Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины Во Второй Половине Xvii Века Важнейшим Вопросом В Самосознании И Идейно-Культ...
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического.
В униатской церкви восточно-христианское наследие долгое время оставалось важной опорой в проповеди, развитии теологической мысли, в философствовании. Ученые униаты-базилиане стремились поддерживать знание греческого языка в своей среде, хотя им этого не удалось. Церковно-славянский язык был практически забыт в униатской церкви к XVIII в., но «русская мова» развивалась очень успешно.
Взгляды и деятельность Иосафата Кунцевича оправдывают понимание униатства как второй, наряду с православием, «национальной» религии «ру-тенов». В целом Кунцевич сохранял самосознание именно «русина» и в своих идеях и проповеди опирался на византийско-славянскую церковно-учительскую традицию. Характерно, что в одном из своих сочинений, защищая унию, он обращается ко «всем станом народу нашего российского». Но в то же время после ознакомления с жизнью и наследием Кунцевича мы приходим к выводу о его самой искренней преданности римско-католическому учению.
Андрусовское перемирие 1667 г. создало в религиозно-культурной жизни оставшейся за Польшей части Украины совершенно новую ситуацию, в которой позиции греко-католической церкви стремительно и однозначно укрепились, а позиции православия столь же быстро и необратимо ухудшились. Однако в 1672-1699 гг. значительная часть Правобережья оставалась под фактической властью турок, и этот факт и сопряженные с ним потери самым негативным образом сказались на динамике культурного развития этой части Украины.
«Вечный мир» 1686 г. между Россией и Польшей предусматривал ряд гарантий для православных, но это не меняло положения в целом и не могло предотвратить распространения католической и польской культуры в западной части Украины. Полонизация неизбежно сопровождалась католициза-цией и, соответственно, глубокой культурной переориентацией верхов украинского общества. Две другие социальные опоры православной церкви и православной культуры — казачество и братства — практически сходят со сцены общественной борьбы. Естественным результатом был сначала тайный, потом открытый переход православного духовенства Правобережья в унию. Львовский епископ Иосиф Шумлянский даже выработал план систематического обращения в унию православных священников, шляхты и горожан. В 1708 г. унию приняло Львовское ставропигиальное братство, в 1712 г. — Почаевский монастырь. После этого православная церковь в Речи Поспо-литой практически прекратила существование, хотя латентное сопротивление католическому давлению продолжалось вплоть до разделов Речи Поспо-литой во второй половине XVIII в.
Обращаясь к вопросу о влиянии церковной унии на украинскую культуру на территориях, остававшихся в составе Речи Посполитой, нужно подчеркнуть, что статус, институты, деятельность, идеология греко-католической церкви зависели от польского католицизма.
Важнейшим рубежом в истории униатской церкви стал Замойский собор 1720 г., в котором приняло участие все высшее духовенство, девять архимандритов во главе с протоархимандритом Басилианского ордена Антоном Завадским, деканы, 129 представителей приходского духовенства и монахи.
Все белое духовенство и монахи должны были под страхом наказаний подписать принятое собором «Исповедание веры», которое включало и filioque, то есть специфически католическое добавление в христианский символ веры. Униатам было строго запрещено посещать православные храмы, молиться в них и принимать таинства от православных священников. Вводились индексы запрещенных книг, всякая новая публикация подлежала одобрению со стороны епископа, для чтения книг, привезенных из-за восточной границы, надлежало получить специальное разрешение, запрещалось покупать не одобренные епископом книги и читать книги, не прошедшие церковную цензуру. Все литургические книги нужно было переработать, представить на проверку в Рим и только после этого напечатать и использовать в богослужении.
Были смягчены требования к постам, определены 36 праздников, часть из которых (например, праздник Божьего Тела) прежде не были включены в православный календарь. Чудеса признавались таковыми только после подтверждения их епископом. Особое внимание собор уделил Григорию Пала-ме, наиболее почитаемому исихасту православного мира, запретив праздновать его память, считать святым и даже упоминать. Собор положил конец прежним православным монашеским традициям в униатской церквц. Отныне все монастыри должны были войти в базилианскую конгрегацию. В 1739 г. была создана новая провинция Ордена с центром во Львове. Монахи-басили-ане полонизировались и проникались латинско-католическими влияниями быстрее, чем остальное духовенство. Из их рядов рекрутировалась вся иерархия. Этим углублялись различия между высшим и низшим духовенством, которое мало чем по образу жизни, доходам и даже грамотности отличалось от обнищавшего крестьянства.
В обрядах «латинизация» выразилась в постепенном удалении иконостасов, внедрении в богослужебную практику звоночков, т.н. «годзинок» и «тихих литургий», устроении боковых престолов и конфессионалов, изменении одежды священнослужителей, опускании на одно колено, новых архитектурных формах храмов, по типу латинских барочных, появлении органов и пр. Нет никакого сомнения, что именно Замойский собор окончательно оторвал греко-католическую церковь от православной. После разделов Польши русское правительство предприняло меры по переходу униатов в православие, что было поддержано массой простых прихожан.
Все темы данного раздела:
Цели и задачи изучения темы
Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса.
Изучить преемственност
Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те
Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар
Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем
Мифологические истоки народной художественной культуры
В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исторические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией.
Миф - это древ
Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при
Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.
Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове
Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к
Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру
Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она представлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных памятников, часть к
Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности русских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ
Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы.
Рассмотреть характерис
Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч
Быт и обычай украинского народа
Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с
Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов.
Изучить характер культурных процессов, цент
Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой —
Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократический облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народные черты. Очевидно, сказалась близость барочн
Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще оставалась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд
Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры.
Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески
Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца
Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины
Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные
Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга
Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека.
Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци
Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины оставалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились светская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ
Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харьков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку
Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включения в состав Австрийской империи в результате политики ве
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке.
Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъемом либерального, национального и демократического движения.
В начале XX в. происходит рост политической активности либераль
Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов
НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специалистах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс
Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р
Культура Украины в 1940-1950-х годах
В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи
ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При
НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в критическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы использования украинского языка, снижения качества образования.
Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры.
Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу
Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,
Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11
ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий
Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис
Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры.
Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социальными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональной подгото
Новости и инфо для студентов