рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Как Известно, К Центральным Принципам Неопозитивистской Философии Относится П...

Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их философия направлена против спекулятивного способа мышления. Однако в действительности она сочетает в себе черты и крайнего эмпиризма, и априоризма: наряду с эмпирическими истинами она допускает истины априорные '.

Неопозитивистское учение об априорных истинах сформировалось на основе критического рассмотрения философии Канта. Оно тесно связано с кантовским учением об аналитических и синтетических истинах. Хотя различие между аналитическими и синтетическими суждениями следует считать, по Карнапу, логическим или, точнее, семантическим, оно тем не менее коррелируется с различием между априорным и апостериорным знанием, которое является гносеологическим различием. Эта корреляция состоит в том, что аналитическое знание объявляется априорным, а синтетическое — эмпирическим.

Аналитические суждения в карнаповской версии — это не обязательно суждения, предикат которых лишь разъясняет субъект, не добавляя к нему новой информации, но такие суждения, «чья истинность базируется не на совокупности фактов, но просто на значении входя-

' Подробное изложение взглядов неопозитивистов на проблему истины в логике и математике и их критику см. в кн.: В. В. Целищев. Логическая истина и эмпиризм. Новосибирск, 1974.

щих в них дескриптивных и логических констант» '. В качестве примера аналитического предложения Карнап приводит следующее высказывание: «Если ни один холостяк не является счастливым человеком, то ни один счастливый человек не является холостяком» 2. Чтобы установить истинность данного предложения, вовсе не нужно обращаться к изучению образа жизни холостого человека. Достаточно выяснить значение входящих в него терминов. При этом в данном случае необходимо знать еще значения логических терминов «если», «то», «ни один», «является» 3.

По мнению Карнапа, все предложения логики и математики суть аналитические. В этом отношении позиция Карнапа и большинства неопозитивистов отличается от позиции Канта, который считал, что аналитическими являются только предложения логики, тогда как предложения математики имеют синтетический характер.

Неопозитивисты дают свою интерпретацию и синтетическим суждениям. В их трактовке синтетичность суждений также не связана с характером взаимоотношений между субъектом и предикатом. Суждение считается синтетическим, если его содержание не сводится к формулировке отношений между значениями терминов, а имеет фактуальный характер. Неопозитивисты отвергают кантовское учение об априорности синтетического знания и отождествляют последнее с эмпирическим знанием.

Разделение истин на аналитические и синтетические (=фактуальные) исчерпывает, по мнению неопозитиви-

' «Philosophy of Rudolf Carnap». Cambridge, 1963, p. 963. 2 P. Карнап. Философские основания физики. М., 1971, стр. 342. 8 Вышеизложенная интерпретация аналитических истин, т. е. суждений, чья истинность основывается на значении входящих в них терминов, не является единственной. У неопозитивистов можно найти и другие определения понятия аналитической истины. Куинтон предложил следующую классификацию интерпретаций аналитических суждений: 1) суждение, которое является истинным благодаря значению входящих в него терминов; 2) тавтология, которая утверждает не больше, чем допускает; 3) необходимая истина, основанная на конвенциях языка; 4) истина логики или же суждение, сводимое к последней путем дефиниции. Однако между всеми этими значениями существует тесная связь. Куинтон отмечает, что «все необходимые априорные истины являются аналитическими в первом и наиболее широком смысле и... что такие истины являются также аналитическими и в остальных трех смыслах» (A. Quintan. The a priori and the analytic. — «Necessary truth». Englewood Cliffs (N. J.), 1972, p. 91).

стов, все истины. Таким образом, неопозитивистская доктрина научного знания представляет собой в некотором смысле возврат к юмовской философии. Она восстанавливает юмовскую дихотомию научного знания на априорное и эмпирическое, которая совпадает с разделением научного знания на логику и математику, с одной стороны, и эмпирические науки — с другой.

Неопозитивисты провозглашают априорность логики и математики. С их точки зрения, эти две отрасли знания нельзя считать двумя различными науками. В соответствии с концепцией логицизма, которой они следуют, математика полностью сводится к логике. Априорность математики состоит в том, что она ничего не утверждает о структуре реального мира, а ее предложения не зависят от опыта.

Точка зрения неопозитивизма на статус математики очень четко сформулирована в статье К. Гемпеля «О природе математической истины». Сущность рассуждений Гемпеля сводится к следующему. Согласно Дж. С. Миллю, математика — это эмпирическая наука, которая отличается от других эмпирических наук в двух отношениях — широтой предмета и большей точностью проверки. Однако миллевская концепция статуса математики несостоятельна. Математика принципиально отличается от эмпирических наук. Справедливость эмпирической гипотезы устанавливается путем ее сравнения с опытными данными. При этом может оказаться, что для одних данных гипотеза справедлива, а для других — нет. Таким образом, эмпирическая гипотеза в принципе опровержима. В отличие от эмпирических гипотез, математические утверждения, например «3+2==5», неопровержимы. Неопровержимость последнего утверждения обусловлена тем, что выражения «3+2» и «5» обозначают одно и то же число. «Они являются синонимами вследствие того факта, что символы «2», «3», «5» и «+» определены (или их значения подразумеваются) таким образом, что вышеупомянутое тождество выполняется как следствие значений, которые приписываются входящим в него понятиям» '.

Такая трактовка математики приводит к следующей проблеме: каким образом математика, не имеющая эмпирического содержания, оказывается применимой к эмпи-

' С. Hempel. On the nature of mathematical truth. — «Necessary truth», p. 36.

рическим наукам? Этот вопрос, который Гемпель называет парадоксом, решается им следующим образом. Законы эмпирических наук, например физики, предсказывают некоторые эмпирически проверяемые результаты. Что же касается математических утверждений, то их функция заключается не в том, чтобы предсказывать эмпирические результаты, а в том, чтобы служить целям экспликации и логического вывода. Эта оценка математики принимается и Карнапом, который писал: «Математика не имеет фактуального содержания и поэтому не нуждается в эмпирическом подтверждении, но... тем не менее имеет очень важную функцию в эмпирической науке как инструмент дедукции» '.

Хотя большинство предложений эмпирических наук синтетические, некоторые из них, по мнению Карнапа, имеют аналитический характер. В связи с этим возникает вопрос о том, как отличить аналитические предложения эмпирических наук от синтетических предложений. Если аналитическое предложение истинно только благодаря значению логических терминов, то проблема решается просто. Однако в эмпирических науках встречаются аналитические предложения и более общего типа: их истинность зависит не только от логических, но и от дескриптивных терминов. В этом случае решение проблемы осложняется.

Аналогичная проблема была поставлена еще Кантом. Кант причислял к аналитическим предложениям не только те, которые имеют характер логических тавтологий (например, «Ни один необразованный человек не является образованным»), но и предложения, которые таковыми не являются (например, «Все тела протяженны»). В последнем случае, как мы знаем, аналитичность обеспечивается тем, что в число признаков тела включается свойство протяженности. Кантовская трактовка понятия «тело» носит интуитивный характер. Карнап считает, что значения дескриптивных терминов и отношения между ними должны быть определены не интуитивно, а логически. Этой цели служат так называемые 4-постулаты, иди постулаты значения. Лишь по отношению к ним данное предложение может считаться аналитически истинным.

Формулировка постулатов значения предполагает создание некоторого искусственного языка L. Предложение

' «Philosophy of Rudolf Carnap», p. 64—65.

s в языке L является аналитически истинным по отношению к А-постулатам, если импликация А—>s логически доказуема '.

Карнап иллюстрирует свою схему на следующем примере. Допустим, у нас имеется утверждение «Все люди — разумные животные». Данное предложение может рассматриваться как аналитическое, если мы с самого начала включим в понятие «люди» понятия «разумность» и «быть животным». Для этого предложения «Все люди — разумны» и «Все люди—животные» следует включить в список А-постулатов. Вышеприведенное предложение «Все люди — разумные животные» можно получить тогда как логическое следствие постулатов значения.

Рассмотрение различий между аналитическими и синтетическими суждениями, а следовательно, и между априорными и эмпирическими предложениями на основе выбора постулатов значения приводит к релятивизации этих различий. Так, некоторое предложение s может считаться аналитическим по отношению к постулатам значения А1 и вместе с тем быть синтетическим по отношению к другим постулатам значения А2 (в последнем случае s логически не следует из А2).

Казалось бы, эта релятивизация смягчает априористскую концепцию аналитического знания у неопозитивистов. Ведь получается, что абсолютно априорных предложений не существует. Предложение выступает в качестве априорного лишь в определенной «системе отсчета». Однако это смягчение — только видимость. Поскольку выбор постулатов значения определяется конвенцией, постольку конвенциональна и сама релятивизация. Постулаты значения не только не смягчают априоризм, но, наоборот, даже углубляют его, придавая ему конвенционалистский оттенок.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема априорных истин в неопозитивистской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического о

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обс

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Функционирование практики как критерия истины
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке.

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди кото

Д -тезис
Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно незави

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Заблуждения в структуре относительной истины
Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение им

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги