Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...
|
а рубеже 3-2-го тыс. до н. э. кочевые племена предков греков заселяют западное и восточное побережья Эгейского моря, сталкиваясь с исконными жителями этих земель - эгейцами. Зарождение древнегреческой культуры происходило в столкновениях и при взаимообщении различных греческих и негреческих племен, получивших приют на Балканском полуострове, в Пелопоннесе и Малой Азии. Большую роль в этом становлении играют восточные цивилизации (влияние которых особенно сильно на малоазийском побережье) и культура эгейцев с центром на острове Крит. В адаптации чужого к собственно греческой культурной традиции совершались первые шаги эллинского мира: крито-микенской и архаической культур. Многообразие греческих племен стало основой для раздробленной полисной политической организации, а природа определила основные занятия населения - земледелие и скотоводство. Близость моря, островное расположение многих полисов, необходимость обмена требовали освоения мореплавания, которое сыграло важную роль в расширении колонизации в Средиземноморье, что влекло к еще более тесным контактам с Египтом и странами Востока. Архаика - период формирования самостоятельной греческой культуры, но ей еще свойственны черты ранних цивилизаций, в частности - космологизм. Грек воспринимает космос как материальное начало (что выразилось в складывающейся архитектонике храма, в философских рефлексиях и мифологических представлениях). Загадка греческой истории: происхождение древнейших мифов о титанах (Уране, Гее, Океане, Селене и др.), являющихся воплощением природных стихий, безучастных к человеческой участи. Но боги архаики (периода складывания общегреческого пантеона) Зевс, Гера, Дионис, Посейдон, Аполлон и др., оставаясь, как и в восточных религиях, воплощением природных сил, выступают уже в человеческом образе, вторгаются своей волей в отношения людей, регулируют их (сравни: Гелиос и Аполлон, Океан и Посейдон). Уже в архаике снимается непреодолимая дистанция между богом и человеком. Отсюда культы героев, мифы о состязаниях богов с людьми, отсчет происхождения знатных родов от олимпийцев или полубожественных героев. В Греции нам известны лишь антропоморфные культовые изображения божеств, вначале еще условные, подчиненные традиции и канону (на формирование которого, несомненно, влияет египетская традиция). Но у архаических куросов и кор (первых изображений богов Греции) счастливая каноническая улыбка (как причастность к человеческому миру эмоций, противоположная бесстрастности восточных
истуканов). Фатализм древнегреческого мышления вытекает из представления о космической предопределенности всего существующего. Мойры правят судьбами Логов и людей, а сивиллы, пифии и оракулы их предсказывают. Для ранних цивилизаций Востока гармония и предопределенность есть данность; для грека закономерность. Отсюда философичность древнегреческой культуры, желание рационально осмыслить естественный ход событий. Обоснование единства космоса и поиск этого единства в первоначале (архэ, апейроне цифровой гармонии, вещественных стихиях) - основная проблема архаической философии (периоде учений о природе). Но космологический божественный фатализм уже противопоставляется человеческой воле, ее осознающей (миф об Эдипе). Отсюда логика развития греческой культуры в классическую эпоху приводит к тезису о том, что "человек есть мера всех вещей существующих...". В эпоху классики демократия свободных граждан полисов - господствующая форма политической жизни. Это своеобразная характеристика греческой культуры, важнейший фактор ее расцвета, открывший простор для творческой личности, сделавший мерилом совести жизнь для отечества. Потребности демократии вызвали кжизни ораторское искусство, а обучение ему стало доходным ремеслом (софисты). В центре культуры классики - человек. В скульптуре - это сопряжение божественного с человеческим (победители олимпийских игр удостоились чести быть изображенными в виде статуй, как боги; изображения богов приобрели человеческое движение и сюжетность); в философии - интерес к этическим вопросам (софисты впервые декларировали этический индивидуализм), даже религиозные культы получают новые формы (дионисийские мистерии перерастают в театральные действа, где постепенно судьбы богов вытесняются чело-
ттшт)-.
Создание в 338 г. до н. э. всеэллинского Коринфского союза под эгидой Македонии и завоевания македонян на Востоке привели к образованию первой наднациональной державы Александра Македонского, разделенной после его смерти между преемниками, основавшими собственные государства. Это положило конец независимой полисной государственности греков, привело к повсеместному распространению греческого языка на завоеванных территориях и активному взаимопроникновению греческой и национальных культур покоренных этносов. Важную роль в культуре эллинизма играла интеллектуальная элита, с которой связывается расцвет философских, естественно-научных знаний, технических новшеств, зарождение филологии.
10
Таблица4
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов