Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...
евятнадцатыи век открывается чередой величайших потрясении для всей Европы. Венский конгресс стран-победительниц Наполеона, "распределив" европейские границы и троны, подготовил акт Священного Союза, ставшего врагом либерального и национально-освободительного движения. Войска стран Священного Союза утопили в крови революционные выступления в Испании и Италии; усилилась реакция в государствах Германии, в Австрии, Франции. В центре политических вопросов этого периода - принятие конституций с либеральными свободами и национально-освободительные движения в Германии, Австро-Венгрии, Италии, Польше. Напряженная социально-политическая жизнь достигла своих кульминаций в кровавых революционных событиях 1830 и 1848-1849 гг., когда революционным пламенем были охвачены Франция, Германия, Италия, Австрия, Венгрия и т. д. Революция и террор, ожесточение цензуры и свободомыслие, узурпация наций и национально-освободительные движения, клерикализм и свобода совести - вот основные противоречия 1-й половины XIX в. Высокие идеи Просвещения, Великой Французской революции еще питали революционные порывы, диктовали нравственные принципы, но за империей Наполеона постепенно уходили в прошлое идеалы XVIII в.
Ж век начинается с ревизии классической философии и морали, что приводит к их отрицанию, к противопоставлению рационализма иррационализму, как реакции на крушение идеалов Просвещения и Великой Французской революции. Интуиция, воля, чувственность противопоставляются разуму. У истоков иррационализма и волюнтаризма конца века стояли представители философского романтизма (Ф. Шеллинг, М. Штирнер, М. де Биран). Кульминации иррационализм достигает в трудах датчанина С. Киеркигора, одним из первых высказавшегося об утрате человечности как черте современной для него эпохи. Новое состояние ментальности общества вызвало к жизни идейно-художественное течение романтизма, отразившееся не только в литературе, искусстве, театре, философии, но и в социально-политических воззрениях, религии и т. д. Романтизм произвел полную переоценку художественных ценностей классицизма. Место героя, убивающего в себе все личное во имя долга перед императором и государством, занял герой романтический, индивидуалист-мечтатель, презирающий обывательскую повседневность, искатель приключений, бунтарь-одиночка. Внутренняя духовная жизнь личности - в центре внимания изобразительного искусства, литературы, музыки, перед которой романтизм открывал особенно большие возможности. От абстрактного культа разума романтизм шагнул к не менее абстрактным культам фантазий и страстей. Одни романтики мечтали о будущем,
провозглашая справедливые коммунистические идеалы, предначертанные Богом, или ищаспасения вобновленномхристианстве(К. Сен-Симон. Ш. Фурье, П. Леру, Ф.деЛаменне и др.). Другие обновление искали впрошлом: от культа разума - к вере отцов (Шатобриан). Переломные моменты истории, эпохи рыцарей привлекают внимание, возбуждают воображение. Войны начала века разбудили патриотические чувства, потребность в осознании самобытности своей страны (вопреки господствующим уже два столетия унифицирующим французским вкусам и стилям). Отсюда романтическое увлечение стариной, фольклором, питающим сюжеты знаменитых сказочников XIX века. По всей Европе возникают объединения и кружки романтиков ("Готский союз" в Швеции; "Финское литературное общество" в Финляндии и т. д.). Их цель - создание подлинно национальной культуры своих стран, питающейся древними патриархальными и героическими традициями.
Но реалии, основанные на индустриализации производства, расширении рынка, уносящие в прошлое привычную патриархальность, возвращали к жизни, заставляли ее критически переосмысливать. Изменяется повседневность. Индустриализация экономики, унифицирующее влияние культуры городов подводят к упразднению сословной "униформы" (демократизация одежды). На первое место в одежде выходят уже не признаки принадлежности к тому или иному сословию, а соображения удобства. Демократизация культуры проникает и в образование: к нему начинают приобщаться те слои, которые были лишены возможности обучения в предшествующие эпохи. Первые шаги по введению начального образования были сделаны в Австро-Венгрии в конце XVIII в., в Швеции - в 1842 г., в Швейцарии - в 1848 г., в государствах Германии - в начале XIX в.
В культуре середины XIX в. на первое место в духовной жизни общества выдвигается тяга к научно-философскому знанию, в гражданской - интерес к социально-политическим воззрениям (либерализму, социализму, реформизму, анархизму и т. д.). Ориентация на абстрактный идеал, характерная для предыдущих эпох и 1-й половины века, сменяется интересом к жизни и окружающей природе. Идеалы свободы и равенства расходились с социальной практикой современности, а критическое отношение к последней привлекало к ней все большее внимание. Название нового направления в художественной культуре "реализм" было введено в 50-е гг. XIX в. Его цель: правдиво и критически отразить картины жизни, вызвать протест, неприятие грязных, неприглядных сторон действительности и человеческих отношений (нищеты, эксплуатации, проституции, ханжества и т. д.), отразить красоту окружающей природы, запечатлеть повседневность.
39
Таблица 11
Культура I половины XIX века
Стили и художественные направления
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Театр
Музыка
Поздний классицизм (ампир) -1-я четверть Ж в.
Романтизм
(художественное направление -1-я половина Ж в.)
Ампир - репрезентативный стиль, ориентирующийся на архитектуру Древней Греции и Рима (образцы находятся при раскопках древних памятников в Греции, в Помпеях, Геркулануме), где заимствуются архитектурные детали и декор, военная эмблематика. Шинкель (Германия): театр в Берлине. Прославление императоров, успехов государства (триумфальные арки и колонны). Использование архитектурных и декоративных мотивовдревнего Востока (Египта и Вавилона), мотивов ренессанса. В интерьерах стилизация обстановки богатогодревне-римскогожилища.
Интерес к национальным традиционнымархитектур-ным формам и стилям ушедших времен. Отсюда изучение архитектурного наследия прошлого. Акцент на декоративно-орнамен-тальныхдеталях. Прошлые стили имитируются (романский,готика, ренессанс, барокко), используются их мотивы (в то же время используются современные для 1-й половины Ж в. материалы: чугун, кованое железо, сталь; современная планировка зданий).
Революционный классицизм. Идеал - римская античность, гражданственность, патриотизм. Ха-рактерначеткая и ясная композиция, четкий рисунок, локальный цвет. Ж. Л. Да-вид(Франция): "КлятваГо-рациев", "Смерть Марата"; Энгр (Франция): портрет Паганини. В скульптуре: Канова (Франция); Торвальдсен (Дания) - до 2-й половины Ж в. возглавляет академическое направление в живописи, скульптуре и графике.
В живописи - тяготение к экзотике,историческим сюжетам, отрицание повседневности, патетика, порыв. Экспрессивность, смелость цветовой гаммы. Цвет - основная проблема романтическойживописи. Франция: Т. Жерико (Плот "Медузы", "Скачки в Эпсоме"). Эж. Делакруа (Ладья Данте", "Свобода на баррикадах", портреты). Английский романтизм прежде всего выразился в пейзажной живописи (культ природы, контрасты светотени, этюды на пленэре,
Традиции литературы Просвещения: "Веймарский классицизм" - Гете (Германия): "Фауст". Идеал - гармоническая личность.
Романтизм - вера в господство духовного начала, проблема личности, ее совершенствование, что должно привести кутверждению высоких гражданских идеалов. Герой романтиков - индивидуалист-мечтатель, трагически одинокий, бунтарь-борец. Провозглашение приоритета чувства, переживания, допущение интереса к фантастическому, страшному. Интерес к истории и использование исторических сюжетов, фольклора (национальные легенды,
Театр Гете - классицистический. Нокласси-цистические идеи представлены через реалистические формы. Обращение кантичности и античным традициям,произведениям классиков классицистической дра-матургииХЛ—)М1 вв. Во французском театре обращение к подлинному историческому и этнографическому костюму, стремление достичь портретного сходства с исто-рическимлицом. (Творче-ствоактераФ. И. Тальма).
Главная цель актера -потрясти зрителя силой страсти, заставить его сопереживать романтическому герою, одинокому, разочарованному, трагическому. Игра актера становится эмоционально-экспрессивной, порывистой, отличается резкой динамикой жестов, сменой эмоциональных состояний. Знаменитые актеры: М.Дорваль, Ф.Ле-метр, Рашель(Франция); Кин (Англия).
Музыка испытывает влияние пафоса революции. Симфония освобождается от условностей салонного искусства, издворцаи церкви она выходит на улицу, становится доступной широким кругам слушателей. В противовес салонной условности - в музыке экспрессия, порыв,эмоциональность. Л. ван Бетховен (Германия, Австрия). Творчеству Дж. Россини свойственны черты эпохи Просвещения ("Севильский цирюльник").
Романтизм в музыке проявляется со второго десятилетия Ж в., причем музыка рассматривается теоретиками романтизма как наиболее важная сфера культуры, раскрывающая внутреннее, духовное богатство личности (Шеллинг), дающая возможность интуитивного постижения сущности мира. Интерес к народному музыкальному творчеству (фольклору), к самобытному, фантастическому, к истории. Интерес к пейзажу, природе, как наиболее полно раскрывающей духовный мир героя (музыкальные
Продолжениетабл. 11
Стили и художественные направления
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Театр
Музыка
Реализм (художественное направление -середина Ж в.)
Развитие архитектуры идет по двум направлениям: воспроизведение прошлого стиля (ретрос-пективизм), употребление в постройке мотивов разных стилей (эклектика). Ч. Бэрри, О. Пьюдж(Анг-лия): здание Парламента в стиле английской готики.
передача свето-воздушнои среды, цветовые эффекты). Дж. Констебл, Дж. М. У. Тернер (Англия): морские пейзажи. В Германии для художников главное - чувства, таинственность, опоэтизированность образов. КаспарДавидФрид-рих(Германия). Движение прерафаэлитов в Англии - увлечение итальянским Ранним Возрождением, интерес к сюжету из средневековой истории, из Библии, из произведений Шекспира и Данте; протест против академизма (с 1848 г.) -Д. Г. Россети (Англия).
Реализм как художественный метод (теоретически обоснованный в работах Г. Кур-бе): отражение окружающей жизни, природы, быта, вещей. В работы художников реалистов входят новые сюжеты: быт, труд, жизнь. Начало реалистического пейзажа - в работах пейзажистов барбизон-ской школы (Франция). Труд, поэзия мирноготруда, красота труженика видны в творчестве Ж. Ф. Милле (Франция): "Сеятель", "Анжелюс", "Собирательницы колосьев"; О. Домье ("Прачки"), обратившегося ктеме социально-политической сатиры. Жизненная достоверность - задача натуральной школы. Ярким представителем "натуральной" школы был Г. Курбе (Франция): "Похороны в Орнане". Интерес к типологии и индивидуальности - отличительная черта реалистического направления.
сказки и пр.). Братья Гримм, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия). Новые жанры:лиро-эпическая поэма и исторический роман. Дж. Н. Г. Байрон, П. Б. Шейли, В.Скотт(Ан-глия);Ж. Санд, В. Гюго (Франция). Утверждение прин-ципа "искусстводля искусства"ли-тературным содружеством "Парнас" (Франция).
Термин реализм введен в 50-е гг. во Франции. Основой нового художественного метода стал позитивизм. Отражение и осмысление действительности имеет критико-аналитический характер. Герои - типичные представители своего сословия (типизация). Новый художественный метод предполагает и реформу языка: отражение разговорного языка сословий," многоголосье". , Появляется интерес к романам-эпопеям, эпическому роману. В 1 -й половинеЖв. реализм несет наследие ПросвещенияXVIII в. (дидактизм) и романтизма 1-й половины Ж в. (психологический анализ личности и переживаний героя, отражение острых переломных моментов национальной истории). Ф. Стендаль, О. де Бальзак (Франция); У. М.Теккерей, Ч.Диккенс.Ш.Бронте(Англия).
Реализм литературный проникает в драматургию: Ф. Стендаль, П. Ме-риме отходят от александрийского стиха и пишут драмы прозой, максимально приближая ее к разговорному языку.
пейзажи). Интерес к фольклору рождает варианты танцев: мазурка, вальс и т. д.; в инструментальной музыке распространены короткие музыкальные пьесы, миниатюры: ноктюрн, прелюдии. Новую жизнь получает опера (как синтез искусства) и вокальная музыка Ф. Шуберт, Э. Т. Н. Гофман, Ф. Мендельсон, Р. Шуман (Германия); Дж. Россини, Дж. Верди, Н. Паганини (Италия); Ф. Шопен (Польша); Ф. Лист (Венгрия); Ш. Гуно (Франция).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов