рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...


озникновение ранних цивилизации - результат качественных изменений в социально-экономической структуре неолитического общества. Условием возникновения ранних цивилизаций стала практика поливного земледелия, а родиной их - долины великих рек: Ганга и Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), Тигра и Евфрата (Шумерское царство, Вавилонское царство и т. д.), Нила (Египет), Хуанхэ (Китай). Эффективное земледелие имело последствия в культурно-бытовой сфере и организации общества: в тради­ции капитального строительства, появлении разнообразных предметов быта (возрастает роль глиняной посуды и керамики); усовершенствование очага создало условия для зарождения металлургии. Прибавочный продукт, улучшение питания привели кдемографическому взрыву, а ирригационные и мелиоративные работы требовали больших групп общинников. Поселения ранних земледельцев постепенно перерастали в города, где сосредотачи­вались богатства, ремесленные специализированные производства, играющие огромную роль в налаживании зарождающейся торговли. В свою очередь обмен, связь с городом, выступающим какхозяйственный, культо­вый и политический центр, требуют развития средств связи: зарождаются колесный транспорт и кораблестроение. Отмеченные изменения в жизни общества создают условия для значительной социальной дифференциации, а задачи войны, обороны, организации общественных работ, в том числе и строительства культовых монументальных комплексов, приводят к усилению власти верховного правителя. Кроме своих социальных, хозяйственных и военных функций, он по традиции выполняет или узурпирует функции верховного жреца, превращаясь не только в главу возникшего государства, но и в главу культа. Так, в Китае Небо осуществляет свое господство через императора, в Японии важнейшая функция императора, родословная которого восходит к солнечной богине Аматерасу, - совершение синтоистских цере­моний. В Египте фараон имеет божественное происхождение, обожествля­ется; шумерийские и вавилонские правители были не только жрецами богов, но их ставленниками, преемниками, правили от их имени. Сакрализация персоны верховного правителя требовала и соответствующих ритуальных обрядов, сопровождающих его правление. Одним из этих обрядов становит­ся погребальный культ (подобные обряды мы находим у шумерийцев, вави­лонян, египтян и в Китае).

Дифференциация общества ведет к возникновению элитарной культуры знати, в предметном мире которой, созданномуже ремесленниками-профес­сионалами, заключена не только утилитарная, но и эстетическая функция.


Еще одна принадлежность элиты - письменность, которая получила особое развитие в ранних цивилизациях, отвечая на хозяйственные, политические и идеологические потребности общества (учет продукции, землемерческие и строительные работы, обслуживание усложненного культового комплекса, передача накопленного практического опыта). Сложность письменных сис­тем ранних цивилизаций, требующих длительного обучения, породила про­слойку писцов-чиновников, отчужденность от образования простых общин­ников-земледельцев. Культовые комплексы со школами писцов становятся центром регулярных наблюдений заявлениями природы, связанными с зем­леделием и скотоводством, разливом рек, сменой времен года и т. д. Имен­но в храмах возникают первые календари и летоисчисление, зачатки астро­номии и астрологии и т. д., а культовые обряды в традициях первобытного синкретизма рассматриваются как составная частьтрудового процесса.

Повторяемость явлений культуры в цивилизациях, значительно удаленных друг от друга, позволяет предположить, что вызвана она сходными процес­сами и образомжизни; эта повторяемость наблюдается также в ментальнос-ти общества, в отношении к миру. Здесь мы можем выделить мировоззрен­ческие традиции, корни которыхуходят в эпоху первобытного синкретизма. Нет в религиях ранних цивилизаций и личного, индивидуального начала. Ве­рующий здесь - представитель рода, общины, общества, а его общение с богами опосредовано культовым обрядом, жертвоприношением ижрецами. Здесь вера остается частью коллективного мышления, традиции (и хотя в более позднее время в египетской литературе, например, встречаются неко­торые высказывания, предшествующие свободомыслию, правило остается). Человек ранних цивилизаций представляет себя и общество включенными в мир, который он воспринимает как целое, живое, действующее, доброе и злое. Это целое, космос, обладает своей собственной ритмикой и законо­мерностью, проявляющимися в природе, в жизни растений, смене времен года, движении звезд и т. д. Человек стремится этузакономерность осознать, понять свое место в ней. Так, вавилонские жрецы приписывали сакральность числам 3,7,12,60 (5x12) и т. д. Сакральные числа мы находим в Египте - их соблюдают при строительстве пирамид и храмов, в скульптуре и т. д. (золо­тое сечение). В Китае и Индии выделяются священные числа вещественных стихий. Календари, отражающие закономерность, цикличность природных яв­лений также у всех народов ранних цивилизаций связаны с культом и сакра-лизованы. В китайской традиции календарь связан с пятью священными сти­хиями (воды, огня, дерева, металла, земли).


Из представлений о ритмике космоса, выраженной в священных числах, рождается обязательность религиозного канона в искусстве. Несомненно, что происхождение канона в искусстве ранних цивилизаций уходит также в первобытную древность, где творческая индивидуальность тонула в "кол­лективных представлениях рода" и была закреплена в традиции. Ритмика и закономерность целого противостоят хаосу: отсюда мифология древних полна историй о борьбе богов, воплощающих гармонию и порядок, с древ­нейшими богами стихий, воплощающих хаос (в Вавилоне Мардук побеждает четвероногое чудовище богиню Тиамат, в Индии Индра - страшного дракона Вритру, в Греции Зевс низвергает Крона в Тартар и побеждает чудовище Тифона). Утвержденный в битве богов порядок космоса приводит к идее о предопределенности всего существующего, отсюда такое значение манти-ки (гадания) в культурах ранних цивилизаций; роль жрецов, способных на пророчества и предвидения. Предметы обрядов мантики были различны: черепашьи панцири и кости, внутренности животных выступали в этой роли в Китае, по полету птиц, по внутренностям животных, по форме масляных пя­тен на воде и т. д. гадали в Вавилоне, потемже предметам и еще по глиняным черепкам гадали в Египте. Распространены были инструкции и руководства к процедуре гадания, бронзовые модели печени животных и человека, кото­рые археологи находят не только в Междуречье, Египте, Индии, но и в евро­пейской части Средиземноморья, в Малой Азии, на Ближнем Востоке. Пред­определены не только смерть, судьба, но и бессмертие, ибо вечность космоса предполагает и вечность всех его составляющих. Человек, природа включены в водоворот бессмертного целого. Отсюда так велика роль обряди проводов в инобытие, загробный мир. Загробный культ втой или иной стадии развития мы встречаем в культурах ранних цивилизаций (так, египетская куль-


тура почти полностью ориентирована на загробный культ, в Китае культ пред­ков и умершего императора играет большое значение). Но в Индии сущест­вовало представление (очевидно, наследованное от создателей культур Мо-хенджо-Даро и Хараппа), что смерть не исключает человека из зримого мира живого, а приводит лишь в новое состояние (перевоплощение), подчиняясь закону кармы. Жизнь включена в вечное колесо сансары.

Единство государств ранних цивилизаций завоевывалось в междоусоб­ных войнах, поэтому формирование их пантеонов происходило при подчине­нии богов-покровителей побежденных племен более сильным богам побе­дителей, или путем объединения богов, ихассимиляции, как это происходи­ло и стеми, кому они покровительствовали. Отсюда политеизм культур ран­них цивилизаций с преобладанием ведущего бога (Индры в Индии, Мардука в Вавилоне, Амона-Ра в Египте). Культурные начинания приписывались некоему божественному или обожествленному впоследствии демиургу, ко­торый научил людей земледелию и ремеслу, изобрел календарь и письмен­ность, научил врачевать или жить в общежитии (дал моральный закон). Поэ­тому моральные законы носят сакральный характер, они вне воли человека. А мораль и право совпадают как гражданская и сакральная функции правителя. Подобныхдемиургов мы встречаем в преданиях Египта (Имхотеп и Менес); Фу-си и Шэн-нун в Китае; Бхарата - создатель театра в Индии; Эа в Шумерском царстве и т. д. Народы ранних цивилизаций создали высокоразвитые культуры, отмеченные как чисто национальными чертами, так и сходными принципами ментальности, быта, социальной структуры, материального производства, но облеченными в неповторимые традиции и обычаи, представления, мифологию именно этого народа, что и позволило многим исследователям (Н. Я. Данилевскому, А. Тойнби и др.) говорить о локальности этих культур.


7


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О. А. Печурина
улътурология

Oт автора
Сложности с учебной литературой по истории культуры побудили автора к написанию учебного пособия, которое давало бы обобщающие сведения по истории мировой культуры и облегчало студентам подготовку

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Культура первобытного общества
КАМЕННЫЙ ВЕК

Культура древнего Египта
Таблица 2  

Культура древней Индии
Таблица 3  

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
а рубеже 3-2-го тыс. до н. э. кочевые племена предков греков заселяют западное и вост

Эпохи культуры древней Греции
Архитектура Изобразительное искусство Литература Теат

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
.................................................... полуострова во 2-3-м ты

Эпохи культуры древнего Рима
Архитектура Литература Изобразительное искусство Теат

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ассовыми миграциями и нашествиями варварских племен на территорию Западной Римской им

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
X |вв. -общий подъем уровня жизни, оживление торговых связей в Европе [27, т. 1, с. 2

НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА
собенность Нового времени - возникновение светской культуры, вышедшей из-под протекто

Культура XVII века
Сти л и ихудожествен н ы е направления Архитектура Изобразительное

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
XVIII в. мануфактурное производство и буржуазные отношения стали в Европе и Америке п

Культура XVIII века

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
евятнадцатыи век открывается чередой величайших потрясении для всей Европы. Венский к

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
о второй половинеXIX в. континенты содрогаются от войн (Крымская, франко-прусская вой

Культура второй половины XIX века
Стили и художественные направления Архитектура Изобразительное иску

КУЛЬТУРА XX ВЕКА
истории культуры еще не было периода, столь насыщенного сопоставлением и противоречие

Общиеработы
1. ТойнбиА. Постижение истории. М.: Прогресс ,1991. С. 25-80. 2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Геш- тальт и действительность: Пер. с нем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги