рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...


X |вв. -общий подъем уровня жизни, оживление торговых связей в Европе [27, т. 1, с. 211 ], втоже время кризис феодальной организации общества и его культуры, проявившийся в тенденциях, оппонирующихустоявшимся ка­нонам и авторитетам. Предшественницей Возрождения была средневеко­вая городская культура, получившая развитие в эту эпоху. В Италии новые культурные тенденции зародились и достигли значительных успехов в крупных городах: Флоренции, Венеции, Милане и т. д. Идет постепенное освобождение от господства средневекового авторитета церкви, что выра-зилосьв критике схоластики, и начале поиска новых методов познания при обращении к проблемам естественных наук, в противовес авторитету теологии. Наблюдается подражание античным образцам, восстановление подлинной грамматики латинского языка, интерес к национальному фольк-иору, далекому от религиозно-мистической тематики, преодоление кано­ничности и плоскостности изображения благодаря поискам, идущим по пути интереса к натуре и изучения античных образцов. Обращение к античности связано с отрицанием господствующих авторитетов, как обращение к культурным традициям, противоположным средневековым и призванным помочь в поиске новых культурных форм. Отсюда, естественно, интерес к человеку не как к греховному и низменному, не через призму церковного

аскетизма, а как к кульминации божественною творения (косвенное влия­ние античной культуры, где человек рассматривался как "мера всех вещей"). Движение, получившее наименование гуманизма, возвышая человека, предъ­явило к нему высокие нравственные требования доброжелательности и любви к людям, всесторонней образованности. Поэтому сущность эпохи возрождения - "открытие человека и природы" [10, с. 246]. Новые принципы справедливости, уважения к чужой свободе проникают в деятельность выда-ющихся политиков и правителей. Но эта эпоха полна противоречий: падение нравов, наемные убийства как правила решения конфликтов и борьбы за власть, придворные перевороты.

Ранее всего ренессансные процессы начались в Италии, поэтому перио­дизация Раннего, Высокого и Позднего Возрождения в Италии и Западной Европе имеет некоторые отличия. К тому же гуманистическое мировоззре­ние не получило в Западной Европе широкого распространения, здесь его проводниками явились, главным образом, университетские кружки, в центре виниманиякоторых были вопросы богословия, церкви, нравственности, сво-


боды совести. И это не случайно, ибо сXV в. здесь крепла оппозиция против практики католической церкви бесконтрольного взимания налогов, торговли индульгенциями, священными реликвиями и церковными должностями. XV-XVI вв. богаты обличительными произведениями литературы, искусства, направленными против духовенства. Все это подготовило общественное мне­ние для реформационных событий XVI в. Реформация, с одной стороны, была тесно связана с идеей национальной самостоятельности церквей, что дава­ло возможность совершать богослужения на национальных языках, а свет­ским государям вмешиваться в церковные дела, с другой - удешевляло церковь, вызывало процессы секуляризации. Реформация церкви породила и Контрреформацию, усиление цензуры и инквизиции. Но многие гуманисты не приняли реформ в церкви, защищая веротерпимость. "Христианский гу­манизм" Эразма Роттердамского становится моральным кодексом его пос­ледователей по всей Европе (нравственное совершенствование в соответ­ствии с учением Христа как моральная цель человека).

Эпоха Возрождения вызывает до сих пор споры. Большинство отечествен­ных историков считает, что Возрождение - чисто европейское явление (связан­ное с переходом от феодализма к капитализму). Но академик Н. И. Конрад сделал интересное наблюдение, что эпохи своеобразного "возвращения к древности" (фугу - по-китайски), когда на первый план в культуре выдвига­ется человеческая личность, можно встретить не только в Европе, что "эпоха Возрождения" возникает "у народов с длительной, непрерывно развиваю­щейся исторической жизнью и культурой" [10, с. 238]. В Китае переосмысление достижений древности Конрад нашел вМ-XVвв., в Средней Азии и Иране - в |Х-Х| | | вв. На этом основании можно считать, что процесс изучения и осмысления ренессансных процессов еще не закончен.

Новые тенденции в Европе наиболее ярко проявились в живописи, архитектуре и литературе, затронули быт, правила добропорядочного поведения. Ложка, нож, вилка, тарелка, кубок и т. д. были известны и доXVI в., но лишь в XVI в. они входят в индивидуальный обиход застолья знати вместе с зарождающимися правилами сервировки и новыми хорошими манерами. Культура Возрождения - культура аристократическая, элитарная, не захва­тившая всего общества в целом. Поэтому этот период рассматривается боль­шинством культурологов как переходный. Но поиски в искусстве и миропо­нимании подготавливали новую форму культуры - культуру Нового времени.


27


Таблица 7

Культура Возрождения (Италия)


Стиль


Архитектура


Изобразительное искусство


Литература


Театр


Музыка


Раннее Возрождение (конецXIV-XVв.)


Ренессанс(Х|V-XV| вв.)


Переход от готики к ре­нессансу, возрождение римских строительных приемов. Ф. Брунеллески (Собор Санта-Мария дель Фьоре). Леон Баттиста Альберти (церковь Санта-Мария Новелла).


Обращение к скульптур­ным образцам античнос­ти, интерес к красоте че­ловеческого тела, переход отплоскостной иконописи к реалистической живопи­си (движение, светотень, объемность изображения). Мазаччо (роспись капел­лы Бранкаччи во Флорен­ции), Боттичелли ("Весна", "Рождение Венеры"). Дона­телло (статуя кондотьера Гатамелаты). Зарождение профильного портрета.


Возрождение античного ли­тературного наследия, инте­рес к латыни, возникнове-ниеэлитарной поэзии в под­ражание античным образ­цам, а также интерес к фоль­клору, реализм в изображе­нии быта. Петрарка ("Афри­ка", "Книгапесен").Дж. Бок-каччо ("Декамерон"). К. Са-лутати, М. Фичино, П. Брач-чолини - знатоки античнос­ти. Средневековому аскети­ческому понятию питапйаз (совокупности природных греховных свойств челове­ка) они противопоставили новое истолкование - обла-гороженность, образован­ность и человеколюбив.


Карнавалы, церковные мистерии,сельские на­родные празднества, обращение к театрально­му античному наследию.


"Новое искусство" (art пота) -появление светских музы­кальных тенденций, рас­пространение мадригала, песеннойлирики.


Высокое Возрождение (конецXV-1 -я четверть XVI в.)


Активное использование архитектурного декора (чаще всего античных ор­наментов и ордерных эле­ментов), аркад, колонн с капителями античных ор­деров, пилястр. А. Браман-те (проект собора св. Пет­ра в Риме). Микеланджело Буонарроти (соборсв. Пет­ра в Риме).


Художники в совершен­стве овладели рисоваль-нойтехни кой, движением, формой, приемами свето­тени и перспективой, в центре внимания - силь­ный и прекрасный чело­век ("венец природы"). Дальнейшее развитие жан­ра портрета, зарождение жанра натюрморта, пейза­жа. Джорджоне ("Юдифь", "Спящая Венера"). Лео­нардо да Винчи ("Тайная вечеря", "Мадонна с цвет­ком", портрет моны Лизы


Синтез античного обрнэа с национальными и нацио­нально-фольклорными тра­дициями, возникновониеин-тереса к греческой литера­туре. Лоренцо Медичи ("Кар­навальные песни") Л. Ари-осто ("Неистовый Ропинд"). Критика схоластики и церк­ви как социального институ­та в литературных и фило­софских сочинениях Н. Ма­киавелли ("Государь обо­снование концепции силь-ногоцентрализованного светского государетип)


Обращение к античной драме и постановки на латинском языке пьес римских авторов, со­здание "ученой коме­дии" и"ученойтрагедии" (любительская сцена), зарождение комедии дельарте (профессиона­лы актеры, игра на ита­льянском языке, импро­визация, маски); изобре­тение нового типа теат­рального здания (театр "Олимпико"), сцены пер­спективных декораций.


Начало интенсивного раз­вития инструментальной музыки, изобретение ното­печатания, влияние светс­кой народной музыки на церковное хоровое полифо­ническое пение (стиль "а сареllа").



Продолжениетабл. 7


Стиль


Архтитектура


Изобразительное искусство

дольДжокондо). Рафаэль Санти (роспись покоев мины в Ватикане, для цер­кви св. Сикста"Сикстинс-кая мадонна"). Микеланд-жоло Буонарроти ("Давид" воФлоренции, скульптур­ные группы гробниц папы Юлия II, семьи Медичи, роспись потолка Сикс­тинской капеллы в Вати­кане).Т. Веронезе, В.Ти­циан, Я. Тинторетто.


Литература


Театр


Музыка


Позднее Возрождении (до концаXVI в.)


Использование п|1Д»|>". декора, скульптурыдос-тигают наивысшей точки, первые попытки ллани-ровки в градостроитель­стве. Андрея Палладии Маньеризм в архитектуре


Утрата высоких идеалов, изменение манеры жи­вописи: напряженные ли­нии рисунка, контраст­ность цвета, манерность. Маньеризм - направле-нииэпохи.


Формальное подражание ан­тичным образцам, идеи аске­тизма. Торквато Тассо ("Ос-вобождонный Иерусалим").


Дальнейшие распрост­ранение комедии дель

арте, совершенствова­ние "ученой комедии" и "ученойтрагедии", теат­рал ьно-декарационного искусства.


Полемика в католической церкви о целесообразности полифонии в церковном пе­нии. Палестрина - мессы в стиле "а сареllа".



Таблица 8

Культура Возрождения (Западная Европа)


Стиль


Архитектура


Изобразительное искусство


Литература


Театр


Музыка


Раннее Возрождение (2-я половинаXV в.)


Ренессанс (2-я половина XV началоXVII в.)


XV в.- период поздней го­тики, наблюдается уве­личение числа светских построек( городскиера-туши в Брюсселе, Бре­мене), замок-крепость эволюционирует во дво­рец (резиденция саксон­ских курфюрстов в Мей-сене), сочетание мотивов итальянского ренессанса с традиционными форма­ми готики Северной Евро­пы. В Испании зарожде­ние стиля "платереск" (господство орнаменталь­но-декоративных моти­вов). В архитектуре Испа­нии - изобилие скульпту­ры, резьбы по камню.


Зарождение нового направ­ления в живописи,влияние итальянской живописной школы, рождение новых живописныхжанров, инте­рес к материальной красо­те предметов. Губерт ван Эйк, Ян ван Эйк (Нидерлан­ды): Гентский алтарь, пор­трет супругов Арнольфини. И. Босх (Нидерланды): "Му­зыкальный ад", "Воз сена". Жан Фуке (Франция): "Де­ва Мария", или: "Купание младенца".


Интерес к литературным до­стижениям итальянского гу­манизма и к античному на­следию, в центре внимания -богословскиевопросы,воп­росы христианской нрав­ственности, неприятие схо­ластики; защита веротерпи­мости. И. Рейхлин (Герма­ния): "Письма знаменитых людей"; анонимный автор (сатира "Письма темных лю­дей"). У. фон Гутенн (Герма­ния): "Диалоги"; Дж. Колет (Англия). Наиболее распро­странена новелла с анти­клерикальной направленно­стью, связанная с фольклор­ным народным творчеством, большой популярностью пользуются жанры сатири­ческой литературы. С. Брандт (Германия): "Корабль дура­ков"; Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"). В фи­лософии - панентеизм Н. Ку-занского( Германия) :приро-даестьэманация Бога; егоуче-ние о бесконечности мира.


Распространение рели­гиозных мистерий,улич­ных представлений бро­дячих трупп жонглеров. Влияние гуманистичес­ких веяний (ученой драмы) при домах просвещен­ных правителей ("школь­ный" и"придворный"те-атры), ориентация на античные образцы.


Проникновение светских (фольклорных) мотивов в цер­ковную музыку, открытие хо­ровых школ и кафедр музыки при университетах в Испании и Германии. Развитие нидер­ландской полифонической школы, объединившейтради-ции нидерландской, француз-ской,английскойшкол. Рас­цвет стиля "а сареНа".


Высокое Возрождение (1-я половина XVI в.)


Тенденция к увеличению и усложнению декора фаса­да (скульптура, высокие фронтоны,лестницы, эр­керы, большие окна с ча­стыми переплетениями). К. Флорис(Нидерланды)-


Влияние итальянской худо­жественной школы, введе­ние перспективных изоб­ражений, интерес к обна­женной натуре, интерес к внутреннему миру челове­ка, расцвет портретного


Влияние итальянской ренес-сансной литературы. Анти­клерикальная, антиаскети­ческая направленность, по­становка этических проблем, близость литературы к фоль­клору. Распространении но-


Развитие светскоготеат-рального искусства,вли­яние итальянской "уче­ной трагедии и коме­дии", комедиидельарте. Эволюция театральных помещений.


Дальнейшее развитие поли­фонии в церковном пении (стиль "асареllа"). Интерес к античному музыкальному наследию. Дальнейшее раз­витие франко-фламандской школы ("а сареllа").



Продолжениетабл. 8


Стиль


Архитектура


Изобразительное искусство


Литература


Театр


Музыка


 


Ратуша в Антверпене. Вли­яние итальянского архитек­турного стиля ренессанс. Жак и Дени Сурдо; П. Нево (Франция): Замок Шандор. Начало строительных ра­бот в Лувре под руковод­ством П. Леско (Франция). Расцвет стиля "платереск" в Испании. Хуан де Гуас (Испания).


жанра, распространение техники гравирования. А. Дюрер (Германия): се­рия гравюр, иллюстрирую-щихАпокалипсис, "Автопор­трет", портреты. М. Грюн-вальд (Германия): Изенгей-мский алтарь - дальней­шее развитие готики в русле ренессансной жи­вописи. Л. Кранах Старший (Германия): Алтарьсв. Ека­терины. Г.Гольбейн Млад­ший (Германия): портрет Эразма Роттердамского.


веллистических произведе­ний, реалистические тен­денции. Г. Сакс (Германия); Маргарита Наваррская (Франция): "Гептамерон"; Ф. Рабле (Франция): "Гар-гантюа и Пантагрюэль". Об­ращение к национальным разговорным языкам в лите­ратуре, начало творчества поэтов "Плеяды"; П. де Рон-сар (Франция). Критика схо­ластики и идея принципи­ально нового устройства об­щества по принципам спра­ведливости: Т. Мор (Англия); Ф. Рабле (Франция).


Позднее Возрождение (2-я половинаXVI в.)


Во Франции централизо­ванное городское строи­тельство заменяет хаоти­ческую постройку. Влия­ние архитектуры итальян­ского ренессанса(Палла-дио), широкое применение ордерной системы скульп­турного декора. П. Леско (Франция): Западный фа­сад Лувра. В Испании па­раллельно стилю "плате­реск" рождается новый стиль "десорнаменто", в котором превалировала аскетическая концепция архитектуры. Хуан Батиста Эррера(Испания): Дворцо­вый комплекс Эскориал.


В изобразительное искус­ство проникают этические и социально-политические сюжеты, усиливается инте­рес к внутреннему миру человека, дальнейшее развитие пейзажного жан­ра и портрета. П. Брейгель Старший (Нидерланды): "Фламандские послови­цы", "Страна лентяев", "Слепые". Франсуа Клуэ (Франция): "Карандашные портреты". Интерес к ду­ховному миру человека. Эль Греко (Испания): "Апо­столы Петр и Павел", "По­гребение графа Оргаса". Дальнейшее развитие реп­резентативного (парадно­го) портрета. Алонсо Сан-чес Коэльо, Хуан Пантоха делла Крус (Испания).


Кризис гуманистических идеалов. Начало Контрре­формации. Подражание ан­тичным образцам (оде, эле­гии, героической поэме). Дальнейшее развитие по­этической лирики: П. деРон-сар (Франция); Мигель де Сервантес (Испания). Раз­витие драматургии: Мигель де Сервантес, Лопе де Вега, Тирсоде Молина (Испания); В. Шекспир (Англия).


Появление публичных театров. Новое оформ­ление театральных по­мещений. Условность постановки, минимум декорационного оформ­ления. Влияние антич­ного и итальянского те­атров. Расцвет итальян­ского искусства Англии, Испании.


Развитие светских музы­кальных традиций в инстру­ментальной и хоровой музы­ке, интерес к мелодическо­му пению. Распростране­ние домашнего музициро­вания, музыкальных круж­ков и частных музыкальных академий. Расцвет франко-фламандской музыкальной школы.



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О. А. Печурина
улътурология

Oт автора
Сложности с учебной литературой по истории культуры побудили автора к написанию учебного пособия, которое давало бы обобщающие сведения по истории мировой культуры и облегчало студентам подготовку

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Культура первобытного общества
КАМЕННЫЙ ВЕК

КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Культура древнего Египта
Таблица 2  

Культура древней Индии
Таблица 3  

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
а рубеже 3-2-го тыс. до н. э. кочевые племена предков греков заселяют западное и вост

Эпохи культуры древней Греции
Архитектура Изобразительное искусство Литература Теат

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
.................................................... полуострова во 2-3-м ты

Эпохи культуры древнего Рима
Архитектура Литература Изобразительное искусство Теат

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ассовыми миграциями и нашествиями варварских племен на территорию Западной Римской им

НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА
собенность Нового времени - возникновение светской культуры, вышедшей из-под протекто

Культура XVII века
Сти л и ихудожествен н ы е направления Архитектура Изобразительное

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
XVIII в. мануфактурное производство и буржуазные отношения стали в Европе и Америке п

Культура XVIII века

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
евятнадцатыи век открывается чередой величайших потрясении для всей Европы. Венский к

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
о второй половинеXIX в. континенты содрогаются от войн (Крымская, франко-прусская вой

Культура второй половины XIX века
Стили и художественные направления Архитектура Изобразительное иску

КУЛЬТУРА XX ВЕКА
истории культуры еще не было периода, столь насыщенного сопоставлением и противоречие

Общиеработы
1. ТойнбиА. Постижение истории. М.: Прогресс ,1991. С. 25-80. 2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Геш- тальт и действительность: Пер. с нем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги