Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...
|
дг
*—S V нтропологическая эволюция насчитывает около 5 млн лет, в течение которых предок человека изменялся, а первобытное человеческое стадо трансформировалось в род. Решающую роль в эволюционном процессе сыграл труд, осуществлявшийся в первобытном коллективе, что делало необходимым общение для согласования и регулирования действий и совместной жизни, развивало речь, создавало предпосылки для зарождения первобытного коллективного "дологического мышления" [15].
Археологическая периодизация истории первобытного общества включает каменный, бронзовый, железный века. Хронологическая датировка этих периодов затруднена, к тому же периодизация их на севере Евразии (в Европе) отстает от южных районов. Культура первобытного общества, заявившая о себе в период верхнего палеолита, проходит долгий стадийный путь развития, где каждую археологическую эпоху характеризуют качественно новые культурные явления.
Основная черта культуры первобытного общества - ее синкретизм. Первобытный человек не отделяет материально-трудовую деятельность от религиозно-магических представлений, охватывающих не только нравственный, трудовой, духовный опыт человека, но все его соприкосновение с окружающим миром животных, растений, природных стихий и т. д. Первобытный человек не отделяет себя также и от природы, он - ее часть, ее брат (тотем), он подчинен ее законам и живет по нормам, ею установленным. Примером подобного синкретизма является религиозно-магический ритуал, ставший основой для зарождения изобразительного искусства, музыки, танцев, песен, пантомимы, мифа, коллективного пиршества, письменности и т. д. Первобытная культура ориентирована на выживаемость человеческого общества в водовороте стихии, отсюда так велика важность сохранения накопленного опыта, который передается не только в мифе, но охраняется традициями, табу. Первобытная культура поэтому консервативна, она отдает приоритет "старому", испытанному навыку, осторожно принимает "новое", не проверенное поколениями предков (поэтому для нее характерна стереотипизация культурных форм). Даже само общение людей подчинено строго регламентирующим обычаям, предполагающим субординацию, необходимую в совместной постоянной борьбе за выживаемость. Отсюда вторая черта первобытной культуры - ее традиционность. Даже возникшее в культе в начале верхнего палеолита изобразительное искусство наследовалось (в сюжетах, формах, магических знаках) и регулировалось
традицией; будучи подготовлено коллективной практикой и отражая "коллективное мышление" рода, оно не знало индивидуального творчества. О качестве сознания, мировоззрения первобытного человека мы можем судить по его мифологическим представлениям, в которых в олицетворенной наглядно-образной форме первобытный человек пытался осознать и объяснить окружающую действительность. Миф - это исторически первая форма человеческого сознания, фиксирующая в конкретно-образной форме человеческий опыт, зачатки знаний, религиозных представлений. В мифе передаются из поколения в поколение модели, стереотипы социального поведения, объясняются табу и т. д., причем отображения реальной повседневности переплетены со сверхъестественными образами, действиями, представлениями и т. д.
Возникновение производящих форм хозяйства в эпоху неолита в южных широтах Евразии, наряду с присваивающими, повлекло за собой разделение труда между скотоводством и земледелием (каждое из которых предполагало свое собственное ремесло), пробило брешь в первобытном синкретизме, разрушило многие тысячелетние традиции и привело к эволюции несисте-матизированныхдревних верований, кранним религиям, покровительствующим трудовой деятельности. Возникновение земледелия закрепило начавшуюся локализацию культурных регионов (северо-африканского, южно-европейского и ближневосточного, южно-азиатского, дальневосточного). Тем не менее в эпоху ранних земледельцев неолита можно выделить ряд типичных явлений культуры: антропоморфная и зооморфная мелкая пластика; керамика, покрытая сложными узорами и пиктографией (художественное оформление керамических предметов обихода служило, очевидно, хранению и передаче информации, носило магический характер); новые приемы в росписях и рельефах святилищ раннеземледельческих поселений, когда изображения животных и человека условны и схематичны, соседствуя с чист-орнаментальными панно (в отличие от реалистических изображений палеолитической и мезолитической эпохи); традиция строительствадомов из сырцового кирпича, одна сторона которого плоская, а другая овальная (дома в плане имели форму круга и часто представляли собой полуземлянки -наследие традиций хижин и землянок мезолита) и т. д. Все это, наряду с социально-экономическими изменениями в жизни общества, подготавливало основу для зарождения первых цивилизаций. Но не все раннеземледельческие культуры сип/т основой ранних цивилизаций.
Таблица 1
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов