рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Критика Логических Теорий Подтверждения, Изложенная В Предыдущем Параграфе, Н...

Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического обоснования научной теории и концепция априорных критериев истины — столь же неудовлетворительны, как и сама критикуемая теория.

Действительный, а не мнимый недостаток логических теорий, который обусловливает их неспособность решить проблему эмпирического обоснования научного знания, коренится в принимаемой этими теориями модели научного знания. Согласно этой модели, наука, скажем физика, представляет собой совокупность изолированных теорий, каждая из которых проходит сепаратную эмпирическую проверку на основе собственного эмпирического

базиса. При этом подтверждение считается чисто логическим процессом, имеющим вневременной характер и не учитывающим развития научного знания.

Такого рода модель не соответствует реальной науке. Наука представляет собой развивающуюся систему взаимосвязанных теорий, а их подтверждение обусловлено историческим контекстом. Однако отсутствие полного соответствия модели оригиналу еще нельзя расценивать как безусловный ее недостаток. Концептуальная модель объекта всегда строится с помощью идеализации. Может быть, мы и здесь имеем дело с такого рода идеализациями? Сторонники логических теорий подтверждения примерно так и рассуждают. По их мнению, чтобы исследовать логическую структуру подтверждения научного знания, необходимо абстрагироваться от других его аспектов, например его развития. Это не означает, что последние не представляют ценности и не играют никакой роли. Однако их изучение выходит за рамки логики науки.

Нельзя не признать, что отвлечение от развития научного знания в определенных пределах не только допустимо, но и целесообразно. Без такого отвлечения трудно было бы выяснить логическую структуру научного знания. Но дает ли оно адекватное представление о процедуре подтверждения научных теорий? Иначе говоря, можно ли разумно решить вопрос о подтверждаемости какой-либо теории, если ограничиться исследованием чисто логических отношений между этой теорией и эмпирическими фактами?

На эти вопросы следует дать отрицательный ответ. Отвлечение от исторических аспектов научного знания, от его развития исключает возможность рационального решения проблемы подтверждаемости научной теории. Чтобы продемонстрировать это, посмотрим, как ставится вопрос о подтверждаемости теорий в реальной науке. Наука, как уже отмечалось,— это развивающаяся система. Научная теория в своем развитии сталкивается с фактами, которые она не в состоянии объяснить или которые ей противоречат. В этих условиях возникает целая серия теорий и гипотез, направленных на объяснение фактов. Перед наукой встает проблема выбора наиболее адекватной теории.

Если мы подойдем к анализу этой ситуации с точки зрения логических теорий, то получим следующий результат: поскольку все конкурирующие теории соответствуют

фактам, они могут считаться подтвержденными этими фактами. Чтобы решить вопрос о том, какая из этих теорий подтверждается в наибольшей степени, необходимо обратиться к дополнительным фактам. Однако в действительности не все теории, согласующиеся с данным фактом, подтверждаются им в одинаковой мере. Из одних теорий данный факт можно получить как логическое следствие, другие могут быть приведены в соответствие с ним путем дополнительных и искусственных гипотез. В последнем случае, хотя они формально и подтверждаются этим фактом, подтверждаемость носит фиктивный характер. Такого рода теории, искусственно приспособленные к объяснению фактов, называются теориями ad hoc.

Логические концепции подтверждения, ограничивающиеся анализом формального соответствия теории фактам, упускают из поля зрения проблему теорий ad hoc. Для них проблемы подобного рода просто не существует. Но, не проводя различия между истинным подтверждением теорий и псевдоподтверждением ad hoc, логические концепции не могут дать правильной картины процесса подтверждения в науке.

Чтобы теория подтверждения соответствовала реальной научной практике и могла служить инструментом решения реальных проблем, она должна учитывать исторический ингредиент в процедуре подтверждения научной теории. Попытки учесть указанный ингредиент приводят к появлению нового типа теорий подтверждения, которые иногда называют историческими. Термин «историческая» в выражении «историческая теория подтверждения» не эквивалентен термину «социологическая». Такого рода теория не занимается рассмотрением социального контекста, в котором протекает развитие научного знания. Она также является логической в том смысле, что рассматривает логические отношения между теорией и фактами. Но в отличие от логических теорий исторические теории учитывают не только логический аспект подтверждения, но и историко-научный контекст подтверждаемой теории, ее развитие и способность предсказывать новые факты и т. д. Поэтому такие теории иногда называются историко-логическими'.

' A. Musgrave. Logical versus historical theories of confirmation. — «Brit. j. for the philosophy of science», 1974, vol. 25, N 1, p. 2.

3.2. Теории ad hoc.

Одна из центральных проблем исторических теорий подтверждения заключается в том, чтобы выявить различия между истинным подтверждением научных теорий и псевдоподтверждением теорий и гипотез ad hoc. Данная проблема приобрела актуальность в связи с генезисом специальной теории относительности и попытками объяснить нулевой результат опыта Майкельсона — Морли в рамках теории Лоренца. Одним из первых, кто привлек к ней внимание, был Эйнштейн.

Мы не будем приводить описание опыта Майкельсона — Морли. Это сделано в многочисленных работах — как физических, так и философских. Отметим лишь, что этот опыт, поставленный с целью проверки существования эфирного ветра и его влияния на распространение света, привел к неожиданному результату: скорость света не зависит от движения его источника. Попытки объяснить этот результат в рамках классической физики вели к следующему противоречию. Предварительные расчеты показали, что луч света должен проходить разные по длине пути в направлении плечей интерферометра Майкельсона за различные промежутки времени. Причем это время должно зависеть от того, движется ли свет параллельно траектории Земли или перпендикулярно к ней. В первом случае время движения света вдоль плеча интерферометра туда и обратно равно



где I — длина плеча интерферометра, с — скорость света, v — скорость Земли относительно эфира. Однако опыт Майкельсона — Мерли, вопреки этим расчетам, показал, что время прохождения света одинаково в обоих случаях.

Как устранить противоречие между выводами теории и результатом опыта? Лоренц предположил, что длина плеча интерферометра, расположенного вдоль траектории движения Земли, сокращается в отношении . Эта гипотеза формально устраняла противоречия между теорией и опытом. Вместе с тем она спасала идею непол-

 


вижного эфира, игравшую фундаментальную роль в теории Лоренца.

Эйнштейн считал гипотезу Лоренца, объяснявшую результат опыта Майкельсона — Морли сокращением длин стержней, неудовлетворительной как в конкретно-научном, так и в логическом плане. В одной из своих работ он писал: «Известно, что это противоречие между теорией и опытом формально было устранено гипотезой Г. А. Лоренца и Фицджеральда, согласно которой движущиеся тела испытывают определенное сокращение в направлении своего движения. Но эта гипотеза, выведенная ad hoc, кажется всего лишь искусственным средством спасения теории; опыт Майкельсона и Морли обнаружил, что эти явления согласуются с принципом относительности даже тогда, когда этого нельзя было ожидать по теории Лоренца. Поэтому создавалось впечатление, что от теории Лоренца надо отказаться, заменив ее теорией, которая основывается на принципе относительности, ибо такая теория позволила бы сразу предвидеть отрицательный результат опыта Майкельсона и Морли» '.

 

Согласно Эйнштейну, подлинно научное знание обладает автономией перед опытом. Оно не развивается путем постоянного приспособления к результатам опыта. Наоборот, сами эти результаты получаются как естественное подтверждение вытекающих из теорий эмпирических следствий. Если всего этого не наблюдается, то мы имеем дело не с подлинно научной теорией, а с теорией типа ad hoc.

К этой концепции Эйнштейн пришел в процессе создания специальной теории относительности. Исходным пунктом размышлений, которые привели Эйнштейна к специальной теории относительности, было существовавшее в физике XIX в. противоречие между классической механикой Ньютона и электродинамикой Максвелла. Ньютоновская механика основывалась на принципе относительности, отрицавшем привилегированные инерциальные системы отсчета, тогда как электродинамика Максвелла признавала существование привилегированной системы, связывая ее с мировым эфиром, заполняющим пустое пространство. Эйнштейн считал это противоречие в физике недопустимым и стремился преодолеть его. Ему удалось

' А. Эйнштейн. Собрание научных трудов в четырех томах т. I.M., 1965, стр. 66.

сделать это в специальной теории относительноет, которая обобщила механический принцип относительности на случай электромагнитных явлений. Из нее чисто логически следовал результат, полученный в опыте Майкельсона — Морли.

Насколько правомерна и универсальна эйнштейновская концепция развития научного знания? Факты свидетельствуют о том, что ее можно применить в ситуациях, которые не так уж часты в науке. Она является слишком жесткой. С ее точки зрения теориями типа ad hoc являются не только теоретическая интерпретация Лоренцем результата опыта Майкельсона — Морли, но и планков-ская теория излучения черного тела, в которой вводилась знаменитая постоянная Планка. Последняя возникла как попытка приспособления к фактам и устранения так называемого парадокса ультрафиолетовой катастрофы. Однако, несмотря на это, она оказалась выдающимся достижением, положившим начало квантовой физике. Квалификация ее как неудовлетворительной теории была бы совершенно необоснованной.

Специалисты, работающие в области философии естествознания, предпринимали неоднократные попытки выработать более адекватные критерии, которые позволили бы отличить подлинно научную гипотезу или теорию от гипотез и теорий ad hoc. Одна из них принадлежит американскому науковвду Дж. Леплину '. Согласно Леплину, гипотеза Н, вводимая в теорию Т в ответ на данные эксперимента Е, считается гипотезой ad hoc, если и только если выполняются следующие пять условий:

1. Условие экспериментальной аномалии. Экспериментальные данные Е называются аномалией для Т, если они несовместимы с эмпирическими предсказаниями, вытекающими из Т, и достаточны для опровержения Т. Гипотеза Н есть ad hoc, если Е, выступающие в качестве аномалии для Т, перестают быть аномалией для Т в ее сочетании с Н.

2. Условие подтверждаемости. Гипотеза Н может рассматриваться как ad hoc, если в пользу Н свидетельству-

' Здесь мы приводим несколько упрощенную, свободную от частных деталей характеристику концепции Дж. Леплина. Более подробно см.: /. Leplin. The concept of an ad hoc hypothesis. — «Studies in the history and philosophy of science», 1975, vol. 5, N 4, p. 309-345.

ют только данные Е и Н неприменима к области теории Т.

3. Условие проверки. Н является гипотезой ad hoc в том случае, если не существует достаточных оснований для установления ее истинности или ложности.

4. Условие совместимости. Гипотеза Н должна быть совместима с существенными предложениями теории Т, т. е. такими предложениями Р, отказ от которых мог бы рассматриваться как отказ от Т независимо от того, сохраняются или нет другие гипотезы, связанные с Т.

5. Условие нефундаменталъности. Проблема Q указывает на нефундаментальность теорииТ, если удовлетворительное решение Q не может быть достигнуто без отказа от некоторых высказываний Т и их замены предложениями, несовместимыми с Т. Тогда Н является гипотезой ad hoc, если она предназначается для решения тех проблем, которые указывают на нефундаментальность теории.

Изложенная концепция была сформулирована Лепли-ном на основе анализа гипотезы лоренцева сокращения длин, выдвинутой для объяснения результата опыта Май-кельсона — Морли. Автор считает ее достаточно общей, применимой для оценки целого ряда других теорий, указывает, что вытекающая из нее оценка совпадает с общепринятой.

Нельзя не отметить определенные достоинства концепции Леплина, состоящие в систематизации признаков, присущих гипотезам ad hoc. Но ей свойственны и недостатки. Главный из них в том, что она имеет не объяснительный, а чисто рецептурный характер. Признаки, которые, по Леплину, характеризуют данный вид гипотез, лишь скоординированы, но природа этой координации не разъяснена. Эту концепцию трудно применить в тех ситуациях, когда не все признаки, приписываемые ею гипотезам ad hoc, действительно наблюдаются у рассматриваемых гипотез, хотя последние, несмотря на это, признаны в науке как гипотезы ad hoc.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории введения в науку космологической постоянной. Эту постоянную ввел в свои гравитационные уравнения А. Эйнштейн. Первоначально его уравнения выглядели следующим образом:


Левая часть уравнений описывала гравитационное поле и одновременно метрику пространства-времени, правая—материю (вещество + электромагнитное поле), которая создает гравитационное поле. После введения космологической постоянной уравнения Эйнштейна приобрели следующий вид:

 


Здесь А-член выполнял функцию описания гипотетического поля сил отталкивания.

К необходимости введения в гравитационные уравнения космологической постоянной Эйнштейн пришел на основе следующих соображений. В 1917 г. он задался целью применить гравитационные уравнения для построения космологической модели. Эта модель, согласно Энштейну, должна удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, она не должна приводить к гравитационному парадоксу, который возникал в ньютоновской космологии и состоял в том, что бесконечное количество материи создает гравитационное поле, характеризующееся бесконечно большими потенциалами и напряженностями, что лишено физического смысла. Чтобы устранить возможность гравитационного парадокса, Эйнштейн допустил конечность количества материи во Вселенной. Во-вторых, допущение конечного количества материи могло привести к такой структуре мира, в которой материя создает гравитационное поле, простирающееся в бесконечность. Но в этом случае свойства пространства, проявляющиеся в гравитационном поле на бесконечности, оказались бы эвклидовыми и поэтому не зависящими от материи. Эйнштейн считал такую возможность неудовлетворительной. Он принимал так называемый принцип Маха, согласно которому метрические свойства пространства полностью определяются материей. Исходя из принципа Маха, Эйнштейн пришел к выводу, что удовлетворительная космологическая модель должна характеризоваться не только конечным количеством материи, но и конечным, хотя и безграничным, пространством. Таким пространством является риманово пространство постоянной положительной кривизны. В-третьих, модель должна быть статической, т. е. обладающей пространством, метрика которого не

изменяется во времени. При этих условиях космологическая система под действием гравитационных сил должна сколлапсировать, сжаться в точку. Чтобы устранить возможность коллапса, Эйнштейн и ввел космологическую постоянную, обозначавшую гипотетические силы отталкивания, препятствующие сжатию и обеспечивающие стабильность системы.

В дальнейшем выяснилось, что ради тех целей, для достижения которых была введена космологическая постоянная, ее можно было и не вводить. Исследования показали, что наблюдаемая Вселенная расширяется. Поэтому она может быть описана лишь такими космологическими моделями, метрика пространства которых изменяется во времени. Для таких моделей космологическая постоянная не является необходимой, ибо эффект расширения исключает коллапс. Когда Эйнштейн принял идею нестатической космологической модели, он с удовлетворением заметил, что теперь от космологической постоянной можно отказаться'. И действительно, многие космологи отказались от нее. Но все же есть немало ученых, которые принимают ее. Насколько это оправданно?

С точки зрения Леплина, идея космологической постоянной есть типичная идея ad hoc. Так почему же космологическая постоянная все же не исключается из науки, как это случилось с гипотезой Лоренца? На этот вопрос можно было бы ответить так. Теории ad hoc могут приниматься как паллиативные решения проблем, вплоть до появления новых фундаментальных теорий. Возможно, что именно в таком качестве продолжает сохраняться гипотеза о космологической постоянной. Но не следует упускать из виду и другое объяснение причин, способствующих ее сохранению.

Как отмечает А. Л. Зельманов, одна из причин такого положения состоит в том, что, как выяснилось, «уравнения Эйнштейна с космологическим членом представляют собой, при весьма широких предположениях, наиболее общий вид обще релятивистских уравнений поля тяготения...» 2. Такие уравнения допускают значительно боль-

' См. А. Эйнштейн. Собрание научных трудов в четырех томах, т. II. М., 1966, стр. 349—350, 352.

2 А. Л. Зельманов. Космологическая постоянная. — «Физический энциклопедический словарь», т. 2. М., 1962, стр. 490,

шее число типов космологических решений, чем гравитационные уравнения в их первоначальном виде. Это расширяет возможности описания эмпирического материала наблюдательной астрономии, делает более многоплановыми поиски адекватной структуры Вселенной. Ученые исходят из молчаливого предположения, что вопрос о правомерности введения космологической постоянной в конечном счете может быть решен лишь на основе данных опыта.

Совершенно ясно, что если признак «быть гипотезой ad hoc» рассматривать как свидетельство неудовлетворительности данной гипотезы, то чисто рецептурной характеристики этого признака явно недостаточно. Здесь необходимы соображения гносеологического плана, объясняющие, почему именно тот или иной набор признаков, формально определяющий гипотезу как ad hoc, делает ее неудовлетворительной. Мы еще вернемся к этому вопросу в заключительном разделе главы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обс

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Функционирование практики как критерия истины
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке.

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди кото

Д -тезис
Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно незави

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Заблуждения в структуре относительной истины
Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение им

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги