Реферат Курсовая Конспект
НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...
|
собенность Нового времени - возникновение светской культуры, вышедшей из-под протектората церкви, церковного авторитета. Хронологические рамки Нового времени подвижны. В Италии, где ренессанс-ная культура опережала Западную Европу и формирование, и эволюция ее происходили быстрее, новая культура начинает формироваться уже в последней четверти XVI в.; во Фландрии, находящейся с Италией в тесных торговых контактах, - в первые годы XVII в.; но в большинстве стран Западной Европы ростки новой культуры наблюдаются лишь позже. XVII век выступает промежуточным звеном между Возрождением и Просвещением. Это век роста и укрепления национальных государств Европы, век больших социально-политических изменений, всеобщей политической нестабильности, падения уровня жизни народа в Европе. На первый план в политической жизни постепенно выступает молодая буржуазия, ранее стоявшая вне политики. Именно она была ведущей силой гражданской войны вАнглии, приведшей кустановлению республиканского, правда, недолговечного строя. Она же была победительницей в освободительной борьбе нидерландского народа, отстоявшего свою независимость от испанского владычества и свою реформированную веру. Дворянство пока еще остается правящей верхушкой общества, а становление буржуазии проходит под покровительством дворянских абсолютистских монархий. XVII в. - векукрепившегося монархического абсолютизма, развитые формы которого мы встречаем во Франции, Испании, княжествах Италии и Германии. Формирование абсолютизма сопровождалось укреплением национальных государств, чьи границы зачастую не совпадали с границами проживания данной народности. Проблема национальных языков становится задачей государственного строительства как во Франции, так и в княжествах Германии, в Англии, Голландии и т. д. Абсолютистское государство становится главным заказчиком и законодателем эстетических вкусов. Происходитдесакрализация культуры, что раздвигает ее творческие масштабы, ведет к ломке средневековых канонов, ниспровержению "идолов" схоластики (Ф. Бэкон) в науке и философии. Это был век, отсчет времени которого начинается с казни Дж. Бруно (1600 г.), а заканчивается всеобщим признанием науки и социальной роли ученого. Это -век великих открытий вфизике,химии, оптике, математике, биологии, когда научные сообщества получили статус государственных академий; век философских и эстетическихдискуссий между "рубенсистами" и "пуссениста-
ми", эмпириками и рационалистами. Рационалисты (Р.Декарт, Б. Спиноза), рассматривая человека как идеально-абстрактное существо, даже отождествляя его с машиной, считали, что он способен встать над своими чувствами во имя долга. Этика классицизма, отправляющаяся от античных республиканских идеалов служения отечеству, противопоставлялась средневековой этике служения Богу. Пафос общественного долга, требование нравственной дисциплины, следование законам чести - эти черты классицизма соответствовали идеалам абсолютной монархии. Именно поэтому классицизм, какправило, находил в ней своего покровителя, как, например, воФран-ции при Людовике XIV. Так формировалась нравственная атмосфера эпохи.
Полемика связана также с вариантами поиска художественной формы: одна из особенностей XVII в. - его стилевая неоднородность, когда сосуществуют и взаимовлияют два новых художественных стилевых направления (барокко и классицизм), ориентирующихся на античные образцы и ренес-сансные идеалы. Конечно, и раньше встречались различные стили, но это было столкновение нового и уходящего старого. В XVII в. возникают совершенно новые стили, которые в культуре национально своеобразных государств остаются интегрирующимитенденциями.Барокконаходитширокое распространение в Европе и колониях в культовом строительстве католицизма, пытающегося восстановить престиж, пошатнувшийся вовремя реформационныхвойн.
XVII в. развивает гуманистическую культуру Возрождения, но человек Нового времени с небес, куда его вознес Ренессанс, сходит на грешную землю, живет будничной жизнью, а влитературе, в изобразительном искусстве представляется в быту, в труде (чего не знала предыдущая эпоха; Брейгель был, скорее, исключением). В условиях всеевропейской политической нестабильности и укрепления абсолютизма национальных государств, формирования национальных языков и национального самосознания было осознано и общечеловеческое начало в нравственных ценностях.
XVII в. - это также век рационализма и механики, век великих имен и боль-шихдостижений в науке, приобретшей свою социальную организацию в виде научных академий, век, провозгласивший принцип господства разума.
Культура в самой свободной по тем временам стране (Голландии) сделала первые шаги по пути демократизации: первая публичная библиотека, первый публичный музей, первая периодическая газета, первые университетские лекции на национальном языке (Лейденский университет).
32
Таблица 9
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов