рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общий обзор главы 4

Общий обзор главы 4 - раздел Образование, Динамическое обучение • Развитие Зрительных Навыков. • Развитие Слуховых Навыков. ...

• Развитие зрительных навыков.

• Развитие слуховых навыков.

• Развитие кинестетических навыков.

• Краткое изложение стратегии развития чувств.

• Исследование фильтров восприятия.

Укрепление органов чувств

Р.Д.: Следующий набор упражнений включает развитие различных чувственных репрезентативных систем. Эти упражнения помогут развить разнообразие и гибкость ис-1 пользования наших чувств с тем, чтобы не быть рабом лишь одной сенсорной модальности. Я называю эти упражнения «чувственной гимнастикой», поскольку цель здесь — помощь в развитии фундаментальных чувственных сил. С точки зрения НЛП, эти основные способности вое-' приятия находятся в центре таких вещей, как возможность обучения и даже аспект личности. Развитие этих способ-' ностей может оказать фундаментальное воздействие на на-1 шу жизнь.

Т.Э.: Зачастую люди привержены одному типу стратегии обучения. К примеру, с одной стороны, у вас «компьютер-1 ный дебил», проучившийся в школе двенадцать лет, у кого-1 рого нет других друзей, кроме компьютера, ну, возможно, кто-то, с кем он обменивается программным обеспече-1 нием. У таких людей наблюдается склонность к высокой визуальности с небольшой слуховой способностью и уж совсем небольшим кинестетическим развитием. С другой стороны, у вашего дитяти ростом в метр восемьдесят его-1 собности прыгать в длину метра на четыре, в высоту — на два, забрасывать баскетбольный мяч с кольца, а сложить два простых числа он не в состоянии. У такого ребенка са-1 мый что ни на есть «кинестетический» показатель интел-' лекта. А поскольку вы сами в баскетбол не играете, ваш ма-1 лыш самостоятельно развивает множество социальных на-1 выков. Экзамен по математике ему и под угрозой смерти не сдать, но он способен на чрезвычайно сложные экспери-1 менты со своим телом и развил много соответствующих навыков для игры в команде. Должен быть способ наде-1 лить «компьютерных» детей определенными физическими и социальными навыками, а «кинестетическим» детям дать определенный навык работы с ЭВМ.

Это можно сделать через развитие репрезентативной системы. Как я уже говорил, я полагаю, что именно в этом берут начало равные возможности в образовании; на уров-

не)

не способностей. Когда ребенок впервые приходит в шко-1 лу, его личная история, включая родителей, теток, братьев, дядек, сестричек, всех, кто входит в его семейную систему, определяет, какие стратегии ребенок будет использовать в учебе. К примеру, можно прийти в школу с хорошо разви-1 той визуальной стратегией, но вот я пришел со стратегией кинестетической. К моменту, когда вас принимают в шко-1 лу, вы можете уже распознавать буквы, слова и числа. Коп-1 да меня принимали в школу, я мог на километр забросить мяч и носиться как угорелый. В самый первый день учите-1 льница говорит: «Хорошо, дети, мы пойдем в класс вмес-1 те». Она говорит: «Мы соберемся в этой классной комнате, и это 4А класс». Вы садитесь за парту, и из-за своей личной истории глаза пробегают вверх и влево, и у вас создается зрительный образ этого «4А». Пока вы глядите вверх и вле-1 во, я пялюсь на свои шнурки—даже при том, что нас ввели через одну и ту же дверь в один и тот же день с одним и тем же грузом дошкольной подготовки.

Во второй день вы в классе вовремя, с книжками, сиди-' те на своем месте. Я все еще в коридоре, пытаюсь выяс-1 нить, куда, к чертям, мне идти, и хожу кругами. Учитель видит меня и спрашивает: «Разве ты не должен бьпь уже в классе?» Я говорю: « Да, но я не знаю, какой это класс». Он спрашивает: «Кто твой учитель?» — «Я не помню». — «Хорошо, ты знаешь кого-нибудь из своего класса?» Я вро-1 де помню одного мальчика, учитель берет меня за руку и пытается найти этого мальчика. Это, действительно, было со мной, когда я пошел в школу. Я был чертиком на ниточ-1 ке, который потерялся по дороге в класс. Почему? Потому, что пользовался совсем другой стратегией, чем все остапь-1 ные. Не потому, что я хуже, и не потому, что другие лучше. Просто разные люди, и это важно знать, начинают с раз-1 личных стартовьк позиций — навыков и умений.

Р.Д.: Также важно уметь помочь людям распознать и раз-1 вить эти базовые, основные навыки.

Т.Э.: Оптимальный подход НЛП к образованию состоит в способствовании развитию всех чувственных репрезента-' тивных систем. Мы должны развить их зрительные, слухо-1 вые, кинестетические, обонятельные и вкусовые репре-1 зентативные системы. Затем мы должны научить их эф-1 фективным стратегиям обучения. В течение первых шести

ш

месяцев обучения в школе мы должны научить детей учи-1 ться, научить их «работать головой».

Р.Д.: На одном из наших семинаров по динамическому обучению был один индивид, человек лет сорока, не за-1 кончивший и восьмилетку. Он был убежден в своей неспо-1 собности к обучению, пока мы не приступили к выполне-1 нию упражнений из предыдущего раздела этой книги. К третьему дню он стал читать и правильно писать слова, что ранее считал невозможным для себя. Как и в других людях, в нем были заложены огромные способности для обучения, просто он никогда не знал о них и никогда ими не пользовался.

К примеру, скольким из вас хотелось бы иметь фотогра-' фическую память и сколькие из вас считают, что такой па-1 мятью не обладают; но разве, садясь на диету, вы не вспо-1 минаете с предельной ясностью о содержимом своего хсг лодильника?

Т.Э.: Или сколько из вас идет домой после кинофильма и живо вспоминает эпизоды понравившегося фильма?

РД.: Или вы лежите, в постели и внезапно вновь и вновь вспоминаете какие-то сцены, хотите вы того или нет. К примеру, сколько из вас может вспомнить сцену, в кого-1 ром Индиана Джонс падает к змеям в фильме «В поисках потерянного ковчега»? Так вот, любой человек, способный на визуализацию, обладает фотографической памятью. Требуется лишь средство обнаружить и использовать эту способность.

Т.Э.: Это как с теми, кто утверждает, что им медведь на ухо наступил, а сами не могут выкинуть из головы надоевший мотивчик из рекламного ролика, он все играет, играет.

Р.Д.: Мы полагаем, что такие переживания являются резу-1 льтатом нейрологических процессов, которые могут быть развиты и использованы. Нам часто говорят: «Я не могу правильно написать слово» или «Я не могу правильно рас-1 познать звуки», но при этом люди в состоянии помнить что-то еще более сложное. К примеру, они могут узнать свой собственный велосипед или автомобиль. Это столь же сложно, как распознать тот или иной звук.

Т.Э.: Или узнать свое собственное лицо в зеркале. (Хотя порой это на самом деле нелегко.)

Р. Д.: Цель данных в этой главе упражнений в оказании по-1 мощи в выявлении и усилении основных чувственных на-1 выков. Первое упражнение способствует развитию зрите-' льных способностей и зрительной памяти. Прежде чем мы приступим к упражнению, я хочу подчеркнуть различие между «умением» или «процессом» и «содержанием», к ко-1 торому прилагаются это умение или процесс. Зрительная острота и зрительная память - это умения, которые могут быть применены по отношению к различному содержа-' нию; например, к лицам, объектам, кино, словам, фото-1 графиям и т. д. Когда умение развито в одной области, его можно передать в другую. Умение - это «глубинная струк-' тура»; содержание же относится к «структуре поверх-' ностной».

К примеру, мы учимся писать, держа в руке карандаш или ручку, водя кистью и пальцами. Но как только мы овладели умением написания букв, мы можем передать это умение другим частям нашего тела без какой-либо практи-' ки. К примеру, можно чертить буквы ногой на песке. Мож-1 но водить карандаш ртом, создавая читаемые буквы. Мож-1 но даже чертить приемлемые очертания букв коленом или локтем — даже при том, что тип и комбинации мышц, кос-1 тей и сухожилий здесь полностью отличаются от руки и па-1 льцев. Этот тип явлений противоречит более механистиче-1 скому взгляду на обучение, предложенному такими учены-1 ми, как Павлов и Скиннер. Невозможно объяснять умение такого вида простыми раздражением-реакцией илиА за-1 креплением условного рефлекса.

Т.Э.: Ну, так кто же учил ваши локти писать? (Смех.)

Р. Д.: Согласно НЛП, развитие навыков происходит на вы-1 сшем уровне обучения. Это глубинная структура, которая может быть преобразована во множественные поверхност-1 ные структуры. Помните, что даже если содержание, кото-1 рое мы будем использовать для развития чувственных умений, не выглядит напрямую связанным с «академиче-1 скими» темами, умение использовать чувственные репре-1 зентативные системы — это основа всего обучения. Ниже дается общий обзор основных этапов упражнения.

Развитие зрительных наемное

Разбейтесь на пары (А и Б):



 

ЭТАП 1. А и Б стоят лицом к друг другу. А инструктирует Б визуализировать положение тела А и посмотреть нале-1 во вверх (для правшей) или направо вверх (для левшей), чтобы запомнить его.



 

 

(Правша)


(Левша)

ЭТАП 2. Б закрывает глаза. А меняет положение каких-то частей своего тела (руки, ноги, пальца, наклона головы и т.д.), а глаза Б в это время закрыты.

ЭТАП 3. Затем А говорит Б, чтобы тот открыл глаза. Б смотрит вверх налево (или направо) и сравнивает то, что видит, с образом, запечатленным в памяти, чтобы определить, какая часть тела А изменила положение.

ЭТАП 4. Если Б не угадывает, А снова инструктирует его закрыть глаза. А не сообщает Б, какая часть была пере-1 мещена, но возвращается к изначальному положению тела, а затем инструктирует Б открыть глаза еще раз и вновь определить, что изменилось (возвращаемся на этап 2).

Т.Э.: К примеру, пусть Стефани и Лайза подойдут и станут лицом друг к другу. Станьте на расстоянии, удобном для

вас. Лайза, вы смотрите на Стефани, а затем поднимаете глаза влево вверх (так как вы правша). Сделайте мыслен-1 ную фотографию Стефани. Если вы хотите, можно по-1 смотреть на нее снова и еще раз проверить мысленный об-1 раз. Так, теперь закройте глаза, Лайза, а Стефани, вы изме-1 ните положение чего-нибудь. (Стефани двигает рукой.) Хорошо, Лайза, можно открывать глаза. Что изменилось?

Лайза: Ее рука. (Приветствия из аудитории.)

Т.Э.: Начинайте с перемещения чего-то явно заметного, например, руки или ноги. Это не для того, чтобы запутать партнера, а чтобы дать ему возможность развить зритель-' ные навыки. Если бы Лайза не почувствовала изменения, мы бы попросили ее закрыть глаза снова и гфoинcтpyкти-, ровали Стефани вновь занять исходную позицию. Потом снова попросили бы Лайзу открыть глаза, посмотреть на Стефани и определить, что изменилось.

Р.Д.: Стефани так бы и меняла положения, пока Лайза не смогла бы почувствовать, что изменилось. Как только Лай-' за почувствует изменение, Стефани и Лайза повторяют цикл снова, но Стефани уже делает менее приметные движения.

Т.Э.: Таким образом, вы начинаете с изменений макроу-1 ровня и доводите их до менее приметных. Вы должны дой-1 ти до такого уровня, когда будете способны уловить легкий изгиб пальца, движение глаз, отсутствие сережки, замены чего-то из одежды и т.д. Таким образом, когда наблюдате-1 лю все удастся на макроуровне, он сможет перейти к более тонким экспериментам, чтобы выяснить, насколько ост-1 рым может быть восприятие.

Р.Д.: Если наблюдатель способен справиться с незаметны-' ми движениями, можно усложнить упражнение, переме-1 щая сразу несколько частей тела. В этом случае наблюда-1 тель должен обнаружить больше одного изменения.

Т.Э.: Еще одной разновидностью упражнения будет на-1 блюдение за группой, состоящей из нескольких человек. Для усложнения упражнения можно наблюдать сразу за 4—5 объектами. Это увеличит число вводов, которые на-1 блюдатель сортирует визуально.

Также имейте в виду, что в данном упражнении объек-' том наблюдений был партнер, но может быть сколько угодно творческих вариаций. К примеру, учитель мог бы

попросить учеников оглядеть классную комнату и отме-1 тить, кто тут присутствует. Потом учеников просят за-1 крыть глаза. Учитель выводит кого-то из детей из класса. Остальная часть класса открывает глаза и определяет, кого нет. По-разному можно варьировать этот процесс, чтобы способствовать развитию зрительных навыков.

Р.Д.: К примеру, скажем, вам захотелось адаптировать это упражнение к более «академическому» по содержанию. Мы разработали вариации, которыми можно воспользоваться, чтобы помочь детям научиться развивать их остроту зрения и зрительную память в процессе правописания. Для анало-1 гии — слова сложены из различных вариаций одних и тех же букв, как различные положения тела создаются вариа-1 циями частей тела. Умение требует помнить различные комбинации слов, что на деле абсолютно не отличается от упражнения по определению изменения в положении час-1 теи тела. В динамическом обучении мы полагаем, что акзг демич'еское задание это всего лишь вариация способа, ко-1 торым мы естественно используем свою нервную систему. Иными словами, мы полагаем, что, если можно узнать свое собственное пальто или собственный велосипед или если можно распознать, какая часть чьего-то тела едва сме-1 сталась то можно запомнить и правильное правописание. Чтобы развить это умение узнавания зрительных обра-1 зов, мы также делим своих слушателей на пары. Каждой паре дается набор карточек со словами. На одной карточке написано слово, на других его правильные и неправильные варианты, как в следующем примере:

винегрет | [ Авенигрет 11 венегрет j | винигрет

1 2,3 4

«Наблюдателю» показывают первую карточку, которая всегда стандартна в правописании, или «правильна». «Наг блюдателя» инструктируют посмотреть на карточку, а за-1 тем вверх и влево/вправо (как в упражнении, которое мы только что описали) и сделать ее мысленную фотографию. «Наблюдателя» просят закрыть глаза. В этот момент парт-' нер «наблюдателя» может сменить карточки или остаться с первой карточкой. Когда «наблюдатель» открывает глаза, его задача посмотреть на карточку и решить, она та же сгг мая или другая, то есть отличается ли она от первоначаль-1 ной карточки.

Т.Э.: То есть все, что вам надо, это взять тот же самый про-1 цесс, который мы описали в первом зрительном упражне-1 нии, но в данном случае уже применительно к словам. За-1 дание состоит в простом распознавании вариаций того, с чего вы начали.

Главное тут узнать, на самом ли деле вы можете опреде-1 лить набор букв, с которых вы начали.

Р.Д.: Как только «наблюдатель» способен успешно узнать набор букв, можно усложнить задачу, спросив, какие буквы заменены, если есть различие. Другой уровень ис-1 пытания — попросить не сразу, а через какое-то время «наблюдателя» определить, является ли такая-то карточка оригиналом, то есть правильно ли она написана, без ripen-1 варительного показа «настоящей» правильной карточки. Вы выбираете карточку из набора и, не показывая «наблю-1 дателю» стандартной карточки, с которой вы начинали, просите определить, на самом ли деле это первоначальная карточка.

Т.Э.: Если вы выполняете этот вариант упражнения, важно иметь в виду, что это сенсорное упражнение, а не упражне-1 ние на правописание. Правописание, математика, геогра-' фия — это предметные области. Данное же упражнение призвано научить, как учиться вообще, а не чему-то конк-1 ретно. Это другой способ подхода к обучению.

Р.Д.: Иными словами, это — разновидность зрительного упражнения, которая не имеет отношения к орфографии или правописанию. Это упражнение относится к тому, как развить способность узнать что-то визуально. Таким обра-1 зом, если «наблюдатель» не способен узнать, является ли слово тем же самым или отличается, партнер должен про-1 сто вернуться назад и снова доказать слово и вариации, чтобы помочь «наблюдателю» «перекалиброваться». Хоте-1 лось бы подчеркнуть, что если вам не удается узнать изме-1 нения, это не означает, что вы делали что-то неправильно; и это не означает, что-вы «медлительны» или «глупы». Это значит лишь, что ваш образ еще не достаточно ясен.

Развшишесш^

Р.Д.: Упражнение динамического обучения для развития слухового узнавания и памяти подобно во многих отноше-

ниях визуальному упражнению, но включает слух вместо зрения, Основные этапы упражнения даются ниже.

Нужна группа из четырех человек (А, Б, В и Г).

ЭТАП 1. А садится или стоит, Б, В и Г вокруг него полукруг гом. Б, В и Г каждый в свою очередь производит звук (то есть щелкает пальцами, постукивает карандашом, хло-1 пает в ладоши, каждый индивид производит какой-то один тип звука), за каждым звуком каждый индивид Повторяет свое имя. Б, В и Г повторяют звук и имя до тех пор, пока А не показывает, что может определить каждого по соответствующему звуку

ЭТАП 2. А закрывает глаза, а Б, В и Г производят звук. А должен определить, кто какой звук производит

ЭТАП 3. Если А ошибается, Б, В и Г повторяют первонача-1 льный звук и свое имя, пока А не показывает, что может определить соответствие между именем и звуком. Грул-1 па затем повторяет ЭТАП 2.

ЭТАП 4. Чтобы добавить пикантности, Б, В и Г могут по-1 дражать звукам друг друга, а А должен определить, кто подражает кому. К примеру, А может предположить, что Б подражает В или что Б подражает Г

Р.Д.: Мы хотели бы продемонстрировать вам сенсорную «гимнастику»; заставить ваши уши поупражняться. Эйлин и Марша, вы не поможете нам? Эйлин садится сюда. Вы будете «учеником», точнее «ученицей». Тодц, Марша и я —

каждый из нас будет производить звук одного и того же ви-1 да. Ваше задание — суметь различить, кто из нас произво-1 дит звук. Сначала вам придется «откалибровать» наши раз-1 личные способы создания звуков. Закройте глаза, Эйлин, начинаем. Мы будем щелкать пальцами, находясь прямо перед вами. Щелкнув, мы будем называть свое имя с тем, чтобы вы могли ассоциировать звук с именем. [Щелк] — Роберт.

Марша:[Щелк] — Марша.

Т.Э.: [Щелк] —Тодд.

Р.Д.: Хорошо, нужно ли вам еще послушать? Можете обра-1 титься за новой калибровкой.

Эйлин: Да. Я хотела бы еще послушать.

Р.Д.: [Щелк] — Роберт.

Марша:[Щелк] — Марша.

Т.Э.: [Щелк] —Тодд.

Эйлин:Хорошо. Я думаю, что я могу определить различия.

Р.Д.: Так. Теперь один из нас щелкает пальцами, а Эйлин старается определить, кто это.

Марша:[Щелк]

Эйлин:Марша.

Т.Э.: [Щелк]

Эйлин:Тодд.

Р.Д.: [Щелк]

Эйлин:Роберт.

Р.Д.: [Щелк]

Эйлин:Роберт.

Т.Э.: [Щелк]

Эйлин:Роберт. Нет, погодите, это был Тодд.

Т.Э.: Да, правильно. Я делал это специально, чтобы услож-' нить тест. Я переместил свою руку туда, где пальцами щел-1 кал Роберт.

Р.Д.: Эйлин начинала калибровку на основе местораспо-1 ложения партнеров. Так вот, если бы Эйлин не смогла определить различие между Тоддом и мной, когда Тодд пы-1 тался подделать свой звук под мой, ей бы потребовалась перекалибровка между нами двумя с закрытыми глазами. Тодд и я вновь принялись бы щелкать пальцами в опреде-1 ленной позиции, пока Эйлин не смогла бы определить раз-1 ницу. И, кстати, Эйлин, вы могли бы даже сказать: «Это Роберт, который пытается имитировать Тодда». Помните, что цель этого упражнения в совершенствовании слуха. Хорошо. Давайте попробуем еще разок.

Марша:[Щелк]

Эйлин: Это был Марша.

Т.Э.: [Щелк]

Эйлин: Роберт? Нет, это был Тодд. Но это Тодд имитировал Роберта.

Р.Д.: Это верно.

Т.Э.: [Щелк]

Эйлин:Тодд.

Р.Д.: [Щелк]

Эйлин:Роберт.

Марша:[Щелк]

Эйлин:Марша.

Р.Д.: [Щелк]

Эйлин:Роберт.

Т.Э.: [Щелк]

Эйлин:Тодд?

Р.Д.: Правильно. Это был Тодд, старающийся звучать, как Роберт.

Т.Э.: Относясь по совести к тому, кто слушает, вы должны вначале создавать свой собственный звук с тем, чтобы слу шатель мог откалибровать и различить ваш звук от других. Если Эйлин пытается подстроиться и различить звуки, а они продолжают изменяться, ей тогда труднее будет спра-1 виться. Объект должен повторять только свой звук внача-

ле, чтобы помочь слушателю произвести настройку. Ведь мы тут не играем, мы предоставляем реальное свидетельст-' во, основанное на ощущениях, которое может быть испо-1 льзовано рассудком для сортировки и определения инди-' вида, производящего звук.

Р.Д.: Между прочим, звуков производить можно много: щелкать пальцами, хлопать в ладоши, покашливать, посту-1 кивать по чему-нибудь.

Т.Э.: Если вы выбираете постукивание по чему-нибудь, все три партнера должны постукивать по одному и тому же предмету. Если это ложка, к примеру, то это должна быть одинаковая ложка для всех; если мы выбираем ручку, ручка должна быть одинаковой для всех, и стучать следует по од-1 ному и тому же.

Р.Д.: Это было бы очень сложное задание. Начинать при-1 шлось бы с того, чтобы прислушаться к единственному в своем роде звуку от постукивания индивидом по предмету. Покашливание более интересно, потому что у каждого свой собственный тембр. Да и более веселей было бы ими-1 тировать друг друга.

Между прочим, это задание не просто на слуховой ввод. Эйлин пришлось держать в голове три модели, чтобы отли-1 чить текущий ввод и его соответствие с одной из моделей. Так что это задание не просто на слух. Это задание на внут-' реннюю репрезентацию слуховой информации с последу-' ющим мысленным сопоставлением ввода с одной из трех внутренних моделей. Умение сложное, но стоящее.

Т.Э.: Успехи в этом упражнении расскажут о многом в бес-1 сознательных «микростратегиях» слуха. Например — по-1 добно слуховому упражнению запоминания в предыдущем разделе — вы пытаетесь расслышать звук определенного человека и связать его с образом этого человека; например, с его лицом. То есть Эйлин сидит и творит мысленный об-1 раз Роберта, производящего свой звук; а может, у нее не было никакого образа вообще? Возможно, она просто вво-1 дила звук, мысленно его записывала, связывая со звуком голоса Роберта.

Так как цель этого упражнения в развитии слуховой си-1 стемы, было бы интересно проделать его полностью на слух. В самом деле, перед началом упражнения можно по-1 интересоваться определенными качествами, или «субмо-

дальностями», слуховой репрезентативной системы; на-1 пример, силой звучания, тоном, шагом, ритмом, темпом, расположением и т. д. Если вам надо взять слышимые зву-1 ки и разложить на чисто звуковые компоненты и не пере-1 водить в любую другую репрезентативную систему, а толь-1 ко представить их как звуки — именно по таким субмода-1 льностям и пришлось бы их сортировать. Звучит ли этот человек громче другого? Звучание одного индивида длится дольше, чем другого? Высота голоса этого человека выше или ниже? Если вы хотите попробовать такое упражнение как чисто слуховое, именно такой тип сортировки вам мо-1 жет понадобиться для различения характеристик специ-1 фических звуков, связанных с определенными людьми.

Р. Д.: Тип фундаментальных микростратегий, о которых го-1 ворит Тодд, может иметь огромное влияние на способ-1 ность к осуществлению слухового з.адания. К примеру, я осуществил следующее моделирование, противопоставляв ющее людей «без слуха» тем, у кого так называемый «со-1 вершенный слух» и у кого слух «относительный». Индиви-1 ды с «относительным» слухом могут точно отличить ноты друг от друга. То есть если вы даете им одну ноту и говори-1 те, что это — «А», «Б» или «В», они могут начать точно определять другие ноты по отношению к данной. Однако для них необходимо сначала услышать основную ноту. Лю-1 ди с «совершенным» слухом не нуждаются в какой-либо внешней подсказке. К примеру, если я сыграю любую слу-1 чайную ноту на фортепиано, такой индивид может немед-1 ленно выдать: «Это — ре-бемоль» или «Это — фа». И еще они могут сообщить, к какой октаве принадлежит такая нота без какой-либо внешней подсказки.

Иными словами, их подсказка для звука полностью на-1 ходится внутри их собственной нервной системы. Как пра-1 вило, они налагают звук в две главные репрезентативные системы, в частности — зрение и чувство. Звук идет прямо в определенное чувство, и поэтому им известно, какой он высоты. Один из вопросов, которые мы пытались исследо-1 вать в таком моделировании, состоял в следующем: есть ли на самом деле совершенный слух или относительный слух, которому можно было бы научить или развить в людях, ли-1 шенных его. Цель этого исследования состояла в том, что-1 бы смоделировать людей с совершенным и относительным слухом, а затем научить этой стратегии других людей, что-1 бы «ни смогли улучшить свои музыкальные способности.

Как вы уже догадались, относительному слуху проще нау-1 чить, чем совершенному; но вас бы поразило, с какой ско-1 ростью люди способны начать определять ноты, когда у них есть эффективная стратегия.

Как говорил Тодц, вы должны первоначально соеди-' нить звук с именем, например, «ре», «фа-минор» и так да-1 лее. Это как соединять определенный звук с личностью, как в этом упражнении. Таким образом, это, на первый взгляд, простое небольшое упражнение или игра на самом деле тот же самый процесс, который происходил бы при развитии чего-то вроде совершенного слуха.

Т.Э.: Кстати, люди с совершенным слухом обладают такой способностью не только в отношении звуков, порождае-1 мых музыкальными инструментами. Они слышат все зву-1 ки и знают, какие это ноты. Словно они не могут не знать, что это за нота. Иными словами, вы закрываете дверь, а они: «Это си-бемоль». Так они реагируют на мир.

Р.Д.: Это часть их личности и способ жизни. Когда они слышат звуки, тоны как будто вступают в резонанс с их нервной системой. Это на самом деле мощное средство взаимоотношений со звуком. К примеру, Моцарт писал, что чувствует, ощущает на вкус и видит музыку так же, как и слышит ее. Другие композиторы, например, Бетховен, также описывали подобные «синестезии» (см.: «Стратегии Гения». Том I).

Т.Э.: Одна из стратегий, использованных мной при обуче-1 нии музыке, состояла в том, чтобы ученики пели то, что они играют. Не важно, что именно они играли, какие гам-' мы или какие ноты. Они должны были петь то, что играют. Это создает внутреннюю подсказку для музыки. К примеру, если кто-то мне говорит: «Сыграй прам-парам-парам-па-пам», — я знаю где это будет на инструменте, на нотном стане и в моей голове. Скажем, идете вы по улице и вдруг в голове зазвучала мелодия. Для большинства, если не кину-1 ться домой и не записать ее, мелодия забудется. Для меня, как толбко в голове зазвучит музыка, появляется зритель-' ный образ гитары или фортепиано, и все, как в кино. Затем я отправляюсь домой и прокручиваю пленку. Такие мыс-1 ленные связи позволяют мне осуществлять непосредст-' венную корреляцию между звуком и тем, что делают руки. Иной раз выходит забавно. Фатальное стечение обстоя-' тельств, когда бывает до 14 инструментов, звучащих одно-

временно. Каждый звучит по-своему, а в голове — целый оркестр.

Р.Д.: Теперь вы понимаете, почему он-иногда так себя вен дет. (Смех.)

Т.Э.: Но как еще можно написать партитуру для пятнадца-' ти человек, если в голове не звучат одновременно пятнадг' цать инструментов? Иначе пришлось бы писать музыку по кусочкам, а как потом составить их вместе да чтобы еще они совпадали?

Р.Д.: Обучение, мышление и способность функциониро-1 вать в этом мире происходят из способности впитывать этот мир посредством чувств. Представьте, что вы измуче-1 ны жаждой в своей слуховой системе и что звуки можно пить ушами. Именно в таком состоянии надо пребывать во время этого упражнения. Начните с трех звуков (затем можно пробовать переходить на 14 или 15, как говорил Тодд). Это могут быть шлепки, хлопки, свист, покашлива-1 ние или когда все поют одну и ту же ноту

********

После упражнения

Р.Д.: Есть ли какие-либо замечания, вопросы или коммен-1 тарии по поводу этого последнего упражнения?

Мужчина:Это было труднее, чем зрительная практика, по-1 тому что нас не учили слушать как следует, когда мы были маленькими, хотя и музыкантами.

Т.Э.: Нас, с точки зрения звука, не учат думать вообще. Всг обще говоря, в западной культуре мы описываем вещи ви-1 зуально. Наш язык полон ссылками на зрительные субмо-1 дальности: размер, цвет, формы, интенсивность и так далее. В детстве нас не учат, как описать звук так же по-1 дробно, как нас учат описывать визуальный мир. Боль-1 шинство детей, если их спросить, как что-то звучит, будут производить звук или подражать звуку. Они не говорят: «Это была частота высокого тона, приблизительно в 2000 Герц, и продолжалась приблизительно 3.5 миллисекунды». Но именно с такой точностью мы описываем зрительные ощущения. Говорят, например, такое: «Оно было круглое,

в полметра в поперечнике»... - Мы далеки оттого, чтобы думать о слуховой системе с такой же точностью.

Р. Д.: В самом деле, нас скорее учат думать о тонкостях слу-1 ховых ощущений с точки зрения визуализации. Когда я был в третьем классе, у меня была учительница, просто обожавшая музыку. Помню, как-то раз она поставила на уроке классику и раздала нам карандаши, чтобы мы нари-1 совали мелодию. И я не выдержал: «Что?!» Музыка для мен ня означала кинестетику

Никогда не забуду, как оглянулся и увидел, как осталь-' ные в классе малевали картинки, которые видели в музы-1 ке; а я понятия не имел, что имела в виду училка. Все кон-1 чилось тем, что я прибегнул к своего рода кинестетической стратегии, где просто водил рукой туда-сюда, когда звук плыл туда-сюда,— картинка вышла потрясная. До сих пор помню чувство глубокого разочарования на лице учитель-' ницы, когда она увидела мое творение. Она сказала: «Вы так это видите?» Звуки, превращающиеся в образы, — это-1 му умению мне пришлось еще немало поучиться.

Т.Э.: Думаю, что можно также потренировать и свой слух. Вот именно, слух. Я слышу, как горят лампочки. Вхожу в дом и точно могу сказать, когда перегорит лампочка. Еще за неделю я знаю, что это произойдет. Эта способность, ве-1 роятно, имеет отношение к моей двадцатилетней карьере музыканта.

Вот вам пример, меня как-то пригласили поучаствовать в одном исследовании, целью которого было развитие слу-1 ховых способностей. Так вот, в музыке есть нечто, что на-1 зьгвают «тембром». Тембр — это то, что отличает, скажем, саксофоновыи звук сакса от звучания флейты. То есть име-1 ется различие между чистым тоном нот а, Ь, с ид. д. и звука-1 ми саксофона или фортепиано, исполняющих ноты а, Ь, с и т. д. Это различие имеет отношение к другим частотам, которые инструмент добавляет к чистым нотам. Если бы вы слышали «чистую ноту», полученную на синтезаторе, она показалась бы божественной на слух. Звук инструмен-' тов кажется «божественным» для слуха из-за своих «обер-1 тонов». Именно эти обертоны создают звуки флейты, аг-1 личные от фортепиано или скрипки.

В том исследовании записывалась исполненная на саксо-1 фоне мелодия к песне «Луна над Вермонтом» — просто звук саксофона. Мелодия проигрывалась перед аудиторией, кото-

рую затем спрашивали: «Сколько инструментов вы слыши-1 те? Сколько мелодий?» Сначала испытуемые отвечали: «Только саксофон, только один инструмент играет одну ме-1 лодию».

Затем с помощью электроники отделялись чистые тона и «обертона». Можно было услышать и воочию увидеть, что были и другие частоты выше и ниже чистой ноты, и у каждо-1 го были свои мелодические модели, известные как «гармо-1 нии». Гармонические линии определяли звучание нот.

Такое происходит сплошь и рядом — в этом состоит функциональное отличие конструкции инструмента.

Испытуемых приглашали слушать по многу раз в тече-1 ние двух дней часа по три на день каждую из отдельных гар-1 моний. Потом играли первоначальную пьесу на саксофоне и снова спрашивали, сколько мелодий здесь слышится. Минимум услышанных мелодий равнялся пяти. Иными словами, саксофон слышался не только как саксофон, но как чистые ноты в обрамлении гармоний. Вместо простого саксофона слышалось богатое музыкальное произведение, исполняемое только одним инструментом. Я говорю это, чтобы подчеркнуть, как можно натренировать слух, чтобы различать самые ничтожные нюансы. В конечном итоге можно было дойти до определения, какой именно обертон преобладает. Естественно, что после этого и отношение к музыке менялось.

Р.Д.: Это как с квартетом парикмахеров. Вы слышите всех певцов вместе, а затем каждого в отдельности.

Т.Э.: Чтобы услышать каждого в отдельности, учиться надо.

Р.Д.: А потом, при новом прослушивании, слышится не только вся масса звуков, но и каждая часть в комбинации друг с другом.

Т.Э.: А что более важно, при этом развивается выбор того, какую музыку слушать. Думаю, выбор — дело немаловаж-1 ное. К примеру, я могу теперь по выбору слышать лампоч-1 ки и не слышать их. Думаю, что важно уметь слышать при желании или при желании не слышать.

Р. Д.: Повторяю, мы говорим сейчас о контроле над слухом, а также об усилении слуха. Людей пугает возможность по-1 трясения при чрезмерном слухе. Но Тодд как раз и говорил о возможности выбора.

Т.Э.: Вы организовываете все так, чтобы не получить по-1 трясения. К примеру, я могу создать внутреннее звучание в голове, когда ничего не слышно вовне. Я рос в доме у же-1 лезнодорожного полотна. Поезда проносились с 5 утра до 2 утра следующего дня. Таким образом, если хотелось по-1 спать, надо бьшо обзавестись «затычками» для ушей.

РД.: Между прочим, можно также помочь людям удалить «затычки», которые больше не нужны. Я как-то работал с женщиной с проблемами на одно ухо. У нее бьшо то, что еще называется физическим и приобретенным недостатком. Особенно тяжело ей бьшо слышать в голосовом диапазоне. У нее, возможно, бьшо какое-то органическое поврежде-1 ние, и операций она прошла немало. Я выяснил, что у нее бьшо трудное детство и что имелсяряд причин, по которым она могла отказываться слышать. Я помог ей избавиться от ряда убеждений по поводу слышания, и ее проблемы рас-' сеялись, особенно касающиеся голосового диапазона. Она смогла слышать своим поврежденным ухом.

Наша совместная с ней работа заключалась в разъеди-' нении звука от чувства. Говоря о чувствах, в динамическом обучении упражнение для развития кинестетического уз-1 навания и памяти очень похоже на упражнение для разви-1 тия слуха. Основные этапы упражнения даны ниже.

Развитие кинестетических навыков

Нужна группа из четырех человек (А, Б, В и Г).

ЭТАП 1. А садится или стоит, Б, В и Г вокруг него полу-1 кругом.

ЭТАП 2. А опускает глаза вниз вправо (или влево, если он левша) и делает глубокий вдох, чтобы обеспечить мак-' симальный доступ к чувствам.



 

(Правша) (Левша)

Затем А инструктируют закрыть глаза, а Б, В и Г каж-1 дый по очереди прикасаются к индивиду А. Каждый должен прикоснуться к А в том же самом месте. Перво-1 начально Б, В и Г каждый называет свое имя, прикаса-1 ясь к А, чтобы А мог ассоциировать касание каждого индивида с его именем.

Например: Б, В и Г касаются тыльной стороны кисти своими пальцами или руками. Б, В и Г могут также ис-1 пользовать неодушевленный предмет, например, ка-1 рандаш или кусочек пластмассы. Главное, чтобы каж-' дый касался одного и того же места одним и тем же предметом (то есть Б, В и Г могут касаться А в зоне пра-1 вого первого сустава своими пальцами, называя себя по имени). Этот процесс повторяется, пока А не показы-1 вает, что может связать касание с именем.

ЭТАП 3. Глаза А закрыты, а Б, В и Г прикасаются, не назы-1 вая своего имени. А должен затем определить имя того, кто только что к нему прикоснулся. В частности, А смотрит вниз и вправо (или влево) и сравнивает ощу-1 щения от теперешних касаний с тремя предыдущими. А выбирает наиболее близкое, по его мнению, и называет вслух имя, с которым оно ассоциируется.

ЭТАП 4. Если А не удается дать правильный ответ, кто его только что коснулся, ему следует «подстроиться», по-1 вторив ЭТАПЫ 2 и 3.

Когда А трижды дает правильный ответ, переходят к еле-1 дующему разделу для следующего уровня упражнения.

ЭТАП 5. А снова инструктируют закрыть глаза и ориенти-' ровать их ВНШИ вправо или влево. К А по очереди при-' касаются Б, В и Г, не называя себя.

А должен мысленно совместить касание с именем и пред-' положить соответствующую последовательность. По-1 следовательности должны быть случайны, к примеру, ВГБ, БГВ,ГВБит.д.

ЭТАП 6. Если А не удается правильно определить последо-1 вательность, он может попросить «поднастройки» по-1 втором ЭТАПА 2 (связывание касания с именами).

Когда А правильно определит подряд три последователь-' ности, переходят к следующему этапу

ЭТАП 7. Чтобы на самом деле усилить способность А испо-1 льзовать контактное восприятие, Б, В и Г могут поста-' раться подражать касанию друг друга. А с закрытыми глазами должен попытаться предположить, кто кому подражает. К примеру, Б старается касанием походить на Г, а В — на Б. Все это может оказаться довольно за-1 бавным.

Р. Д.: Джин и Мэри Бет, вы поможете нам продемонстриро-' вать это? Джин, вы закроете глаза, а Тодд, Мэри Бет и я будем касаться одного и того же места на вашей руке. Каса-1 ясь, мы будем называть себя по имени, а затем вы постара-1 етесь отличить нас по различиям между нашими прикос-1 новениями. Хорошо, закройте глаза.

Т.Э.: [Касается руки Джин.] Тодд.

Р.Д.: [Касается руки Джин.] Роберт.

Мэри Бет: [Касается руки Джин.] Мэри Бет.

Р.Д.: Повторим еще разок.

Т.Э.: [Касается руки Джин.] Тодд.

Р.Д.: [Касается руки Джин.] Роберт.

Мэри Бет:[Касается руки Джин.] Мэри Бет

Р. Д.: Так вот, теперь скажите, кто из нас касается вашей ру-1 ки. Мы не будем называть себя на сей раз.

5. Заказ №3926


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Динамическое обучение

На сайте allrefs.net читайте: "Динамическое обучение"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общий обзор главы 4

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Посвящение
Эта книга посвящается с самой глубокой любовью и уважением Тодду Эпстайну, воплощению динамического обучения. Выражение признательности Хотелось бы вырази

Обучения
Общий обзор главы 1 • Уровни обучения. • Влияние отношений на обучение. • Совместное обучение. • Неиролингвистическо

Уровни воздействий на обучение
Одно из наиболее конкретных воздействий на обучен ние — внешняя среда. Среда, в которой мы находимся, бывает либо положительно способствующей, либо отрица-1 тельно вредной для обучения.

Олингвистическое программирование
Р.Д.: Многое в процессе динамического обучения взято из принципов и технологии нейролингвистического про-1 граммирования. Нейролингвистическое программирова-1 ние (НЛП) - это

Типы связей меяеду сенсорными репрезентациями
Т.Э.: Вкачестве аналогии, к примеру, возьмем соревнова-1 ние по кулинарному искусству, где Том, Джулия и я каж-1 дый пекли шоколадный кекс. По мере выпечки ке

Ключи доступа
Когда люди думают, они запускают определенные типы репрезентаций: изменяется частота дыхания, невербально «ворчат и постанывают», меняют выражения лица, «хрус-1 тят» пальцами, потирают г

Движения глаз и репрезентативные системы
Моделиречи Исходный метод нейролингвистического анализа состо-1 ит в поиске специфических речевых оборотов, например, предикатов, указывающих специфическую нейрологиче-ск

Жесты для отвлеченного состояния
Положение глаз и обучение Еще раз сравните переживания эффективного состоя-' ния обучения с отвлеченным состоянием. На диаграммах ниже показаны: а) какое положение глаз б

Отвлеченное состояние обучения
Глава 2 Запоминание имен Общий обзор главы 2 • Упражнение по называнию. • Стратегии вызывания в памяти имен. • Краткое изложение эффективн

Общий обзор главы 3
• Анкета стратегии запоминания. • Отчет о достигнутых результатах по стратегии заломи-' нания. • Упражнение для развития зрительной памяти. • Упражнение для ра

ЖЩРЩ4Б$ЩЕ
Предположение: Отчет о достигнутых результатах в стратегии запоминания   Подход!     &n

Ш^неше^^развити^тштгьно^тмяпш
Р,Д.; Важна тренировка всех наших чувств на ввод и прием информации. Одна из целей этого упражнения памяти со-' стоит в исследовании обучения через различные чувства. Мы

ГЛВ65Ц7Ф8Н
Предположение:: ГЛВ6Ф78Н К примеру,, Тоддуказал на Ф' в другой последовательно-1 сти„ чем это было первоначально1. Очевидно, он помни

Зрительные субмодальности
ЯРКОСТЬ:тусклый — яркий. РАЗМЕР: большой — малый. ЦВЕТ: черно-белый — цветной. ДВИЖЕНИЯ: быстрый — медленный — застывший. РАССТОЯНИЕ: рядом — да

Типичная прогрессия точки в группе из 12 человек.
Точка следует по «направляющей» к углу листа, как по~ казано на рисунке. В зависимости от е

Правописание
Правописание — важное и фундаментальное языковое умение, которое само собой не появляется. В самом деле, даже интеллектуалы, превосходящие других в классе по разным предметам, испытывают порой знач

Атегия правописания
Р.Д.: Согласно стратегии правописания (спеллинга), что-1 бы выучить новое слово или запомнить трудное слово, слег1 дует посмотреть на правильное правописание,

ТОТВ для эффективного правописания
Эти функции можно превратить в простой поэтапный формат для обучения следующим образом. Основная стратегия правописания (спеллинга) 1. Разместить правильное правописание из

Птшенениест
Р.Д.: Давайте продемонстрируем3 как научить этой страте-' гии, воспользуемся словом «pteridophytes». Я напишу его для Пэтти и Кейт. Вам придется выбрать, куда вы хотите помест

Общий обзор главы 7
• Моделирование эффективного изучения языка. • Модель «поменяться местами». • Развитие словарного запаса. • Объект идействие. • Наречия и прилагательные.

Стратегии скорочтения
Р.Д.: Ясно, что «чтение» означает гораздо больше, чем про-1 сто взять буквы и произвести из них звуки. Я когда-то мо-1 делировал человека, который мог прочесть до 10 000 слов

Некоторые возможные модели считывания
Попробуйте эти модели или их вариации и найдите ту, которая вам больше всего подходит и хоть немного улуч-' шает вашу обычную модель. К примеру, Мэри Бет могла бы увидеть больше

Общий обзор главы 9
• Связующие слова. • Подготовка к письму. • Определение аудитории. • Творческие подсказки. • Интерактивное письмо. Творческое письмо Р. Д.: «Чт

Колонка В н» Г
Репрезентативная системная и временные рамки видеть - увидел - увидит что слышать- услыхал-услышит как чувствовать-чувствовал- почувствует подобно с

Колонка В
Репрезентативная системная и временные рамки видеть - увидел - увидит что слышать- услыхал-услышит как чувствовать-чувствовал- почувствует подобно смотреть-смо

Развитие зрител ьныхнав ыков
Разбейтесь на пары (А и Б): ЭТАП 1. А и Б стоят лицом к друг другу. А инструктирует Б визуа

Зрительные субмодалыюсти
ЯРКОСТЬ:тусклый — яркий. РАЗМЕР: большой — малый. ЦВЕТ: черно-белый — цветной. ДВИЖЕНИЯ: быстрый — медленный — застывший. РАССТОЯНИЕ: рядом —дал

Кинестетические субмодальности
ИНТЕНСИВНОСТЬ: сильная - слабая. ОБЛАСТЬ: большая — малая. ТЕКСТУРА: грубая — гладкая. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: постоянно — неустойчиво. ТЕМПЕРАТУРА: горячее - холодно

ТОТВ для эффективного правописания
3. Посмотрите на мысленный образ и вербализуйте (или запишите) буквы, которые увидите. Сверьте, что у вас получилось, с правильным ответом. Если какие-либо буквы отсутствуют или неверны, вернитесь

Некоторые возможные модели считывания
Уменьшение субвокализации и внутреннего проговаривания Просмотрите предложения и услышьте только ключе-' вые слова, не слыша все эти предлоги, вспомогательные слова и т.

Прохождение стратегии /{реорганизации
А. Думая о предметной области, касающейся вашего мгг териала чтения, задайте себе следующие вопросы: 1. Какова моя цель в чтении этого материала ? Что яхо^ чу сделать с тем,

Оптимальное физиологическое состояние для чтения
А. Подумайте о переживаниях, в которых вы были: 1. Столь вдохновляемый и нетерпеливый научиться чему-то, чем вы еще не располагаете, — в то время когда казалось, что все ментальные процесс

Колонка Г
Репрезентативная системная и временные рамки видеть - увидел - увидит что слышать- услыхал-услышит как чувствовать-чувствовал- почувствует подобно с

Колонка Г
Репрезентативная системная и временные рамки видеть - увидел - увидит что слышать- услыхал-услышит как чувствовать-чувствовал- почувствует подобно с

Text Blox с/о Strategies of Genius
P.O.Box 67448 Scotts Valley, CA 95067-7498 Приложение Е Стратегия машинописи Я (Роберт Дгащ) однажды участвовал в моделировании пианиста, который

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги