рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Неопозитивистская Доктрина Разделения Научного Знания На Эмпирическое И Априо...

Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди которых сле-

' «Philosophy of Rudolf Carnap», p. 964.

дует выделить «Две догмы эмпиризма» '. Эта работа нанесла ощутимый удар по неопозитивизму.

Куайн называет основными догмами неопозитивизма дихотомию научного знания на аналитическое и синтетическое и принцип редукционизма, требующий сепаратной эмпирической проверки научных утверждений. Эти догмы, по его мнению, тесно связаны между собой. Учет этой связи особенно необходим в том случае, когда проблема аналитического и синтетического рассматривается в аспекте априорного и эмпирического знания.

В своей статье Куайн анализирует не только гносеологические, но и логические аспекты различия аналитического и синтетического. В частности, он отмечает, что понятие аналитического приводит к серьезным логическим трудностям. Но мы не будем здесь касаться логических аспектов проблемы. Нас будут интересовать гносеологические аспекты и прежде всего критика Куайном неопозитивистской концепции априорности аналитического знания.

Куайн дает следующую характеристику оснований, из которых, по его мнению, возникает разделение истин на аналитические и синтетические. Истинность высказывания имеет двойную зависимость: она зависит от языка и экстралогического факта. Например, предложение «Брут убил Цезаря» считается истинным не только потому, что оно соответствует определенному историческому факту, но также и потому, что оно соответствует определенному употреблению терминов языка. Оно могло бы быть ложным, если бы вдруг оказалось, что Брут не убивал Цезаря. Но оно также было бы неверным, если бы слово «убил» имело какое-то другое значение, например если бы оно имело смысл «породил». Именно это и служит мотивом попыток разложить истину на лингвистический и фактуальный компоненты. У некоторых предложений фактуальный компонент оказывается нулевым. Такие предложения могут считаться аналитическими. Если же фактуальный компонент составляет все содержание предложения, то последнее будет синтетическим.

Куайн указывает, что для обоснования разделения научного знания на аналитическое и синтетическое неопозитивизм подключает вторую догму — принцип редукцио-

' W. Quine. Two dogmas of empiricism. In: W. Qaine. From a logical point of view. Cambridge (Mass.), 1971,

низма, требующий сепаратной эмпирической проверки теоретических предложений. Он пишет: «Одна догма явно поддерживает вторую в следующем отношении: если позволено говорить о подтверждении и об опровержении предложения, то тогда, по-видимому, можно говорить и об ограниченном типе предложения, которое имеет нулевое подтверждение... Такое предложение является аналитическим» ).

Куайн не отрицает двойной зависимости истины — от языка и от фактов. Однако он считает невозможным провести резкое и однозначное разделение лингвистического и фактуального компонентов применительно к каждому предложению в отдельности. Он пишет: «Бессмысленно говорить о лингвистическом и фактуальном компонентах истинности какого-либо индивидуального суждения. Наука в целом имеет двойную зависимость — от языка и опыта, но эта двойная зависимость не характеризует суждения науки, рассматриваемые по отдельности» 2.

В вопросе об априорных истинах Куайн, таким образом, делает главным объектом своей критики неопозитивистский принцип сепаратной эмпирической проверки. Он считает, что этот принцип неприменим к научному знанию. Наука представляет собой целостную систему. Ее нельзя разложить на совокупность индивидуальных предложений, каждое из которых имеет независимый статус и сепаратным образом контролируется опытом.

Системность научного знания проявляется в процедуре эмпирической проверки. Допустим, что система научного знания противоречит опыту. Тогда, по мнению Куайна, ответственность за это противоречие может лежать на любом компоненте данной системы. Это значит, что опыт контролирует всю теоретическую систему. Для устранения указанного противоречия и приведения системы в соответствие с данными опыта, возможно, следует изменить не те предложения, которые имеют непосредственную эмпирическую интерпретацию, а те, которые обособлены от опыта и квалифицируются как аналитические.

Куайн подвергает критике неопозитивистский тезис, утверждающий, что математика лишена эмпирического содержания. Он утверждает, что последовательное развитие идеи, на которой зиждется этот тезис, приводит к от-

1 W. Quine. Ргош a logical point of view, p. 41.

2 Ibid, p. 42.

рицанию эмпирического содержания и у такой эмпирической науки, как физика. «Существует мнение,— пишет Куайн,— что физика есть наука о мире, что она имеет эмпирическое содержание, в то время как арифметика и другие разделы чистой математики — нет. Допускается, что математические дисциплины служат побуждающим фактором и имеют полезные применения в физике и других естественных науках. Все это считается, однако, только вопросом стимулирования и применения, но не вопросом содержания. То же самое можно было бы сказать и о теоретической физике в ее отношении к физике экспериментальной. Конечно, первая служит стимулом и имеет полезные применения во второй. Но почему тогда все же не говорят, что и в последнем случае речь идет только о вопросах мотивации и применения, а не содержания?» '.

Однако главным доводом против априористской концепции математики Куайн считает включенность математики в общую систему знаний о мире и невозможность сепаратной эмпирической проверки утверждений науки. В случае противоречия науки данным опыта возможная ответственность может лежать на математических ингредиентах системы. Если изменение этих ингредиентов влечет восстановление гармонии между теорией и опытом, то это означает, что математический компонент имеет эмпирическое содержание.

Аналогичную методику Куайн применяет и в отношении аналитических предложений, входящих в состав естественных наук. Он рассматривает, в частности, пример физического утверждения о том, что импульс пропорционален скорости. Можно сказать, что это утверждение представляет собой аналитическую истину в силу того, что понятие импульса определяется как сокращение для выражения «масса, помноженная на скорость». Допустим, продолжает Куайн, что физик получает экспериментальные факты, которые противоречат его теории, опирающейся на это определение. Не существует ни одного специфического фрагмента теории, который бы непосредственно отвергался этими фактами. Ведь наблюдения не противоречат отдельно взятым теоретическим предложениям, но лишь показывают ложность теории как целостной системы. Они показывают, что для нейтрализации

1 W. Quine. Necessary truth. — «Philosophy of science today». New York — London, 1967, p. 54.

ложных предсказаний этой системы она должна быть изменена или в одном, или в другом отношении. В подобной ситуации физик может возложить надежды на четкую реконструкцию теории, которая предполагает ревизию закона, утверждающего пропорциональность импульса и скорости. Он может сделать вывод, что импульс р равен не произведению массы т на скорость v, но mv/√1—v2/с2. Является ли такая процедура законной? Куайн отвечает на этот вопрос положительно и утверждает, что изменение дефиниции импульса, которая выступает как аналитическая истина в смысле Карнапа, столь же законно, как и изменение других предложений физики'.

Работы Куайна стимулировали критику неопозитивистского учения о соотношении априорного и эмпирического знания. Любопытно отметить, что в числе таких критиков оказались и представители неопозитивизма. Среди них следует выделить одного из лидеров неопозитивизма — К. Гемпеля. Гемпель, подобно Куайну, оспаривает резкость различения между аналитическими и синтетическими суждениями; правда, его критика менее радикальна, чем у Куайна, ибо она направлена против такого разделения лишь в рамках эмпирических наук. Гемпель рассуждает следующим образом. Предположим, что в данной аксиоматически построенной теории некоторые предложения считаются постулатами значения. Какие свойства приписываются им тогда этой характеристикой? Какой специфический статус они приобретают? Традиционный ответ на эти вопросы состоит в том, что постулаты значения обладают истинностью, не зависящей от опыта. Однако имеются основания полагать, что в случае конфликта теории с опытом любое положение теории может быть изменено для того, чтобы устранить это противоречие.

Замечания Гемпеля затрагивают основы неопозитивистской дихотомии научного знания применительно к естественным наукам. Действительно, если постулаты значения могут рассматриваться как компоненты знания, подверженные изменению под воздействием со стороны опыта, то рушится основа разделения естественнонаучных предложений на аналитические предложения, имеющие

' W. Quine. Necessary truth. — «Philosophy of science today», p. 52.

априорный характер, и синтетические предложения, основанные на опыте.

Большинство неопозитивистов все же отвергло критические замечания Куайна в адрес дихотомии научного знания. Более того, были высказаны довольно основательные контрзамечания. Так, X. Грайс и П. Стросон в статье «В защиту догмы» обращают внимание на то, что Куайн, доказывая относительность различий между аналитическими и синтетическими суждениями, в то же время делает необоснованный вывод о бессмысленности таких различий вообще '. У Куайна действительно имеются противоречивые высказывания по данному вопросу.

Карнап в ответ на критику Куайна заметил, что Куайн пользуется иным, чем он, критерием аналитичности. Критерий Куайна носит эмпирический характер, тогда как критерий Карнапа — логический. Эмпирический критерий не аннулирует различий между аналитическим и синтетическим, а только делает их относительными. Логический критерий также приводит к релятивизации различий между аналитическим и синтетическим. Однако эта релятивизация иного рода, а именно: некоторое предложение может стать либо аналитическим, либо синтетическим в зависимости от выбора постулатов значения.

Карнап признает, что некоторые ученые отвергают различие между аналитическим и синтетическим знанием. Однако сам он считает такое различие важным для философских и методологических исследований. «Это доказывается тем фактом, — пишет он,— что данное различие принимает подавляющее большинство философов, включая и тех, кто явным образом не признает или даже отвергает его» 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического о

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обс

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Функционирование практики как критерия истины
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке.

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их

Д -тезис
Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно незави

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Заблуждения в структуре относительной истины
Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение им

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги