рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ У Исторических Теорий Подтверждения Имеются Определенные Преимущества Перед Л...

У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обстановку, в которой происходит процедура подтверждения научного знания, но и в том, что они более успешно решают проблему «наведения мостов» между общей теорией и частными фактами. Логические теории не в состоянии решить эту проблему, не делая уступок априоризму. Историческим теориям такая перспектива не угрожает. В частности, им незачем прибегать к неэмпирическим критериям. Для них согласие с новыми фактами является не только необходимым, но и достаточным условием того, чтобы данная теория считалась подтвержденной.

Ситуация выглядит парадоксальной. С точки зрения логической теории всех известных фактов — и новых, и старых — недостаточно для того, чтобы подтвердить истинность данной теории. Исторические теории ограничивают круг фактов, участвующих в подтверждении теории, только новыми фактами. Но поскольку проблема

подтверждения рассматривается ими как проблема выбора одной теории из нескольких конкурирующих, этих фактов оказывается вполне достаточно для подтверждения научной теории.

Существует несколько типов исторических теорий подтверждения, различающихся трактовкой понятий «новые факты» и «теории ad hoc». Английский философ А. Масгрейв предпринял попытку классификации таких теорий, получивших распространение в западной философии. Хотя эта классификация во многом несовершенна, она представляет определенный интерес.

Важнейшим понятием исторических теорий подтверждения является понятие предпосылок познания. Это понятие позволяет разделить все данные, в том числе и эмпирические свидетельства, на две непересекающиеся части. Первая часть — это данные, входящие в предпосылки познания. Они, как отмечал Поппер, считаются в науке бесспорными, непроблематичными. Вторая часть — это новые факты, предсказанные теорией. Согласно историческим теориям, данные, относящиеся к предпосылкам познания, не могут служить подтверждением теории. Поэтому теории, опирающиеся исключительно на данные предпосылок, являются теориями ad hoc и отвергаются наукой. Теории могут подтверждаться только новыми фактами.

Масгрейв отмечает, что определения предпосылок познания как неоспариваемых данных науки заключают в себе известную неопределенность, которая может явиться источником субъективизма и релятивизма. Различные ученые могут признавать различные части совокупности этих предпосылок. Поэтому процедура подтверждения в значительной мере утрачивает объективные основания и становится зависимой от степени знания или от решения того или иного ученого.

Попытки устранить эти субъективизм и релятивизм приводят к первому, чисто временному, типу теорий подтверждения. Согласно таким теориям, предпосылки познания — это данные, которые были известны до выдвижения проверяемой теории. Они не могут участвовать в процедуре проверки. Проверить теорию могут только новые данные, которые получены на основе теории после того, как эта теория была создана.

Хотя указанный тип исторических теорий подтверждения и устраняет субъективизм, он, однако, не свободен

от элементов релятивизма. Масгрейв иллюстрирует это при помощи следующих трех схем:

 


Предполагается, что теория Т объясняет феномен е1. Но феномен е1, известный до создания теории Т, не может служить ее подтверждением, так как в этом случае Т была бы теорией ad hoc. Теория Т не является теорией ad hoc, поскольку она предсказывает новые феномены е2...еп.

 


Те же феномены были известны до появления теории Т. Теория Т объясняет их, но не является независимо проверяемой, поскольку не предсказывает новых феноменов. Сторонник исторической теории подтверждения будет считать теорию Т теорией ad hoc.

 


Теория T1 не является ad hoc, поскольку она делает предсказания относительно факта e2. Допустим, что е2 опровергает Т1, вследствие чего T1 сменяется теорией Т2. Теория Т2 объясняет е1 и е2 и делает предсказания относительно е3, который опровергает Т2, и т. д. В этой схеме теория Т объясняет все феномены, но со строго временной точки зрения она является ad hoc, так как не предсказывает новых фактов.

Масгрейв отмечает, что изложенный вариант теорий подтверждения не соответствует реальной истории науки. Слабость этой теории обнаруживается в том, что согласно ей и вопреки действительному положению дел опыт Майкельсона — Морли нельзя рассматривать как подтверждение специальной теории относительности, а измерение более точного значения смещения перигелия Меркурия — как подтверждение общей теории относительности, ибо упомянутые теории были созданы после обнаружения соответствующих им феноменов.

Второй тип исторических теорий подтверждения, который Масгрейв связывает с именем английского философа Э. Захара, основан на несколько ином критерии разграничения предпосылок познания и новых фактов. По мнению Э. Захара 1, новизна факта не должна определяться только на основе временного параметра. Старый (во временном смысле) факт может быть новым по отношению к данной теории, если теория не создана специально для его объяснения. Отсюда следует, что, хотя временная новизна факта есть достаточное условие для новизны

1 Е. Zahar. Why did Einstein's programme supersede Lorentz's — «Brit. j. for the philosophy of science», 1973, vol. 24, N 2, p. 95-123; N 3, p. 223-262.

факта в смысле Захара, она не является необходимым условием. С этой точки зрения в схемах 2 и 3 теория Т не является автоматически теорией ad hoc. Она будет ad hoc лишь в том случае, если установлено, что она создана специально для объяснения ранее известных фактов.

Масгрейв считает, что, хотя теория Захара и устраняет некоторые недостатки первого варианта исторических теорий подтверждения, она сама не лишена существенных пороков. Чтобы ответить на вопрос, относится ли данный факт к предпосылкам познания или же он является новым фактом по отношению к некоторой теории, нужно знать, сыграл ли этот факт эвристическую роль в создании теории. Однако известно, что оценка эвристичности тех или иных идей носит личностный характер. Масгрейв пишет в связи с этим: «Если различные ученые избирают разные пути к одной и той же теории, то опытное обоснование теории, проведенное одним из них, отличается от обоснования, осуществленного другим. Таким образом, концепция Захара делает подтверждение зависящим от личности»'.

Третий тип исторических теорий подтверждения основан на следующей идее. В науке всегда существует несколько конкурирующих теорий, и основная задача, стоящая перед учеными, заключается в том, чтобы решить проблему выбора между ними на основе эмпирических данных. При оценке степени обоснованности теории посредством данных опыта мы должны сравнивать теорию не с предпосылками познания вообще, а со старой (предпосылочной) теорией, с которой она конкурирует.

Согласно этому варианту исторических теорий подтверждения новая теория независимо проверяема, т. е. предсказывает новые факты, если она предсказывает нечто такое, что не следует из предпосылочной теории. Существуют два основных вида новых предсказаний. Во-первых, это предсказания, которые противоречат предсказаниям предпосылочной теории. Проверка этих предсказаний может иметь значение решающего эксперимента в выборе между новой и предпосылочной теориями. Во-вторых, это предсказания таких явлений, которые

' A. Masgrave. Logical versus historical theories of confirmation. —«Brit. j. for the philosophy of science», 1974, vol. 25, .N» 1, P. 14.

заведомо не относятся к предметной области предпосылочной теории.

Третий вариант теорий подтверждения отличается от двух предыдущих в следующих отношениях. Во-первых, согласно ему, в подтверждении новой теории могут принимать участие и ранее известные факты. Но, естественно, не все факты, а только такие, которые противоречат старой теории или вообще ею не объясняются. Отсюда следует, что если факты, предсказанные старой теорией, не противоречат и новой теории, то такие факты не могут считаться подтверждением последней. Поэтому временная новизна факта не является ни достаточным, ни необходимым условием его участия в подтверждении теории. Во-вторых, предположим, что теория T1 объясняет факты е1 и е2, но не может объяснить е3. Новая теория Т2 объясняет все факты — е1, e2, е3. Известно, что е1 и ез сыграли эвристическую роль в построении теории Т2, в то время как е2 — нет. В таком случае, согласно второму варианту исторических теорий подтверждения, е3 не может подтвердить Т2. Эту функцию может выполнить лишь е2. Согласно третьему варианту дело обстоит наоборот: е3 может подтвердить новую теорию, тогда как е2 — нет.

Основоположником третьего типа исторических теорий подтверждения Масгрейв считает И. Лакатоса. Это не соответствует действительности. Данный вариант исторических теорий был известен задолго до исследований Лакатоса в области философии науки. В той или иной форме идея, лежащая в его основе, высказывалась учеными-естественниками, которые использовали ее в своей практической деятельности. В гносеологическом плане она разрабатывалась и советскими философами.

Что же касается Лакатоса, то ему принадлежит особый вариант исторических теорий подтверждения. Он характеризуется рядом черт, отличающих его от всех предшествующих исторических теорий. В качестве основной единицы научного знания, подлежащей проверке, здесь выступает не отдельная теория, а научно-исследовательская программа. Подтверждение программы не сводится к единичным актам подкрепления ее положительными фактами, а рассматривается как длительный процесс многократного ее испытания.

Для Лакатоса подтверждение эквивалентно прогрессивному развитию научно-исследовательской программы. Исследовательская программа прогрессирует, если ее тео-

ретический рост приводит также и к эмпирическому росту, т. е. если она в состоянии предсказывать новые факты. Это равнозначно «прогрессивному сдвигу проблемы». Если же эмпирический рост предшествует теоретическому росту программы, т. е. если она обеспечивает объяснение только для случайных открытий, которые предвосхищаются конкурирующими с ней программами, то в таком случае рассматриваемая исследовательская программа дает «регрессивный сдвиг проблемы». Это равносильно ее «опровержению» и приводит к тому, что она сходит со сцены и замещается конкурирующей программой.

Хотя для теории Лакатоса, как и для всех исторических теорий подтверждения, решающее значение имеют новые факты, их «доказательная» роль проявляется здесь не столь однозначно, как в других теориях. Если новые факты не укладываются в теорию, то они, по мнению Лакатоса, могут быть отброшены. Конечно, это означает аномалию для научно-исследовательской программы. Но тем не менее, если программа все же обеспечивает прогрессивный сдвиг проблемы, такое отбрасывание фактов оправданно. Таким образом, не просто новое подтверждаемое содержание, а именно прогрессивный сдвиг проблемы, обеспечиваемый программой, означает ее подтверждение.

Проблема гипотез ad hoc получает у Лакатоса следующее решение. В отличие от Леплина, считающего, что существует единственный тип гипотез ad hoc, характеризующийся определенным набором признаков, Лакатос вводит три таких типа: ad hoc1 — гипотезы, не имеющие избыточного эмпирического содержания по сравнению с их предшественниками; ad hoc-t — гипотезы, имеющие такое избыточное содержание, которое, однако, не подтверждено; ad hoc з — гипотезы, которые не являются частью позитивной эвристики научно-исследовательской программы.

Первые два понятия заимствованы Лакатосом у Поппера. Последнее введено им самим и тесно связано с концепцией научно-исследовательских программ. Как нетрудно заметить, понятие ad hoc3, в отличие от ad hoc1 и ad hoc2, имеет относительный характер. Оно используется только в связи с данной научно-исследовательской программой. В рамках другой, например конкурирующей, программы оно может оказаться неприменимым,

Акцент на динамичности процедуры подтверждения, ее историческом характере в более глубоком смысле, чем это принималось предыдущими теориями, составляет сильную сторону концепции Лакатоса. Однако такой акцент ставит перед Лакатосом следующие вопросы: до каких пор сдвиг, обеспечиваемый программой, может считаться прогрессивным? Как определить момент смены прогрессивного развития программы регрессивным? Отсутствие у Лакатоса четких ответов на эти вопросы послужило поводом для критики всей его концепции'. Тем не менее следует признать, что данный недостаток выглядит не очень значительным на фоне тех трудностей, с которыми столкнулась теория Лакатоса при решении проблемы критерия истинности научного знания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новые факты и типы исторических теорий подтверждения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического о

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Функционирование практики как критерия истины
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке.

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди кото

Д -тезис
Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно незави

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Заблуждения в структуре относительной истины
Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение им

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги