рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Д -тезис

Д -тезис - раздел Науковедение, ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Критикуя Неопозитивистскую Концепцию Разделения Научного Знания На Априорную ...

Критикуя неопозитивистскую концепцию разделения научного знания на априорную и эмпирическую части, Куайн стремился показать, что не существует научных утверждений, которые были бы совершенно независимы от опыта. Все научное знание связано с опытом и контролируется им. Однако, развивая эту правильную мысль, Куайн приходит к конвенционалистским выводам о сущ-

' Н. Grice, P. Strawson. In defence of a dogma. — «Necessary truth». Englewood Cliffs (N. J.), 1972.

2 «Philosophy of Rudolf Carnap», p. 922.

нести научного звания и его отношении к действительности. Конвенционализм Куайна воспроизводит конвенци-оналистские установки французского физика и методолога науки П. Дюгема. Поэтому, прежде чем изложить существо взглядов Куайна, мы дадим краткую характеристику философской позиции Дюгема.

П. Дюгем считал, что конвенциональность описаний физических фактов связана с системным характером физики. Физика представляет собой не набор изолированных гипотез, а систему взаимосвязанных положений. Отсюда следует невозможность сепаратной фальсификации, т. е. опровержения, отдельной гипотезы. Ссылаясь на системный характер физики, Дюгем высказался решительно против возможности сепаратной фальсификации физических гипотез. Он утверждал, что физик никогда не сможет подвергнуть контролю опыта какую-либо отдельную гипотезу, но всегда только целую группу гипотез. Если опыт противоречит предсказаниям теории, то физик может сделать лишь один вывод, а именно тот, что по меньшей мере одна из этих гипотез неприемлема и должна быть видоизменена. Но он не может решить, какая именно гипотеза неверна 1.

Следствием этой связанности компонентов физической теории является, по мнению Дюгема, то, что исследователь при желании может сохранить любую проверяемую физическую гипотезу даже в том случае, если она находится в очевидном противоречии с данными опыта. Это достигается посредством корректировки других компонентов физической теории, дополняющих данную гипотезу.

Корректировка физических гипотез, осуществляемая во имя сохранения данной гипотезы, обычно связана с видоизменением логического статуса проверяемой гипотезы. Дюгем утверждал, что физические гипотезы, подлежащие проверке, могут быть при желании переведены из утверждений об опытных данных в логические дефиниции за счет соответствующих допущений, сделанных в отношении данных опыта. Например, закон свободного падения неопровержим, так как мы всегда можем считать его определением свободного падения. Если же обнаруживаются факты, противоречащие этому закону, мы можем сказать, что эти факты характеризуют несвободное

' См. П. Дюгем. Физическая теория, ее цель и строение. СПб. 1910, стр.224.

падение. В последнем случае теория должна быть скорректирована таким образом, чтобы учитывались факторы, обусловливающие отклонение эмпирического закона от закона свободного падения.

Конвенционализм Дюгема является идеалистической интерпретацией системности физического знания. Куайн развивает установки Дюгема, распространяя их на науку в целом. В отличие от Дюгема, он пользуется понятием тотальной науки, которая включает в себя в качестве элементов не только физику, но и математику и логику.

Куйан сравнивает тотальную науку с полем сил, граничные условия которого определяются экспериментом. Конфликт с экспериментом на периферии вызывает изменение в интерьере поля. Однако это изменение не однозначно. Существует много путей для того, чтобы привести теоретическую систему в соответствие с данными опыта. Рассуждения Куайна можно представить таким образом. Допустим, тотальная наука состоит из утверждений а1, а2, а3 ...ап. Из конъюнкции этих утверждений следует эмпирический вывод е1. Пусть данные опыта указывают на ложность е1. Это свидетельствует о ложности исходной теоретической системы, из которой е1 вытекает как логическое следствие. Но это не означает, что неправильным является каждое положение системы. По мнению Куайна, в принципе существует множество способов корректировки исходной теоретической системы с целью приведения ее в соответствие с опытом. Например, мы можем допу-стить, что несоответствие теоретической системы с опытом проистекает из того, что a1 — ложное утверждение. Заменяя а1 на противоположное утверждение а1, мы добиваемся того, что теоретическая система предсказывает не e1, которое отвергается опытом, а е2, которое согласуется с ним. Но в ряде случаев мы можем прийти к такому же результату, если изменим не a1, а, скажем, а2, а3 и т. д.

По мнению Куйана, все способы приведения тотальной науки в соответствие с данными эксперимента равноправны. Выбор одного из них определяется лишь на основе соглашения. Такой вывод делает позицию Куайна конвенционалистской.

Экспликация взглядов Дюгема и Куайна на способы изменения науки ввиду противоречащих ей эмпирических данных называется «тезисом Дюгема — Куайна». Американский философ А. Грюнбаум дал ему сокращенное на»

звание «Д-тезис». Д-тезис философски неоднороден и содержит в себе различные по своей значимости идеи. Чтобы отделить их друг от друга, в Д-тезисе выделяются различные части или же считается, что он имеет различные интерпретации. Так, И. Лакатос различает две интерпретации Д-тезиса — слабую и сильную. Слабая интерпретация утверждает «невозможность непосредственного экспериментального удара по узко определенной теоретической цели и логическую возможность приспособления науки (к экспериментальным данным—Э. Ч.) множеством различных путей» '. В сильной интерпретации Д-тезис исключает любой рациональный выбор путей видоизменения теории ввиду противоречащих ей экспериментальных данных.

Ф. Куин дает несколько иную трактовку Д-тезиса. Он выделяет в нем две части: Д1-тезис и Д2-тезис. Сущность первой части близка к слабой интерпретации Д-тезиса в смысле Лакатоса. Она формулируется Куином следующим образом: «Ни одну гипотезу Н, входящую в состав научной теории, почти никогда нельзя изолировать от некоторого множества дополнительных допущений или других гипотез в такой степени, чтобы ее можно было сепаратно фальсифицировать наблюдениями»2. Но Да-тезис отличается от сильной интерпретации в смысле Лакатоса. Он утверждает, что любая гипотеза может быть сохранена перед лицом противоречащих ей эмпирических данных за счет принятия дополнительных допущений. Ф. Куин формулирует Да-тезис следующим образом:

«Для каждой гипотезы Я, дополнительного допущения А и утверждений относительно наблюдений О и О' таких, что (Н&А)—>0, и О', и (О&О'), существует А' такое, что Н & А' может быть истинным и объяснить О'» 3.

В философской позиции Куайна можно найти элементы Д1-тезиса, Д2-тезиса и сильной интерпретации Д-тезиса. Если Д2-тезис представляет собой рациональный момент философской позиции Куайна, который, по существу, означает формулировку системного характера науки, то Д2-тезис или сильная интерпретация Д-тезиса

' / Lakatos. Falsification and the methodology of scientific research programmes. — «Criticism and the growth of knowledge». Cambridge, 1970, p. 184.

2 Ph. Qainn. Status of the D-thesis. — «Philosophy of science», 1969, vol. 36, N 1, p. 79.

3 Ibidem.

могут рассматриваться как выражение конвенционализма.

В самом деле, если теоретическая система ввиду противоречащих ей экспериментальных данных может быть скорректирована множеством способов и если все они равноправны, то из этого следует, что рассматриваемая система не является объективной истиной. Конвенционалистская трактовка истины приводит Куайна к идеалистической интерпретации научной онтологии. Поскольку теоретические объекты вводятся в науку и изменяются конвенционально, постольку их нельзя рассматривать как конструкты, которым соответствуют референты в реальном мире'.

2.4. Несостоятельность дилеммы «априоризм или конвенционализм»

Таким образом, в полемике Куайна с неопозитивистами была сформулирована своеобразная дилемма, составляющими альтернативами которой являются априоризм и конвенционализм. Неопозитивисты настаивают на априорности той части научного знания, которая представлена аналитическими истинами. Куайн отвергает эту форму априоризма, но приходит к выводу, что все научное знание имеет конвенциональный характер. Можно ли считать априоризм и конвенционализм истинными альтернативами? Действительно ли для преодоления априоризма необходимо принять ту или иную форму конвенционализма, или же априоризм может быть преодолен на неконвенционалистской основе?

Г. Рейхенбах, например, считал, что априорность и конвенциональность — это две различные вещи, которые не следует смешивать. Обсуждая статус аксиом математики в их неинтерпретированном виде, он писал: «Вопрос о том, являются ли аксиомы априорными, бессмыслен, так как они произвольны» 2. Куайн также полагал, правда, руководствуясь мотивами иного рода, что его конвенционализм является полной противоположностью априоризму. Однако даже самое общее знакомство с априоризмом неопозитивистов и конвенционализмом Куайна показывает, что в действительности речь идет о псевдоальтернативах.

] W. Quine. From a logical point of view, p. 44.

2 H. Reichenbach. The philosophy of space and time. N. Y., 1958, p. 100.

С одной стороны, неопозитивистская концепция априорности аналитических истин не исключает конвенционализма как такового. Наоборот, она предполагает определенную форму конвенционализма. Так, по мнению неопозитивистов, логические истины представляют собой предложения, истинность которых устанавливается на основе лингвистической конвенции. С другой стороны, конвенционализм Куайна не исключает априоризма полностью. Это особенно хорошо видно из формулировки Д2-тезиса, согласно которому данная гипотеза может быть сохранена перед лицом любых эмпирических данных, даже таких, с которыми она находится в явном противоречии. Это означает независимость рассматриваемой гипотезы от процедуры эмпирической проверки, а значит, и ее априорность.

Противоречие между философскими позициями неопозитивистов и Куайна — это противоречие не между априоризмом и конвенционализмом, а между одной формой сочетания априоризма с конвенционализмом и другой формой такого сочетания. Нельзя сказать, что неопозитивистский тезис о существовании аналитических истин, независимых от опыта, ошибочен целиком и полностью. Он сохраняет силу для таких ситуаций, в которых оказывается возможным применить метод сепаратной эмпирической проверки отдельных высказываний. Такие ситуации встречаются при рассмотрении обыденного, т. е. вне-научного, знания. Отдельно взятые предложения повседневного языка, которыми оперируют неопозитивисты, действительно могут рассматриваться как предложения, чья истинность следует из значений входящих в них терминов. Но все же нужно признать, что Куайн в принципе прав в своей критике неопозитивизма. Он правильно подчеркнул, что научное знание носит системный характер, что в его рамках неосуществим метод сепаратной эмпирической проверки отдельных предложений. А это значит, что неопозитивистская дихотомия априорных и эмпирических истин неприменима к научному познанию.

Признавая положительные стороны позиции Куайна, в то же время нужно иметь в виду, что при определенных условиях она приводит к конвенционализму. Поэтому чрезвычайно важно найти способ отделить рациональное в позиции Куайна от конвенционалистских наслоений. К положительным ее сторонам следует отнести идею системности научного знания и мысль о том, что научные

утверждения могут получить эмпирическое значение только в общем контексае науки. Эти идеи находятся в полном согласии с практикой реальной науки. Однако требование системного рассмотрения науки не сочетается у Куайна с требованием рассмотрения науки в ее развитии. Идея системности науки, обособленная от идеи развития науки, приводит его к конвенционализму. Этому обособлению способствует критерий подтверждаемости, которым пользуется Куайн. Согласно его критерию, если теоретическая система приведена в соответствие с фактами, то она подтверждается ими; причем способы приведения теоретической системы в соответствие с фактами не имеют существенного значения и равноправны.

Сторонник исторической теории подтверждения сразу же обратит внимание на такой существенный дефект концепции Куайна: эта концепция не проводит различия между эмпирическим обоснованием истинных теорий и псевдообоснованием теорий ad hoc. Если у нас имеется конъюнкция утверждений а1, а2, а3 ...аn, из которой вытекает эмпирическое следствие е, и если опыт показывает, что е ложно, то мы, конечно, можем, заменяя а1 на а1, или а2 на a2, или а3 на а3 и т. д., привести нашу теоретическую систему в соответствие с данными опыта. Но это не значит, что все способы корректировки теоретической системы равноценны. Среди них могут быть такие, которые помогают лишь устранить данное противоречие между теоретической системой и не укладывающимся в нее фактом. Может существовать и такой способ изменения теоретической системы, который помогает не только устранить указанное противоречие, но вместе с тем и предсказать новые, ранее неизвестные факты. Сторонник исторической теории скажет, что именно эти новые факты и определяют привилегированный статус последнего способа изменения теоретической системы.

При всех недостатках, которые присущи историческим теориям подтверждения, они, на наш взгляд, могут быть использованы для исключения обеих альтернатив — и априоризма, и конвенционализма. В методологии этих теорий сочетаются два основных требования — требование системного рассмотрения науки и требование учета развития научного знания. Именно это и приводит в конечном счете к преодолению априоризма и конвенционализма. Разумеется, исторические теории подтверждения не в состоянии решить вопрос об истинности знания. Но

они оказываются полезными при решении вопроса об эмпирических основаниях научных теорий. А это, собственно говоря, и является ключевым моментом при рассмотрении проблемы априорности истины.

Наше обсуждение вопроса о том, существуют ли априорные истины, носило до сих пор общий характер. Полезно, однако, провести более детальное рассмотрение данной проблемы на двух примерах, которые представляют особый интерес с философской точки зрения,— на примерах статуса физической геометрии и методологических принципов научного знания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ Москва Издательство политической литературы Чудинов Э М Природа... Предисловие... Трудно найти проблему которая обладала бы такой же притягательностью как проблема истины И это не случайно Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Д -тезис

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИРОДА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
  Москва Издательство политической литературы Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. 312с. В новой книге доктора философских наук, п

СУЩНОСТЬ ИСТИНЫ
Попытки раскрыть сущность истины, определяющей цель научного познания, предпринимались философами с древнейших времен. Нельзя сказать, что история этих попыток была историей одних ошибок и неудач.

Что такое истина?
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравив

Когерентная концепция истины
Одним из направлений ревизии классической концепции истины является ее пересмотр с позиций когерентной теории, сводящей вопрос об истине к проблеме когерентности, т. е. самосогласованности, непроти

Прагматическая концепция истины
Гносеологические истоки прагматической концепции истины в некотором смысле близки истокам когерентной концепции. И первая, и вторая возникли в результате гипертрофирования активной роли субъекта в

Семантическая теория истины Тарского
Когерентная, прагматическая и другие близкие им теории истины являются альтернативами классической концепции, призванными заменить ее. Совершенно иной характер носит так называемая семантическая те

Объективность истины
Дальнейшее развитие диалектическим материализмом классической концепции истины состоит прежде всего в обосновании объективности истины. В. И. Ленин указывал, что понятие объективной истины характер

Относительность и абсолютность истины
В. И. Ленин, критикуя взгляды махиста Богданова на истину, отмечал, что тот смешивает два разных вопроса: «...1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представ

Наука и истина
До сих пор мы рассматривали понятие истины в общем виде. Обратимся теперь к более специфическому понятию научной истины '. Выражение «научная истина» может показаться тавтологичным. Оно де

Системность в проверяемость как признаки научной истины
Научная истина — это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Критерии научности опр

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ
Представители домарксистской философии и немарксистской философии XIX в. не смогли разрешить проблему критерия истины. Они не сумели объяснить, каким образом наука, принимающая концепцию истины как

Философские аспекты проблемы критерия истины
Следует различать два вопроса: 1) что такое истина? и 2) что такое критерий истины? Ответом на первый вопрос служит определение понятия истины, ответом на второй — формулировка методов, которые поз

Гипотетико-дедуктивная структура теории и эмпирическое подтверждение
Совершенно ясно, что истинность научной, например физической, теории нельзя установить, не выходя за рамки самой теории. Теория может предложить целый ряд логически непротиворечивых конструкций, ка

Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтверждения
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от ф

Подтверждение и вероятность
Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает п

Негативная подтверждаемость Поппера
Поппер считает, что неопозитивистская концепция верифицируемости, как и ее модификация — теория под' тверждаемости, не могут эффективно применяться к научным теориям. Научные теории представляют со

Неполнота эмпирического базиса научной теории и проблема неэмпирического критерия истины
Как для Карнапа, так и для Поппера камнем преткновения оказалась проблема несоответствия между общностью научных законов и узостью их эмпирического базиса. Карнап считал, что мост между научной тео

Необходимость учета исторического ингредиента в процедуре подтверждения
Критика логических теорий подтверждения, изложенная в предыдущем параграфе, не устраняет ее недостатков. Альтернативы, .предложенные взамен нее, — отказ от подтверждения как способа эмпирического о

Новые факты и типы исторических теорий подтверждения
У исторических теорий подтверждения имеются определенные преимущества перед логическими. Они состоят не только в том, что данные теории более «реалистичны», т. е. более точно учитывают реальную обс

Решают ли исторические теории подтверждения проблему критерия истины?
Исторические теории подтверждения нацелены на то, чтобы решить проблему эмпирического обоснования научных теорий. Некоторые сторонники этих теорий считают, что эмпирически обоснованная теория являе

Зависимость фактов от проверяемой теории
Все теории подтверждения, как логические, так и исторические, рассматривают факты, полученные в результате обобщения опыта, как основу научной теории. Теория допускает целый спектр логически непрот

Тезис Куна — Фейерабенда
Среди западных философов Т. Кун и П. Фейерабенд, по-видимому, первыми обратили внимание на иллюзорность положения о нейтральности эмпирических фактов к проверяемой теории. Однако они абсолютизирова

Рациональное и иррациональное в тезисе Куна — Фейерабенда
Тезис Куна — Фейерабенда неоднороден по своему содержанию и значимости. В нем имеются рациональные моменты, которые было бы неправильно игнорировать. Но в то же время он включает в себя и такие иде

Необходимость выхода за рамки знания
Все направления в современной буржуазной философии, которые в той или иной форме принимают понятие истины, и в особенности истины в ее классическом смысле, объединяет стремление решить вопрос о кри

Функционирование практики как критерия истины
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это можно сделать примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке.

Различия марксистского и прагматического понимания критерия истины
Некоторые буржуазные философы науки полагают, что марксистское решение проблемы критерия истины сближает марксизм с прагматизмом. Такой точки зрения придерживается, в частности, английский философ

Диалектический материализм и теории подтверждения
Один из основных недостатков рассмотренных нами концепций подтверждения заключается в том, что в вопросе о проверке истинности научной теории они полагаются на факты, которые рассматриваются исключ

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?
Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией,

Бэкон и Декарт
Вопрос о том, контролируется ли истинность знаний опытом, или же они включают в себя не зависящий от опыта априорный элемент, имеет многовековую историю. Его постановка восходит к элейцам — Пармени

Локк и Лейбниц
Попытки Бэкона и Декарта решить проблему природы истинности научного знания были альтернативными и окончились неудачей, так как обе альтернативы, одна из которых утверждала эмпиризм, а другая — апр

Проблема априорных истин в неопозитивистской философии
Как известно, к центральным принципам неопозитивистской философии относится принцип эмпирического редукционизма, требующий сведения научного знания к данным опыта. По заявлениям неопозитивистов, их

Критика Куайном неопозитивистского учения об априорных истинах
Неопозитивистская доктрина разделения научного знания на эмпирическое и априорное была подвергнута критике известным логиком У. Куайном. Куайн посвятил критике неопозитивизма ряд статей, среди кото

Геометрия и априоризм
Геометрия явилась одной из важных предпосылок возникновения априористских концепций научной истины. Аксиоматическое построение геометрии и связанная с этим ее относительная автономия от опыта порож

Конвенционализм и априоризм Пуанкаре
Пуанкаре считал, что геометрия в принципе не допускает эмпирической проверки. Это относится не только к чистой геометрии, но и к геометрии физической. Свой тезис о невозможности эмпирической провер

Тезис сепаратной эмпирической проверки геометрии и его несостоятельность
Итак, идея взаимосвязи физики и геометрии в том ее виде, как она принималась Пуанкаре, приводит к конвенционализму, который сочетается с априоризмом. Что необходимо предпринять для их преодоления?

Геохронометрический конвенционализм
Тезис о сепаратной эмпирической проверке геометрии был выдвинут с той целью, чтобы разделить геометшпо и физику и таким образом предотвратить конвенционалистскую трактовку геометрии, предложенную П

Системность физического знания и эмпирическое обоснование физической геометрии
Невозможность сепаратной эмпирической проверки геометрии подтверждает идею Куайна о системности научного знания. Применительно к взаимоотношению геометрии и физики это означает, что физическая геом

Методологические принципы физики и их нормативная интерпретация
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от ана

Несостоятельность априористской трактовки методологических принципов
Гносеологические предпосылки априористской трактовки методологических принципов близки к предпосылкам аналогичной интерпретации геометрии. В обоих случаях априоризм возникает как следствие тщетност

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ИСТИНЫ
В развитии научного познания хорошо просматривается закономерность возрастания активности субъекта. Это проявляется не только в том, что субъект своей материально-практической деятельностью воздейс

Миф об особой роли наблюдателя в современной физике
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта

Наблюдатель и специальная теория относительности
Идеалистические интерпретации роли наблюдателя в специальной теории относительности сводятся к утверждению, что относительность пространства и времени лишена объективного характера и зависит от поз

Наблюдатель и квантовая механика
Идеалистические концепции, согласно которым наблюдатель оказывает определяющее влияние на объект, не навязаны физике извне. Они имеют корни в самом физическом познании и возникают в результате одно

Концептуализация предмета познания и теоретизированный мир
Действительное возрастание активности субъекта в физическом познании, в том числе в теории относительности и квантовой механике, проявляется вовсе не в особой роли наблюдателя, но в дальнейшем разв

Необходимость теоретизированного мира
Открыв ту роль, которую играет концептуализация чувственного материала в построении теоретизированного мира, Кант, однако, не раскрыл объективных оснований, обусловливающих необходимость этого проц

Теоретизированный мир и проблема реальности
Основная теоретико-познавательная функция теоретизированного мира заключается в том, чтобы выразить природу объективно-реального мира в его сущностных аспектах, которые не заданы человеку непосредс

Истина и теоретизированый мир
Наличие теоретизированного мира как репрезентации сущностных аспектов объективной реальности обусловливает специфику постановки вопроса об объективной истинности научных теорий. Утверждения научных

Что такое эквивалентные описания?
Хотя ученый стремится к тому, чтобы создаваемые им теории соответствовали объективному миру, они непосредственно относятся не к нему самому, а к его идеальной репрезентации. Ввиду этого понятие объ

Парадокс альтернативных онтологии
Казалось бы, эквивалентные описания различаются только способом описания явлений и тождественны п& своему содержанию. Напрашивается аналогия между ними и выражением одной и той же информации на

Неопозитивистское решение парадокса альтернативных онтологии и его несостоятельность
Нетрудно заметить, что парадокс альтернативных онтологии возникает при одновременном допущении следующих двух посылок: 1) эквивалентные описания полностью тождественны; 2) соответствующие им онтоло

Тождество и различие эквивалентных описаний
Итак, попытки решить парадокс альтернативных онтологии путем отказа от второй его предпосылки, т. е. от допущения реального смысла соответствующих эквивалентным описаниям альтернативных онтологии,

Дивергенция эквивалентных описаний
Не все эквивалентные описания различаются лишь степенью ясности и полноты выражения физического смысла. Среди них существуют и такие, которые одинаково хорошо выражают физический смысл, но различаю

Гносеологические функции эквивалентных описаний
Проблема эквивалентных описаний не всегда выступает как проблема выбора одного описания из многих, имеющихся в наличии. В ряде ситуаций возникает обратная задача, заключающаяся не в сужении, а, нао

Несостоятельность финитистской трактовки развития науки
Диалектический материализм рассматривает научное познание как процесс все более глубокого и полного отражения материального мира. Этот процесс в принципе безграничен. Любые научные теории, какими б

Научные революции и проблема преемственности
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной ре

Преемственность и абсолютность истины
Уместно сопоставить проблему альтернативных онтологии, возникающую в связи со сменой различных теорий — старой и новой, с аналогичной проблемой, связанной с эквивалентными описаниями. Между ними им

Принцип соответствия и релятивизм Куна
Против идеи абсолютности истины в философии выступает релятивизм, гипертрофирующий момент относительности истины и противопоставляющий его объектив- ности истины. Отрицая объективную ис

Научное познание и заблуждение
Картина развивающейся науки будет существенно неполной, если мы ограничимся рассмотрением только научной истины и не покажем, какое место в науке занимают заблуждения. Заблуждения составляют важный

О познавательной функции заблуждений
Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, причем не просто неизбежны, а являются необходимым элементом научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, мы вовсе не собираемся утв

Заблуждения в структуре относительной истины
Особого внимания заслуживает вопрос о вхождении заблуждений в научные теории, представляющие собой относительные истины. Что лежит в основе этого явления? Здесь, на наш взгляд, решающее значение им

Диалектика истины и заблуждения и теория правдоподобия К. Поппера
В заключение рассмотрим отличие диалектико-мате-риалистической концепции истины и заблуждения от упоминавшейся нами в первой главе попперовской теории правдоподобия. В этой теории, которой в настоя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги