рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурология как наука

Культурология как наука - раздел Культура, Содержание Введение 1. Предмет, Метод И Цели Культурологического Исследования...

Содержание Введение 1. Предмет, метод и цели культурологического исследования 2. Формирование культурологии как науки 3. Современная культурология на стыке методологий 11 Заключение 13 Список использованной литературы 15 Введение Культурология - молодая дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологическая теория задает свой подход и предмет.

И тем не менее, культурологи понимают друг друга. Интерес к культурологии объясняется разными причинами именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение наконец немаловажное обстоятельство - культурологическое мышление и мироощущение весьма современны.

Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему ключи и путеводитель для путешествия в этом мире. Однако недостаточно просто прочитать данный реферат, важно хотя бы отчасти заразиться, заинтересоваться культурологическими проблемами, попытаться самому понять тайну культуры и ее эволюции. В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии.

Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные а иной раз и одни и те же аспекты культурной жизни. Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.

Как правило, попытки построить обобщающую концепцию культуры связаны с анализом культуры или рассмотрением других явлений, в которые она входит культура и духовное материальное производство, культура и природа, культура и сознание, культура и язык и т. д. Такой подход безусловно расширяет область знаний о культуре, но не дает решения проблемы ПРЯМОЕ сопоставление определений и признаков культуры само предполагает некоторый содержательный критерий отбора, своего рода концепцию Поэтому попытки прямого определения культуры приводят лишь к еще одному наряду с другими представлению культуры. 1. Предмет, метод и цели культурологического исследования Культурология или теория культуры это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре.

Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин.

Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры. Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна.

В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука. Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия.

Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, например экономикой, социальными отношениями и политикой. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания.

Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. В качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры.

Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную. Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества.

Культурология может изучать любой предмет при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл. Слово культура знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое культура с теоретической и научной точки зрения.

Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. У большинства людей культура ассоциируется с воспитанностью, образованностью, интеллигентностью. В популярной литературе можно встретить выражения культура чувств, культура речи, культура поведения и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования.

Мы употребляем это слово очень часто. И, тем не менее, смысл слова культура в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело - наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии культура должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас. Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере.

Например, немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком человека, подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря.

Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре. В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин.

Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует около 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат.

Выделяют, например 1. Описательные методы постижения культуры они просто перечисляют заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры например, обычаи верования, виды деятельности. 2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов чедвеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе. 3. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей. 4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей. 5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям. 6. Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. 7. Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязанность этих функций в ней. 8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом. 9. Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре. 10. Герменевтические видят главный путь изучения культуры во множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. 11. Идеационные определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти. 12. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. 13. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически. 14. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности.

Именно у древних римлян появилось слово cultura, которое означало возделывание, обработку, уход. Отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу Тускуланские беседы, принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону Цицерон, Марк Туллий Marcus Tullius Cicero 106-43 до н.э - римский оратор, политический деятель, философ.

Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличается теорию от обыденных представлений.

То, что отправной точкой в данном случае считают римлян, а не греков, не означает того, что между ними были серьзные разногласия.

В понимании культуры как своеобразия жизни людей римляне - продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции.

Но именно в Древнем Риме определенное понимание и терминология сошлись воедино.

И потому считается, что как раз у римлян, и в частности у Цицерона, намечается путь к тому классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв. От античного к средневековому взгляду на культуру Тускулан - это предместье города Рима, и в своих Тускуланских беседах Цицерон впервые характеризует философию как возделывание души. Он пишет Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей сеет только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай.

Это высказывание Цицерона проясняет античное противопоставление культуры и варварства. Ведь уже греки гордились своим государственным устройством, гордились тем, что проявляют гражданские доблести, почитают олимпийских богов, изучают философию, увлекаются пластическими искусствами. Именно здесь, по мнению древних греков, и пролегла граница между ними и варварскими народами, не знавшими серьзных культурных достижений.

Еще ясней осознавали разницу между культурой и варварством граждане Древнего Рима. Даже в своей собственной среде Цицерон и его современники видели почву для противопоставления cultus и vulgus.

К первым Цицерон относил сво аристократическое окружение, которое непрестанно совершенствовало ум и душу, подчас нарочито демонстрируя свою духовную сложность и необычайную изысканность. Ко вторым Цицерон относил грубую и беспорядочную толпу, или чернь, с ее примитивными нравами - увлечением цирковыми представлениями и боями гладиаторов. По большому счету разница между cultus и vulgus - это разница между патрициатом и плебсом в римском обществе. Культура, согласно Цицерону это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия.

Таков исходный пункт в трактовке культуры европейскими мыслителями, в котором выразилось своеобразие античного образа жизни. И все же, если культурным человека делают духовные занятия, то культура становится привилегией высших слоев общества. Ведь только эти люди имели в античном обществе время для духовного развития. Культура и культ в понимании христианских богословов В результате воззрения Цицерона вызвали резкую критику со стороны его противников, в том числе идеологов раннего христианства.

Что касается позиции христиан, то не только к Цицерону, но и ко всему античному наследию у них было крайне противоречивое отношение. Дело в том, что cultura переводится не только как возделывание, но и как почитание, т.е. поклонение божеству. Поэтому латинские слова культура и культ являются однокоренными. Причем если античный мир сделал акцент на первом значении этого слова, то христианский мир - на втором.

Единство слов культ и культура в античном мире не случайно. Ведь античные боги оборачиваются природными стихиями. И возделывание земли у греков связано с поклонением богине Земли - Гее. Иначе у христиан, у которых Бог находится за пределами земного мира. Именно почитание триединого Бога стало в христианстве основой духовного развития человека. Таким образом, в Средние века главным в формировании человека становится религиозный культ. Что касается светской культуры, то у одних христианских богословов она толкуются в качестве подготовки к религиозному озарению, а у других - как путь заблуждений, уводящий от истины в лице Бога. Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения Эпоха Возрождения вернулась к античным представлениям о человеке и его месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения вернулись к античному идеалу человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений.

Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений.

Это время, когда в европейских городах возвышается слой купцов и хозяев мануфактур, использующих наемный труд. Европейцы начинают осваивать земли на других континентах. Это время развития городского самоуправления, когда городской люд бросает вызов своим бывшим опекунам - сеньорам. И на этом историческом фоне смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. Изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека.

Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить вызов Всевышнему. Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве Так Альберти, известный теоретик Возрождения в области изобразительных искусств и зодчества, позволял себе заявлять, что Бог сотворил мир сущего, но искусство воплощает должное. Для того, чтобы на этом основании сделать вывод о преимуществах художника перед Создателем, больших усилий не нужно Соответственно в эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре.

Именно в философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих талантов. Во многом из-за этого в условиях Возрождения ведутся археологические раскопки в городе Риме, возвращающие миру множество утраченных шедевров.

Просветительские размышления о культуре - это не просто констатация фактов, но и разговор о высших целях человеческого рода. С помощью понятия культура просветители задавали главный ориентир и направленность человеческой жизни. Ведь оно указывало на разумную природу человека, в свете которой мы должны оценивать прошлое и настоящее человечества. 2.

Формирование культурологии как науки

В Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю ... Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. 1. . В современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выде...

Современная культурология на стыке методологий

С падением Советской власти утратила былой авторитет и е идеологическа... Шпенглеру, отрицает взаимосвязь культур в пространстве и во времени. Я. Малиновского любая культура - это целостная система, состоящая из набо... 1908, который, подобно другим этнологам ХХ века, занимался исследовани...

Заключение

Заключение Вопрос о высоком культурном измерении человека в преддверии XXI в. встает с особой настойчивостью. Если в средневековье мыслители, размышляя о судьбе человека и его назначении, уклонялись к мысли, что конец света неизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и кровоточащем мире, мы воочию убеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет жить в третьем тысячелетии.

Две мировые войны, кровавые революции и контрреволюции, борьба за передел мира, колониальные и межнациональные войны, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря показали, что не только индивид - хрупкое биологическое существо. Практика массового уничтожения людей без суда и следствия доказала, что и миллионы граждан могут быть внезапно смертны.

XX век обнаружил также, что человек может быть и духовно смертным. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья - потреблением, высших идеалов - практицизмом, духовности - сухим рационализмом - вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскуднение, неуважение к себе и неуважение-к другим. Как писал Мальро, мы имеем дел с первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц.

Ему вторит Х.Ортега-и-Гассет горька наша растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные вдеологи, где посредственные силы могут сегодня все уничтожить, но не смотут больше победить, где разум опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением. Эти размышления могут навести на мысль о том, что не все явления социальной жизни можно отнести к культуре.

Такие социальные феномены, как каннибализм, войны, концентрационные лагеря являются теми озоновыми дырами на теле культуры, которые приводят к разрыву этого тела и, следовательно, к деформации духовного мира человека. Есть законы человеческого рода, в пределах которых индивид и может существовать как человек. Человек, вольноотпущенник природы, может не считаться с ее законами, но расплата в этом случае неминуема, неотвратима. Точно так же человек обязан считаться и с законами экономики, политики, логики и красоты.

В этом смысле можно говорить о том, что существует возмездие за зло. Зло наказуемо потому, что, совершая злые поступки, человек поднимает руку на себя, истончая и губя в себе человеческое, лишая себя возможности подлинной жизни. Таким образом, проблемы нравственности в современную эпоху по праву становятся бытийственными основаниями человеческой культуры. Нравственность и, соответственно, духовность, призваны выполнить в наше непростое время своеобразную роль запретов - табу на все поползновения против идеи самоценности человеческой жизни.

Этот запрет может быть сформулирован в форме знаменитого кантовского требования никогда не относись к человеку как к средству. Здесь речь идет о покушении на убеждения, волеизлияние, целеполагание. Во-первых, запрещается отношение к человеку как к вещи, которое в своем предельном состоянии допускает превращение индивида в раба, говорящее и мыслящее орудие господской воли. Во-вторых, запрещается навязывание человеку веры, воли и целей, которое предполагает идеологическое порабощение людей.

Можно утверждать, что вторая формула кантовского категорического императива представляет собой упреждающий, пророческий запрет, налагаемый на тоталитарное насилие. Ложь и обман, а также насилие над верой и волей в тех или иных формах отвергались на веем протяжении человеческой истории. Соответствующие запреты сыграли в развитии культуры ничуть не меньшую роль, чем табу, наложенные на инцест или убийство сородича.

Но ложь и обман в нынешнюю эпоху касаются не только ближних, как это было на заре человеческой истории. Современная цивилизация предполагает интеграцию различных стран и народов в едином мировом хозяйстве, а значит, и понимание между дальними и чужими. Запрет на обман и принуждение к своей истине сегодня - это условие возможности любого договора, а в перспективе и консенсуса между всеми народами и культурами. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время запрет на политическое и идеологическое ограничение личности выступает как культурно-антропологическое табу, которое, сдерживая метастазы бездуховности, откроет подлинные горизонты человеческого творчества.

Только в этом случае человек станет под 1ишным творцом культуры и ее продуктом.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды. Издательство Флинта, 2002 г. 2. Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. М Издательство Юриспруденция, 2001 г. 3. Культурология.

Краткий тематический словарь. Издательство Феникс, 2001 г. 4. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М Издательство Экзамен, 2002 г. 5. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. М Издательство Альфа, 2001 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Культурология, наука0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурология как наука

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КП ® юридические науки ® общественные науки
ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЙ... Событие смерть Президента РФ новые выборы... Правомерное действие принятие законопроекта в м чтении ГД передачу его на рассмотрение СФ...

Понятие информация используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие информация связано с различными системами понятий
Слово информация происходит от латинского слова informatio что в переводе означает сведение разъяснение ознакомление... Понятие информация является базовым в курсе информатики однако невозможно... Понятие информация используется в различных науках при этом в каждой науке понятие информация связано с...

ЛЕКЦИЯ 1. 3 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ. Правовая информатика как наука и учебная дисциплина. О месте правовой информатики в системе наук и правоведении. 14
ВВЕДЕНИЕ... ЛЕКЦИЯ... ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ Правовая информатика как наука и учебная дисциплина...

Лекция № 1 Предмет философии науки.Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия науки... Наука как познавательная деятельность имеет цель выявить законы по которым существуют объекты материального мира с...

Понятие науки, классификация наук. Особенности научного знания
Наука это и итог познания мира система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности духовного... Во первых под наукой имеют в виду особый вид человеческой деятельности... Различают субъект познания и объект познания Можно сказать что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является...

Культурология как наука. Сущность, структура и функции культуры
Плодотворное вхождение в современный мир возможно только тогда, когда человек усваивает знания, в которых сконцентрированы все выдающиеся достижения… Необходимость введения курса культурологии обусловлена жизнью.Сегодня задачи… В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели исторической и…

История геологии; корифеи отечественной геологической науки и практики (Ломоносов, Карпинский, Вернадский, Ферсман, Губкин, Заварицкий ), их вклад в науку
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Вопросам минералогии геологии и горного дела он посвятил целый ряд трудов среди которых наиболее... АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КАРПИНСКИЙ В году он защитил диссертацию на звание... В период годы он президент Минералогического общества России Опубликовал работы по палеонтологии...

Геология как наука. История геологии. Разделы геологии. Вклад отечественных ученых в развитие геологии.Геология, как наука
Геология наука о происхождении строении и истории развития Земли Изучая г п слагающие земную кору а также происходящие в ней процессы... Разделы геологии... Минералогия р г изучающий минералы как природные образования относительно постоянного хим состава и...

Наука и власть. Наука в условиях тоталитаризма и доктринальной идеалогии
В качестве вступления мне хотелось бы привести отрывок из фильма, однажды виденного мною. Пожилая пара приглашает своего внука к себе в гости.… Как же мы еще плохо знаем друг друга. Так часто нам трудно понять отдельного… Это наука или власть? Скорей всего, и то, и другое. Но тем не менее есть точки, когда эти явления противоположны,…

Психология как наука. Структура современной психологической науки
Метод способ научн познания характеризующ ся своим предметом способом сбора и обработки результ ов... Делятся на группы организационные сравните ые лангитюдные метод... Сравнительный метод предложен Вагнером для сравнений психики чел ка и жив х в настоящ время использ ся для...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам