рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функционирование практики как критерия истины

Функционирование практики как критерия истины - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Если Попытаться Дать Краткую Характеристику Функции Практики Как Критерия Ист...

Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке. Вместе с тем практика является объективным феноменом, принадлежащим материальному миру и функционирующим в соответствии с его законами. Эта двуединая природа практики обеспечивает ей роль критерия истины: знания о реальном мире, воплощенные в практике, контролируются законами этого мира.

Здесь следует выделить два момента.

1. Чтобы установить соответствие знаний объективному миру, необходимо сопоставить эти знания с самим объективным миром. Как это сделать? В гносеологическом плане мысль противоположна своему предмету. Она представляет собой идеальную конструкцию, информационную модель изучаемого объекта. Чтобы сопоставить мысль с объектом, необходимо сделать их однопорядковыми. Это достигается в процессе материального воплощения мышления в человеческой практике. Именно практика снимает гносеологическую противоположность материального и идеального. Как справедливо отмечал П. В. Копнин, практика «разрешает противоречие между субъектом и объектом, соединяет их. Это соединение в отличие от познания (идей) является полным в том отношении, что само субъективное становится объективным не только по содержанию, но и по форме своего существования» '.

Человеческое мышление — не особая идеальная субстанция, оторванная от материи. Оно есть свойство материи, имеющее материальные формы своего выражениям

' П. В Копнин. Философские идеи В. И. Ленина и логика.М.,1969, стр 458.

Такими формами являются язык и практическая деятельность. Но между ними существует принципиальное различие. Знание в языковой форме не сводится к материальному воплощению. Оно выступает лишь в качестве материального кода идеального содержания — мысленных объектов, которые репрезентуют объекты материального мира. Совершенно иным является материальное воплощение знания в практике. Здесь материальное выступает уже не в качестве кода, фиксирующего идеальное содержание, а как реализация этого содержания. По существу, знание здесь утрачивает статус идеального явления. Оно становится явлением материального мира.

В процессе развития человеческого общества и его практической деятельности формы материализации знаний изменялись и совершенствовались. Если на первых стадиях этого развития, характеризующихся низким уровнем производительных сил и техники, основной формой материального воплощения знания была человеческая деятельность в узком смысле этого слова и простейшие орудия труда, то в дальнейшем функции этой деятельности передаются машинам, механизмам, приборам и т. д. Технические и технологические процедуры человеческой деятельности становятся заменителями самой человеческой деятельности. Они становятся основной формой, реализующей знания.

2. Своей материальной деятельностью человек воздействует на объективный мир. При этом из всего многообразия свойств, присущих «миру в себе», выделяются свойства, составляющие исторически определенный предмет познания. Практика, воплощающая в себе знания, является формой непосредственного их соединения с объективным предметом.

Но вместе с тем практика, включенная в систему взаимодействия с объективным миром, сама оказывается подчиненной законам этого взаимодействия. Это обстоятельство обусловливает возможность выполнения практикой функции критерия истины. Являясь, с одной стороны, воплощением знаний о материальном мире, а с другой — частью этого мира, подчиненной его законам, практика самим процессом своего функционирования осуществляет проверку истинности знаний. Если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс, кон-

тролируемый указанными законами, оказывается эффективной. Ее эффективность проявляется в том, что она осуществляется в соответствии с идеальным планом и осуществляет этот план. Напротив, если представления человека не соответствуют законам объективного мира и если практическая деятельность построена в соответствии с этими представлениями, то законы объективного мира сделают практику неэффективной — неэффективной в том смысле, что она не сможет осуществить идеальный план. Таким образом, практика выполняет роль критерия истины как деятельность, реализующая проверяемые знания.

Изложенная характеристика функции практики как критерия истины, разумеется, является весьма общей. Она должна быть конкретизирована и уточнена применительно к частным ситуациям. Однако в любом случае практика выполняет роль критерия истины в соответствии с этой схемой, доказывая своей осуществимостью или неосуществимостью совпадение или несовпадение знаний с их предметом.

Практика выполняла роль критерия истины еще в донаучный период. Она показала, что человек при помощи органов чувств и мышления в состоянии воссоздать правильную картину окружающего мира. Этот вывод был одним из самых сильных ударов, нанесенных по философии агностицизма. Агностики утверждали, что человек никогда не сможет познать действительную структуру мира, ибо он (человек) имеет дело только с чувственным опытом, но не с объективным миром самим по себе. Поскольку объективный мир находится за пределами чувственного опыта, он в принципе непознаваем, а рассуждения о нем носят чисто спекулятивный, «метафизический» характер. Эта аргументация может показаться неуязвимой. Действительно, человек обречен иметь дело только с миром, данным ему в ощущениях. Поэтому его знания, казалось бы, могут относиться не к объективному миру, а только к чувственному опыту. Однако человек не просто созерцает внешний мир. Своей деятельностью, в которой воплощены его знания о мире, он «входит» в объективный мир, становится частью последнего. И законы этого мира контролируют правильность его представлений о мире, на основе которых строится его деятельность.

Именно тот факт, что за всю свою длительную историю человек сумел приспособиться к внешнему миру, вы-

стоять в борьбе за существование, выжить биологически, свидетельствует о правильности выработанных им представлений о мире. Эта оценка была вынесена самими законами внешнего мира, получить ее человек смог через свою материальную деятельность — практику.

С появлением науки возник новый вид практики — научный эксперимент. Эксперимент представляет собой деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. В физических науках основой эксперимента является прибор. При всем многообразии физических приборов в них можно выделить три основные части: приготовляющую, рабочую и регистрирующую. Цель эксперимента, проводимого посредством приборов, заключается в том, чтобы раскрыть свойства неизвестного явления, заставляя его взаимодействовать с известным объектом, входящим в состав прибора. Приготовляющая часть прибора «готовит» исследуемые явления к этому взаимодействию, рабочая часть обеспечивает взаимодействие, а регистрирующая — фиксирует его результаты.

Научный эксперимент представляет собой процесс, реализующий знание. Сюда относится, во-первых, инструментальная теория, т. е. теория, на основе которой построен прибор, и, во-вторых, теория, которая подвергается проверке. «Материализация» последней означает ее отображение в экспериментальной ситуации. Важнейшая роль в этом отображении отводится правилам соответствия, соединяющим теоретические понятия с эмпирическими величинами. Существует несколько видов правил соответствия, одни из которых соединяют теорию с идеализированным экспериментом, лежащим в основе реального эксперимента, а другие — объекты идеализированного эксперимента с объектами реального эксперимента.

Эксперимент подтверждает данную теорию, если эта теория, будучи отображенной в эксперименте, предсказывает тот результат, который получается в ходе эксперимента. Это равносильно тому, что идеализированная схема эксперимента, разработанная теорией, совпадает с реальным экспериментом, протекающим как объективный процесс материального мира, контролируемый его законами.

Но всегда ли эксперимент, подтверждающий теорию, может считаться достаточным основанием для того, чтобы

теория могла быть признана истинной? По-видимому, нет. Можно привести целый ряд доводов в пользу такого заключения. Во-первых, может оказаться, что эксперимент не является «чистым» в том смысле, что в нем не учитывается влияние посторонних факторов, которые не отдифференцированы от исследуемого эффекта. Во-вторых, могут быть ошибочными и измерения экспериментального эффекта. Если учесть, что физика имеет дело с количественным описанием явлений природы, то становится ясным, что такого рода ошибки могут перечеркнуть значение научного эксперимента. В-третьих, результаты эксперимента могут быть неправильно интерпретированы. Будучи искусственно привязанным к теории, неправильно описывающей природу физических явлений, эксперимент лишается доказательной силы по отношению к истинной теории.

Эти и целый ряд других обстоятельств вызвали к жизни концепцию плюралистического критерия истины, которая вводит дополнительные, так называемые неэмпирические, требования, придавая им важное, а иногда и первостепенное значение в оценке истинности научнойг теории. Эта концепция уже обсуждалась нами при рассмотрении теорий подтверждения. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть следующее. Требования принципиальной наблюдаемости, простоты и т. д. имеют важное значение для оценки научной теории. Но все же это никакие не критерии истины, если под истиной понимать соответствие знаний объективному миру. Сами по себе они не, определяют, да и в принципе не могут определить, соответствуют или нет наши знания объективному миру. Они выполняют роль не критериев истины, а методологических принципов, имеющих эвристическое значение в поисках истины. Истинность любого вида научного знания, в том числе и этих методологических принципов, может определить лишь практика, являющаяся формой сопоставления знаний с их предметом.

Эксперимент не исчерпывает всего содержания практики, на которую опирается наука. Важнейшим элементом такой практики оказываются также технические приложения науки. И если теория получает поддержку не только в эксперименте, но и в форме ее технических: воплощений, то ее шансы быть истинной теорией значительно возрастают.

В настоящее время никто не сомневается в том, что ньютоновская физика в первом приближении правильно описывает физические процессы макромира. В основе этой уверенности лежат не только многочисленные подтверждающие эксперименты и полученные на их основе эмпирические факты, но и техническое применение физики Ньютона. То, что значительная часть техники, которой располагает современное человечество, создана на основе законов классической физики, а также то, что эта техника эффективна,— все это является наиболее весомым доказательством истинности самой классической физики.

С другой стороны, современные физические теории, обладающие исключительной внутренней стройностью и глубиной и большей общностью, чем классическая механика, иногда подвергаются сомнениям. В значительной мере это связано с тем, что они не имеют достаточного эмпирического обоснования и обширных технических приложений. В этом отношении показателен пример общей теории относительности. Общая теория относительности более точна, чем ньютоновская теория тяготения. Она учитывает и объясняет такие эффекты, которые выпадают из поля зрения ньютоновской теории. Однако она все же уступает ньютоновской теории — именно в том, что не имеет прямых воплощений в технике. Этим объясняется, в частности, то, что, в отличие от ньютоновской теории, общая теория относительности сталкивается со многими конкурентами.

Л. Бриллюэн в своей книге «Новый взгляд на теорию относительности»— книге во многом спорной, не лишенной ряда серьезных методологических недостатков — высказывает мысль о том, что для решения проблем теории гравитации, и в частности для решения вопроса об истинности общей теории относительности, требуется создание гразера — особой технической системы, аналогичной лазеру. Эта система, которая кажется многим физикам фантастической, могла бы, по мнению Бриллюэна, обнаружить гравитационные волны, определить их скорость и т. д. Отвлекаясь от вопроса о реальности данного проекта, нам хотелось бы здесь подчеркнуть то значение, которое известный французский физик придает техническим приложениям как форме практической проверки. Именно эта идея Бриллюэна получила поддержку у видного советского физика А. 3. Петрова, который в преди-

словии к книге Бриллюэна писал: «Можно только присоединиться к заключительной фразе автора книги: «Итак, требуется гразер!», где под этим новым термином подразумевается нечто аналогичное лазеру для пучка гравито-нов. Решение проблемы гравитации в некоторой области, определяемой современной экспериментальной техникой, находится недалеко от нас, от нашего поколения, мы подошли к нему, и следует сделать еще несколько шагов в нужном направлении! Можно думать — это относится уже к области интуиции,— что разгадку основных нерешенных проблем теории гравитации принесут гравитационные волны, если они существуют. И единственный путь физического, а не только формально-математического и зачастую спекулятивного, развития учения о гравитации проходит через лабораторию экспериментатора» '.

Многие представители буржуазной философии науки, например К. Поппер2, крайне пренебрежительно относятся к техническим приложениям науки, считая их недостойными внимания. Подобная оценка противоречит той роли, которую играют технические приложения в решении проблемы истинности научного знания. Ведь они представляют собой наиболее полное осуществление идеала материализованного знания, контролируемого объективными закономерностями. Л. Больцман писал:

«Колоссальное сооружение — Бруклинский мост, необозримо простирающийся в длину, и Эйфелева башня, беспредельно возвышающаяся к небу, покоятся не только на твердом фундаменте из чугуна, но еще и на более твердом — на теории упругости» 3. Нечто подобное можно сказать и о любой другой технической системе, которая представляет собой воплощение научной теории. И то обстоятельство, что Бруклинский мост, Эйфелева башня и другие технические системы действуют в соответствии с теми идеальными схемами, на основе которых они создаются, доказывает соответствие этих схем объективным закономерностям.

Но каким бы большим ни было значение технических приложений научных знаний как формы практической

' Л. Бриляюэн. Новый взгляд на теорию относительности. М., 1972, стр. 10.

2 К. Popper. Normal science and its dangers. — «Criticism and the growth of knowledge», p 51—58.

3 Д. Больцман. Статьи и речи. М., 1970, стр. 55.

13§

проверки последних, его все же не следует гипертрофировать. Технические применения общей теории никогда не оправдывают ее полностью. Например, на основе господствовавшей в первой половине XIX в. теории теплорода производились успешные расчеты тепловых процессов, создавались тепловые машины, которые обнаруживали свою эффективность. Однако сама теория теплорода оказалась ложной. В аналогичное положение попало и учение об эфире, лежавшее в основе электродинамики. Практическое применение теории электромагнетизма совмещалось с ложностью постулата о существовании эфира.

Все это, конечно, не означает, что тезис о практике как критерии истины, в частности тезис о критериальной роли технических приложений научных знаний, неверен по существу и что от него следует отказаться. Примеры, подобные приведенным, свидетельствуют лишь о том, что знания, проверяемые практикой, имеют характер относительной истины и что относительна сама практика на данном конкретном этапе развития человеческого общества. В. И. Ленин по этому поводу писал следующее:

«...критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» '. Для обоснования истинности научного знания следует принимать в расчет не изолированный фрагмент практики, а всю практику в ее историческом развитии.

Если практика есть критерий истины, то, спрашивается, какая роль отведена в установлении истинности научного знания фактам? Факты — это результаты практической деятельности, но результаты не вещественные, а идеальные. В процессе эксперимента, который представляет собой один из видов практической деятельности, путем взаимодействия между прибором и исследуемыми объектами материального мира выявляются свойства объектов. Факты в данном случае выступают как мысленная форма выражения этих свойств.

Факты, таким образом, суть результаты ассимиляции теорией продуктов практической деятельности и перевода последних в плоскость знания. Их можно определить как то, что действительно имеет место, но не в качестве элемента самого объективного мира, а в качестве концептуализированного его представления.

' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 145—146.

Поскольку факты — это концептуализированные представления свойств объективного мира, выявленных экспериментом, постольку согласование теории с фактами есть одна из форм ее согласования с самим объективным миром. Нужно, однако, иметь в виду, что эта форма связи теоретического знания с действительностью не является единственно возможной. Другая важная форма их связи — так сказать, их обратная связь — заключается в создании на основе теории технических систем, которые поступают под непосредственный контроль объективных законов материального мира. В этом случае сам объективный мир через практическую деятельность людей как бы ассимилирует научное знание и осуществляет его проверку.

Итак, критерий практики вовсе не упраздняет познавательного значения фактов, а, наоборот, позволяет определить их действительное место в процедуре проверки истинности научного знания. Такая процедура, конечно, включает в себя как составной элемент выявление отношений теоретических конструкций и фактов, но не сводится к последнему. Она носит более сложный и многогранный характер, включая в себя в качестве важнейшего компонента самую материальную деятельность человека.

Диалектико-материалистическое учение о практике как критерии истины само по себе не определяет методики решения вопроса об истинности того или иного конкретного утверждения или теории. Да это и не является задачей философии. Следует согласиться с мнением А. Тарского, который считает, что вопрос об истинности конкретных утверждений может быть решен средствами той науки, к которой они относятся. Функция философской концепции критерия истины совершенно иная. Она служит осмыслению общей ситуации, связанной с определением путей, ведущих к решению проблемы критерия истины. С этой точки зрения диалектико-материалистическая концепция критерия истины представляет огромную ценность для науки. Она способствует выработке учеными стратегии, направленной на поиски истины — знания, которое дает верную картину объективного мира.

С развитием науки вопрос об истине приобретает все большую остроту. Большинство ученых придерживаются убеждения, что наука дает верное описание объективного мира и что в ходе ее развития это описание уточняется

и углубляется. Однако все возрастающие общность и абстрактность научных теорий создают немалые трудности на пути обоснования истинности этих теорий. Неопозитивисты и постпозитивисты считают, что данные трудности непреодолимы. Такое мнение не способствует созданию интеллектуальной атмосферы, которая помогла бы ученым выработать философскую ориентировку, соответствующую задачам и целям научного исследования.

Диалектико-материалистическая концепция критерия истины показывает, что противоречие между стремлением науки к истине и возможностью проверки истины не является неразрешимым. Оно разрешается в процессе развития самой науки. Эта концепция служит обоснованию стратегии науки, направленной на познание истины, и показывает, что такая стратегия вполне реалистична и оправданна. Согласно ей, прогресс науки не приводит к упразднению понятия истины. Истина реализуется не только в простейших теориях, непосредственно связанных с опытом, но и в теориях абстрактных, связанных с опытом лишь опосредованно.

Диалектико-материалистическая теория, определяя общее направление решения проблемы истины в науках о материальном мире, тем самым способствует решению старинной дилеммы, состоящей в рассмотрении стремлений науки к истине и к практическим приложениям как двух исключающих друг друга тенденций. Эта дилемма характерна сегодня для умонастроений буржуазных ученых, разочарованных практическими результатами науки в силу того, что в капиталистическом обществе практическое применение науки углубляет социальные противоречия, является средством гонки вооружения, приводит к экологическим кризисам и т. д. В этих условиях приобретает популярность миф об ученом, творящем в «башне из слоновой кости». Такой ученый якобы стремится только к истине, воплощенной в общих и фундаментальных теориях, которые позволяют ему проникнуть в тайны мироздания. Его не интересуют практические аспекты науки.

С точки зрения диалектико-материалистического критерия истины последняя не является антиподом практических приложений науки. Какими бы прекрасными ни были теоретические творения человеческого гения, вопрос об их соответствии действительности может быть решен лишь в практических приложениях науки. Лишь

практика — материально-производственная деятельность людей — и ее результаты дают возможность непосредственно сопоставить человеческие знания о действительности с самой действительностью. Превращение науки в непосредственную производительную силу, ее активное участие в создании материально-технической базы коммунизма благотворно не только для общества, но и для самой науки в ее движении к возвышенной цели — истине.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функционирование практики как критерия истины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического о

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обс

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди кото

Д -тезис
Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно незави

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Заблуждения в структуре относительной истины
Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение им

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги