Реферат Курсовая Конспект
Учение Платона об идеальном государстве . - раздел Философия, Философия Учение Платона Об Обществе.Размышляя Об Обществе, Платон Вно...
|
Учение Платона об обществе.Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность удовлетворения их в одиночку является побудительным мотивом для создания государства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Несправедливость — это зло. Последнее он относит к следующим типам государственного устройства: демократии (власти честолюбцев), олигархии (власти богатых), тирании и демократии, сопровождающейся произволом и анархией.
Справедливое государственное устройство Платон "выводит" из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни люди разумны, мудры, они способны и, следовательно, должны управлять государством. Другие — аффективны, мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие по преимуществу вожделеющей душой - сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Итак, имеются три сословия: правители, стратеги, земледельцы и ремесленники. Далее Платон дает массу конкретных рецептов, например, чему и кого надо учить и как воспитывать. Так он предлагает лишить стражей собственности, установить для них общность жен и детей, вводит различного рода регламентации (порой мелочные). Строгой цензуре подвергается литература, все, что способно опорочить идею добродетели. В загробном мире — а душа человека, как идея продолжает существовать и после его смерти — добродетельных ждет блаженство, а порочных – ужасные муки.
Платон мысленно строит идеальное государство, которое по его мнению, могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Он исходит из идеала и строит идеальное государство, которое было бы столь же неизменным, как и его идея.
Платон хотел бы достигнуть идеала, а получилось, как свидетельствует более чем двух тысячелетняя послеплатоновская история, утопия, в которой исследователи разгадали идеализацию, представление общественных отношений Древней Спарты более совершенных чем они на самом деле были. После Платона будут созданы новые утопии и всякий раз — из самых благих устремлений.
Сделаем выводы:
Таким образом, идейная основа платоновских размышлений заслуживает самой высокой оценки, без нее нельзя представить современного человека. Мы имеем в виду проблематику идей и идеалов. Этому следует учиться у Платона и, кстати, добиться успеха на этом поприще отнюдь не просто. Что же касается ошибок Платона, то они как бы скорректированы современным знанием, исправлены, и нет никакой необходимости следовать им. Отметим еще раз: вклад выдающихся философов в развитие мировой цивилизации должен оцениваться комплексно, с выделением главного и второстепенного в их творчестве. На философских весах положительные стороны философии Платона несомненно перевешивают ее отрицательные аспекты.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)- древнегреческий философ:
- основоположник формальной логики;
- основные сочинения «Метафизика», «Физика», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика»;
- колебался между материализмом и идеализмом;
- учение о материи;
- учение об обществе.
Аристотель наряду с Платоном, своим учителем, — величайший древнегреческий философ. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.
Он конкретнее, эмпиричнее Платона, его по-настоящему интересует индивидуальное, жизненно данное. Как древний грек, Аристотель не смог избежать созерцательности, но его созерцательность отличается от созерцательности Платона своей нацеленностью на конкретное, можно даже сказать, пафосом конкретного.
Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.
Его знаменитый тезис «ничего слишком» остается непонятым.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.)- немецкий философ:
- основатель диалектики на объективно идеалистической основе;
-основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Основы философии и права».
Материал для размышлений о Гегеле, как создателе философской системы.
Гегель стремился приблизить философию к науке. Это означало построение философии в форме взаимосвязанных идей. О чем бы ни рассуждал Гегель, он везде видел идеи, им нет преград. Но что такое идея? Разъясняя природу идей, Гегель максимально критически относится к способу философствования, при котором идеи считаются плодом всего лишь субъективной деятельности человека. Идеи Гегеля — это суть вещей, любых, в том числе и понятий, это суть и объекта, и субъекта. Вот и получается, что противопоставление субъекта и объекта в идее преодолено.
Обратим внимание на особенности изменчивости идей. Идеи "самодвижутся". Каждая отдельная идея переходит в свое иное, в другую идею. Это — диалектическое отрицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Синтезирующая идея содержит тезис и антитезис как свои моменты. Гегелевская триадичность "тезис — антитезис — синтез" многократно и, надо полагать, не без оснований ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Более неуязвимыми для критики являются констатируемые Гегелем взаимосвязи идей, присущие им моменты отрицания и преемственности. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.
По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:
1) идеи сами по себе;
2) идеи в природе;
3) идеи в духе.
Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: "Наука логики", "Философия природы", "Философия духа". Эти книги образуют "Энциклопедию философских наук". Тотальность идей Гегель называет абсолютной идеей или просто идеей. Речь идет о саморазвивающейся тотальности, с которой философия имеет дело как наука о всеобщем. Рассмотрите последовательно гегелевские науку логики, философию природы, философию духа.
Наука логики содержит: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Учение о бытии начинается с рассмотрения содержания чистого бытия, понятий ничто и становление. Затем анализируется главная триада бытия: качество — количество — мера. Качество и количество являются характеристиками нечто. Если изменится качество, то нечто перестанет существовать. Количество при данном качестве может изменяться в некоторых пределах, при этом сохраняется старое качество, а следовательно, и само нечто. Единство качества и количества образует меру. Переход от одной меры к другой, новой, есть скачок.
В учении о сущности Гегель выделяет в ничто решающее, главное: это сущность и определяемое сущностью явление. Сущность в силу своей внутренней противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование. Таким образом, источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей.
Учение о понятии — название еще одного раздела "Науки логики", но оно не должно вводить в заблуждение. Речь идет не только о субъективных понятиях. Субъективное понятие, по Гегелю, есть лишь самая бедная форма понятия. Субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта; дальнейшее развитие приводит, наконец, к понятию субъекта-объекта.
Гегель рассматривает в "Философии природы" последовательно механику, физику, органику; в "Философии духа" — субъективный дух (личность), объективный дух (семью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (тремя ступенями развития которого выступают искусство, религия и философия). Система закончена.
Проиллюстрируйте схемой.
Наука о логике (абсолютная идея сама по себе) |
Учение о бытии |
Учение о сущности |
Учение о понятии |
Философия природы (абсолютная идея в природе) |
Механика |
Физика |
Органическая физика |
Философия духа (абсолютная идея в духе) |
Субъективный дух |
Объективный дух |
Абсолютный дух |
Главными особенностями гегелевской системы выступают: объективный идеализм и диалектика.
Фейербах Людвиг (1804-1872 гг.) немецкий философ. Создатель одного из вариантов антропологического материализма:
- в центре философии стоит чувствующий человек, определяющим чувством которого выступает любовь;
- вопрос о правомерности религии (знаменитая его книга «Сущность христианства» 1841 г.);
- вопросы просвещения и образования.
Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное — объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в результате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью или чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец. Именно так рассуждал Людвиг Фейербах, видный немецкий философ XIX в., создатель одного из вариантов антропологического материализма. Недовольный как абстрактным мышлением, так и диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое.
Освобождаясь от догм религии и советуя сделать то же самое другим, Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за два года до смерти Фейербах вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение. Но, конечно же, содержание христианства намного шире, чем достаточно узко понятые Фейербахом принципы антропологизма. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. В определенной форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируясь от него. Он ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Фейербах в отличие от Гегеля концентрирует свое внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе о правомерности религии. Его самая знаменитая книга называется "Сущность христианства" (1841г.). В соответствии со своими исходными философскими постулатами Фейербах видит тайну христианства в объективации человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия — это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами — к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку, особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Министерство обороны Российской Федерации... Н В Романенко Н Л Вахонин В Л Пашута... Философия...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение Платона об идеальном государстве .
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов