рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Заблуждения в структуре относительной истины

Заблуждения в структуре относительной истины - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Особого Внимания Заслуживает Вопрос О Вхождении Заблуждений В Научные Теории,...

Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение имеют следующие два обстоятельства. Во-первых, при ближайшем рассмотрении такого рода заблуждений обнаруживается, что их нельзя считать абсолютно ложными идеями. В них, хотя и в скрытой форме, содержатся идеи, имеющие объективное содержание. Это можно проиллюстрировать на примерах высказываний о так называемых фиктивных теоретических объектах, например теплороде, эфире и т.п.

Теоретический объект можно рассматривать в некотором смысле как совокупность признаков. В таком случае идея о его реальном содержании выражается конъюнкцией высказываний о признаках объекта. Это, конечно, не равносильно предложению Рамсея. Предложение Рамсея заменяет теоретическое предложение, например физический закон, в котором фигурируют теоретические объекты, экстенсионально эквивалентным предложением, из которого эти объекты устранены. В нашем же случае мы имеем дело с тривиальной заменой предложения о теоретическом объекте конъюнкцией высказываний о признаках этого объекта. Так, если ai, а-г, ..., а.п — высказывания о признаках, А — высказывание об объекте в целом, то A=a1&a2&,...,an.

Ложность высказывания о теоретическом объекте означает ложность всей конъюнкции. Однако ложность конъюнкции высказываний вовсе не требует, чтобы ложным было каждое входящее в нее высказывание. Для этого достаточно, чтобы ложными были одно или несколько высказываний, в то время как другие высказывания оставались истинными. Тогда мы можем сказать, что, хотя теоретический объект и лишен реального референта в виде соответствующего материального объекта, он все

же воспроизводит в некоторых своих признаках свойства материального мира.

Непротиворечивое вхождение фиктивного объекта в содержание истинной теории объясняется тем, что он присутствует в ней как носитель некоторого множества признаков, имеющих основание в реальном мире. Именно через эти признаки он согласуется с остальными элементами теории.

Сказанное выше можно продемонстрировать на примере теплорода. Идея теплорода как особой вещественной субстанции теплоты была заблуждением. Однако если мы представим теплород как совокупность признаков, то сразу же заметим, что идея теплорода имеет определенное объективное содержание. Это содержание представлено признаками теплорода, которые фиксируются понятиями «теплоемкость», «теплопроводность», «коэффициент теплоотдачи» и которые делают теплород объектом, согласующимся с законами теплофизики, например с уравнением теплопроводности Фурье.

Вторым условием согласованности фиктивного объекта с истинной теорией является то, что собственно фиктивная его часть, представленная признаками, которые лишены объективно-реального содержания, не отражается в содержании теории, а высказывания об этих признаках в известном смысле носят независимый характер. Именно это делает теорию, включающую фиктивный объект, внутренне непротиворечивой. Поэтому фиктивность самого объекта, а следовательно, и ложный характер идеи, приписывающей этому объекту реальное содержание, в течение определенного времени остаются скрытыми.

Независимость упомянутого элемента фиктивного объекта не абсолютна, а относительна: он независим лишь относительно наличных элементов теории. Развитие теории приводит к введению в нее таких принципов, законов или фактов, с которыми этот фиктивный элемент уже не согласуется, что в конечном счете ведет к исключению из теории самого фиктивного объекта.

Так, фиктивная часть конъюнкции высказываний, выражающая идею теплорода как субстанции теплоты, будучи независимой по отношению к уравнению теплопроводности, в то же время противоречит другим эмпирическим фактам и теоретически установленным принципам. Например, такое противоречие возникает при объяснении фактов выделения тепла вследствие давления или

трения. Чтобы спасти идею теплорода применительно к этим случаям, было придумано следующее объяснение:

теплота как бы «выдавливается» из нагретого тела под влиянием внешних механических воздействий. Данное объяснение, в свою очередь, натолкнулось на другую трудность: эмпирически было установлено, что тепловая способность тел при давлении и трении практически не меняется. В результате возникал парадокс: в физическом теле содержится неограниченное количество теплорода, который может быть выделен из него под действием внешних сил. В течение определенного времени сторонники теории теплорода закрывали глаза на этот парадокс. Открытие закона сохранения и превращения энергии и механического эквивалента теплоты нанесло по идее теплорода решающий удар.

Стремление преодолеть противоречие между фиктивным объектом и вновь введенными элементами теории, не устраняя сам этот объект, приводит к тому, что объект, точнее, его описание оказывается внутренне противоречивым. Противоречие между фиктивной частью конъюнкции и вновь введенными законами вынуждает изменить конъюнктивные члены. Например, если an-i и ап противоречат законам теории, то они заменяются на a'n-1 и a'n. Но в таком случае может оказаться, что новые элементы конъюнкции несовместимы с другими ее элементами, скажем, а1, а2, и поэтому вся конъюнкция

 


внутренне противоречива.

Это можно проиллюстрировать на примере развития учения о механическом эфире. Со времен Гюйгенса принималось, что свет представляет собой волновое движение в эфире. Эфир считался абсолютно необходимой предпосылкой распространения света. Однако открытие поперечного характера световых колебаний создало весьма критическую ситуацию для гипотезы эфира. Чтобы поперечные волны могли распространяться в эфире, он должен быть твердым телом. (Теоретические исследования того времени показали, что поперечные колебания возможны лишь в твердых телах.) Но, с другой стороны, как свидетельствовали астрономические наблюдения за движением небесных тел, последние строго подчиняются законам классической механики, причем не обнаруживается никакого задерживающего влияния со стороны эфира.

И тогда, чтобы удовлетворить двум условиям — попереч-ности световых волн и проницаемости,—эфир был наделен одновременно и свойствами упругого твердого тела, и свойствами вакуума. Эти свойства исключали друг друга, а конъюнкция высказываний о них была противоречивой. Выявление данного противоречия послужило важной причиной исключения идеи механического эфира из физики (хотя такая модификация эфира, как электромагнитный эфир, продолжала сохраняться в физике вплоть до появления и признания специальной теории относительности).

Итак, включение в теорию фиктивного объекта хотя и не привносит в нее иррациональный момент, порождает феномен заблуждения. Теория, использующая такой объект только в той части его признаков, которые имеют реальных референтов, подкрепляет веру в то, что этот объект имеет реальное содержание как конъюнкция всех признаков.

От фиктивных элементов теории следует отличать идеализации, которыми пользуется теория при описании мира. Идеализации также не имеют прямых референтов в реальном мире, но в то же время играют важную роль в структуре истинной теории. Это можно проиллюстрировать на примере понятий материальной точки и непрерывности в классической физике. Нет необходимости доказывать, что в природе не существует объектов типа материальной точки, однако это понятие является важнейшей предпосылкой классической механики. Лишь на его основе можно сформулировать строгие законы механики.

Аналогичным образом обстоит дело и с понятием непрерывности. В физике используется математическое понятие непрерывности. Оно, без всяких сомнений, является идеализацией, однако без него не могут существовать не только классическая, но даже и современная физика. Использование математической непрерывности выступает необходимым условием применения в физике методов математического анализа — дифференциального и интегрального исчисления. Без непрерывности мы были бы лишены возможности сформулировать дифференциальные уравнения, посредством которых описываются все наиболее важные физические законы '.

1 Вопрос о гносеологических функциях понятия непрерывности рассматривается в кн.: А. И. Панченко. Континуум и физика. М., 1975.

Каким образом провести демаркационную линию между разумными идеализациями, принятыми в рамках данной теории, и элементами заблуждения? Лейтмотивом этой демаркации служит следующая идея. Разумная идеализация неразрывно связана с основными принципами теорий. Ввиду этого она не может быть фальсифицирована, т. е. опровергнута в тех границах, в которых теория является истиной. Заблуждение — это логически независимый элемент теории. Он может быть в принципе выделен и фальсифицирован. Если отказ от некоторой идеи приводит к расширению эмпирического базиса теории, то такой отказ следует считать эмпирически обоснованным, а саму эту идею — эмпирически опровергнутой.

В качестве примеров рассмотрим абсолютное пространство Ньютона1 и эфир Максвелла. Общим для этих понятий является отсутствие у них референтов в реальном мире. В природе нет ни эфира, ни абсолютного пространства. Но значит ли сказанное, что и то, и другое были и остаются заблуждениями? На наш взгляд, на этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Понятия абсолютного пространства и эфира неравноценны. Если эфир выступает фиктивным элементом теории и может быть квалифицирован как заблуждение, то абсолютное ньютоновское пространство в определенных условиях функционирует как разумная идеализация.

Абсолютное пространство тесно связано у Ньютона с его гравитационным законом обратных квадратов. Этот закон, как уже отмечалось, предполагает дальнодействие, т. е. мгновенное гравитационное действие одного материального тела на другое. Сказанное — не интерпретация ньютоновского закона, а утверждение, входящее в его содержание. Сила гравитационного взаимодействия между материальными телами есть функция только расстояния, но не времени. Поэтому изменение расстояния мгновенно меняет и силу гравитационного взаимодействия. Дальнодействие гравитации, по существу, исключает материальную среду.

1 Понятие абсолютного пространства у Ньютона фигурирует в двух смыслах. Во-первых, оно связывается с инвариантностью длин, пространственных конфигураций. В этом смысле абсолютное пространство Ньютона альтернативно относительному пространству Эйнштейна. Во-вторых, под абсолютным пространством понимается пустое пространство, через которое мгновенно могут передаваться материальные действия. В данном случае мы имеем в виду второе значение понятия «абсолютное пространство».

Абсолютное пространство не отбрасывается полностью и после создания полевых теорий гравитации. В тех случаях, когда рассматриваются слабые гравитационные поля и используется ньютоновский закон обратных квадратов, одновременно применяется и понятие абсолютного пространства. Оно имеет ту же сферу применимости, что и ньютоновская гравитационная теория. В рамках ньютоновской теории оно выступает в качестве разумной идеализации.

Совершенно иной характер носит модель эфира в рамках максвелловской электродинамики. Хотя Максвелл и опирался на эту модель при интерпретации уравнений электродинамики, она не была органически связана с уравнениями. В дальнейшем, как известно, эфир был устранен из электродинамики при полном сохранении уравнений. Более того, отказ от эфира дал возможность лучше понять сущность электродинамики Максвелла. Ее уравнения являются лоренц-инвариантными, а поэтому не требуют выделенной системы отсчета в виде неподвижного эфира. Эфир лишь затемнял релятивистский характер этой теории.

Таким образом, вопрос о том, является ли данная идея заблуждением или же она представляет собой вполне допустимую в определенных пределах идеализацию, может быть решен лишь в контексте теории. Его нельзя обсуждать изолированно от той теории, в рамках которой рассматриваемая идея фигурирует. Если последняя органически связана с основными принципами и уравнениями теории, которые доказали свою истинность, то ее, в случае отсутствия у нее референта, следует считать идеализацией. И наоборот, если некоторая идея может быть элиминирована из истинной теории, а эта элиминация, кроме того, делает теорию более плодотворной, то данная идея носит характер заблуждения.

Несмотря на всю свою значительность, различия между идеализацией и фиктивным объектом все же не абсолютны. При определенных условиях идеализация превращается в фиктивный объект. Так, экстраполируя понятие материальной точки в область микромира, мы получаем фиктивный объект, не имеющий здесь реального содержания. Аналогично обстоит дело и с понятием непрерывности. На него накладываются ограничения, связанные с введением понятия кванта действия,

Весьма любопытен с этой точки зрения опять-таки пример понятия абсолютного пространства. Мы уже отмечали различие абсолютного пространства и эфира. Однако вот что пишет по поводу лоренцева эфира М. Борн:

«Лоренц выдвинул чрезвычайно смелый лозунг, который еще не высказывался с такой решительностью: Эфир покоится в абсолютном пространстве! В принципе это — отождествление эфира с абсолютным пространством. Абсолютное пространство оказывается не вакуумом, но чем-то, имеющим определенные свойства» '. Таким образом, по мнению М. Борна, эфир в некотором смысле совпадает с абсолютным пространством. Мы же ранее подчеркивали, что эти две идеи имеют различный статус: первая представляет собой заблуждение, а вторая — разумную идеализацию. Нет ли здесь противоречия? На наш взгляд, нет. Абсолютное пространство Ньютона действительно служит разумной идеализацией в пределах применимости ньютоновской теории. Но оно перестает быть таковой и превращается в фиктивный объект, подобный эфиру, в той области, с которой имеет дело электродинамика, являющаяся, по существу, релятивистской теорией. Это еще раз свидетельствует о необходимости рассмотрения проблемы различия идеализации и фиктивных объектов в контексте научных теорий, а не изолированно от последних.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Заблуждения в структуре относительной истины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического о

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обс

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Функционирование практики как критерия истины
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке.

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди кото

Д -тезис
Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно незави

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги