рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И КРУГ

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И КРУГ - раздел Философия, Раздел I. Философия, Ее Предмет И Круг ...

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И КРУГ

РЕШАЕМЫХ ВОПРОСОВ

Что такое философия? Жизнь человека характеризуется производством и накоплением знаний, которые нужны для решения возникающих в его жизни проблем.… Согласно легенде, первым назвал себя этим именем древнегреческий мыслитель… Но четкого определения предмета философии Пифагор не дал. Это сделал другой грек – Аристотель (IV в. до н. э.). Он…

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Историко-философский процесс. Критерии типологизации

Наличие множества философских учений вызывает необходимость в их классификации. При этом нужно помнить, что всякая классификация определяется… Наиболее распространенным способом деления философских течений является их… Существует деление философских учений по национальному признаку. Тогда можно говорить о греческой, индийской,…

Философия Древнего Востока

Первым способом понимания человека и общества явилась мифология. Миф – это древнее народное сказание, о творении мира о легендарных героях; о… Древнеиндийские веды утверждают, что первоосновой бытия является духовное… В Древнем Китае полагали, что все произошло от первочеловека Паньгу, который своим ударом разделил первобытный мрак…

Античная философия

Древнегреческая философия доклассического периода.Начало возникновения древнегреческой философии относится к концу VII–VI векам до н. э. В этот… Торговля и судоходство, возникновение и развитие греческих колоний вели к… Социально-экономические изменения, происходившие в VII–VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи…

Средневековая философия

В истории средневековой философии выделяется два этапа: патристика (V–Х века) и схоластика (XI–XV века). Под патристикой обычно понимают… Главной фигурой средневековой философии позднего периода является Фома… Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога:

Философия эпохи Возрождения

Все лучшее от античности и христианства воплотились в складывающиеся в эпоху европейского Возрождения взгляды на человека и общество. Выдающиеся… Вся культура Возрождения, ее философия пронизана идеей гуманизма. Выразителями… Лоренцо Валла является представителем первого периода Возрождения. Размышляя на темы этики, он проводил мысль о…

Философия Нового времени

Р. Декарт. Идеи античного рационализма находят свое логическое завершение лишь в XVII–XIX столетиях, которые ученые называют золотыми веками… Декарт полагал, что мир построен из двух субстанций – духовной и телесной. Они… В философии Декарта уже довольно четко проявляется нарастающая по мере эволюции классического рационализма идея…

Немецкая классическая философия

И. Кант. Без сомнения, рассуждает Кант, вне нашего сознания существует объективный мир – мир «вещей самих по себе» (мир сущностей). Этот мир, воздействуя на наши органы чувств, порождает в сознании образы и мысли – «мир явлений». Центральный вопрос познания – в какой мере соответствует «мир явлений» (т. е. наши знания о мире) «миру сущностей» (самому миру). Кант решает его в характерной для всего неклассического рационализма форме: ответить на этот вопрос невозможно, так как мы не знаем и не можем знать, что из себя представляет объективный мир. Почему? Потому что он всегда нам дан лишь через образы и мысли. Нам кажется, что мы сверяем наши знания о мире с самим миром с помощью практики. Но это иллюзия: речь в этом случае идет лишь о проверке одного знания (концептуального, теоретического) другим (чувственным). По сути, это проверка одних образов через другие. Мы обречены представлять мир таким, каким нам его рисует наше сознание. Ответить на вопрос, каков мир на самом деле, принципиально невозможно.

Из предшествующей традиции дедуктивного рационализма Кант считал достойной внимания лишь одну проблему – идею «безусловного» начала, на которое вынужден опираться разум при познании мира. При решении этого вопроса Кант воспроизводит по сути декартовскую концепцию «врожденных идей», трансформированную в ее философии до неузнаваемости. Если «врожденные идеи» Декарта имеют божественный характер, то Кант отказывается решать вопрос о происхождении априорных (доопытных) схем разума. Если у Декарта эти идеи имеют содержание, то Кант отводит им организующую (структурирующую) функцию в сознании. Такими «оформителями» чувственного мира человека Кант считает пространство и время, рассматриваемые им в качестве врожденных феноменов психики. Согласно этому учению, информация о мире, попавшая в сознание, организуется по его внутренним законам в некую целостность, которую мы и считаем миром. Поэтому принцип тождества бытия и мышления классического рационализма неверен: мы имеем право говорить лишь о структурах сознания, спроецированных на полученные при познании чувственные данные.

Появление этой философии открыло новую эпоху в истории рационализма, доведенную до логического завершения позитивизмом. Это был новый рационализм, который продолжал верить в силу разума и науки, но считал, что они должны быть очищены от ряда иллюзий, служивших источником многих ошибок. Задачу такой «расчистки» науки поставили перед собой Огюст Конт, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Конт назвал свое учение позитивной философией и оно, претерпев значительную эволюцию, дошло до нас под названием «позитивизм». В развитии позитивизма можно выделить три этапа: классический позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм. Объединяет их одно: как сделать науку более научной?

Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте(1762-1814). Фихте ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума – свободы, он стремится вывести и теоретический разум – познание природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного действия. Таким образом, философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активной практически деятельной сущности человека.

Исходное понятие системы Фихте – «Я», которое утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть: это самоочевидное суждение. Точно так же поступал Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность «Я»,у Фихте, основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира.

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не-Я»; достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг(1775-1854). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы, как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъекта и объекта. Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих. Однако остается задача – из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений этого мира. Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания – интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а доступна только особым одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция,по Шеллингу, есть высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.

Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – видный представитель немецкой классической философии, который доводит до логического завершения идею пантеизма и дедуктивно-рационалистический метод. Лучшей иллюстрацией рационализма Гегеля может послужить следующий фрагмент из его «Философии истории»: «Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь, потому что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать как нечто особенное, лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей. Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина, и он является для самого себя тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность...»[50].

Для Гегеля не существует принципиальной разницы между разумом и природой: существует нечто единое – Абсолютная Идея, являющаяся по существу чистой мыслью, логикой. Эта Абсолютная Идея в своей эволюции последовательно проходит путь от неживой к живой природе, а от последней – к человеческому обществу, далее – к искусству, религии, философии. Достигнув своего высшего уровня развития в философии Гегеля, Абсолютная идея полностью осознает свою сущность, узнает свою историю, направленную на постепенное снятие своих отчужденных материальных и духовных обличий, стесняющих ее свободу. Поэтому и развитие природы, и развитие общества, и развитие религии подчинены единому алгоритму, заданному в виде законов диалектической логики. Законы природы и общества, согласно Гегелю, разумны, а вся история мира есть движение разума от своих низших состояний (материи) к высшим (философии). Постепенное одухотворение бытия есть генеральная линия всеобщего прогресса. Поэтому развитие общества тоже есть закономерное движение к идеальному состоянию, т. е. к строю, полностью основанному на нормах разума (позже эта идея была использована Марксом для создания теории коммунистического общества).

Итак, природа и социальная жизнь представляют собой варианты развития мысли, ее «инобытие». Поэтому природа и общество не могут развиваться как попало, они подчиняются логике разума, т. е. своей сущности. Как писал Т. И. Ойзерман, «традиционная идеалистическая формула – мышление первично, бытие вторично – трансформируется Гегелем в новое основоположение: мышление есть бытие, бытие есть мышление»[51]. Провозглашенный Спинозой панлогизм достигает у Гегеля высшей ступени развития: весь мир есть мысль, существующая в разных, в том числе материальных, «опредмеченных» формах.

 

Философские направления XIX века

Несмотря на большие достижения науки и техники, в XIX веке начинается радикальный пересмотр парадигм культуры, основанной на идеалах рационализма.… Что же делать? Как жить? Философия жизни, экзистенциализм, религиозные… Ответов на вопрос «Как же жить?», как видим, много. Но все они сходятся в одном: нужно провести основательную ревизию…

Западноевропейская философия XX века

Классический психоанализ и неофрейдизм. Взгляды Ницше оказались не только одним из идейных источников экзистенциализма – под их влиянием… Фрейд впервые заявил о господстве в человеке и созданной им культуре… Фрейдовский Эрос сильно напоминает шопенгауэровскую «волю к жизни» или «волю к власти» Ницше: все три понятия несут…

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

 

 

Учение о бытии

И. Кант говорил, что самыми удивительными для нас являются две вещи: звездное небо над нами и моральный закон в нас. Великий философ в этих словах… Что есть бытие? Одним из первых философских вопросов, который задает человек,… В европейской философии поворот к другому – «функциональному» (А. Ф. Зотов) – пониманию бытия был осуществлен М.…

Учение о развитии

Понятие развития. Существует мнение, что идею развития в самом общем виде впервые выразил Гераклит. Вот что пишет по этому поводу Платон: «Гераклит… Идея изменчивости мира неизбежно приводит к вопросу о направленности… В диалектике встречаются два толкования развития: а) развитие как прогресс, т. е. движение к лучшему, к более…

РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

 

Человек, его происхождение, сущность и смысл существования

«Мы живем, но мы совершенно не знаем, кто мы есть, откуда мы, почему мы есть, для какой цели мы есть, куда мы движемся, каков смысл жизни. Обо всех… Ошо  

Проблема сознания в философии

Что такое сознание? Выделение сознания как предмета философского анализа, по мнению М. К. Мамардашвили, начинается с Платона, с его учения о «мире… Следует заметить, что в данном случае речь идет только о компоненте… Душа и сознание. Религиозный взгляд на сознание. Знакомство с религиозно-мистическими концепциями сознания для…

РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Предметом изучения социальной философии являются наиболее существенные элементы, свойства и отношения, составляющие содержание общественной жизни. Так как их существенность определяется автором той или иной теории общества, то социальная философия представляет собой совокупность различных, иногда даже противоположных учений о социальной реальности. Выбор проблем, включенных в содержание этого раздела и характер их решения, во многом определен существующей в отечественной философии последних десятилетий традицией и тем понятийным аппаратом, который широко представлен в научной и учебной литературе, использующейся в учебном процессе.

Кристаллизуя в себе общезначимые проблемы общественной жизни, социальная философия выступает методологической основой для экономической теории, политологии, теории и истории права, теории управления, этики, социальной психологии и через них оказывает влияние на содержание прикладных юридических, экономических, управленческих, психологических и педагогических наук.

 

Общество как система

Сферы общественной жизни. Рассматривая общество как целостный социальный организм, в нем можно выделить три относительно самостоятельные сферы,… Материально-производственная жизнь общества. К. Маркс считал эту сферу… Главное содержание материальной жизни общества составляет производство материальных благ. Оно (производство)…

Философия истории

1. Есть ли основания говорить о единой человеческой истории как целостной системе? 2. Существует ли у истории цель? Куда движется человечество? 3. Чем измерить степень развитости, прогрессивности общества? Существует ли такой всеобщий критерий, применимый для…

РАЗДЕЛ VI. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Проблема познания в философии

«Нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших теорий знания», – писал Н. О. Лосский. Как добиться,… Что такое истина? Как ее проверить? Возможно ли абсолютно объективное знание?… Раздел философии, который занимается проблемами познания, называют гносеологией.

Научное познание

Характерной особенностью человеческой культуры в последние три столетия является нарастающее влияние в ней науки. Наука все глубже проникает в… Особенности научного познания. Как отличить научную деятельность и ее… На другую особенность науки указал И. Кант. «Наука – это система, то есть приведенная в порядок на основании…

– Конец работы –

Используемые теги: раздел, Философия, Предмет, Круг0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И КРУГ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Предмет и методы геологии. Принцип актуализма: униформизм и актуалистический подход. Предмет и методы геологии. Специфика геологии. Разделы современной геологии. Специфика геологии:
Актуализм основополагающий принцип геологии Утверждает что в геологическом прошлом процессы происходили по таким же законам что и сейчас... Примеры актуализма знаки ряби в результате штормов знаки ряби в... Предмет и методы геологии Специфика геологии Разделы современной геологии...

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Предмет, понятие, метод, система. Понятие, предмет. Система
Тема... Предмет понятие метод система...

ТЕМА 1 Предмет, метод і завдання дисципліни Об’єкт та предмет дослідження регіональної економіки Методологія регіональної економіки
Об єкт та предмет дослідження регіональної економіки... Сторія розвитку регіональної економіки... Методологія регіональної економіки...

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ... В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как... Цель физического воспитания ребенка это подготовка к жизни труду защите Отечества...

Объект и предмет ТГП Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования
Теория государства и права наука и учебная дисциплина изучающая право и... ТГП одна из наиболее сложных учебных дисциплин изучаемых на первом курсе Она насыщена обобщениями абстрактными...

Предмет и задачи курса Предмет экономики природопользования – это система общественных отношений между людьми по
Q количество продукции... P цена единицы продукции D кривая спроса предельная общественная полезность...

Предмет и разделы экологии
Один из разделов экологии изучающий биосферу Земли называется... Химической Сельскохозяйственной...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам