рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мифология Древнего Китая

Мифология Древнего Китая - раздел Культура, Мифология Древнего Китая. Китай Одно Из Древнейших Цивилизованных Государств...

Мифология Древнего Китая. Китай одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.Представление о существовании души у человека было распространено на животных, растения и весь мир природы считалось, что все в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т.д находясь в расположении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм и поклонение многим богам.

Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философской идеи. Философия как теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только в рабовладельческом обществе. С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в XVIII в а до того сам Китай был для европейцев мифом.

Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать с Китая. Это мнение опиралось на представление о том, что Китай родина самых древних и мудрых философов. Между тем, как это ясно теперь, китайские философы не древнее греческих и много моложе мудрецов Египта. До философии в Китае было поэтическое осмысление мира и прошлого человечества в форме мифов.Эти мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов.

Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Между зарождением этих песен, хранившихся в народной памяти, и их фиксацией с помощью изобретения во второй половине II тыс. до н.э. письменности прошли многие столетия.И несколько столетий понадобилось ещ для того, чтобы записанные песни были систематизированы и осмыслены китайскими мудрецами как документы исторического прошлого, как рассказы об истинных событиях и лицах определнной территории и времени.

Сами песни, на основании которых философами создавалась фиктивная история, частично сохранились в сборниках Шицзин Книга песен и Шуцзин Книга истории. Упорядочение китайской мифологии усложнило понимание е развития. Можно лишь догадываться, что китайцы, как и другие народы, почитали змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племн.Со временем одна из таких покровительниц, приобрела в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея дракона, которому было приписано господство над метеорологическими явлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемые китайцами реальные птицы превратились в фантастическую птицу Фэнхуан, ставшую символом царицы.

Облик дракона был придан также богиням и богам, которым приписали создание мира и сотворение человечества.Китайцы, обитавшие на равнинах, часто заливаемых выходящими из берегов великими реками, почитали спасительные горы. Одна из них, Куньлунь, мыслилась расположенной в центре мира в виде опорного столба неба. Считалось, что на вершине этой горы находилась резиденция верховного бога и императора Шан-ди. Одновременно существовало представление о другой вертикальной оси мировом древе, ставшим обиталищем десяти солнц.

Само небо мыслилось высшим существом, руководящим всем, что происходит на земле.При этом в мифологическом сознании произошла подмена Верховного небесного владыки и Неба мифологическими Государями Неба. В их число входил верховный владыка центра Хуанди и его помощник бог земли Хоу-ту, покровительствующий храму солнца и властвующий над созвездиями и планетами.

Каждому из мифических владык соответствовало определенное материальное начало время года, цвет, животное, часть тела, оружие. Вс это говорит о формировании сложной мифологической системы, включающей различные природные и пространственные элементы. По своему содержанию мифы подразделяются на несколько групп.Среди космогонических мифов, трактующих происхождение природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции деление и превращение.

Согласно одной из них, неодушевленные вещи и живые существа возникают в результате деления хаоса на два первоэлемента - светлое мужское начало янь и тмное женское начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Общеизвестный миф о возникновении вселенной записан в книге под названием Хуайнань-цзы, созданной во II в. до н.э. В глубокой древности, когда ещ не было ни неба, ни земли, мир представлял собой лишь мрачный, бесформенный хаос. И в этом мраке постепенно родились два больших духа - Инь и Ян, которые с огромным усилием начали упорядочивать мир. Впоследствии Инь и Ян разделились, и установилось восемь главных направлений в пространстве.

Дух Ян стал управлять небом, дух Инь - землю.Так был создан наш мир. Этот миф, с явным философским оттенком, не представляет большого интереса с точки зрения мифологии.

Более интересен миф о небесном духе Цзюйлин. Говорят, что он появился одновременно с первоначальной субстанцией, его же называют истинной матерью девяти начал. Он был настолько всемогущ, что смог создать горы и долины, пустить большие и малые реки, поэтому его можно считать первотворцом. Говорят, происходил он из верховьев реки Фынь-шуй и первоначально был духом реки. Издревле поперк Хуанхэ стояла гора Хуашань.Цзюйлин, пиная ногами и раскачивая е руками, расколол е и раздвинул, так что река потекла прямо.

По сей день ещ сохранились на горе Хуашань следы, похожие на отпечатки рук и ног духа Цзюйлина.Согласно преданию, когда небо и земля были только что созданы, на земле был потоп, поэтому верховный правитель Шан-ди послал великана Пу-фу и его супругу усмирить разлившиеся воды. Эти два огромных толстяка, конечно, очень мало заботились о порученной им трудной работе и выполняли е без всякого усердия, лишь бы поскорее закончить. Русла рек, которые они проложили, в одних местах были вырыты глубоко, в других - мелко, где засорены, а где запружены одним словом, вся работа пошла насмарку.

Поэтому спустя много лет трудолюбивый Юй вновь усмирил разлившиеся воды. Небесный император, разгневанный нерадивостью супругов, в наказание оголил их тела и, совершенно обнажнных, поставил рядом друг с другом посреди обширной пустыни на юго-востоке. Ни в холод, ни в жару они не пили и не ели, лишь небесной росой утоляли свой голод и жажду.И только когда очистилась вода в Хуанхэ, этим супругам было разрешено вернуться к своим обязанностям.

Согласно преданию, чтобы очистить воды Хуанхэ, нужно было прервать связь реки с морем. Разумеется, это было делом неосуществимым, и поэтому чете великанов только и оставалось, что вечно стоять в пустыне, обнажнными, под лучами солнца.В истории о супругах Пу-фу в некоторых моментах проступает облик древнего мифа. Деятельность этих двух людей, упорядочивших воды, также несколько напоминает деятельность первотворца вселенной.

Однако, к сожалению, записанная история кажется незаконченной. Перебирая мифических первосоздателей вселенной, в заключение нельзя не вспомнить о духе Чжу-лун - драконе со свечой с горы Чжуншань, рассказ о котором записан в древней Книге гор и морей.Этот дух с лицом человека, телом змеи, с кожей красного цвета был длиной в тысячу ли. У него были необычные глаза, похожие на два вертикально стоящих оливковых дерева, а когда он закрывал их, они были как две прямые вертикальные щели. Стоило ему лишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день, а когда он закрывал глаза, на землю спускалась ночь стоило ему подуть, как появлялась пелена красных облаков, падал хлопьями сильный снег, и наступала зима дохнт - тотчас красное солнце начинало палить, текли металлы и плавились камни, и наступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея не ел, не пил, не спал и не дышал как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светом свечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещ называли Чжу-инь чжу - значит свеча, инь - темнота - Освещающий мрак. Чжу-лун и в самом деле похож на первотворца.

Однако, сохранив явные черты живого существа, он вс-таки не смог, подобно другим знаменитым небесным духам, превратиться в человека.

Он не стал в глазах людей первотворцом и остался лишь духом одной из гор, несмотря на свой удивительный облик и необычайную силу. Как же были отделены земля и небо, как создавалась вселенная В китайской мифологии есть ответ и на этот вопрос.

Согласно преданиям, в то время, когда ещ земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нм зародился первопредок Пань-гу. Он вырос и, тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он вдруг проснулся. Не зная, как выбраться из яйца, Пань-гу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой.

Огромное яйцо раскололось, вс легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошной хаос, благодаря удару топором отделились друг от друга.После того как Пань-гу отделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпр головой небо. Так он стоял, изменяясь вместе с ними. Каждый день небо становилось выше на один чжан, а земля становилась толще на один чжан, и Пань-гу вырастал на один чжан. Как высочайший столб стоял великан Пань-гу между небом и землй, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он, один-единственный, поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил в этой тяжлой работе, как прошли целые эпохи.

Наконец небо и земля, видимо, стали достаточно прочными, и Пань-гу мог больше не опасаться, что они соединятся вновь - ведь ему тоже надо было отдохнуть.

В конце концов он, подобно всем людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луною, туловище с руками и ногами - четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвою, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капельки дождя и росу. Одним словом, Пань-гу, умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным. Существуют и другие предания о волшебной силе и превращениях Пань-гу. По одной версии, слзы, вытекшие из его глаз, превратились в реки, вздох - в порыв ветра, голос - в раскаты грома, блеск глаз - в молнию.

При всех расхождениях в описании Пань-гу общим является то, что все люди почитали его как первопредка, отделившего небо от земли.

Выше было рассказано о том, как были сотворены небо и земля. Но как же появились люди на земле Ответ на этот вопрос дают антропогонические мифы. Сравнительно ранней версией о появлении людей является версия о том, что люди произошли в результате взаимодействия двух великих богов Инь и Ян. После того как были созданы небо и земля, из оставшихся грубых частиц они сотворили животных, птиц, рыб и насекомых, а из чистых частиц - людей.

Этой версии никто не верил, и в конце концов она исчезла бесследно, не оставив сколько-нибудь значительного следа. Согласно более позднему преданию, люди произошли из паразитов, ползавших по телу Пань-гу, когда он лежал на смертном одре, а ветер их развеял повсюду.Эта версия, разумеется, ещ более возвеличивала заслуги Пань-гу, однако в то же время ущемляла человеческую гордость и поэтому также не получила широкого распространения.

Ещ существует удивительное и прекрасное сказание о том, как небесные духи сообща создали людей. Хуан-ди создал у людей различия между мужчиной и женщиной, Шань-пянь - уши, глаза, рот и нос, Сан-линь - руки и ноги. Следует упомянуть и о Нюй-ва, которая участвовала в этой совместной работе, но что она создала, не ясно. Миф о том, как духи сотворили людей, в самом деле, очень интересен, но, к сожалению, записи о нм в древних книгах весьма скудны, и о божествах Шань-пань и Сан-линь нам ничего не известно.

Мы совершенно не знаем, при каких обстоятельствах их совместными усилиями были созданы люди. Поэтому данный миф также не получил широкого распространения. Напротив, миф о сотворении людей одной богиней Нюй-ва, среди всех ранее упомянутых мифов пользовавшийся наибольшим доверием, так как он и необычен и в то же время близок пониманию людей, составил богатую поэтическую часть в китайской мифологии.Вот его содержание. В те времена, когда земля отделилась от неба, хотя на земле уже были горы, реки, трава и деревья, и даже птицы и звери, насекомые и рыбы, на ней ещ не было людей, и поэтому мир был пустынен и безмолвен.

По этой безмолвной земле бродил великий дух - Нюй-ва. В сердце свом она ощущала необычайное одиночество и понимала, что, для того чтобы оживить землю, необходимо что-то ещ сотворить.Она присела на корточки на берегу пруда, взяла горсть жлтой глины, смочила е водой и, глядя на сво отражение, вылепила нечто вроде маленькой девочки.

Как только она поставила е на землю, вдруг эта маленькая фигурка ожила, закричала уа-уа и радостно запрыгала. Е имя было Жэнь - человек. Первый человек был очень маленьким, но ведь, согласно преданию, его создала богиня. Он отличался от летающих птиц и от четвероногих животных, да и держался он как хозяин вселенной.Нюй-ва была очень довольна своим творением и, продолжая это дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Голые человечки, окружив Нюй-ва, танцевали и радостно кричали.

Затем они в одиночку и группами разбежались в разные стороны. Когда речь заходит о Нюй-ва, вспоминается и герой другого предания - Фу-си, которого ещ называют Пао-си, Бао-си и т.д. Все эти имена встречаются в древних книгах как разнописи. По преданиям, Фу-си и Нюй-ва первоначально были братом и сестрой или позднее мужем и женой.Достоверность этого древнего уже в древности предания подтверждается рельефами на камне и кирпичах эпохи Хань, а также преданиями, распространнными среди народностей Юго-Западного Китая - мяо, яо, и, тун и др. После изучения этих изображений не остатся никаких сомнений в том, что Фу-си и Нюй-ва в древних преданиях изображались мужем и женой. На основании этих изображений и записей в древних книгах можно с уверенностью можем сказать, что, согласно китайской мифологии, род человеческий пошл от небесных божеств - наполовину людей, наполовину зверей.

Они были обожествленными первопредками и превратились также в духов-охранителей.

В древности люди часто вырезали на могилах и в храмах изображения Фу-си и Нюй-ва, чтобы умерший под их защитой мог спокойно наслаждаться радостями потустороннего мира. Миф о том, что брат с сестрой Фу-си и Нюй-ва вступили в брак и положили начало человеческому роду, зафиксирован уже в книге танского автора Ли Жуна Описание неповторимого и странного В старину, когда вселенная была только что создана, жила Нюй-ва со своим братом на горах Куньлунь, людей же в Поднебесной ещ не было. Решили они стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат повл сестру на вершину Куньлуня и произнес заклинание Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь если нет - пусть дым рассеется.

Дым поднялся столбом. Тогда сестра приблизилась к брату, сплетя при этом из травы веер, чтобы прикрыть лицо. Нынешний обычай держать на свадьбе веер произошл как раз отсюда.Мифы о древних героях отражают стремление древних китайцев найти персонифицированных авторов важнейших технических достижений глубокой древности.

Среди них те, кто научил людей добывать огонь трением впервые построил шалаш из веток изобрел способы охоты и рыбной ловли изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу злаки открыл способ варить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих героев изображались китайцами в виде полулюдей-полуживотных с телом змеи, с головой быка, что, несомненно, является отражением древних тотемических представлений. Миф о стрелке И один из самых популярных в китайской мифологии.

И - культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бедствий, в том числе космического характера. Сама форма лука в виде дуги-радуги превратила героя в охотника за нарушившими порядок Солнцами. В этой своей ипостаси И может быть сопоставлен с героическим героем охотником Орионом, также связанным с солнечным мифом.Существовало много подтверждений тому, что И был искусным стрелком из лука. Имя его вызывало восторг и поклонение позднейших поколений и у каждого ассоциировалось с меткой стрельбой из лука. По преданию, И мог попасть стрелой в летящую птицу.

Говорят, что, когда он натягивал лук и готовился стрелять, даже юэсцы, что жили на морском побережье и не знали лука, наперебой старались принести для него стрелы или мишень. Из рассказов видно, как метко И умел стрелять.Такая необычайная меткость объяснялась особенностями телосложения И. По преданию, у него от рождения левая рука была длиннее правой, и это было большим преимуществом при стрельбе.

Чудовища, с которыми он борется, частично связаны с природными явлениями Дафэн - Великий ветер, Баше - Длинный змей, олицетворяющий водную стихию. Как очиститель земли от чудовищ, И близок к греческому герою Гераклу. Так же, как Геракл, он посещает страну Запада и царство мертвых. Посещение И страны Запада мотивируется поиском зелья бессмертия.Здесь обнаруживается сходство с мифом о Гильгамеше.

Сама страна запада в китайских мифах это не просто царство смерти, но место обитания удивительных животных, произрастания удивительных растений. Хозяйка этой страны, богиня Си-ван-му, обладающая зельем бессмертия, предстает в облике владычицы зверей. Хотя И эти звери не интересуют, посещение им владычицы зверей могло быть первоначально связано именно с его функциями охотника, а поиск бессмертия служит более поздним добавлением к основному сюжету.Убийство И персиковой дубинкой раскрывает еще одну черту многопланового образа охотника. Согласно поверьям китайцев, только таким оружием можно было поразить насмерть нечистую силу. Таким образом, сверхъестественные способности И в стрельбе из лука получают объяснение охотник был связан с нечистью, Цзунбу, в которого превратился после смерти.

И согласно определению знатока китайских мифов, Юань Кэ, был владыкой всех злых духов Поднебесной, следившим за тем, чтобы злые силы не могли вредить людям. Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках.

Все они появились на свет в результате непорочного зачатия. Прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, а мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Эти детали мифов о первопредках связаны с имевшими широкое распространение представлениями о том, что некогда люди знали мать и не знали отца. Пережиточное отражение в сознании людей первоначальной материлинейной филиации.Представление иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле.

Подобно тому, как в Поднебесной верховная власть принадлежала Вану, полагали иньцы, так и на небе вс и вся подчиняется Верховному Божеству Ди. Ди всемогущ - это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависят дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляют усопшие предки Вана, являющиеся его слугами.Предки Вана выполняют различные поручения Ди, они же передают ему просьбы Вана о ниспослании благоговения и помощи.

Поэтому, принося жертвы своим предкам, Ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции Вана как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общение со своими предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов. В раннечжоуское время эта система религиозных представлений не претерпела ещ сколько-нибудь значительных изменений.Позже происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков и мира богов, что приводит к обособлению культа предков от культа Верховного Божества.

Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами.Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало с одной стороны, усилению культа предков, с другой- трансформации представлений о Ди и культе Неба. После превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию, трактовка им значений этих культов стала каноном.

– Конец работы –

Используемые теги: мифология, Древн, Китая0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мифология Древнего Китая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура Древнего Китая
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели… Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не…

Этика Древнего Китая
Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической… В этом смысле ценностно-нормативный характер последней очевиден и хорошо… Конечно, и в Европе с эпохи античности существует философская тенденция к универсализации этики.

Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют Миср. Название Египет происходит от… Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал… Его жизнь освещена в мифе Озирис и Исида. Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем в…

Религия и мифология Китая
Представление о существовании души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир природы считалось, что все в мире имеет свою… Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки… Между тем, как это ясно теперь, китайские философы не древнее греческих и много моложе мудрецов Египта. До философии…

Философия Древнего Китая
Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии.В XII веке до н. э. в результате войны государство… Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих… В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В…

История искусства древнего Китая
Труд рабов использовался в скотоводстве, в земледелии.В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу,… Многие из древнекитайских божеств Шан-ди имели явное сходство с животными,… Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о золотом веке. Наряду с…

Философия Древней Индии и Древнего Китая
В их воображении эта страна с е роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным… Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное… Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого…

Культура Древнего Китая
Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую… Название хайнцы, или ханьжень так называют себя китайцы происходит от названия… В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения раннегородского типа, охватывающие одну или…

Философия Древней Индии и Древнего Китая
В их воображении эта страна с е роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным… Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное… Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого…

Эволюция военного искусства Древнего и Средневекового Китая
В древности и Средневековье жизнь китайского народа протекала в постоянных военных конфликтах. Я попытаюсь описать как развивалась их стратегия и оружие в этот период… Для того, чтобы разобраться в изучаемой теме надо в первую очередь охарактеризовать источники и литературу. Я опишу…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура Древнего Китая Среди них выделялись главное верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей. Очень сильным был так же культ предков. В основе… В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологических… Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека пассивное…
  • Философско-религиозные системы Древнего Китая Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Очень силен был также культ предков. В основе его лежало… Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан… В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда отсутствие подлинного интереса…
  • Основные достижения культуры Древнего Китая В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков… Таких культурных эпох в истории Китая несколько.История и культура древнего… Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских…
  • Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение На сайте allrefs.net читайте: "Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"
  • Космологические мифы. Философия древнего Китая На сайте allrefs.net читайте: "Космологические мифы. Философия древнего Китая"