рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...


XVIII в. мануфактурное производство и буржуазные отношения стали в Европе и Америке повсеместными. Быстро росли новые и расширялись старые города - центры торгово-мануфактурного капитала. Уже со 2-й половины века в Англии, раньше чем в других странах Европы, технические изобретения (летучего челнока и механической прялки) привели к еще боль­шему расширению производства и постепенному вытеснению мануфактуры фабрикой, нуждавшейся во все более значительных усовершенствованиях (водяной пар стал двигателем не только ткацких паровых станков, но и общественного прогресса). Потребности производства вели кусилениюэкс-пансии и расширению колоний как сырьевых придатков и рынков сбыта. Прак­тический, меркантильный интерес поглотил жизнь. Охотничий промысел (меховая лихорадка), торговые интересы гнали европейские суда на севе­ро-восток к Камчатке и на юг к островам Полинезии. Экономические мотивы в первую очередь волновали страны-участницы длительных войн XVIII в. (вой­ны за австрийское наследство и семилетней войны), происходивших частью в Европе, а большей же частью вне Европы - в колониях.

Радикальные изменения в экономике, рост городов и народонаселения, миграции, переход большинства кочевых народов к оседлой жизни БXVIIIв. -предметы обсуждения историков. Современный французский историкФ. Бро-дель высказал мнение, что XVIII в. стал веком "пограничным" не только в плане политики, экономики, быта, материальной жизни народов Европы, Китая и других стран Востока, но и в плане состояния народонаселения. В XVIII в. рухнул биологический Старый порядок - совокупность необходимостей, пре­пятствий, структур, отношений, количественных показателей, которыедотого были нормой [27, т. 1, с. 84]. Старый порядок - "это равные права жизни и смерти, очень высокая детская смертность, голодовки, хроническое недоедание, мощные эпидемии" [Там же, с. 106]. Давление этого порядка смягчается с XVIII в. Не последнюю роль здесь сыграли "продовольственные резолюции", когда растения, бывшиедотогоуделом огородов (морковь, репа, капуста, картофель и т. д.) перебираются на поля. После открытия Америки культурные растения Старого Света (рис, пшеница, сахарный тростник, кофейное дерево) постепенно акклиматизируются в Новом Свете, я, наоборот, растения Нового Света (кукуруза, картофель, фасоль, томаты, маниока, табак) добрались до Старого Света. Приверженность традициям питания сдерживала усвоение нового опыта (особенно в Китае, зерном рисовому рациону), но демографический рост и страх голода привели в


конечном счете к признанию этих растений. Первой в свой рацион их включила беднота. Все эти растения познали свой успех в XVIII в.

Изменения в социально-экономических отношениях отразились на соот­ношении сословий. Рядом с церковной и светской аристократической куль­турой формируются вкусы, нормы быта и духовные потребности третьего сословия, во многих странах придерживающегося протестантской этики и переосмысливающего престижные формы элитарной культуры. Со 2-й по­ловины века эти вкусы и культурные "заказы" начинают играть значительную роль.

Новый этап в истории европейской культуры начинается с оживления кри­тической публицистики. "Персидские письма" Ш. Монтескье и "Завещание" Ж. Мелье явились первыми смелыми выступлениями против дворянских и церковных нравов, пример их был подхвачен английской сатирической лите­ратурой. Начавшийся в XVII в. процесс становления светской культуры тре­бовал переосмысления старых культурных традиций. Новая культура рожда­лась как оппонирующая церковной, а проблема человека, поставленная Ре-нессангюм и осмысленная как этическая уже вХУМ в., вХХ/Ш в. становится в центре философских дискуссий. "Человеческая природа" занимает умы знаменитых философов и естествоиспытателей; Ламетри, Гольбаха, Дидро, Руссо, Гете, Канта и др. Человек понимается уже и как часть природы, и включенным в общество. Если из первого тезиса вытекает личная свобода и равенство всех от рождения, то из второго - необходимость таких отношений в обществе и такого государственного устройства, которые открывали бы возможность осуществления этой личной свободы. Если в соответствии с античными республиканскими идеалами идеологи XVIII в. ставят общество и то, что полезно для общества, в центр интересов и деятельности индивидов, то уже цель самого общества и государства понимается как сохранение естественных прав, а следовательно, свободы и равенства.

Основной характеристикой века становится течение просветителей, вы­двинувших идею "естественных законов" развития общества и контролируе­мого разумом управления страной (идея просвещенной монархии). На про­свещенный абсолютизм идеологи просвещения возлагали большие надеж­ды: это и экономический расцвет, рост образования, свобода совести, унич­тожение сословных различий, судебные реформы и т. д. Идеи эти нашли отклику некоторых монархов и членов правительств. Политические и соци­альные устройства многих государств претерпевают полосу реформ; в Пор-


35


тугалии, Испании, Австрии, Дании, Швеции, Германии, Англии. Вцентрепре-образований - отмена инквизиции в католических странах, признание веро­терпимости, реформа суда, внимание к низшему образованию. В воздухе Европы носится потребность крестьянской реформы, необходимость кото­рой признают в правительствах Англ ии, Дании, Португалии. Просвещенные правители покровительствуют науке, которая во многих странах (в Германии, Голландии, Дании, Англии и т. д.) получаетускоренное развитие, осознается ее государственная полезность. Правительства берут под свое покровительство научные общества, способствуют открытию академий наук по образцам тех, что были основаны в XVII веке (так, в Пруссии открывается научная академия при Фридрихе II по образцу российской академии наук), финансируют научные издания (в 1 -й четверти XVIII в. в княжествах Германии вышло примерно 250 научных журналов, где печатались статьи Лейбница, Вольфа, Бернулли, Эйлера и другихученых). Расширяется слой интеллигенции. Но политика просвещенного абсолютизма- политика противоречий: почти все прогрессивные реформы сводятся стечением времени "на нет" или отменяют­ся. Показательны в этом отношении судьбы реформ в Дании и Австрии. Поэ­тому основным полем борьбы в этот период стала область идеологии. XVIII в. -это век разума. Просветители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах во Франции; Лессинг, Гердер, Гете, Лейбниц в Германии; Беккариа в Италии; Пестолоцци в Швейцарии; Далин, Чельгрен в Швеции; Хольберг в Дании; Юм, Свифт, Дефо, Аддисон в Англии и многие другие) свои надежды в преобразовании общества возлагали на гражданское воспитание вдухе нового прогрессивного мировоззрения. Поэтому проблема воспитания, влияющего н:, умы и серд­ца, вцентрепублицистикиXVIIIв.

Просвещение нашло интеллектуальную и социальную почву во всех стра­нах Европы. Космополитичное по своим основным идеям, оно стимулирова­ло и развитие национальных культур и правовых отношений этих стран (осо­бенно в Северной Европе), интерес к истории своего народа и фольклорно­му наследию. Становление национальных абсолютистских государств спо­собствовало оформлению национальных художественных школ, ведущую роль в творчестве представителей которых играли официальные придворные вкусы. Наиболее полно вкусам официальных государственных заказов отвечали репрезентативный, нарядный барокко и строгий классицизм, ут­верждающий примат долга над чувством. Со 2-й четверти XVIII в. барокко постепенно в некоторых странах сменяется камерным интимным стилем рококо. Ни барокко, ни рококо и в какой-то степени классицизм не отвечали концепции "естественногочеловека", живущего "согласно с природой". Этим


диктуется критика Гольбахом, Дидро, Руссо и другими ставших формалис­тичными художественных форм. Идеи просвещения нашли живое отражение в художественной культуре XVIII в. Просвещение стимулировало поиски новых форм: течение сентиментализма (с 60-х гг.) и предромантизма (с концаXVIII в.). С одной стороны, космополитичность идеалов, принципов, диктующих новое художественное направление, с другой, - своеобразие культурных процес­сов и поисков в разных странах, рост национального самосознания, интере­са к истории и традициям родного народа (так, "Буря и натиск" в Германии, "Готский союз" в Швеции стали не только объединениями деятелей Просве­щения, но и очагами предромантизма в Европе).

Знакомство с Востоком (Китаем, Индией, Японией), тесные контакты с Турцией отразились и в художественной культуре Европы, а европейская куль­тура XVIII в. оказала влияние на культурные процессы в колониях и странах, находящихся с Европой в тесных торговых и политических отношениях. Ры­ночная экономика Европы проникла в самые отдаленные уголки стран му­сульманского Востока, Индии и даже изолировавших себя Китая и Японии, подрывая местное кустарное производство и традиционные ремесленные промыслы. Экономика и культура Востока вXVIII в. вступила в полосу глубокого кризиса. В Турции - кризис османского военного феодализма, в Китае -разорение и упадок при господстве маньчжурской династии завоевателей Цин, в Индии - начало английского колониального господства. В каждой из этих стран кризисные процессы происходили по-своему, но все они имели и сходные черты: подражание старым образцам, тенденция к консервации уже выработанных форм, распространение теоретических руководств, навязы­вающих художнику канонические приемы, эклектика. В художественной культуре Турции все сильнее проявлялось европейское влияние. Так, в построенных европейскими архитекторами в XVIII в. некоторых мечетях в Стамбуле заметны черты барокко и рококо; в изобразительном искусстве -зарождение и распространение станковой живописи. (Но если в Турции традиционное искусство миниатюры оттесняется на второй план, то в Индии позднемогольского периода на фоне упадка официального придворного им­ператорского искусства расцветает миниатюрная живопись Раджастханскои школы: волшебный мир воображения и вечности). В общем комплексе евро­пейских влияний оказались литература и идеи Просвещения, своеобразно отразившиеся в национальных литературах Востока, стимулировавшие де­мократические, антиколониальные, национально-освободительные, рели­гиозно-реформаторские движения концаXVIII-1 -й половиныXIXв. вТурции и Индии, вАмерике.


36


Таблица10

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О. А. Печурина
улътурология

Oт автора
Сложности с учебной литературой по истории культуры побудили автора к написанию учебного пособия, которое давало бы обобщающие сведения по истории мировой культуры и облегчало студентам подготовку

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Культура первобытного общества
КАМЕННЫЙ ВЕК

КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Культура древнего Египта
Таблица 2  

Культура древней Индии
Таблица 3  

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
а рубеже 3-2-го тыс. до н. э. кочевые племена предков греков заселяют западное и вост

Эпохи культуры древней Греции
Архитектура Изобразительное искусство Литература Теат

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
.................................................... полуострова во 2-3-м ты

Эпохи культуры древнего Рима
Архитектура Литература Изобразительное искусство Теат

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ассовыми миграциями и нашествиями варварских племен на территорию Западной Римской им

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
X |вв. -общий подъем уровня жизни, оживление торговых связей в Европе [27, т. 1, с. 2

НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА
собенность Нового времени - возникновение светской культуры, вышедшей из-под протекто

Культура XVII века
Сти л и ихудожествен н ы е направления Архитектура Изобразительное

Культура XVIII века

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
евятнадцатыи век открывается чередой величайших потрясении для всей Европы. Венский к

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
о второй половинеXIX в. континенты содрогаются от войн (Крымская, франко-прусская вой

Культура второй половины XIX века
Стили и художественные направления Архитектура Изобразительное иску

КУЛЬТУРА XX ВЕКА
истории культуры еще не было периода, столь насыщенного сопоставлением и противоречие

Общиеработы
1. ТойнбиА. Постижение истории. М.: Прогресс ,1991. С. 25-80. 2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Геш- тальт и действительность: Пер. с нем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги