Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...
|
....................................................
полуострова во 2-3-м тыс. до н. э. Это были этносы, занимавшиеся скотоводством и земледелием: сабины, латины, умбры и др. Небольшая группа их, как показывают раскопки, поселилась на реке Тибр по склонам Палатинского холма, а в VII —VI вв. до н. э. здесь был уже город Рим, охватывающий и прилегающие холмы. Большое воздействие на культуру и быт италийских племен оказали этруски, занимавшие области от Альп до Неаполитанского залива (греки этруские племена называли тирренами, отсюда и море вдоль завоеванного ими побережья получило название Тирренского). Можно предположить, что в эпоху расцвета этруской цивилизации (с середины /ll-/l вв. до н. э.) они владели и Римом, передав латинянам некоторые свои культурные традиции (в обрядах погребения, распространении мантики, в символах власти, организации праздничных шествий и т. д.); строительные (храмовое, купольное зодчество, принципы строительства крепостных стен, канализаций, туннелей, водопровода и т. д.) и ремесленные навыки (металлургическое производство, оружейное дело и т. д.) В именах некоторых этруских богов мы узнаем их римских тезок: Уни - римская Юнона, Мнерва - римская Минерва, Марис - римский Марс, Сатре - очевидно, Сатурн и т. д. Благодаря удобному географическому расположению Рим издревле являлся одним из важных центров торговли на Апеннинах, а также местом активного взаимопроникновения италийской, этруской, латинской и греческой культур. Последняя оказывала активное воздействие через жителей многочисленных греческих колоний на полуострове.
С древнейших времен жизнь и поведение каждого гражданина Рима были строго регламентированы обычаями и законами. В сохранении традиций родов и памяти об ихдоблести формировался дух римского патриотизма, святость гражданских установлений. Если в ранних цивилизациях мы встречаем священную власть царя, возведшего моральные и религиозные предписания в статус закона, в полисах Греции - демократическое правление свободных граждан, при котором законы зависели от обычаев и образа мыслей, то в Риме правление аристократии (патрициев), ее конфронтация с негражданами (плебеями) привела к формированию правовых принципов, не зависящих от меняющихся настроений, мыслей субъектов. Для конкретных ситуаций, конфликтов и отношений были выделены общие регулирующие нормы, превратившие гражданина в абстрактного индивида, одну из сторон правоотношения, что было шагом вперед, поставившим римскую цивилизацию на более высокую ступень по сравнению со странами Востока. Оживленная
гражданская жизнь отразилась и в культуре: Римские игры - первый гражданский праздник, уходящий в глубокую древность, а с III в. до н. э. возникают и Плебейские игры. Все другие праздники носили религиозный характер, связаны были, главным образом, с земледельческой и пастушеской жизнью: цереалии - в честь богини Цереры, виналии - праздник сбора винограда, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, луперкалии - праздник пастухов, уже в 111-И вв. до н. э. учреждены были игры в честь богинь Кибеллы и Флоры. Традиции римских праздников отличались большим консерватизмом. Если у греков эволюция праздничных культовых церемоний привела к возникновению качественно новых явлений в культуре (трагедии и комедии, связанных с культом Диониса и других богов -покровителей земледелия) и к Олимпийским (в честь всех олимпийских богов), Пифийским (культ Аполлона), Истмийским (культ Посейдона) играм, то у римлян праздничные культовые торжества сохранились в первозданном виде с древнейших времен и включали песни, пляски в сопровождении простейших музыкальных инструментов. Римская религия всегда отличалась целесообразностью и прагматизмом. Многие божества были абстрактны и выступали в качестве покровителей общественной и государственной жизни, судьбы, отдельных поступков и состояний (Мир, Надежда, Гений, Счастье, Справедливость и т. д.). Римский культ же сводился к выполнению строго регламентированных обрядов, включающих зачастую животные жертвоприношения и произнесение при этом заклинаний. В древнейшие периоды римской истории эти культы не знали антропоморфных изображений божеств, которые появляются при культурных контактах с жителями греческих колоний. Самобытным явлением были коллегии жрецов: понтификов, фециалов, фламинов, луперков, салий, арвалов, авгуров, весталок и др. Кроме своих непосредственно сакральных обязанностей многие из них выполняли функции консервации и передачи знаний, что соответствовало принципу других цивилизаций Востока, где хранению и воспроизводству культурно-производственного опыта по традиции придается сакральный, а следовательно, самый консервативный характер. Так, понтифики отвечали за систему мер и весов, исчисление времени, назначение священных праздников, следили за календарем и ведали секретами наведения мостов. Фециалы хранили международные договоры и гражданские законы.
Падение Карфагена и расправа с его союзниками (Македонией) и государством Селевкидов положило начало господству римлян в Средиземноморье, а также его социально-политической и культурной эволюции. Пре-
14
вратившись во властелина стран с многомиллионным разноязычным населением, разными социальными структурами, обычаями, традициями и сложным государственным аппаратом, а также с разнообразными хозяйственными структурами, Рим для сохранения господства должен был создать принципиально новую государственную организацию, предполагающую универсальную форму политико-правовых отношений, четкую структуру поенного подавления и авторитарного правления. В этихусловиях Республика с ее демократической конституцией была обречена. Диктатуры Цезаря и Августа - первые шаги в создании качественно новой сплоченности римско-средиземноморскогомира.
Культура империи строилась на труде миллионов рабов. Рабство здесь иступило в новую фазу, неизвестную Востоку и эллинизму (на 7 млн населения Рима - 13 млн рабов), преобразовав быт и нравственные отношения, унифицировав их. Культура Римской империи - культура главным образом городская, апеллирующая к общечеловеческим ценностям и презирающая физический труд в среде свободных и патрициев. Большую роль в создании римской культуры играли также рабы и вольноотпущенники, преимущественно греки. Сближение римской и греческой, правильнее было бы сказать эллинистической, культур началось уже в период Республики. Теперь Рим господствовал над эллинизированными народами, оказался преемником эллинизма, решал те же задачи по созданию единой наднациональной (космополитической) цивилизации. Для того чтобы управлять народами, знающими или понимающими греческий, необходимо было эллинское образование. Изучение греческого языка стало необходимо для гражданина. Через язык шло знакомство с литературой (начиная с гомеровских эпосов), мифологией, риторикой. Интерес к культуре классической Греции, возникший в среде аристократов, приобщил римскую знать не только к бытовым комедиям эллинизма, но и ктворчеству Еврипида, к театру. Можно сказать, что популяризация греческой культуры шла двумя путями: через школьное образование и театральную сцену. Даже "Одиссея" впервые была переведена вольноотпущенником Ливием Андроником как учебное пособие. Но здесь и начинаются метаморфозы культуры. Так, если для грека театр не только представление, но часть его религиозной жизни, для него он сакрален, то для римлянина театр лишен своего священного ореола (как культ чужого народа), он превращается в зрелище. Грек ждет от театра очищения (калакагатии), римлянин - зрелища. Поэтому в Риме нашли распространение, главным образом, комедии (а не трагедии), особенно в позднем эллинистическом варианте (популярно было подражание Менандру). Рим воспринимал культуру Греции и эллинизм с внешней стороны,"извне".
В римском мире объединение стран и народов Средиземноморья сначала произошло военно-политическим путем, а затем, на базе созданной унифицированной системы управления, произошло духовное взаимопроникно-
вение культов. С походами римскихлегионеров, при смешении рабов и распространении смешанных браков шло проникновение на Запад восточных культов и обычаев: культов Кибеллы, Исиды, Вакха, Митры, а иудаистская диаспора смущала души ожиданием мессии. В свою очередь мы видим процесс активной романизации через строительство городов, внедрение новых муниципальных порядков, систему образования (включающую начальную школу, школу грамматиков, школу риторов), строительство общественных зданий (театров, библиотек, цирков, ипподромов, амфитеатров и т. д.), через финансирование старых культурных центров (подобных Александрии и Пергаму). Государство финансирует повсеместное строительство дорог, придорожных станций, почтовую службу, госпитали; грамотность, чрезвычайно распространенная в городах благодаря сети начальных школ, также способствует процессу романизации. Знакомство с культурой разных народов облегчается благодаря развитой книжной торговле, а воспроизведение книги достигает уровня ремесла.
Утрата римской культурой полисного, национального характера - закономерное явление. Оказавшись в центре разноязычного и многоликого Средиземноморья, Рим должен был найти единство в многоязычност вза и, понимание и взаимоприятие. Его целью было - избежать отторжения римского элемента как чуждого и насильно насаждаемого. Космополитич-ность была не ограниченностью Римской Империи, не следствием "бесталанности" римлян, как об этом часто можно слышать, а, напротив, следствием реальной жизненной необходимости. Толерантность к культурам подвластных народов - прямое осуществление необходимой государственной политики, насущная потребность времени. Утрачивая традиционную приверженность к своему, национальному, римляне должны были воспринимать культуры подвластных народов как часть своего.
Политика космополитизма видна и в реформировании традиционной римской религии, в создании официального императорского культа (вполне в духе традиций древних восточных теократии и эллинизма). Формирование нового культа начинается с Цезаря и Августа, а заканчивается уже к концу I в. н. э. Новый культ включал поклонение гению императора и богине Роме как олицетворениям римской государственности, являлся также и проверкой политической лояльности императору. Этот культ - проявление космополитизма государственной римской машины, но среди угнетенных слоев империи также шли культурно-религиозные космополитические процессы, и ярким примером этого является возникновение христианства. Новое вероучение в I в. н. э. стало распространяться главным образом среди обездоленных слоев Ближнего Востока, Египта, Северной Африки. Проповедуемое апостолами, оно уравнивало всех перед богом в первохристианской общине (в противовес государственному бесправию), успокаивало мечтой о посмертном воздаянии и воскресении из мертвых. Ценностям рабовладельческого Рима, погрязшего в роскоши, в плотских удовольствиях, противопоставило чистоту
15
нравственных помыслов и поступков, презрение к богатству и смирение. Учение Христа было доступ но и понятно для любого уровня римского образования. Неграмотный раб с плантаций принимал его с детской наивностью веры, для ритора оно давало пищу интеллектуальным, философским размышлениям. И хотя многие образованные римляне, подобно Цельсу и Лу-киану, смеялись над новым "суеверием", оно быстро нашло сторонников и последователей среди образованных зажиточных слоев, также бесправных перед императором, как и рабы перед своим господином. Христиане преследовались, так как не признавали культа императора (ибо Бог един), а следовательно, были заподозрены в отсутствии лояльности к высшей власти, но распространение христианства продолжалось, ибо оно не знало ни эллина, ни иудея. По глубокому замечанию Гегеля, христианство было усвоено двояко: варварскими народами Европы, которым еще предстояло усвоить азы цивилизации, и этот процесс начинался с приобщения к христианству, и цивилизованными народами Средиземноморья, где новое учение являлось неотъемлемой частью античной культуры.
Культура рабовладельческой древности знала племенные и национальные религии. Связь человека с божественным была опосредована национальной или племенной традицией, неохотно допускающей к культу иноплеменников. Начавшееся в эпоху эллинизма активное взаимозаимствование в культурах, выходящее за узконациональные рамки, достигло апогея в распространении наднациональных религий, объединяющих не представителей одной национальности, а представителей одного вероисповедания: буддизма (возник в/1-/ вв. до н. э., нашел широкое распространение с III в. до н. э.); христианства (возникло в I в., широко распространилось со 11-111 вв.); ислама (возник в VII в., нашел широкое распространение в /1И-1Х вв.). Приоритет новые религии (такие, как ислам и христианство) отдавали уже не обрядовомужертвоприношению пантеону древних богов и духам предков,
а почитали единого Бога (монотеизм), проповедовали нравственное самосовершенствование.
Ликвидация замкнутости открывала широкие возможности дальнейшего развития. Возникновение международной торговли, наднациональных тенденций в культуре активизировало образование наднациональных государств и империй (империя Александра Македонского - 30-е гг. IV в. до н. э.; эллинистические государства - 111-1 вв. до н. э; империя династий Цинь, а затем Хань в Китае с III в. до н. э.; Римская Республика, а затем Империя; Арабский халифат - VII—IX вв.). С падением Западной Римской империи космополитические культурные процессы замедляются. В эпоху Раннего средневековья, когда, казалось бы, власть и титул императора оставлены в античном прошлом, эта политическая традиция подхватывается. Карл Великий восстановил титул императора в 800 г., стремясь к объединению бывших земель Западной Римской империи (зон сельскохозяйственных культур) и к захвату основных торговых путей. Народы Востока также получили в наследство память о космополитической культуре Рима, которая незримо подрывала центробежные тенденции, способствуя консолидации мусульманского мира. Блестящая культура, которую принято называть мусульманской, создавалась наследниками античности: персами, сирийцами, египтянами, горожанами Месопотамии. Недаром один из отцов христианства Иоанн Дамаскин пытался найти точки соприкосновения между исламом и учением Христа. А Римские папы в IX в., в связи с распрями с Константинополем, охотнее посылали обучаться церковную молодежь в арабскую Кордову (Испания), чем в иконоборческую Византию.
История средневековья - история противоречивых тенденций распада на самодовлеющие мирки национальных королевств и единения в христианстве, мусульманстве, буддизме (церковь, храм - основное консолидирующее звено культуры), в языке (влияние латыни, греческого, арабского языков, санскрита), письменности (латиница в Западной Европе и кириллица в Восточной Европе, арабская письменность в мусульманских странах, санскрит в странах индийского влияния, иероглифы в странах дальневосточных культур), в принципах строительства, иконописи, канонах и т. д.
16
Таблица5
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов