рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Микенская культура как начало европейской цивилизации

Микенская культура как начало европейской цивилизации - раздел Культура, Под Античной Культурой Обычно Понимается Культура Средиземноморского Бассейн...

Под античной культурой обычно понимается культура средиземноморского бассейна эпохи древности. Иначе говоря, это культура древней Греции и Рима целой эпохи с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э. Занимая свое место среди прочих культур древности, таких как ближневосточная, индийская или китайская, античная культура имеет для нас особое значение, учитывая ее историческую связь с культурами Новой Европы. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция.Именно в Греции сложилась и отсюда распространилась по Средиземноморью античная культура - отчасти путм расселения самих греков по заморским колониям, отчасти путм эллинизации местного населения.

Расскажем лишь о нескольких этапах развития Греческой культуры, особым образом затронем период Микенской культуры.Крито-микенский период Крито-микенская культура, иногда называемая также эгейской, существовала на островах Эгейского моря Крит, Фера, острова Кикладского архипелага, в материковой Греции Микены, Тиринф, Пилос и на западном побережье Малой Азии Троя. Ее расцвет приходится на II тыс. до н. э. Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между Древним Востоком и собственно Грецией.

Носителями этой культуры были первоначально до-греческие племена, называемые в более поздней традиции пеласгами и этеокритянами, а затем греко-язычные племена ахейцев, заимствовавшие и развившие культурные достижения своих предшественников.

На рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают протогородские центры Кносс, Фест, Маллия. Вместе с тем, Крит становится значительнейшим центром античной культуры. Одним из важнейших достижений минойской Критской культуры была письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое к линейному письму.Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В XV XII вв На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо XV XI вв. и, наконец, кипрское слоговое письмо VII IV вв. до н.э Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б. Линейное письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий.

Система счета была десятичной.

Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языка древнего эпоса греков.Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички были составлены и середине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.

Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных и узких глиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листы.Таких табличек найдено очень мною немалое количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других предметах.

Несомненно, еще большое количество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.Своеобразным было и минойское искусство. От простейших точечных и линейных орнаментов через яркие многоцветные сложные геометрические фигуры критские художники постепенно перешли к реалистическому изображению растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно в Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия до н.э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника.

Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетское или вавилонское.

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы, что было связано с ведущей ролью дворца в экономической и политической жизни древнейшего населения острова. Среди этих комплексов выделялся своими масштабами общая площадь 16 тыс. кв.м и свободной, усложннной планировкой Кносский дворец.Он создавался в течение нескольких столетий.

В центре Кносского дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами. Особое место в построении дворцовых интерьеров играли деревянные колонны, получившие в искусствоведении название иррациональных.Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нм квадратной плиты.

Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Даже в том разрушенном состоянии, каком мы их видим сейчас, дворцовые комплексы Крита выглядят впечатляюще.Примером тому является не только Кносский дворец, но и дворец в Фесте 2000-1500 гг. до н.э. на юге Крита. Историческое значение минойской культуры в целом определяется тем, что на Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло классовое общество и государство.

В первой половине и в середине II тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию. Достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами.Микенский приод Начиная приблизительно с 1700 г. до н.э. центр эгейской культуры постепенно перемещается на материк, где возникает так называемая микенская культура, несомненно, испытавшая влияние критской или минойской цивилизации.

Наиболее показательными с точки зрения искусствоведения являются останки микенской культуры, обнаруженные в Микенах, Тиринфе и Пилосе, городах, находящихся на полуострове Пелопоннес. Культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с нею много общего. Наиболее ярко и полно е самобытность проявилась в монументальной архитектуре.В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях, которые впоследствии получили название акрополь, т. е. верхний город, вс было подчинено задачам обороны от врагов.

Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, а высота - до 18-20 м. Отсюда и поздняя греческая легенда о циклопах - строителях этих стен. Акрополь в Тиринфе дат достаточно полное представление о планировке такого дворца.В отличие от Кносского дворца-лабиринта, в Тиринфе вс подчинено ясному порядку, симметрии, благодаря чему достигнута большая цельность композиции.

Акрополь замыкают мощные стены, вход же перекрыт тремя воротами. Центр акрополя - дворец с большим внутренним двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине - так называемый мегарон. Он служил для собраний мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывая его с двором. Впоследствии он явился основой для формирования традиционного типа греческого храма.Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению и украшению ворот.

Центральные ворота крепости Микен, так называемые Львиные ворота ХIV-ХIII вв. до н.э представляют собой величественное сооружение. Они сложены из огромных, вертикально поставленных плит, перекрытых в горизонтали столь же большим монолитом. Над пролтом ворот треугольная известняковая плита, украшенная единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом две львицы стоят по сторонам расширяющейся кверху колонны.Изображнные в одинаковых поворотах в профиль, они образуют симметричную, так называемую геральдическую композицию.

Стены Тиринфского и Микенского, как и других дворцов этого периода в континентальной Греции, были расписаны фресками и украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому облику этих дворцов-крепостей. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужднность движения, столь свойственные критским росписям.В развалинах дворцов, особенно в Микенах, столице легендарного Агамемнона, найдено большое число предметов из золота и серебра весьма тонкой работы кубки, вазы, золотые маски в том числе так называемая маска Агамемнона, бронзовые мечи с рукояткой из слоновой кости, кинжалы.

Их формы и характер близки критским, но в них можно видеть и восточное влияние.Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников.

Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далкими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дат основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местных корнях микенской культуры.Вопреки долго распространнному мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц в Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, по вс ещ при довольно низких температурах в шлаках микенского времени очень высок процент содержания железа.

Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство.

В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые археологами домами торговца оливковым маслом и торговца вином.В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.

Разводился в это время крупный рогатый скот имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы.Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных значительный рост населения, использование большого числа людей на крупных постройках, развитие ремсел приводит к выводу, что производительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства.Микенские строители использовали несколько видов долот, сврл, различные молоты и пилы для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков. Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников.

Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой.Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчтов.

Характерно единообразие точно выработанных примов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры. Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.В Зигури найден большой склад керамики, в котором насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела. Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства.

Большая часть ремесленников работала при дворцах маститых правителей и была занята производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя.

В микенскую Грецию, кроме олова, ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег. В XIII в. до н. э. выступают все более отчетливо признаки ослабления микенского общества внешние связи постепенно уменьшаются в самих Микенах ведтся только оборонительное строительство.Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры.

Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство отсутствуют данные о внешних связях даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идт интенсивное оборонительное строительство.В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя.

Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, по-видимому, было вторжение племн дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племен.По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. до н.э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н.э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племен дорийцев.

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Этого объяснения далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается, по крайней мере, за столетие до переселения дорийцев.Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных.

Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племн, которые не знали ещ острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции основная масса окружающего населения жила ещ в условиях, близких к условиям предшествующего периода, и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев.

Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры. К началу II тысячелетия относится возникновение классового общества и государства на Крите, а затем и в других странах Эгейского бассейна. Это были первые очаги рабовладельческой цивилизации на территории Европы, оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие Греции.Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода.

Местное население не было уничтожено дорийцами культура греческих племн I тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.В свете новых археологических исследований и дешифровки микенской письменности нельзя не поставить вопроса о критическом пересмотре прежнего, в свое время выдвинутого Эвансом, взгляда на микенскую культуру как на лишенное всякой оригинальности ответвление критской. Присущие микенской культуре черты глубокой самобытности показывают, что в материковой Греции существовали собственные прочие традиции, уходящие своими корнями в глубокую древность, свой собственный путь развития.

Дорийское вторжение замедлило это развитие, на некоторое время отбросив материковую Грецию назад, но не прервало.Последующий период многое наследовал от предыдущей эпохи, например микенские орудия труда - плуг, гончарный круг, парусный корабль, некоторые типы оружия и т.д. Но самое главное заключалось в том, что наступивший вслед за микенским новый, так называемый гомеровский период был уже веком железа.

В свою очередь греческая культура легла в основу последующего культурного развития европейских народов.Греческие мыслители и ученые, использовав достижения древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и дали названия различным отраслям науки.

Например, грамматика - наука о правилах письма, арифметика - наука о числах, география - описание земли, и т.д. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на многие языки мира. Греческая письменность легла в основу современной письменности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский. В русском языке насчитываются тысячи древнегреческих слов. В Греции впервые возник театр.Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Без знания истории Древней Греции, без представления об основных чертах античной культуры современный человек не может в полной мере понять и оценить культурные сокровища, созданные человечеством.

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность осталась и вечной школой художников.Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии.

Подводя итог, мы осознаем, что микенская культура была подлинной колыбелью древнегреческой, а значит, и европейской цивилизаций. Источники 1. Всемирная история Том 1. под ред. Ю.П. Францева 2. Большая Советская Энциклопедия, 1953 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Микенская, Культура, Начало, Европейской, цив, зации0.092

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Микенская культура как начало европейской цивилизации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Микенская культура как начало европейской цивилизации
Расскажем лишь о нескольких этапах развития Греческой культуры, особым образом затронем период Микенской культуры.Крито-микенский период… Носителями этой культуры были первоначально до-греческие племена, называемые в… На рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают…

Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…

Учение Освальда Шпенглера о локальных культурах и их перерастании в цивилизации
Только за 20-е гг. первый том этого культурологического бестселлера выдержал на многих языках 32 издания. Необычная творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового… Также он считался классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историчискими…

Культура исламской цивилизации
В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и… Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них —… Современные учёные предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные…

Взаимосвязь культуры и цивилизации в философской концепции Освальда Шпенглера
Действительно, не- мецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древ- ности, и… Базовыми понятиями для этой концепции являются культура и цивилизация, которые… Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа- да оспариваются многими исследователями его творчества его…

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Конфликт цивилизации и культуры
Ценности и смыслы нашей цивилизации сформулированы европейским Возрождением и Просвещением.Социокультурный смысл Возрождения подтверждает… Тенденция такого возврата к античным ценностям была лишь кажимостью для… Сменившая античную христианская система ценностей сформировала человека, который бренно и суетно страдает в земном…

Культура и быт Минойской цивилизации
Но все жеМинойская цивилизация остается самой загадочной для ученых-археологов всегомира. Первым начал раскопки Минойского дворцаизвестный археолог … Третий этаж покои царицы. Ученых, поразил вот какойфакт во дворце существовала… Удивительный факт вся утварь была сделана изнеобожженной глины ! и простояли более 6000 лет существует гипотеза,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Сравнение цивилизации, формации и культуры.
О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры Цивилизация есть неизбежная судьба культу- ры логическое следствие, завершение и исход… Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для… И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес- ки неправомерно, ибо без культуры существование…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизации и их культуры Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения… Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец (ванака), что, в… Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монах. Власть его…
  • Развитие европейской индустриальной цивилизации Европейские индустриальныецивилизации О Европейской цивилизации, как об индустриальной,можно говорить в период с 1640 1870 год. Это время первый… Под ее влиянием нарастала борьбамежду капитализмом и феодализмом в других… В конце XVIII первой половины ХIХ вв. произошли и другие буржуазные революции, в результате которых возникряд…
  • Понятие культуры, культура и цивилизация В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…
  • Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…
  • Сравнение цивилизации, формации и культуры О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры логическое следствие, завершение и исход… Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для… И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование…