рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА - раздел Культура, КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ...


о второй половинеXIX в. континенты содрогаются от войн (Крымская, франко-прусская войны, война севера и югаСША, русско-турецкая и "опиумная" война в Китае); с оружием в руках борются за свои национальные права сла­вянские народы, венгры, румыны, греки. Перекраиваются границы Европы. Объединение Италии и Германии - важнейшие события Ж века, определив­шие жизнь Европы надолгиедесятилетия. Свою независимость и государст­венность получают те народы, которые не имели ее со времен средневеко­вья: Румыния (1862 г.), Греция (1862 г.), Сербия (1868 г.), Болгария (1878 г.). Самоуправление, возможность говорить, писать и учиться на родном языке -основные требования в политической борьбе норвежцев, венгров, чехов, хор­ватов, поляков и т. д. Идея объединения разбуженных к национальной жизни славянских народов (панславизм) под эгидой России красной нитью прохо­дит через восточно-европейскую литературу и публицистику, ей в унисон вторит польский мессианизм. Индустриализация общества, связанная с расширением фабричного производства и наемной силы, вела к быстрому хаотичному разрастанию городов, а капитализация деревни - к разорению мелких крестьянских хозяйств, пополнению армии безработных. Эти про­цессы обострили классовые конфликты, политизировали жизнь и культуру. Усиливались культурные обмены между странами Европы, Америки и Азии. Большую роль в экономическом и культурном обмене начинают играть Всемирные выставки: 1851, 1862 гг. - вЛондоне, в 1855, 1867 гг. - в Париже и т. д.. Благодаря началу революции в средствах связи (строительство желез-ныхдорог, телеграф, телефон, развитие судоходства и т. д.) обмен между куль­турными регионами становится все оживленнее. Масштабный грабительский колониализм знакомил европейцев с малоизвестными или неизвестными культурами завоеванных народов. Англия, Франция, Германия развернули гонки за приобретение новых колоний и рынков сбыта в Африке, Передней, Восточной, Южной Азии; политика этих стран привела к разрушению зам­кнутости Китая и Японии, которые выходят на мировую арену. Колониальная политика сопровождалась насаждением европейской культуры и быта. Строительство крупнейших городов в Китае (Шанхай, Гуанчжоу, Пекин), Индии (Дели, Бомбей, Калькутта) производилось по принципам европейской архитектуры. ВТурции, находящейся втесных политических и экономических отношениях с Европой, европейское влияние обнаруживалось все более отчетливо в градостроительстве (Новый Стамбул, Новый Измир), в изобразительном искусстве (академическая живопись, реализм,


импрессионизм, символизм), в приобщении интеллигенции кевропейской литературе. Ноуже на рубеже ХlХ-ХХ вв. Восток пробуждается к новой жизни: передовая творческая интеллигенция Индии ("Бенгальское Возрождение" во главе с братьями Тагор - последователями великого писателя и философа Индии начала Ж в. Раммохуна Роя, считавшего, что западные традиции могут быть положены в основу новой интерпретации традиционной индийской культуры и философии), Китая (живопись "гохуа" - живопись по шелку, возрождающая древние традиции), Турции выступает за возрождение национальной культуры, за национальное самоопределение и демократические права народа.

Во 2-й половине Ж в. фактическая власть переходит в руки капитала, интересы которого - интересы производства и сбыта. Индустриализация общества привела не только к массовому росту пролетариата, но и к увели­чению его роли в политической борьбе. За симпатии и голоса пролетариата теперь борются политические партии, привлекая на свою сторону, пытаясь им манипулировать. Выйдя на политическую арену, пролетариат добивается всеобщего избирательного права, направляя политическую жизнь по пути демократизма.

Вторая половина Ж в. - пора последнего открытого столкновения рели­гиозной и светской культур за влияние на общество. Католичество в это вре­мя переживало очередной кризис: внутрицерковные разногласия особенно резко проявились на 1-м Ватиканском соборе (1869-1870 гг.), когда от като­личества откололись старокатолики в Германия, Голландии, Швейцарии, Франции и США. Тем не менее духовенство стремилось вернуть себе уте­рянные позиции, как, например, во Франции оно стремилось овладеть высшим образованием (открытие специальных иезуитских колледжей). Папа Пий IX издал "Перечень главнейших заблуждений нашего времени" (Силлабус), где осуждались рационализм, пантеизм, свобода совести, социализм и коммунизм, гражданский брак, разводы и т. д. В странах, где силен был клерикализм или влияние религиозных конфессий на культуру, традиционно возникла бурная полемика об отделении школы от церкви (Германия, Англия). Вопросы свободы совести, брака, отношение к иезуи­там были в центре внимания общественности в Австро-Венгрии, Германии, Франции, Испании. И клерикализм проиграл. Никогда еще историческая наука и философия не обогащались таким числом серьезных исследований о сущности и социальной роли церкви и религии, о происхождении христи-


42


анства. Весь просвещенный мир участвовал в сборе денег на памятник Дж. Бруно. Победа светской культуры связана и с победой демократизации, с выступлениями широких кругов интеллигенции за популяризацию культуры, в том числе за введение бесплатного светского образования в начальной школе (Швейцария-в 1874г., Италия - в 1877 г., Бельгия - 1877 г., Голландия- 1878г., Англия - 1880-1891 гг., Франция - 1881 г. и т. д.). В тоже время в странах, борющихся за независимость, ислам, буддизм или национальные религии (например, индуизм) зачастую становились знаменем объединения и свободы.

Во 2-й половине Ж в. наука становится одной из основных культурных доминант, переживает процессы системного оформления эмпирического материала (в химии, биологии, социальных науках и т. д.), ее достижения входят в жизнь, повседневность, определяют развитие техники. Сциентист­ская ориентация общества отражается и на культурных процессах (большое влияние оказывает книга Ч. Дарвина "Происхождение видов", 1859 г.) на подходы к изучению человека и общества.

Натурализм - направление в реализме, в котором ярко отразился сциентизм общества. Подробное описание фактов, событий, фотографиро­вание жизни, стремление к искусству, основанному, по выражению Э. Золя, "на методе и анализе, близкому науке". Художественная культура пережива­ет влияние позитивизма, ориентируясь на данные конкретных наук (психологии, этнографии и т. д.). Даже изобразительное искусство (течения импрессионизма, неоимпрессионизма) ориентировалось на научные откры­тия ( в частности, в области теории света и оптики).

Растущая специализация создает сложности для философского обобще­ния, изгоняет общемировоззренческие вопросы в область пустыхабстракций, упрощает процессы духовной жизни и соответственно сфер культуры, ведет к цивилизованному варварству среди грандиозных изобретений техники. Три кита поддерживают позитивизм Ж века: Конт, Спенсер, Милль. Соответственно же натри кита опирается иррационализм Ж в.: Шопенгауэр, поздний Шеллинг, Киеркигор.

Именно иррационалистические системы питают идейные основы симво­лизма и модерна, воплощающие поиск принципиально нового художествен­ного языка. Эти направления характеризовались декоративистскими и ор-


наменталистскими тенденциями, стремлением к синтезу искусств (живопи­си, графики, архитектуры, музыки). Сторонники этих направлений выража­ли мистическое содержание в символах, ставили Красоту выше Истины, Ис­кусство выше Природы; изощренность и вычурность нового художественно­го языка делали его элитарным.

Именно во 2-й половине Ж в. начинает явно проступать разлад между культурой городских масс (массовой культурой), оторванной от своих фольклорных крестьянских корней, и культурой образованного элитарного меньшинства.

Еще одна особенность этого периода, выразившаяся в художественной культуре, - отношение к современности. Мы наблюдаем две тенденции: активный гражданский анализ действительности, с одной стороны (критический реализм), и уход от злободневных проблем, разлад со своим временем, отказ от гражданских оценок, погружение в мир мифа и символов -с другой. В художественной культуре много безоценочных течений: худож­ник отказывается от воплощения официальных идеалов, замыкается в фор­мальных поисках. Искусство превращается в свободную, самостоятельную деятельность индивида, разрушающего каноны, привычные вкусы и офици­альные предписания. Начавшееся в эпоху Ренессанса постепенное раскре­пощение творчества от жестких нормативных установок церкви, в XVIII—Ж вв. выливается в активные поиски в области стиля и художественных направле­ний, которые в конце Ж - начале XX в. приводят к настоящему плюрализму, причем зарождаются и начинают преобладать художественные направле­ния, носящие космополитический характер. Суть модернистских течений конца Ж в. - в измене наивно-реалистическому видению мира и его отобра­жению. Появление их, с одной стороны, - реакция на вырождение академи­ческого искусства, обратившегося к стилям прежних эпох в поисках вдохно­вения (эклектика, ретроспективизм), сдругой, - на приземленность реалис­тических направлений. Протест против академизма в изобразительном ис­кусстве волной прокатывается по европейским странам: "Салон отвержен­ных" во Франции (1863 г.); "бунт четырнадцати" в России (1863 г.); выставка "Противники академической живописи" в Швеции (1885 г.); "Свободная вы­ставка" вДании (1891 г.)ит.д. Культура рубежа ХlХ-ХХ вв. приходит к плюра­лизму, свергая идеалы, истины, традиции прошлого.


43


Таблица 12

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О. А. Печурина
улътурология

Oт автора
Сложности с учебной литературой по истории культуры побудили автора к написанию учебного пособия, которое давало бы обобщающие сведения по истории мировой культуры и облегчало студентам подготовку

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Культура первобытного общества
КАМЕННЫЙ ВЕК

КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Культура древнего Египта
Таблица 2  

Культура древней Индии
Таблица 3  

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
а рубеже 3-2-го тыс. до н. э. кочевые племена предков греков заселяют западное и вост

Эпохи культуры древней Греции
Архитектура Изобразительное искусство Литература Теат

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
.................................................... полуострова во 2-3-м ты

Эпохи культуры древнего Рима
Архитектура Литература Изобразительное искусство Теат

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ассовыми миграциями и нашествиями варварских племен на территорию Западной Римской им

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
X |вв. -общий подъем уровня жизни, оживление торговых связей в Европе [27, т. 1, с. 2

НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА
собенность Нового времени - возникновение светской культуры, вышедшей из-под протекто

Культура XVII века
Сти л и ихудожествен н ы е направления Архитектура Изобразительное

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
XVIII в. мануфактурное производство и буржуазные отношения стали в Европе и Америке п

Культура XVIII века

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
евятнадцатыи век открывается чередой величайших потрясении для всей Европы. Венский к

Культура второй половины XIX века
Стили и художественные направления Архитектура Изобразительное иску

КУЛЬТУРА XX ВЕКА
истории культуры еще не было периода, столь насыщенного сопоставлением и противоречие

Общиеработы
1. ТойнбиА. Постижение истории. М.: Прогресс ,1991. С. 25-80. 2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Геш- тальт и действительность: Пер. с нем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги