменчивы. Они возникли в определенные временные периоды. Одни появляются, другие исчезают. Также они развиваются в процессе познания.

Их можно разделить на:

1. Онтологические. Бытие, материя, движение.

2. Гносеологические. Все что связано с познанием. Теория, истина, практика.

3. Категории диалектики. Отражает наиболее общие связи и общий характер развитие бытия. Они являются парными категориями.

Полярность категорий диалектики:

1. Противоположности не могут существовать без друга, т. е. взаимополагание противоположностей.

2. Взаимоисключение противоположностей.

3. Взаимопроникновение противоположностей.

Есть и одно исключение, непарная категория : единичное, особенное , всеобщее.

В философии существуют принципы и законы.

Принцип – это основная идея, которая находится в основе философского объяснения бытия и сознания.

1. Принцип познания.

2. Взаимосвязи

3. Противоречия…

4. развития

5. детерминизама

Закон философии – это взаимосвязь и отношение между философскими категориями.

Структура философии.

Рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова речь идет о философских науках (философия в узком смысле, этика, эстетика, наука об эстетическом освоении мира, логика, история философия, о возникновении, становлении и развитии философии).

Философские науки:

1. Философия

2. Этика(проблемы добра зла)

3. Эстетика(эстетическое освоение мира, проблема красоты комического)

4. Логика

5. История философии

Философия в узком смысле имеет пять основных разделов:

1. Онтология. Учение о бытие. Раздел философии который изучает фундаментальные принципы бытия.

2. Гносеология (эпистемология – изучает научное познание). Теория познания. Рассматривается возможности познания.

3. Социальная философия. Изучает общество и его развитие.

4. Философская антропология. Изучает человека и его сущность, природу, смысл жизни.

5. Аксиология. Изучает ценности и ценностные ориентации.

Структура философии:

1. Философия истории.

2. Философия науки.

3. Философия культуры

4. Философия образования

5. Философия политики

6. Философия права

7. Философия религии

8. Философия техники

9. Философия языка.

Функции философии:

1. Мировоззренческая(способствует формирования мира)

2. Гносеологическая (познавательная)

3. Методологическая(разрабатывает методы познания)

4. Аксиологическая (ценностная)(мир рассматривается с точки зрения ценностей)

5. Критическая. Формирует критическое отношение к действительности.

6. Прогностическая(философия обращена в будущее; оптимистические и писсимистические прогнозы)

 

3. Материализм и идеализм. Формы материализма и идеализма.

В философии существуют различные направления, школы и концепции.

Энгельс, основной вопрос имеет две стороны.

1. Что первичное материя или сознание? (монизм (материализм, материальное начало и идеализм (объективный, не зависит от человека и субъективный.), духовное начало), (одно начало) и плюрализм(много начал), дуализм(одно начало) Объективный идеализм, субъективный идеализм

2. Познаваемость мира. (гносеологический оптимизм и агностицизм (скептицизм, юмизм, кантианство)).

Термины:

Манизм-это философская позиция которая признает что есть одна основа мира.

Материализм- манистическое философское направление которая признает объективное существование мира вне и не зависимо от идеального начала.

Объективный идеализми субъективный идеализм признает первичность сознания и вторичность материи и признает зависимость внешнего мира от сознания человека.

плюрализм-философская позиция которая признает наличие нескольких основ мира.

Дуализм-равноправность и независимость двух начал(материального и духовного)

 

4. Диалектика и метафизика как концепции развития и связи, методы философского познания.

Два метода мышления:

1. Диалектика. Искусство ведения беседы, искусство спора. Сегодня, учение о всеобщем характере связей.(Возникло в 19 веке)

2. Метафизика. Знание о бытие. Понимается как философия, как онтология, как способ мышления, который противоположен диалектики. Метафизика –метод познания, суть которого состоит в разложении природы на составные части.(Родосским, 1 век до нэ) Значения:1)как учение о философии 2)онтология 3) способ мышления противоположной диалектики.

Различия:

· Диалектика признает всеобщий характер связей. Метафизика – только в определенной области природы.

· Диалектика – всеобщая связь, закономерный характер, обективный и многообразие характер связи. Метафизика сводит связи к механике.

· Диалектика-Признает связь в единстве с развитием

Детерминизм:

1. Всеобщая обусловленность явлений.

2. Причинность

3. Многообразие видов детерминации

4. Закономерность детерминации

Альтернатива ему, индетерминизм, отрицает объективную причинную связь, и познавательной ценности причинного объяснения. Объявляют детерминизм в фатализме.

Классическая метафизика не признавала развитие, природа неизменна. Сведение у всех изменений к механическому движению. Диалектика признает всеобщий характер развития.

Диалектика не только теория но и метод мышления, познания. Признает всеобщий характер в познании мира. Субъективная диалектика(метод познания мира)

Абсолютизация гибкости понятий в диалектике.

Диалектика рассматривает внутренние противоречия как источник развития. Метафизика не придает значения источнику развития.

· Софистика берет случайные признаки, и по нему определяет назначение вещи.

· Эклектика произвольно сочетает разные свойства вещи, не выявляет их взаимоотношения и не выделяет главного признака.

 

 

5. Античная философия: этапы, школы и идеи.

1. Античная философия: этапы, школы и идеи.

Античная. 7 – 6 век до н. э.

В античной философии выделяют:

1. Досократический период конец 7 –5 век до н.э.

Классический 5-4 до н.э.

Эллинистический

Римский

Направления эллинистической философии:

Скептицизм

Эпикуреизм

Стоицизм

Неоплатонизм

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н. э. по V—VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несоотносимы. Для древних греков, живших в период становления цивилизации, мир — огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в постоянно изменчивом круговороте явлений, событий необъятного Космоса — главная цель древних философов.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

Второй этап — примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы,скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

 

 

6. Философия Средневековья. Номинализм и реализм.

Черты философии средних веков:

Теоцентризм

Креационизм

Провиндециализм. Всем правит Бог

Откровение. Бог не доступен до познания, и он открывает для себя человека, через писание.

Антропология. .

Религиозная философия.

Проблема универсалий – борьба номинализма и реализма. Позитивизм возник в рамках венского кружка. Философия не может сказать о мире…

Критерий верификации. Истинность знания устанавливаема, значит, оно верифицируема.

Номинализм(лат. nominalis — относящийся к именам), философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными… Представители:

Реализм в философии

Философский термин, употребляемый в двух главных значениях и не имеющий ничего общего с Р. в искусстве и педагогике и т. п. Обыкновенно под Р. в философии разумеют направление противоположное номинализму; но иногда слово Р. служит для обозначения философского направления нового времени, выразителем которого был Гербарт (см.) со своими последователями. Реализм как направлении противоположен номинализму.

Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот Р. есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своем учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времен в Платоне видят свой прототип. Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (т. е. общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла.

 

7. Философия эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Художники и скульпторы стремились в своем творчестве кестественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека.

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека.

Человек был поставлен в центр как существо, подобное Богу в результате его собственных творческих способностей.

Антропоцентризм (отгреч.άνθροπος — человек илат.centrum — центр) — ненаучноеидеалистическое[1]воззрение,… 8. Западноевропейская философия 17-18 веков. Рационализм и эмпиризм.

Западноевропейская философия 17-18 веков. Рационализм и эмпиризм.

ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

1. Знания – это отражение действительно существующего, независимо от человека мира. Отражение происходит через органы чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Разум играет важную, но подчиненную роль: он обрабатывает (классифицирует и систематизирует данные, полученные органами чувств).
2. Сам разум зависит от тех данных, которые человек обретает через ощущения, наблюдения, восприятия, впечатления.

Джон Локк

Рационализм — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Родоначальником рационализма является французский философ Рене Декарт (1596-1650).
Исходной предпосылкой рационализма выступает то, что разум не существует в качестве чистой доски, на которой опыт пишет письмена. В разуме уже есть определенной содержание, которое объективно и не зависит от опыта.

Рене Декарт

Просвещением обычно называют философское и идеологическое течение, сформировавшееся прежде всего во Франции в 18-м веке. На становление философии… Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий… В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает…

Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни - экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико-материалистический подход к познанию и практике.

ДИАЛЕКТИКА

(от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.

Гегель.

 

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом.

Б. Рассел.

 

 

12. Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

«Венского кружка» Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (“критическое исследование опыта”) — второй этап в развитии позитивизма. Главными фигурами…

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Или логический позитивизм (логический эмпиризм) — одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были сформулированы членами Венского кружка в сер. 1920-х гг.

Неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную "метафизику", Н. отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление "метафизического", как он утверждает, противопоставления материализма и идеализма.

К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун

ПОСТПОЗИТИВИЗМ— общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика.

Карл Поппер,Томас Кун,Имре Лакатос,Пол Фейерабенд

 

13. Философия жизни.

Философия жизни — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров.

Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр.

  14. Прагматизм. Прагматизм – дело, действие в пер. с греческого (Джеймс, Пирс, Дьюи)

Русская философия

2. Вторая половина 18 века – первая четверть – философское осмысление науки и культуры 3. 19 – 20 века Развитие самобытной русской философии 4. Философия русского зарубежья и марксистская философия 20 век

Основные законы диалектики.

Категории: 1. Различие – прерывность, изменчивость, индивидуальность и неповторяемость. … 2. Противоположности – взаимоисключающие стороны, элементы, тенденции, которые находятся в единстве и принадлежат…

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Количество – такое изменение вещи, которое не тождественно изменению его бытия. Это внешняя категория по отношению к бытию вещи. Оно характеризует… Мера – взаимосвязь количественных и качественных изменений, это граница, в… Скачок – стадия, период превращения одного качества в другое качество в результате количественных изменений. Это…

Закон отрицания отрицания.

Отрицание - характеризует возникновение нового и относительная повторяемость старого. Развитие – единство поступательности и отрицания. Типы отрицания:

Сознание

Нередко отождествляется с душой, затем с психикой, психической жизнью. Дух – способность человека создавать ценности моральные, культурные и иные. … Мышление, воля, память

Наличие мозга как носителя сознания.

1. Физиологические процессы воздействуют на психические процессы 2. Психические процессы влияют на физиологические Формулировка проблемы принадлежит Рене Декарту.

Сознание идеально.

Создается идеальный субъективный духовный образ, образование.

Признаки идеального:

1. Является результатом отражения

2. Лишено пространственных, физико-химических, энергетических характеристик

3. Существует не на своей вещественной основе, а на основе вещества нервной ткани

4.

32. Мышление и язык.

Наличие языка – материальной формы выражения сознания

Язык – система знаков, имеющих значение. В качестве знаков выступают звуки, рисунки и т.д.

Знаки – сигналы материальных вещей. Они замещают вещи в процессе познания. Они используются для получения, хранения и передачи информации. Они позволяют оперировать только с образами вещей, с информацией о них.

Смысл – содержание, значение знака. Особые знаки – знаки-символы

Символ – знак, аналогичный слову, в котором заключено содержание и в них представлены абстрактные понятия и идеи.

Связь языка и сознания:

1. Природная, натуралистическая концепция признает природную связь языка и сознания. Слово копирует реальные процессы

2. Конвенционалистическая концепция – признается связь языка и сознания как договорную связь. Люди договариваются о значении слов

3. Связь языка и сознания является социальной. Язык возникает в обществе как орудие общения

Аспекты языка:

1. Синтактический – язык рассматривается как совокупность знаков, преобразуемых по правилам. Знаки образуют языковую систему.

2. Семантический – обращение к содержанию языковых выражений. Нахождение идеальных объектов и их связей, которые образуют смысл терминов и высказываний языка

3. Прагматический – рассматривается языковое выражение по отношению к специфике общения человека

Сущность языка в том, что он служит орудием общения и мышления.

Функция социального наследия присуща языку.

Единство сознания и языка, они предполагают друг друга. Человек организует свою речь в соответствие с логикой своего мышления.

Сознание может быть выражено в естественном разговорном языке, но может быть выражено в другой знаковой системе. В качестве языка может выступать танец. На базе естественного языка возникает формализованный язык и искусственные языки.

Функции языка:

1. Средство общения (коммуникативная функция)

2. Орудие мышления (функция выражения мысли)

3. Накопление знаний

 

 

33. Познание и его виды. Агностицизм.

Познание – гносеология.

Гносеологический оптимизм – признает познаваемость мира, возможность достоверного познания

Агностицизм – отрицает познаваемость мира

Виды агностицизма:

1. Скептицизм – сомнение в возможности познать мир. Не надо пытать познать сущность вещей

2. Д. Юм (юмизм). Человек обладает чувственными восприятиями, их природа неизвестна, выйти за их пределы невозможно.

3. И. Кант (кантианство). Признается существование вне сознания материальных вещей «вещей в себе» - на уровне сущности вещи познать нельзя.

Юм и Кант – субъективный идеализм.

Гексли – материалист-агностик.

Материалисты: познание через сознание. Сознание отражает внешний мир, появляется образ.

Идеалисты: сознание так же признается.

Познание изучается конкретными науками.

Гносеология отличается в том, что изучает познание в его отношении к истинности и независимо от вида познания. Эпистемология – теория научного познания.

Виды познания:

1. Обыденное – повседневное, существует в обыденной жизни. Знание выражено в естественном языке. Базируется на здравом смысле – сложившихся стереотипах мышления и поведения в жизненно-важных и повторяющихся ситуациях.

2. Художественное – эмоциональность, оригинальность произведений, результат – художественный образ. Допускается вымысел.

3. Религиозное познание. Это фантастическое отношение человека к господствующим над ним силам. Основано на вере, соединено с эмоциональным отношением человека к миру.

4. Научное познание.

5. Философское познание - связано с объяснением бытия

Особенности философского познания:

1. Представление об универсальности и целостности бытия

2. Содержит оценки – выступает как мировоззрение

3. Рационально исследуется структура и логика мысли, природа и возможности методов познания

Сенсуализм и эмпиризм (Беркли, Локк) – источником знания является чувственный опыт, признается решающая роль чувств в познании. В разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства человека.

Эмпиризм признает решающую роль опыта в познании.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Объективно существующие вещи вызывают у человека ощущения – это материалистический сенсуализм.

Основа познания – разум. Это рационализм.

Основа познания – разум, решающая его роль в познании. Врожденные идеи (Декарт).

 

 

34. Чувственная и рациональная формы познания. Виды чувственного и рационального познания.

Формы познания:

1. Чувственное – опирается на органы чувств

- ощущение – отражает отдельные свойства предмета, вещи. Это субъективный, идеальный образ вещи. В познании происходит синтез ощущений

- восприятие – отражает совокупность свойств, но оно основано на восприятии. Это чувственный, целостный образ вещи. Это синтез различных ощущений.

- представление – чувственный образ вещи, который сохраняется и воспроизводится в сознании человека без непосредственного воздействия на органы чувств человека.

2. Рациональное

- понятие – представляет в обобщенном виде вещи определенного класса, в нем фиксируются существенные и несущественные свойства. Это результат выделения общих абстрактных признаков.

- суждение – вид рационального познания, в котором посредством связи понятий что-то утверждается или отрицается

- умозаключение – вид рационального познания, представляющий рассуждение, в ходе которого логически выводятся новые суждения - выводы

Место чувственного познания:

1. Непосредственная связь человека с внешним миром

2. Человек не способен к познанию без органов чувств

3. Потеря человеком некоторых органов не прекращает познание

4. Рациональное познание опирается на чувственное познание

Чувственное познание ограничено, потому что органы чувств не могут все воспринять (инфракрасное излучение). Чувственное познание дополняется рациональным.

Различия чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное
Общее и единичное не разделены Отражение общего, выделение единичного и общего
Существенное и несущественное не разделены Отражение существенного
Непосредственная связь с внешним миром Опосредованная связь с внешним миром

Чувственное познание и рациональное познание находятся в единстве.

В процессе познания существует иррациональное.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины путем его усмотрения, бессознательного рационального обоснования. Это непосредственное постижение истины через органы чувств.

 

 

35. Истина: объективная, абсолютная, относительная и конкретная.

Иррационализм понимает истину как сверхразумную чувствительную деятельность.

Наука признает интуицию и рассматривает как знание, возникающее внезапно без осознания мыслительного процесса, приведшего к этой истине.

Понимание истины:

1. (классическая концепция). Это соответствие представлений и знаний действительности (Аристотель, Фома, Гольбах, Феербах, Маркс)

2. Истина как ценность (прагматизм). Это полезность (Дьюи). Истина – это то, за что человек может умереть (Марсель)

3. Это соглашение (конвенционализм: Пуанкаре – нельзя ставить вопрос об истинности какой-либо геометрии. Истина – результат соглашения между учеными)

4. Когерентная концепция. Истина – согласованное и непротиворечивое знание

5. Эмпириокритицизм. Мысль, экономно описывающая действительность.

Истина – соответствие наших мыслей действительности (классическая концепция)

Соответствие – адекватное отражение действительности.

Характеристики истины:

1. Объективная – она объективна по источнику и содержанию. Источник – объект истины. Содержание - оно зависит от объекта, но не зависит от человека. Объективность истины иная, нежели у реальной вещи. (Сторонники субъективизма считают, что истина внутри человека и она субъективна)

2. Абсолютная. Абсолютная истина – абсолютно точное, полное, верное отражение действительности.

3. Относительная. Относительная истина – относительно точное, относительно верное, относительно полное отражение действительности. Различие – степень полноты отражение.

4. Конкретная — раскрывает существенные моменты понятия предмета с учетом конкретных условий его развития

Диалектика абсолютной и относительности истины:

1. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин

2. В относительной истине содержатся элементы абсолютной истины

3. Абсолютная истина может переходить в относительную истину

Если это не учитывает, то мы придем метафизике. Абсолютивизм. Релятивизм.

Антиподы истины:

1. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

2. Дезинформация – передача ложного знания как истинного знания или наоборот, передача истинного знания как ложного: полуправда, ложь-умолчание

3. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие знаний объекту. Оно возможно потому что поиск истины связан с выдвижением догадок, гипотез

Подходы в рассмотрении расположения истины и лжи:

1. Взаимоисключение

2. Истина и заблуждение относительны. Истина может содержать элементы заблуждения

Истина связана с достоверным и вероятным знанием.

Достоверное знание – такое знание, во-первых, когда имеется полное основание утверждать, что его истинность окончательно установлена и оно не нуждается в дальнейшем обосновании и доказательстве, во-вторых, когда имеется полная субъективная уверенность в человеческом знании Вероятное знание – такое знание, когда, во-первых, имеется не полное, а только некоторое основание считать знание истинным, оно нуждается в дальнейшем доказательстве, во-вторых, когда знание вызывает определенную уверенность, но человек готов к тому, что уверенность может не опревдаться
Полное основание об истинности Отсутствует полное основание об истинности
Полная уверенность в знании Отсутствует полная уверенность в заннии

 

Критерии истины:

1. Нет критерия

2. Ощущения и восприятия человека

3. Самоочевидные теоретические положения

4. Ясность и отчетливость (Рационалисты: Декарт, Спиноза и Лейбниц)

5. Общезначимость. Истина то, что соответствует мнению большинства

6. Практика

 

36. Практика и ее виды. Гносеологические функции практики – основа, движущая сила, цель познания и критерий истины

 

Практика

У идеалистов – духовная деятельность.

У материалистов – удовлетворение потребностей человека.

Исходная категория практики – деятельность. Деятельность – способ существования людей. Материальная составляющая деятельности.

Практика – целенаправленная материальная деятельность людей в процессе и результате которой они преобразуют окружающий и изменяются сами. В практику сходит материальная деятельность и духовная деятельность, связанная с целеполаганием.

Труд

Виды практики:

1. Матеариально-производственная – изготовление продуктов и средств производства

2. Социально-политическая – направленность на преобразование общественных отношений

3. Научный эксперимент

4. Медицинская практика – материальное воздействие на человека

5. Повседневная

Структура практики:

1. Субъект

2. Объект

3. Цель

4. Средства

5. Результат

Гносеологические функции практики:

1. Основа познания

2. Движущая сила познания – от практики исходят стимулы познания

3. Цель познания– практика необходима для получения истинного знания, познание ради практики.

4. Критерий истины

Диалектика практики как критерия истины

1. Проверка истинности осуществляется не в единичном акте

2. Связь практической и логической проверки

3. Абсолютный и относительный критерий

 

Функции познания по отношению к практике

1. Информационная. Познание – средство практической деятельности

Регулятивная. Познание регулирует практику

 

37. Специфика научного познания.

Специфика научного познания:

1. Объекты изучения, которые не сводятся к объектам обыденного познания (абстрактность объектов: эмпирических и идеальных)

2. Особые средства воздействия на реальный мир

3. Изучение законов – задача научного познания

4. Конечный продукт – новое знание (без нового знания наука не развивается)

5. Методы познания (также один из продуктов научного познания)

6. Язык науки – средство научного познания

7. Специфический субъект научного познания – занятия наукой требует особой подготовки

Признаки научного знания:

1. Системность – знание организовано в систему, совокупность знаний приведена в определенный порядок на основе определенных принципов

2. Элементы – факт, гипотеза, теория, научная картина мира

3. Способы обоснования истинности научного знания (эксперимент, выводимость одного знания из другого, логическая доказательность, непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным)

4. Интерсубъективность – законы, принципы и теории появляются потому, что представляют необходимый этап развития науки

Варианты решения проблемы знания и веры:

Вера – элемент познавательной деятельности, это состояние убежденности

1. Ревеляционистская позиция – отрицается ценность знания в пользу веры

2. Рационалистическая – направленность на соединение религиозной веры с рациональным познанием (признается первенство либо знания, либо веры)

3. Концепция двух истин – истины естественные и сверхъестественные несводимы друг к другу

Специфика социального познания:

1. Диалог в познавательной деятельности

2. Понимание

3. Оценка социальных явлений и процессов

4. Зависимость от субъекта познания (от мотивов, интересов, ценностей)

5. Образность, символизм, метафоры

6. Хроники, архивные материалы, археологические находки, письма, документы в качестве эмпирической базы

Формы вненаучного знания:

1. Обыденное знание – сведения о действительности, полученные в повседневной практике

2. Религиозное знание – основано на вере, направлено на постижение сверхъестественного, опирается на откровение

3. Лженаучное знание – сознательное использование домыслов и предрассудков

4. Антинаучное знание – утопическое, сознательное искаженное представление о действительности

5. Псевдонаучное знание – спекуляции на популярных представлениях (йети)

6. «Народная наука» - знание знахарей, целителей.

7. Паронормальное знание – знание о тайных психических силах, влияния без физического воздействия

Виды паронормального знания:

1. Телепатия – передача информации без прямого канала

2. Ясновидение

3. Телекинез – передвижение предметов

4. Лозоискание

5. Хиромантия

6. Мистика – выход человека к космического сознанию

7. Астрология

8. Оккультизм – знание о таинственных явлениях, которые доступны только посвященным людям

9. Экзетеризм – признается две реальности. Одна имеет совершенный характер, другая представляет стремление человека к идеальному

Виды экзетерического знания:

1. Знание оккультных сил

2. Колдовство

3. Знание мистических сил (заговоры)

 

 

38. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

Критерии различия эмпирического и теоретического познания:

1. Разный объект изучения. В эмпирическом изучаются эмпирические объекты – абстракции, выраженные эмпирическими терминами или эмпирическим языком науки, от реального он отличается абстракцией, с помощью которого в реальном объекте выделяются определенные свойства с жестко фиксированными признаками. В теоретическом познании изучаются идеальные объекты – логические реконструкции реальных объектов. Идеальные имеют признаки реальных объектов. В отличие от эмпирических, теоретические могут наделяться признаками, которых нет у реальных объектов (материальная точка)

2. Уровень отражения. Эмпирическое познание отражает уровень явлений, а теоретическое отражает законы

3. Связь с практикой. Для эмпирического познания характерно непосредственное практическое взаимодействие с изучаемым объектом. В теоретическом познании опосредованная связь с изучаемым объектом.

4. Средства исследования. Средствами эмпирического познания являются материальные средства, которых нет в теоретическом познании – там идеальные средства

5. Методы исследования. В эмпирическом эксперимент, измерение, сравнение. В теоретическом – абсолютизация.

Эмпирическое познание – уровень научного познания, который связан с изучением реальных эмпирических объектов, отражает явления действительности, непосредственно связан с практикой и имеет специфические средства и методы познания

Теоретическое познание – уровень научного познания, который связан с изучением идеальных объектов, отражает сущность, имеет опосредованную связь с практикой и имеет специфические средства и методы исследования.

Уровни эмпирического познания:

1. Единичные эмпирические высказывания – регистрируются результаты и этапы проведения эксперимента

2. Факты – знание о фрагменте или о событии

3. Эмпирические законы, которые получаются путем индукции

Единичный факт – знание о единичном событии

Статистический факт – обобщенный результат изучения определенного объекта

Факты у различных наук.

Уровни теоретического познания:

1. Частные, единичные теоретические утверждения

2. Частные теоретические законы

3. Аксиомы, теоретические законы

 

39. Методы научного познания.

Метод научного познания – приемы, правила, требования, которыми руководствуется ученый в процессе познавательной деятельности

Виды эмпирического познания:

1. Наблюдение – целенаправленное и организованное изучение объекта без его изменения

2. Эксперимент – практическое воздействие на изучаемый объект, связан как правило с изменением объекта или условий

3. Измерение - посмотреть

4. Сравнение - посмотреть

Виды наблюдения:

1. Нестандартизированное – не определено детально

2. Стандартизированное

3. Полевое – проводится в естественных условиях

4. Лабораторное – в искусственных условия

5. Систематическое

6. Эпизодическое

7. Случайное – сроки объекта заранее не предусматриваются

8. Одномоментное – фиксируется одно явление в определенном месте и времени

9. Панельное – через время за одним объектом, цель – изучение динамики

10. Контролируемое

11. Неконтролируемое

Преимущество эксперимента:

1. Воспроизводство объекта изучения

2. Обнаружение новых свойств

3. Изоляция объекта изучения

4. Использование приборов, инструментов, аппаратов

5. Изменение условий функционирования объектов

Виды эксперимента:

1. Характер воздействия: полевой – воздействие в естественных условиях (контролируемый, неконтролируемый), лабораторный – в искусственных условиях

2. Характер объекта: реальный, мысленный

Методы познания (общелогические)

1. Анализ и синтез

2. Индукция и дедукция

3. Аналогия – перенос абстрактных объектов из одной области знания в другую

4. Классификация – разбиение множества по признакам

5. Моделирование – один объект замещается подобным (оригинал, модель)

Операции при моделировании:

1. Переход к модели

2. Изучение модели

3. Перенос результатов изучения на объект

Методы теоретического познания:

1. Абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков, свойств и отношений в объекте и отвлечение от других признаков

2. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему, образование общих понятий

3. Идеализация – отвлечение от реальных свойств и одновременно введение признаков, которых нет в действительности

4. Формализация – изучение объекта путем отражения его содержания в знаковой форме

5. Мысленный эксперимент

6. Аксиоматический – некоторое утверждение применяется без доказательства, остальное знание выводится из них путем дедукции.

7. Гипотетико-дедуктивный – создание системы связанных между собой гипотез из которых дедуктивно выводится эмпирически проверяемое следствие

Методы построения и обоснования научного знания:

1. Системный метод – изучение объектов как системы

2. Восхождение от абстрактного к конкретному

 

 

40. Научная проблема, гипотеза. Теория: структура и функции.

Ориентация на решение чисто научных или чисто практических задач и проблем.

Проблема- противоречие между знанием о потребностях в действиях и незнании путей и средств по реализации действия

Проблемная ситуация – состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате неполноты и ограниченности знания.

Она возникает тогда, когда имеет

1. Расхождение теории с экспериментальными данными

2. Конфронтация теорий в одной предметной области

3. Столкновение исследовательских программ, стилей научного мышления

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре, связях, механизме функционирования и развития изучаемого объекта

1. Выдвижение гипотезы

2. Доказательство и подтверждение

Виды гипотез:

1. Описательная – предположение о структурных и функциональных связях объекта

2. Объяснительная – акцент на причинно-следственных связях

Теория – система логически взаимосвязанных суждений, которая отражает необходимые и существенные связи, свойства и отношения изучаемого объекта.

Состав теории:

1. Исходный теоретический базис – аксиомы, постулаты

2. Логический аппарат – правила определения понятий, правила вывода теоремы из аксиом

3. Допустимые следствия

Функции теории:

1. Информационная

2. Систематизирующая

3. Прогностическая

4. Объяснительная

 

41. Наука, техника, технология. Научная и научно-техническая революция.

Типы научных революций:

1. Новые фундаментальные теории

2. Новые средства и методы исследования

3. Открытие новых миров

Глобальные научные революции:

1. Становление классического ествествознания 17 век

2. Переход к дисциплинарно организованной науке

3. Конец 19 начало 20 века. Становление неклассической науки

4. Последняя треть 20 века становление постнеклассической науки

Типы научной рациональности:

1. Класстическая

2. Неклассическая

3. Постнеклассическая

Наука и техника:

1. Линейная модель – техника – прикладная, а наука только производит знание

2. Эволюционная модель. Развитие науки и техники происходит автономно друг от друга

3. Ориентация науки на развитие техники. Наука ориентируется на технику

4. Технические науки. Появление технических наук

Интеграция науки и производства:

1. От возникновения первых научных лабораторий (конец 19 – начало 20 веков)

2. 50-е г. 20 века. Происходит интенсивный рост промышленного сектора

3. После второй мировой до конца 20 века. Наука и промышленность – задача государства общенациональная

4. Интеграция науки с общественной жизнью

Научная революция – революция в ряде наук

Научно-техническая затрагивает качественные изменения в науке, технике, производстве

 

Философская методология

Предмет – общие закономерности, тенденции научного познания

Науку можно рассматривать как познавательную деятельность, как социальный институт и как особую сферу культуры.

Функции науки:

1. Описательная

2. Объяснительная – подведение фактов, событий под общие теории, концепции

3. Предсказательная – предсказание новых явлений, событий, фактов

4. Понимание – способ, с помощью которого можно интерпретировать, истолковывать явления индивидуальной деятельности (научное понимание основано на интерпретации фактов, событий, она раскрывает мотивации поведения человека)

Классификация наук:

1. Математические – изучают знаковые системы

2. Естественные – объектом изучения являются природные системы

3. Социальные – объект - общество

4. Гуманитарные – объект - человек

5. Технические – объектом изучения являются технические системы

Социальные науки: экономика, политология, антропология, право, этнография, социология

Гуманитарные: философия, культурология, история, религиоведение.

Социальные Гуманитарные
Более строгие, аргументированные Менее строгие и аргументированные
Объяснение – главная функция Главная функция – понимание
Изучают общество, общественные закономерности Изучают человеческий мир
Стандарты научности Менее логически обоснованы

 

Деление на фундаментальную и прикладную науку.

 

 

42. Общество, природа, культура.

Рассмотрение общества как социального мира, как социальной формы движения материи.

Общество – единое целостное образование, состоящее из людей и их отношений между собой и с природой.

Общество охватывает и прошлые поколения, и будущие поколения.

Это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Подходы в понимании общества:

1. Реализм. Общество – реальность особого рода и она во многом не зависит от людей, которые общество составляют. Общество возникает как результат взаимодействия людей, а затем оно развивается по объективным законам

2. Номинализм. Признается реальность индивидов, а общество не образует реальную объективную реальность

3. Синтез номинализма и реализма. Общество – совокупность взаимодействующих людей.

Удовлетворение потребностей в результате взаимодействия людей, оно надприродно.

Признаки общества:

1. Устойчивая общность

2. Совместная деятельность людей

3. Общественные отношения

4. Общие цели

Общество – результат сознательной деятельности людей.

Стихийность/сознательность. В обществе действуют и стихийные и сознательные процессы.

В сознательной деятельности людей проявляются законы общества, они имеют объективный характер. Но законы общества специфичны по отношению к законам природы:

1. Не вечны, они возникают вместе с обществом

2. Созданы людьми

3. Имеют более сложный характер

4. Статистический характер, потому что в обществе очень много случайного. Это законы – тенденции.

Естественная основа общества - природа. Она дает ресурсы для его существования. Природа – среда обитания общества. Окружающая среда: земля и часть солнечной системы, находящаяся в поле деятельности человека.

Естественная среда обитания – живая и неживая природа.

Искусственная среда обитания – 2-я природа

Географическая среда – вода, почва, атмосфера, растения и животные.

Биосфера.

Появляется ноосфера – сфера разумного.

Общество воздействует на природу.

Воздействие общества на природу:

1. Общество разрушает природные комплексы

2. Создание новых природных комплексов

3. Воздействие отходами деятельности

Общество связано с культурой. Культура – возделывание, образование, развитие (от латыни).

Культура – все то, что искусственно создано человеком. Это система ценностей, идей, норм, правил поведения при помощи которой общество саморегулируется.

Функции культуры:

1. Образовательная

2. Интегративная и дезинтегративная (чувство общности, культура сплачивает; или разобщает на основе различных культур и культурных конфликтов)

3. Регулятивная – она регулирует поведение человека при помощи норм

4. Коммуникативная

5. Информационная – она накапливается и передается между поколениями и народами

6. Воспитательная

Культура связана с созданием материальных и духовных ценностей.

Она охватывает все достижения человечества.

Формы:

1. Материальная культура – создание материальных благ, средств производства, жилищ

2. Духовная культура – связана с духовными ценностями

Они едины и взаимодействуют.

 

 

43. Общественное бытие и общественное сознание. Уровни и формы общественного сознания.

Общественное бытие – все то, что является материальным и независимым от сознания общества (люди, социальные группы, отношение людей друг к другу, к природе. Это объективная социальная реальность и форма движения материи)

Общественное сознание – общество осознает общественное бытие и окружающий мир (оно неотделимо от сознания отдельного индивида)

Взаимосвязь в том, что формирование индивидуального сознания происходит под влиянием общественного сознания. С другой стороны общественное сознание несет отпечаток индивидуального сознания, которое его создает. Но это не механическая сумма индивидуальных сознаний.

Отношения общественного бытия и общественного сознания:

1. Первичность общественного бытия

2. Общественное сознание отражает общественное бытие

3. Относительная самостоятельность общественного сознания

4. Воздействие общественного сознания на общественное бытие

Уровни общественного сознания:

1. Обыденное – на уровне явлений, на базе здравого смысла и теоретическое – связан с отражением сущности социальной и природной действительности, представлено в науке.

2. Общественная идеология и общественная психология

Общественная психология – несистематизированное общественное сознание, это эмоциональный уровень общественного сознания:

1. Психические свойства

2. Чувства, стремления, настроения

3. Социальные привычки

Идеология – систематизированное духовное выражение коренных социальных интересов социальных обществ и групп, это рациональный уровень общественного сознания.

Отношения между ними предполагает опору общественной идеологии на общественную психологию.

Формы общественного сознания:

1. Политическое

2. Правовое

3. Нравственное

4. Эстетическое

5. Религиозное

6. Философское

7. Научное

Они различаются по времени возникновения. Первая форма – нравственное сознание. При появлении государства и права возникает политическое и правовое сознание. Они отличаются объектом отражения – это виды общественных отношений и сторон общественной жизни.

Особое место у философского и научного сознания, потому что нет соответствующих отношений. Они отражают либо науку, либо философское понимание мира

Форма отражения:

1. Время возникновения

2. Объект отражения

3. Форма отражения

4. Функции. Существуют общие функции: познавательная, воспитательная, коммуникативная, мировоззренческая, оценочная. Специфические функции.

 

44. Гражданское общество и государство.

Сферы общества:

1. Экономическая – связана с деятельность людей по производству, потреблению материальных благ, трудом и развитием экономики

2. Социальная – сфера отношений между социальными общностями и группами по поводу их положения в обществе

3. Духовная – общественное сознание, духовная культура, объекты социальной инфраструктуры (театры, музеи, библиотеки)

4. Политическая – сфера отношений по поводу власти, управления, включает политическую систему, государство, профессиональные союзы

Различие страны и государства.

Элементы государства:

1. Публичная власть

2. Обязательные правовые нормы

3. Территория

4. Распространение власти на все сферы общества

5. Общие налоги и сборы

6. Применение санкций

7. Территориальное деление власти

Концепции происхождения государства:

1. Аристотель

2. Общественный договор

3. Функциональный подход

4. Марксизм

5. Божественное творение

Функции государтсва:

I) Внутренние

- установление правового нормативного порядка

- экономическая

- социальная

- экологическая

- распределительная

II) Внешние

- Национальная безопасность

- отстаивание государственных интересов в международных делах

- международное сотрудничество

Решение глобальных проблем

Гражданское общество – частная негосударственная жизнь, деятельность негосударственных институтов и общественных объединений.

Элементы гражданского общества:

1. В экономике – частные предприятия, кооперативы

2. В социальной сфере – семья,

3. В духовной сфере – негосударственные СМИ, церковь

4. В политической сфере – общественные объединения

Это общество, которое может в рамках закона контролировать власть, противодействовать произволу.

 

45. Многовариантность исторического развития. Основные концепции философии истории.

46. Формационная концепция исторического развития. Общественно-экономическая формация. Базис и надстройка.

47. Цивилизационная концепция исторического развития. Традиционная и техногенная цивилизация.

 

Философия истории:

1. Идея будущего общества

2. Идея общественного развития

На общественное развитие влияют факторы:

1. Субъективные: активная целенаправленная деятельность людей, социальных групп

2. Объективны: факторы, связанные с материальными отношениями и естественными условиями жизни,

Виды детерминизма:

1. Географический

2. Демографический. (Мальтус)

3. Экономический

4. Технологический – научно-технический прогресс (оптимистический и пессимистический вариант)

Концепции исторического развития общества:

1. Античная концепция – круговорот (Платоновская идея идеального государства)

2. Христианство. История – линейный процесс. Конец истории – второе пришествие Христа.

3. Просвещение. Движущая сила исторического прогресса - разум

4. Формационная. Признание общественного развития как процесса прохождения общественно-экономических формаций. Формация – общество на определенной стадии развития, которое имеет свой базис и свою надстройку. Производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – система субъективных и вещественных элементов, необходимых для материального производства. Средства труда – комплекс вещей для воздействия на природу. Орудия труда – средства труда с помощью которых человек непосредственно воздействует на природу. Предмет труда – то, на что направлен труд. Производственные отношения – отношения между людьми по поводу средств, предметов и орудий труда, отношения собственности, кому принадлежат средства, орудия и предметы труда, это отношения по поводу продуктов. Базис – совокупность производственных отношений

5. Цивилизационная

Надстройка:

1. Общественное сознание

2. Учреждения и организации

3. Духовные отношения

Цивилизационный подход. Появился как альтернатива формационного подхода. (Шпенглер, Тойнби)

Цивилизация:1

1. Общество после дикости и варварства

2. Ступень в развитии культуры

3. Конечный момент в развитии культуры

4. Высокий уровень материальной деятельности

5. Ценность всех культур

Цивилизация – культурно-исторический тип общества, который основан на культурной матрице или культурном коде – совокупности устойчивых принципов.

Цивилизация включает:

1. Нормы, традиции, обычаи, модели стереотипы поведения

2. Стереотипы социального общения

3. Духовное единство

Цивилизационный подход базируется на выделении преобладающего типа хозяйственной деятельности.

Цивилизации:

1. Локальные

2. Глобальные

Стадии техногенной цивилизации:

1. Предындустриальное

2. Индустриальное

3. Постиндустриальное

 

 

48. Глобализация и глобальные проблемы современного общества.

Глобализация – планетарный характер общественных процессов.

Последствия информационно-технической революции:

1. Соединение информационных точек

2.

Глобальные проблемы, их критерии:

1. Масштабы действия

2. Значение для настоящих и будущих поколений

3. Их решение нельзя откладывать на будущее

Глобальные проблемы:

1. Природные катастрофы

2. Оружие массового поражения

3. Экологический кризис

4. Антропологический кризис. Человек вызывает те силы, которые не в состоянии контролировать

5. Стремительный рост населения

6. Разрыв в уровне развития стран

7. Наркомания, алкоголизация, СПИД

8. Истощение природных ресурсов

9. Нехватка продовольствия

 

 

49. Человек: биологическое и социальное, телесное и духовное.

 

Человек: биологическое и социальное, телесное и духовное.

Религиозный подход — бог создал человека.

Внеземное происхождение человека.

Научные теории, в том числе теория Дарвина.

Дарвин выделил биологические факторы антропогенеза (происхождения человека):

Естественный отбор.

Изменчивость.

Влияние окружающей среды.

Размножение??

Трудовая теория Энгельса: в основе антропогенеза лежит труд.

Труд связан с изготовлением и использованием орудий труда.

Труд способствовал сплочению первобытных людей. Труд и членораздельная речь способствовали развитию мозга у обезьян (наверное).

Потом появляется общество.

Три вида факторов:

Биологические.

Природные.

Социальные.

Антропосоциогенез — происхождение человека и общества (они развивались параллельно).

 

АмериканскийученыйФранклинутверждал, чточеловек—животное, создающееорудиятруда.

Трудоваядеятельностьживотныхнеимеетобщественногохарактера. Аучеловекаявляется.

 

Оноснованнаразделениифункциймеждулюдьми.

Критерииразличиячеловекаиживотного.

Можновыделить 3 уровняприрассмотрениичеловека:

6. Природно-биологический (неразрывнаясвязьсприродой). Высшеемлекопитающее (homo sapiens). Биологическиепонятия: возраст, здоровье, генотип. Геныпереходятврезультатенаследования.

3. Психологический. Предрасположенностькразвитиюпсихическихсвойств (наверное): интеллект, мышление. Этотуровеньвключаетмотивы, темперамент, характерит.д.

Социальный.Признаниечеловекаобщественнымсуществом, личностью. Желания, стремления, потребности, интересыимеютвкачествеисточникаобщественнуюжизнь. Преобразуетприродныеинстинкты.

Целостностьбиологических, психологическихисоциальныхсвойств!!!

Соотношениебиологическогоисоциального.

Биологическоеявляетсяосновойсоциального.

Такжесуществуетпозицияабсолютизациибиологического.

Основныепризнакичеловека:

Деятельноесущество.

A. Разумное.

B. Творческое.

C. Свободное.

Сознательноесущество.

· Общественноесущество.

Человек – это родовое понятие.

Индивид—единичныйпредставительсоциальнойгруппы.

Индивидуальность—совокупностькачествчеловека.

Личность—носительобщественныхотношений, которыйоказываетвоздействиенаэтиотношения.

Взаимосвязьличностииобщества: личность—продуктобщества. Общество—продуктличности. Личностьрассматриваетсятольковсвязисобществом.

Отношениекобществу:

Некритическое. (Конформист).

Критическое.

A. Нигилист.

B. Реакционер—защитникстарины.

C. Революционер—стремитсякореннымобразомизменитьдействительность.

D. Реформатор—эволюционныйпутьличности.

 

50. Личность и ее роль в истории.

 

51. Смысл и цель человеческого бытия. Жизнь и смерть.

Смысл жизни—осознаваемые ценности, ради которых он ставит цели и достигает их.

Основные подходы в понимании смысла жизни.

Гедонизм (этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни)

Альтруизм (понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага)

3. Стоицизм (Одно из направлений в философии!)(Яркие представители- Марк Антонин Аврелий, Сенека).
Учит мужеству и холодности. Всегда быть спокойным и разумным, почти лишенным эмоций) Смысл – выполнение своего долга.

Прагматизм (философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости)

· В согласии с собственной природой.

Развитие творческих способностей.

· В существовании человека.

Пессимизм (отрицательный, негативный взгляд на жизнь, мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в будущее)

Отношение к смерти.

Древне индийские учения (переселение души).

Христианство (подготовка к внеземной жизни).

Натуралистические и позитивистские учения Нового времени (бессмертность души в созданных ценностях).

Формы бессмертия:

Бессмертие души.

Бессмертие в потомках.

Бессмертие в мумификации.

Бессмертие в растворении во вселенной.

Бессмертие в результате деятельности.

 

 

52. Ценности и их роль в человеческой жизни.

 

 

53. Свобода, необходимость, ответственность.

Свобода, необходимость, ответственность.

Свобода-возможность человека мыслить и действовать в соответствии со своими представлениями, намерениями, желаниями, потребностями, интересами, добиваться цели.

Свобода воли—возможность внутреннего самоопределения человека в достижении и поставленных им целей.

Волюнтаризм—абсолютизация воли.

Фатализм—вера в судьбу

Формы борьбы за свободу.

Конфликт с обществом

Бегство от общества.

Адаптация с обществом.

Совпадение интересов человека и общества.

Виды свободы:

Экономическая.

Политическая.

Духовная.

Ответственность—отношения между людьми, как адекватность осуществления предъявляемых взаимных требований, исполнениепредусмотренныхсанкцийпринесоответствиидействийирезультатовэтимтребованиям.

Насилие—общественное отношение, входе которого, одни индивиды, социальныегруппыилидругиесубъектыспомощьювнешнегопринужденияподчиняютсебедругие.

Оправдание насилия:

Апология (насилие—критерий справедливости).

Радикальное отрицание.

Мягкое отрицание (вне которых случаях оправдано).

Принципы ненасилия (М. Кинг).

Насилие—это борьба, сопротивление сильных людей.

Апеллирует к разуму и совести.

Направлено против зла.

Принимает страдание без возмездия.

Избегать внешнего и внутреннего насилия.

Вера в справедливость мироздания.

 

– Конец работы –

Используемые теги: мировоззрение, Философия0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировоззрение и философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения
Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в... Структура мировоззрения представлена следующими уровнями...

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Вопрос Специфика философского знания... Вопрос Предмет и методы философии... Вопрос Функции философии...

Типы мировоззрения мифология, религия, философия
ЛЕКЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ... План... Понятие структура функции мировоззрения...

ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ... НАУКА... Логически не противоречивая система знаний человека об объективных процессах природы и общества дающая возможность...

Философия как наука и тип мировоззрения
Зародившись в VII VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. … Я ответственно заявляю, что сначала выдумывал ответы, а потом придумывал, как… После чего они из фантазий становились научными результатами и подвергались публикации в соответствующих журналах. …

Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.
На сайте allrefs.net читайте: Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения....

Философия и мировоззрение
Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека Философия как основа мировоззрения Выделяют несколько типов... мифологическое мировоззрение это пониманием мира как арены борьбы... философия выступает одним из типов мировоззрения Философское мировоззрение это рационально теоретический взгляд на...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия: наука или мировоззрение? Многие считают, что философия завершила свое существование, выродилась, обречена, желая дискредитировать как псевдонауку, другие - напротив, видят в… В данной работе рассмотрим несколько точек зрения относительно понятия… История философии является не только сменой и противостоянием различных концепции и методологических позиций, но и…
  • Философия и мировоззрение Введение... Философия и мировоззрение... Предмет и функции философии...
  • Античная философия и философия средневековья Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…
  • Философия и мировоззрение..3 Введение... Философия и мировоззрение... Предмет и функции философии...
  • Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...