рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Православные храмы долины реки Кача

Православные храмы долины реки Кача - раздел Культура, Православные Храмы Долины Реки Кача Спокойно И Неторопливо Несет Свои Воды Р...

Православные храмы долины реки Кача Спокойно и неторопливо несет свои воды река Кача через горные массивы Крымского Предгорья. Вся ее пойма занята фруктовыми садами, по обеим сторонам реки, между белыми мергелистыми склонами эрозионных гор-останцев приютились домики сел Верхоречненского сельсовета: Предущельное, Баштановку, Машино, Кудрино, Верхоречье и Синапное. В советское время эти села входили в состав богатого садоводческого совхоза “Долинный”, где выращивали табак, фрукты, овощи.Сейчас совхоз не действует, люди, как и везде, остались за бортом благополучной жизни.

Но не всегда так было. Не скованная плотиной Загорского водохранилища, с берегами не лишенными древесного покрова, Кача слыла бурной и суровой рекой.В ее водах водилась крупная рыба, по склонам долины бродили медведи, волки и кабаны, а по низменному правому берегу пролегал один из главнейших торговых путей средневековой Таврики: мимо Тепе-Кермена через перевал Кебит-богаз к южнобережным поселениям Алустон и Кастель.

А позже, в 15 веке, по долине проходила граница между двумя крупными государственными образованиями: христианским княжеством Феодоро и мусульманским Крымским ханством. Многое изменилось с тех пор, но остались до сих пор на качинской земле следы гордого феодористского народа. Это – средневековые православные храмы. Первый храм находится на северной окраине села Кудрино (б. Шурю), буквально в сотне метров в сторону от современного шоссе Бахчисарай – Синапное.Чтобы осмотреть развалины храма, нужно пройти по тихому сельскому переулку до старой кладбищенской ограды с металлическими воротами.

Осторожно приоткройте створку ворот, – и вы среди древнего христианского кладбища (здесь более 40 памятников разнообразных форм), в центре которого видны поросшие сорной травой стены церкви фото. Не нарушая тишину, осторожно подойдите к храму, перекрестясь зайдите внутрь и осмотритесь.Ваше внимание сразу же привлекут многочисленные, процарапанные на известняковых стенах граффити.

Здесь и кресты, и всевозможные, не поддающиеся расшифровке, монограммы, и надписи на греческом языке, и цифры.Изучением христианских надписей Крыма, в том числе и надписей в храме деревни Шурю, подробно занимался известный краевед и историк конца 19 – начала 20 столетия В. В. Латышев, который считал, что все эти надписи не что иное, как: “записи досужих посетителей церкви или богомольцев, подобные тем, которые и в настоящее время имеются во всех более или менее достопримечательных местностях, посещаемых туристами”. Большинство надписей в относится ко второй половине 17 и началу 18 века, но одна, в южной стене церкви, более молодая и гласит: “Возобновлен храм Божий архангела Михаила и Гавриила лета 7102, месяца августа”. 7102 год – это 1594 год от Рождества Христова, конец 16 века. А именно в 16 веке, судя по грамоте русского царя Бориса, Московское государство оказывало материальную помощь некоторым крымским православным храмам, в том числе храму архангела Михаила и Гавриила.

Значит, и был “возобновлен храм Божий” на московские денежки.

Добрая российская традиция помогать соотечественникам за рубежом идет еще с тех давних времен. Намного лучше сохранился другой храм, расположенный в ныне безлюдной местности, за с. Синапным, там, где раньше было селение Авджикой.На залесенном холме, подножье которого огибает один из притоков Качи, стоит греческая церковь Пресвятой Богородицы. фото Вход с двух сторон украшен резным узором, а над входом высечен крест и греческая надпись: “Омой прегрешения, не только лицо”. По бокам от дверного проема так же прослеживается надпись: “Иоанн Пузакидис”, видимо человек, чьими стараниями была перестроена старая церковь.

Ее довольно хорошая сохранность (целы не только стены и крыша, пол, но и железные прутья на окнах), привлекла внимание советских военных, которые после войны устроили в храме Божьем казарму.После того, как солдатам дважды в ночи явилось видение сияющей в лучах света Богородицы, храм осветила одна из местных жительниц, а незваные постояльцы в страхе переехали в Бахчисарай.

Но наиболее интересен храм св. Иоанна Предтечи на кладбище села Верхоречье (б. Бия-Сала). Первое упоминание о селе Бия-Сала (так еще до середины ХХ века называлось Верхоречье) относится к XIV столетию, но в его окрестностях встречаются остатки поселений человека каменного века и эпохи раннего средневековья (так известным археологом А. А. Щепинским в окрестностях села была найдена сарматская антропоморфная плита с изображением человеческих фигур). Скорее всего, в средневековье, Бия-Сала была одним из поселений, принадлежащих легендарному, могущественному княжеству Феодоро, со столицей на Мангупе.

Бия-Сала, как и само княжество, было населено потомками нескольких народов, в разное время осевших на крымской земле – тавроскифов, сарматов, готов, греков-византийцев.После падения княжества в 1475 году под ударами турецких пушек, во времена владычества Крымского ханства Бия-Сала была населена православными греками – потомками феодоритов – вплоть до трагического 1778 года, когда указом Екатерины II греческое население Крыма было выселено в Приазовье.

Обычно опустевшие от греков горные деревни сразу занимали татары, но в Бия-Салы (тогда она стала называться Хазах-Кой) были поселены русские поселенцы, в основном отставные солдаты. Их потомки до сих пор живут в Верхоречье. Седая древность Бия-Салы видна сразу с автобусной остановки.Здесь, на восточной окраине села, на безлесном холме разбросаны могильные плиты наиболее сохранившегося и одного из самых больших средневековых кладбищ в горном Крыму. Еще в середине XIX века русские старожилы села рассказывали, что “слыхали от греков, будто это готвейское кладбище; готва какая-то еще прежде греков тут находилась”. Несомненно, что под словом “готва” подразумеваются готы, которые были важной составляющей общекрымского этноса в раннем средневековье.

Кладбище захватывает всю вершину и верхнюю часть холма, могилы ориентированы точно с запада на восток – все это представляет собой трепетное и в то же время величественное зрелище. фото Наиболее ранние по возрасту могилы представлены массивными четырехугольными известняковыми плитами, большая часть которых уже почти полностью вросла в землю.

Часть из этих надгробий покрыта изображениями различных орудий крестьянского труда: здесь есть изображение кузнечных клещей, пастушьего посоха, пилы, веревки, копья, кое-где видны круги с вписанными в них и взаимно пересекающимися треугольниками.

Эти надгробия относятся к IX – X векам и вполне могли принадлежать крымским готам – народу загадочному и легендарному. Второй тип памятников, более поздний представлен “двурогими” и “однорогими” гробовидными камнями, поставленными на двух и трех плоских камнях, образующих пьедестал со ступеньками.Такие памятники украшены красивой и сложной резьбой, с восточной стороны (там, где голова покойника) они имеют углубление, в которое в день поминовения ставилась свечка и “с наступлением темноты все кладбище озарялось колеблющимся светом маленьких догорающих в ночи огней”. Известный краевед Е. В. Марков считал, что “самые оригинальные из этих памятников – памятники двойные; они представляют две гробницы: или одинаковой величины, или одну большую и при ней другую, крошечную, и те, и другие всегда из одного цельного камня.

Вероятно, под первыми погребались муж и жена, под вторыми отец с сыном, мать с дочерью”. Наиболее поздний тип гробниц, относящийся к XIV – XV веку, представлен плоскими, широкими камнями, украшенными изящной резьбой (крестами, шестиконечными звездами, круговым орнаментом) и врезанными стоймя в лежачие плиты.

Эти, наиболее поздние, гробницы тяготеют к развалинам древней греческой церкви, до XIV – XV вв. стоявшей здесь же на холме. Церковь была разобрана и перенесена на северо-западную окраину села, где сейчас находится современное кладбище.В самом начале современного кладбища стоит алтарная абсида храма св. Иоанна Предтечи. фото Глубокая полукруглая ниша – это все, что осталось от великолепного храма, построенного в XIV веке местным греческим населением.

В 1587 году храм был впервые отреставрирован, о чем говорит надпись, приводимая академиком Кеппеном, побывавшим в Бия-Салах в 1833 году: “Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце”. К сороковым годам XIX века церковь вновь была отреставрирована трудами одного из жителей села, о чем говорит надпись на известняковой плите, бережно хранимой до настоящего времени в алтарной абсиде храма. Тогда, как и сейчас от церкви стояла одна лишь алтарная абсида; к ней по старому фундаменту были пристроены стены и крыша.

Во времена советской власти храм был закрыт, но нетронут, так как местные жители почитали свою святыню и не давали её на разрушение.

Беда пришла во время войны, когда убегавшие в страхе от русского оружия фашисты сожгли село (впрочем, как и все села качинской долины), а вместе с ним и церковь. Церковную утварь и иконы немцы вывезли с собой в Германию. Лишенный кровли, обгорелый храм стоял еще лет 40 назад, пока его не решено было разрушить и пустить на строительные нужды. Слава Богу, храм полностью не разрушили; оставили алтарную абсиду.По словам местных жителей, разрушителей сельской святыни вскоре после их греховного поступка настигла Божья кара: один захлебнулся в болотце, другой умер в пьяном угаре.

Права истина: “воздастся тебе по делам твоим”… Церковь Бия-Салы замечательна не только своей древностью, но и еще по двум причинам. Во-первых, она обладает архитектурной особенностью, не встречаемой ни в одной церкви Крыма – угловатой формой алтаря, вместо круглой, что особенно хорошо заметно с внешней, восточной, стороны храма.Во-вторых, храм имел уникальную фреску, изображающую сюжет “поклонения жертве”, редко встречающийся в стенописи средневековых храмов, а в Крыму единственный. Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был изображен так называемый деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя, и нижний.

Согласно описанию фрески, сделанному О. И. Домбровским, Археологом и Крымчанином с большой буквы, много сделавшему для изучения и сохранения верхоречненского храма, сюжет “поклонения жертвы” представлял собой изображение младенца- Христа, лежащего на большом круглом жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три святителя, а у самых краев оконного проема – два ангела с опахалами-рипидами.

Стараниями О. И. Домбровского эта уникальная фреска была спасена от неминуемого разрушения: ныне, вымытая от вековой пыли, закрепленная клеем, она хранится в Бахчисарайском музее.Идея восстановить, скопировать фреску на свежую штукатурку алтарной абсиды была заявлена еще в 70-х гг. прошлого столетия.

Но тогда нашлись заботы поважней, а учитывая современное состояние науки, в ближайшее время сбыться этому благому помыслу не суждено. В настоящее время остатки храма имеют вполне благонадежный вид: абсида всегда ухожена, побелена, в алтарной нише стоит икона, цветы, другие незатейливые атрибуты богослужения.Но в этом нет заслуги ни Епархии, ни государства (храм числится в реестре охраняемых памятников истории и культуры). С трогательной, искренней любовью за сельской святыней ухаживает местная жительница – Анна Федоровна Платохина; помогает ей в благом деле молодой человек по имени Владимир (на фото можно видеть их за работой по облагораживанию храма). Анна Федоровна неоднократно обращалась в официальны церковные инстанции с просьбой помочь в благоустройстве уникального храма, его реставрации.

Но… Говоря бессмертными словами, “воз и ныне там”. С каждым месяцем разрастается роскошным убранством Свято-Успенский монастырь, вот-вот начнутся работы по строительству собора св. Александра Невского в Симферополе.

Грандиозные проекты, не менее грандиозные задачи… А где-то на окраине православной земли (южнее Верхоречья только горы, затем узкая полоска ЮБК и все – граница христианского мира!) уже 6 веков стоит святой храм, хранимый, помимо Господа Бога, разве что местным населением. Он дважды разрушался, дважды восстанавливался. Бог, как известно, троицу любит.И именно сейчас настала пора восстановить храм в третий раз, чтобы стоял он здесь, на южных рубежах православия, как верный и добрый страж крымской земли.

Чтобы стоял он и обогревал своим светом всех страждущих людей, дарил им любовь и доброту. А это, надо сказать, не так уж и мало… Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.crimea.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: православные, Храмы, долины, Реки, Кача0.079

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Православные храмы долины реки Кача

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX вв)
Рассматривая процесс градостроительного освоения Дальнего Востока в контексте такого целостного явления как градостроительство России середины XIX -… Согласно Е. И. Кириченко первостепенная градообразующая роль в рассматриваемый… Это вполне соотносится с комплексом идей, ориентированных не на служение государству, как это было в XVIII - нач. XIX…

История православных храмов города-курорта Анапа
Менялись названия поселения, возникшего в VI веке до н.э. на берегу морской бухты, где равнинное плато Тамани переходит в начало Большого Кавказа… Биография Анапы с древнейших времен и до сегодняшних дней вобрала страницы… Их авторы археолог Николай Веселовский и педагог Виктор Щепетев, писатель Василий Попов и краевед Леонид Баклыков,…

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ: Экологическая оценка функционирования экосистемы река на примере реки Белая
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ...

Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века
Две мировые войны, ядерная и экологическая угроза — все это охладило оптимизм по поводу прогресса. Более того, как бы в отместку за двести лет… Даже закосневшая в материализме коммунистическая пропаганда через телевидение… Одна из характернейших черт мышления XX в. состоит в том, что в понятийной системе, которой оно оперирует, понятие…

Онтология православной нравственности
Если представить себе при этом отсутствие сильной и авторитетной государственной власти и странную тягу скорее поставить всех перед "совершившимся… Потому что подлинная мораль может иметь только религиозные, т. е. связанные с… А это в конечном итоге, без страха Божьего в душе, означает, что совсем не обязательно быть моральным по сути - важно…

Храм Саграда Фамилиа
Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. " Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да… Бокабелья предпринял все возможное, чтобы Собор увидел свет. Он напечатал об… Строительство началось с Крипты. Вильяр руководил процессом, определив стиль и убранство вырастающей часовни. Но…

Русская православная Церковь в гражданском обществе
Одно не могло быть мыслимо и существовать отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась… Революция 1917 г трагически скомкавшая историческую судьбу России, должна была… Развитие капитализма, укрепившее частную собственность и сформировавшее прочный средний класс (третье сословие),…

Долина Серенгети
Время от времени из Восточной Африки в Европу доходили невероятные сведения об отважных путешествиях и удивительных открытиях. Кто-то удивлялся,… На языке племени масаи, обитавшего в этих краях, "сирингет" означает… Начавшееся еще в позапрошлом веке беспощадное истребление диких животных, наплыв со всего света охотников за слоновьей…

Анализ ошибок, допущенных православными богословами
На сайте allrefs.net читайте: "Анализ ошибок, допущенных православными богословами"

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
На сайте allrefs.net читайте: "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

0.046
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Путь к Храму На сайте allrefs.net читайте: "Путь к Храму"
  • Храм Xриста Cпасителя Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа-спасителя в Москве - была яркой, бурной и по истине трагической Храм Христа… Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из России армии Наполеона… Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило…
  • И.А.Гончаров и храм св. великомученика Пантелеимона Искать я ничего не искал: напротив, все прятался со страхом и трепетом…" (ЛН, Т. 102. С. 260-261). Да, в Божием храме Гончаров не искал ничего,… Здесь он забывал ту сложную, наполненную диалектикой, философию жизни, которую… В одном из писем к своему другу известному юристу Анатолию Федоровичу Кони он признается:"Я с умилением смотрю на тех…
  • Село Шушенское на реке Шуше Впрочем, несмотря на свою идеологическую ангажированность, музей «Шушенское» — случай особый. Только в Красноярском крае 100-летний юбилей В.И.… В противовес этому перед ударной бригадой штукатуров-маляров ставилась задача… Заново отстроили «под старину» всего три дома, да еще один — кирпичный, обили деревом и искусственно состарили.Если…
  • Русская школа и православная культура Ни разу никто из них не назвал более 50%. О чем это свидетельствует? Во-первых, конечно, об уровне информированности даже образованных людей в столь… Понятно, что для обработки данных требуется время, хотя о предварительных,… Этносоциологические очерки" (М: Наука, 1992), в котором приводятся, в частности, данные об удельном весе русских в…