рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов) - раздел Образование, · Пьесы: Аспарух ...

· Пьесы:

Аспарух

Госпожа Ленин

Маркиза Дэзес Мирсконца

Ошибка Смерти

Снежимочка

Чертик

"Аспарух"

АСПАРУХ

I

Войско в степи.

Отрок. О, Аспарух! Разве ты не слышишь, что громко ржут кони? Это стан князей. Они не хотят идти. Им ясные очи подруг дороже и ближе ратного дела. Среди лебяжьих столиц они вспоминают о судьбах семей, покинутых на заботы. Если ты идешь на войну, то зачем тобою взято мало стрел? Так они в недовольстве говорят о походе. И требуют вернуться.

Аспарух. Слушай, вот я поскачу прочь от месяца; громадная тень бежит от меня по холмам. И если мой конь не догонит тени, когда я во всю быстроту поскачу по холмам, то грянется мертвый от этой руки мой конь и навеки будет лежать недвижим. (Скачет.)

Отрок. Совершилось: грохнулся наземь и подымает голову старый конь, пронзенный мечом господина.

Аспарух. Иди и передай что видел.

II

Лют. Уж стены Ольвии видны.

Аспарух. Здесь будут шатры. А это — головы князей?

Лют. Повиноваться нас учили предки, и мы верны их приказаньям, хотя ты строг и много юношей цветущих среди погибших умерло князей.

III

Стан вечером.

1-й воин. Вот эллин. Лежит и напевает беззаботно.

2-й воин. Я видел их, когда был пленным.

Бывало, парубки и девки
Масло польют на белый камень,
Чтоб бог откушал,
И после скачут, оголясь, вокруг костров.
Нагие девки их в венках
Волнуют кровь и раскаляют душу.
А белобородые жрецы благословляют происшедшее,
Их обычай обольстительней, чем наш.

1-й воин. Где грек?

2-й воин. Лежит и смотрит.

Отрок. (протягивая руку к пленному). Отпустите!

Эллин проходит в шатер, оттуда доносится смех.

Стража. Что-то веселое принес с собою юркий эллин.

Голос из шатра: «Проводите до ворот».
Кто-то закутанный в плаще выходит.

Стража. Он вырос и выше и шире в плечах. И шаг длиннее. Но след исполнить приказанье. А неладно. Ночь синее.

Старший воин провожает.

Воин

Молчит, а мне за ним идти.
Эй ты, скажи хоть слово!
Или ты хочешь заработать что-нибудь молчанием?
Кроме палочных ударов — ничего нет.
Но вот стоящие на стенах города
Вышли встречать; а вот и плата!

(Хочет ударить.)

Ай, ай, — кто ты?

Аспарух. Смерть, смерд! (Коротким мечом убивает его и перескакивает через ров.)

IV

na("Источник: Хлебниковn 60586B675C93A13453514B475B7363969D470B4647578354BB6B5D506B1B569141465A7E794A5F7A0E835049484D6EA94E5F64094D538C524475764A9D601E4452474355756244506FDB4E518C5055707A98526A155A51484B98BB515D4C73194B54808357686D4A53A11344914D465D607C985C6F184D538C4B967A675B556C078F914E4D5170695B5D64098353494E5C73A9555DA11D46415E415376644354A111435D494E4AB5A97F5D6215415F5C9996BB") Город. Праздник. Жрецы в венках немертвых белых цветов стоят безглагольно на углу площади. Шествие, будто из белых богов и богинь, возлагает венки на жертвенный камень. Заговор: «Сгинь! Сгинь! Улетайте, ходоки, в неба пламень!»

Присутствующие (поют, закутанные в белое)

Все коварно, все облыжно!
Пламень все унесть готов,
Только люди неподвижно
Вознесли венки цветов.
Громче лейтесь, звуки песен,
Каждый юноша внемли:
Будет гроб для каждой тесен,
Каждый только клок земли.

Жрец

Горе, горе, гнев и ужас,
Наземь лягши, поклонитесь!
В солнце светлом обнаружась,
Лучезарный виден витязь.
Все сошлось в единый угол:
Горе, грезы, свет и гром.
И, лицом прекрасным смугол,
Бог блистает серебром.
Горе, горе, гнев и гнев!
Вознесите плачи душ,
На вас смотрит, загремев,
Лучезарный бледный муж!

na("Источник: Хлебниковn 6C4673784B4F70094142525B5E7EA9575D651B5D438C4E56BB63565664164B9D8C4F5870764941A113835B4248537667574D6411485F41465B76725D93A13B525E4C53456EA95A9D731E4F5C424F967462584464D7835C4949586967485364DB4141494F49BB784A5369098F914146966B6C405D7E0A5F9D8C4C466465569D69DB4E54434D5279615E506FD7835E42525D7EA95652720A495149514764A94A53671E8D9166535E7161829DA1") Присутствуюшие падают на колени, молясь и коленопреклоненные. Аспарух в темном плаще, некоторое время стоит, не решаясь, прямо и неподвижно, после опускается тоже. Крики: «Это переодетые грабители!» Вооруженная стража грубо бросается к нему.

Аспарух (подымаясь и замахиваясь мечом). Прочь, чернь!

Воин (подымаясь с земли). Нет, он не простой!

Толпа

Вот кто водит и морочит свой народ.
Златом сорит каждой ночью во всех притонах у ворот.
Холодая, голодая, стоит войско в диком поле.
Знать, гречанка молодая отняла у князя волю.

Золотое в золоченом вознесли мы чаши с влагой,
Отдавайся же с отвагой пляскам, неге наученным.
Пляши с нами, о Аспарух! Иди за нами, о Аспарух!
Побежденный не студеным
Губ прижатьем девы младшей,
Отдавайся же смущенным
Пляскам тайны с девой падшей.

(Увлекают Аспаруха за собой.)

V

na("Источник: Хлебниковn 6E566C6953416C1349914F4D46756D5893A13847548C63477469484E74C483738C49567167549D6E0B4B43424E53BB674A597A0E43545E835876A9564FA10A415F44569674675C5961164E4A599C965E6A569D63154A40464396796E5958701348595D5F9673A94D537304519144474473A9555DA11453595D514574A7986EA1194D41425196717B5690731583424D4B44B5A97B5964DB6340434346687C879D43DB4951464D5FBB7B484E781542548C525C6B725A5D6409524E8C4D5BBB674A9D70194D59598359756D5C5D6C16584493") Начальник города. Где Аспарух? В каком притоне отдыхает он от своих подданных? Его войска взбесились и хотят идти на приступ. У ворот кто-то убит. Где Аспарух? В какой трущобе скрывается он от своих подданных? Уж три стрелы лежат у храма Дианы

VI

Лют. На седла, воины! Вперед. Пусть все решит военный жребий.

Начинается сражение.

1-й воин

На днях хвалился эллин
Привратника дать место Аспаруху.

na("Источник: Хлебниковn 919B72A95A5369168D916C835C6967954F6FDB4C41444E536AA95758710A5154415F9673A9545876DB4B914F4D5475795056ADDB544342834B6967985F64024B916C52597B794B4861D5836C47485E76729859640B50435D5C96757B4F5D7E164E5F82837B75A95E4D641A4B588C414D767A4A93A1364D91465158BB744A53A11983414C44547E6B5843781E4F4053835970694158A11A46574451966C6C485866DB4C425D514D6B75879D4F16835B5C4B41737B829DA1") 2-й воин. А кто-то принес перстень и меч и говорил, что это вещи Аспаруха. Эллины дерутся отчаянно. Но жребий вынут. Но кто это в развевающемся плаще бежит через пустырь? Он кричит: «Где мои войска, где мой конь?»

Аспарух

Столпитесь же вокруг меня, держащие луки наготове.
Приговор мне ведом.
Слетайтесь же ко мне, стрелы,
Как стрижи на вечерний утес.
Я буду стоять как вечерний утес,
Закутанный и один, мертвого же меня
Не бросайте, но отвезите к великим порогам.
Я закрываюсь плащом и жду.

Жрец (протягивая руку). Мужайся, Аспарух!

Воин. Зашатался и упал, и разъезжаются по своим местам.

 

Примечания

225. Ряв!, с. 23. Печ. по IV, 195. Пьеса построена на характерном для Хл. приеме анахронического сближения различных эпох (ср. НП, 354). В основу положено предание о судьбе скифского царя Скила (середина V в. до н. э.), казненного за вероотступничество и нарушение скифских обычаев; источник — "История" Геродота (см. подробнее: Баран 1978). Хл. преобразует геродотовский сюжет, называя главного героя именем реального исторического лица другой эпохи, и расширяет внетекстовой план пьесы.

  1. Аспарух (Исперих) (ок. 644 — ок. 700) — хан протоболгар (народа тюрк. происхождения), возглавил их проникновение на Балканы, где вместе со славянскими племенами основал Первое Болгарское царство. Хл. обыгрывает этимологию имени Аспарух — "укротитель коней" (от тюрк. "асп" — конь): в начале пьесы Аспарух, утверждая свою власть, убивает коня, в конце гибнет, как и конь, подчиняясь наказанию за вероотступничество. Ср. в одном из черн. набросков Хл. нач. 20-х гг.: "От Аспа к Аспаруху мосты кладу" (ЦГАЛИ).
  2. Ольвия (Борисфен) — греческий город на берегу Днепро-Бугского лимана (VI в. до н. э.— IV в. н. э.), во времена Аспаруха уже не существовал.

 

 

"Госпожа Ленин"

ГОСПОЖА ЛЕНИН

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Голос Зрения. Голос Слуха. Голос Рассудка. Голос Внимания. Голос Памяти. Голос Страха. Голос Осязания. Голос Воли.

Время действия — 2 дня в жизни г-жи Ленин, разделяемые неделей.

Сумрак. Действие протекает перед голой стеной.

ДЕЙСТВИЕ 1-е

Голос Слуха. Тишина. Слышно, что кем-то отворяется калитка. Кто-то идет по дорожкам сада. Голос Рассудка. Куда? Голос Соображения. Здесь можно идти только в одном направлении.

ДЕЙСТВИЕ 2-е

Голос Слуха. Тишина. Я здесь. Голос Зрения. Синие и красные круги. Кружатся, переходят с места на место.… Голос Слуха. Опять шаги. Один, другой. Они громки, потому что кругом тишина.

Примечания

na("Источник: Хлебниковn 9798ACB685764A94CEE08D808C74E88284B39C8479545A91A3660984C5ED8E8BDD9E87A6A7549B76545E5D8EC687AE574D53375D52404D4D4767A75F50661442465C5945326D5E5AAE4A5D5180984276205756A7945405484686AC45464FA88F6155C28E686761490863418F8C8E6059AAB2424B36575E5A425F15A372514A6B4C488A598A") 224. ДЛ (I), с. 87. Печ. по IV, 246 (с попр.). Сохранилась промежуточная ред. пьесы (собр. Вяч. Вс. Иванова). См. авторскую оценку в "Свояси". О связи пьесы с драматургией Метерлинка, в частности с пьесой "Слепые", см. в НП, 455. Пьеса перекликается с черн. отрывком "Происшествие в помещичьей усадьбе среднего достатка" (1909 — НП, 300).

  1. "Не находите ли вы, что сегодня прекрасная погода?" — ср. стих. 27, впервые опубл. одновременно с пьесой в ДЛ (I).

"Маркиза Дэзес"

МАРКИЗА ДЭЗЕС.

На днях я плясал. На этой неделе. Какого дня? Среда, четверг или воскресенье? В сидячей жизни это спасенье. Знакомые, приятели, родня. Устал.… Делкин Ха-ха, куда он гнет! Забавник! И не моргнет!

Примечания

na("Источник: Хлебниковn 9D96AAAD8363681C414A9BEE9AE5719085B5848B9588685B24AD83927D88C59C808F80657F51447C51118F845652683D40526E918497654E4F6F2A4B5ABD90F1BD85969AB4BC96834F4A5DC6854851AE562B8CBD8F90849B465C796B024869428E440A404074A54454A25C5356C2865D7B6A97C6504142424090E7A2638B09605E524E45045C74604A4460524A9F4F014E7E724D95E7559F5942494760789E89115A80968A913A6FB287546A4F4449494603737C424F74DB739F8C618AB95C495C6909414D5B8758") 223. Садок I, с. 102; Ряв!, с. 15 (перепеч. отрывок). Перепеч. IV, 225. Печ. по НП, 76 (приведен текст по авт. экз. Садка I с многочисленными поправ. и сокращ. Хл.). См. свидетельство Р. О. Якобсона о связи пьесы Хл. с "Горем от ума" (НП, 398); и подробнее ст. Л. К. Долгополова и А. В. Лаврова в кн.: А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977, с. 118 — 120. Пьеса — пародия (см. также поэмы "Передо мной варился вар..." — НП, 197; "Карамора № 2-й" — НП, 202) на ж. "Аполлон" и его сотрудников:

  1. Распорядитель — редактор журнала и устроитель выставок С. Маковский;
  2. Писатель — поэт и худ. критик М. Волошин.
  3. Имя главной героини — "русской" маркизы na("Источник: Хлебниковn 6B597E665292") Дэзес — вероятно, соотнесено с именем героя романа Гюисманса "Наоборот" — Дэз Эссент и с псевдонимом "Черубина де Габриак", придуманным М. Волошиным для поэтессы Е. Дмитриевой. Кроме того, имя Дэзес (возможно, это русская транскрипция французского "Des S" — см. Григорьев 1976:193) подчеркивает сквозной каламбур пьесы — игру на словах "смерти" и "смЬрьте" na("Источник: Хлебниковn 87") ("He "ять" и "e", а "e" и "и"; "бог от "смерти" и бог от "смЬрьте" ", т. е. "вера" и "мера", судьба и число).
  4. В руке противника горсть спелой вишни — образ из "Выстрела" Пушкина.
  5. Собачки дикой коготки — повидимому, народное название репейника.
  6. В душе писателя с происхождением от собаки... и Смерть ездила на нем... — пародируется ряд произведений Ф. Сологуба.
  7. Бог рати он na("Источник: Хлебниковn 8F") — имеется в виду Ф. Сологуб, каламбур восходит к стихотворной "надписи" Г. Р. Державина "На Багратиона".
  8. Рафаэль (Сен-Рафаэль) — марка франц. вина,
  9. Пояс казаков с железной резьбой... и сл. — см. поэму 199, а также ДП 1975:205.
  10. Жена, облаченная в солнце — одна из ключевых мифологем младших символистов, восходящая к апокалипсическому образу.
  11. Мейер — возможно, намек на В. Э. Мейерхольда.
  12. О, Тютчев туч...— ср. стих. 20.
  13. Какой таинственной погадка // Тебе совы — моя земля — т.е. взгляд из "космоса" Тютчева на Землю, при к-ром она видится погадкой (божественной) совы (погадка — комок перьев и костей, сплевываемый птицами-хищниками).

"Мирсконца"

МИРСКОНЦА

I

Поля. Подумай только: меня, человека уже лет 70, положить, связать и спеленать, посыпать молью. Да кукла я, что ли?

Оля. Бог с тобой! Какая кукла!

Поля. Лошади в черных простынях, глаза грустные, уши убогие. Телега медленно движется, вся белая, а я в ней точно овощ: лежи и молчи, вытянув ноги, да посматривай за знакомыми и считай число зевков у родных, а на подушкенезабудки из глины, шныряют прохожие. Естественно я вскочил, — бог с ними со всеми! — сел прямо на извозчика и полетел сюда без шляпы и без шубы, а они: «лови! лови!»

Оля. Так и уехал? Нет, ты посмотри, какой ты молодец! Орел, право — орел!

Поля. Нет, ты меня успокой, да спрячь вот сюда в шкап. Вот эти платья, мы их вынем, зачем им здесь висеть? Вот его я надел, когда был произведен, — гм! гм! дай ему царствие небесное, — при Егор Егоровиче в статские советники, то надел его и в нем представлялся начальству, вот и от звезды помятое на сукне место, хорошее суконце, таких теперь не найдешь, а это от гражданской шашки место осталось, такой славный человек тогда еще на Морской портной был, славный портной. Ах, моль! Вот завелась, лови ее! (Ловят, подпрыгивая и хлопая руками.) Ах, озорная! (Оба ловят ее.) Все, бывало, говорил: «Я вам здесь кошелек пришью из самого крепкого холста, никогда не разорвется, а вы мой наполните, дай бог ему разорваться!» Моль! А это венчальный убор, помнишь, голубушка, Воздвиженье? Так мы все это махоркой посыплем и этой дрянью, что пахнет и плакать хочется от нее, и в сундук положим, запрем, знаешь, покрепче и замок такой повесим хороший, большой замок; а сюда, знаешь, подушек побольше, дай периновых — устал я, знаешь, сильно, — чтобы соснуть можно было, что-то сердце тревожно: знаешь, такие кошки приходят и когти опускают на сердце, сама видишь все неприятности: коляска, цветы, родные, певчие — знаешь, как это тяжело! (Хнычет.) Так если придут, скажи: не заходил и ворон костей не заносил, и что не мог даже никак прийти, потому что врач уже сказал, что умер, и бумажку эту, знаешь, сунь им в самое лицо и скажи, что на кладбище даже увезли проклятые и что ты ни при чем и сама рада, что увезли, бумага здесь главное, они, знаешь, того, перед бумагой и спасуют, а я... того (улыбается), сосну.

Оля. Родной мой, заплаканы глазки твои, обидели тебя, дай я слезки твои этим платочком утру! (Поднимается на цыпочки и утирает ему слезы.) Успокойся, батюшка. Успокойся, стоит из-за них, проклятых, беспокоиться, улыбнись же, улыбнись! На, рябиновку налью: вот выпей, она помогает, вот мятные лепешки, и свечку возьми в черном подсвечнике, он тяжелее.

Звонок.

Поля. От моли насыпь в сундук (прыгает с подсвечником в руке. Она с победоносным видом запирает на ключ, оглядывает и подбоченясь выходит в переднюю).

Голос в передней. Доброе утро! М-м э-э! Па... Нико... э-э?

Оля. Царство ему небесное! Вот... хмык, хмык... (Плачет.) Увезли, спрятали. Увезли, а он сердечный — живехонек!

Голос в передней. То есть? Э-э! — тронулась старуха, совсем рехнулась! Э-э? — это чудо, это, э-э, можно сказать случай!

na("Источник: Хлебниковn 614766B581746B535AC7895748747F4051629685554C095DB3A5568174484B5D4F5044E572504E7856579A8A4058A4A9135273984A41569D8E75744959295493884D455170715957758EC5405B4C486E729941A658584A0E599FA8AB837ABA50498B514F0E73B0875265564A434049867B2D4C5E6A948257924B51A9AB470867445488494B447CAB84417B1F439C41474D6A7F5D8775585A05465E5A63704497A24B4A4358045F7AA98741A486608A5D4F842A6E4F4D60544B53868D457A6D0A55705054499F914B756D41") Оля. Умер, батюшка, умер, с полчаса только, ну, что мне, старой, божиться: ногами в гробу... А он умер, честное слово, а вы, может быть, куда-нибудь торопитесь, спешите, а? А то посидите, отдохните, если устали, уж уйду свечу поставить, знаете обычай, вы отдохните, посидите в гостиной, покурите, а ключа не дам ни за какие смерти: режьте, губите, волоките на конских хвостах белое тело мое, только не дам ключа, вот и весь сказ. Посидите в гостиной, не бойтесь...

Он. Того...

Оля. Да вы не спешите, куда же вы торопитесь? Ушел-таки... А странный, говорит, случай. (Стучит ключом в шкап.) Ушел, соглядатай проклятый, уж я и так и так...

Поля. Что? Ушел?

Оля. Ушел, родной.

Поля. Ну и слава богу! И хвала ему за то, что ушел. А я сижу здесь да думаю: что и как оно обернется, а оно все к лучшему.

na("Источник: Хлебниковn 614766B58174619655CB4C5A5BBCA198") Оля. Уж я ему: «Да вы куда-нибудь торопитесь, может быть, спешите?» А ему все невдомек, прости господи! Да ты выдь, батюшка. Опять звонок! И отпирать не буду: прямо скажу — больна да при смерти! Кто там? (Неясный ответ.) Больна, сударь мой, больна!

Голос неизвестного. Я врач.

Оля. А у меня, сударь, такая болезнь, что увижу врача — или метла в руку прыгает, или кочерга, а то воды кувшин или еще что хуже.

Голоса за дверью. Что? — По-видимому! Как быть?

— А бог с ней! Нам-то что?

— Пусть себе ездит на помеле!

Оля. Ушли, удалой мой, ушли.

Поля. Что-то глуховат...

Оля. Я им метлой, как тут не уйти? (Отпирает ключом дверь, накрывает на стол.) Уедем в деревню... нехорошо: певчие, чужие люди, лошади в шляпах.

II

Старая усадьба. Столетние ели, березы, пруд. Индюшки, куры. Они идут вдвоем.

Поля. Как хорошо, что мы уехали! До чего дожили: в своем дому пришлось прятаться... Послушай, ты не красишь своих волос?

Оля. Зачем? А ты?

Поля. Совсем нет, а помнится мне, они были седыми, а теперь точно стали черными.

na("Источник: Хлебниковn 614766B58165694486CB585D46646F9859A24B4E48420283BF474245678652518F5056256B9E52614C5458595C5064A5C4527859438C415F596968899DF79D544D5E8B4679734B57625F0D81954F887B7F534BA651484ECF4891776F435D705E5191824F0568724D4BA04F98445E424476E8827CA45B495755498A") Оля. Вот, слово в слово. Ведь ты стал черноусым, тебе точно 40 лет сбросили, а щеки как в сказках: молоко и кровь. А глаза — глаза чисто огонь, право! Ты писаный красавец, как говорили деды в песнях старых! Что за притча такая?

Поля. Ты видишь, кстати, наш сосед приехал к нам и об естественном беседует подборе с Надюшей. Смотри да замечай: не быть бы худу.

Оля. Да, да, и я приметила. А Павлик бьет баклуши, пора учиться отдавать.

Поля. К товарищам: пускай собьют толчками и щипками пух нежный детства. Не дай бог, чтоб вырос маменькин сынок.

Оля. Ну уж пожалуйста! Помнишь ты бегство без шляпы, извозчика, друзей, родных... тогда он вырос... и конский колыхался хвост над медной каской, и хмурые глаза смотрели на воина лице угрюмом, блестя огнем печально дорогим, а теперь пух черный на губе, едва-едва он выступает, как соль сквозь глину, — опасная пора: чуть-чуть недоглядишь — и кончено!

Подходит Петя с ружьем и вороном в руке.

Петя. Я ворона убил.

Оля. Зачем, зачем? Кому же надо?

Петя. Он каркал надо мной.

Оля. Обедать будешь ты один сегодня. Запомни, что, ворона убив, в себе самом убил ты что-то.

Петя. Я сыт: я сливки пил у Маши.

Оля. У Маши?.. Завтра ты уедешь!

Поля. Да, сударь, рано, очень рано!

Петя. И хлеба черный кус она мне принесла.

Поля. Пора служить!

Петя. Кому, чему? Себе — согласен, а также милым мне.

na("Источник: Хлебниковn 604272648F87484642145B5B46A67053407A5A575A81CC6DB3A54851754E515F414740206D5640A45E5152444F8AA84D0A416D5686435D574E6F684B4935419F428C465774A34786695A145F5D8E884F7254507E5B84842748516BA5725F765B4945404B1CA37B4340715B998E6349866536425E6058825C5A858A727945C6728148494D574A7F6A8449A811435B4246816B75814D69475803895359747D985365405A4B9FCC6164A54A44BB55574F425A88E56D50856F42585E588D5A7A69144E6C4A5A8C5E51596C7449442A464A") Поля. Приятно слышать! А, происхождение видов! Добро пожаловать к нам в гости! Нинуша, Иван Семенович здесь! Не правда ли, что у обезьян в какой-то кости есть изъян? Мы не учены, но любит старость начитанных умы.

Оля. Ушли куда-то...

Поля. Как будто бы в беседку. Опасная соседка!

Оля. Беседка, м-м, пора, пора!

Появляется сияющая Нинуша.

Нинуша. Он, он! (Отвечая на молчаливый вопрос, говорит.) Да, да!

Нина. Он начал про Дарвина, а кончил так невинно: «На небе солнце есть, а после — я имею честь»... и сделался совсем иной и руку поцеловал слюной.

Поля. Я очень рад, я очень рад, будь весела, здорова, умна, прекрасна и сурова.

Нина. Об этом знала я тогда, когда сидели мы в саду на той скамье, где наши имена в зеленой краске вырезаны им, и наблюдали сообща падучих звезд прекрасный рой, и козодой журчал вдали, и смолкли шепоты земли.

Поля. Давно ли мы, теперь они, а там и вы — так все сменяется на свете.

Нина. Но видишь, он стоит под деревом, и я скажу ему «согласна». Согласен? (Хватает за руку.)

Поля. М-м-м!

III

Лодка, река. Он вольноопределяющийся.

na("Источник: Хлебниковn 604272648F874B4D8A19475D546C6F9856675C485D45CC496F76405D6486488A5F4F452F685B856C4D535658484060A9154E6C5D425D41538E7563484CEB9D57884A4E5B6F704646AA5F0B4F4354886E619941A65746540A8A53616B535AB69E4850824E0E65715C40AC87508E454242602682536F43405240858A647B45176943865A4D5D4AA06A448B7A1E5454415349A2BB4D5CAB96470B435D466B7E474A7E9A484644CC476F65424DB7864B42594184366256416C509947484343A86BC4427849434748448E74635E443C48") Поля. Мы только нежные друзья и робкие искатели соседств себе, и жемчуга ловцы мы в море взора, мы нежные, и лодка плывет, бросив тень на теченье; мы, наклоняясь над краем, лица увидим свои в веселых речных облаках, пойманных неводом вод, упавших с далеких небес; и шепчет нам полдень: «О, дети!» Мы, мы — свежесть полночи.

IV

С связкой книг проходит Оля, и навстречу идет Поля. Он подымается на лестницу и произносит молитву.

Оля. Греческий?

Поля. Грек.

Оля. А у нас русский.

Встречаются через несколько часов.

Оля. Сколько?

Поля. Кол, но я, как Муций и Сцевола, переплыл море двоек и, как Манлий, обрек себя в жертву колам, направив их в свою грудь.

Оля. Прощай.

V

Поля и Оля с воздушными шарами в руке, молчаливые и важные, проезжают в детских колясках.

<1912>

 

Примечания

na("Источник: Хлебниковn 9D9EAFB5817778548BC7894786A6B08E95A27540518ECC4271A5EEF7B7869299968F8407A053406C5B5D988A424379750845BD899F9D80914DAAA6438907939F625C58407D6E5E53AA610E83955E5C6C6A55506D53584A0D4A5AA66D475F649E4B57475210B9BC") 226. Ряв!, с. 16. Печ. по IV, 239. В неизд. письме 1913 г. к А. Крученых Хл. сформулировал идею пьесы: "Есть учение о едином законе, охватывающем всю жизнь (т. наз. Канто-Лапласовский ум). Если вставить в это выражение отрицательные значения, то все потечет в обратном порядке: сначала люди умирают, потом живут и родятся, сначала появляются взрослые дети, потом женятся и влюбляются. Я не знаю, разделяете ли вы это мнение, но для Будетлянина Мирсконца — это как бы подсказанная жизнью мысль для веселого и острого, т. к., во-первых, судьбы в их смешном часто виде никогда так не могут поняты, как если смотреть на них с конца; во-вторых, на них смотрели только с начала. Итак, измерьте насмешкой разность между вашим желанием и тем, что есть, смотря от второго праха, и будет, я думаю, хорошо" (частное собр.). По замечанию В. Тренина, в пьесе "в обнаженном виде" "воплощается идея о возможности свободного движения во времени вперед и назад. Это идея уэллсовской машины времени" ("Детская лит-ра ", 1939, № 4, с. 71).

  1. Надюша — вероятно, описка Хл., далее в тексте имя дочери — Нинуша, Нина.
  2. Муций и Сцевола — ироническое разделение имени легендарного римского героя Муция Сцеволы.
  3. Манлий Капитолийский — римский полководец (IV в. до н. э.

 

"Ошибка Смерти"

ОШИБКА СМЕРТИ

ТРИНАДЦАТЫЙ ГОСТЬ

Место действия: харчевня веселых мертвецов-трупов с волынкой в зубах. Барышня Смерть. Друзья! Начало бала Смерти. Возьмемтесь за руки и будем… Запевало

ПИР

Барышня Смерть. (сосет красную сладкую воду; в губах ее соломинка золотистая, узкая). Мне дайте голову Олега, — мой милый, храбрый мальчик (пьет и задумывается). Эй! Дайте лед!

У некоторых черепов черные губы.

(Зевает). Эй! Белые чары! К ужину, господа! (Медленно встает и уходит в дверь.) Мне показалось, там у дверей стоит этот мальчик.

na("Источник: Хлебниковn 6153676A4D4E6516985949585D6223509C759A4943434E426228534DAC505A5901419FA64F9942A056454F025D886C6B4181264D514C46438D73AA54423F57544E5F965D35655A4DA6454D5D514C4DE8BB74476B4F50035B534378764A576B9E5B18574B48B96D41086954864D504F5C6C6A85C54D58565F95") Медленно снимает с соломинки чехол. И в белом вся бродит с хлыстом среди гостей. Укротительница среди своих зверей. Чаши — с глиняно-желтыми надбровными дугами и серыми скулами — около гостей. Стук в двери.

Кто там, кто там в этот час?
Кто прильнул сюда, примчась?

Дружок, отворите двери — вам ближе; а вы передайте мой хлыст, — вот он там.

Так безумен и неистов,
Кто стучится в темный выстав?
На горящее окно
Его бурей принесло?

Голос

Эй! Отворите!

Барышня Смерть

Он сюда стучит опять,
Он сюда вошел, скользя,
Нас всего... Четыре, пять...
Он — тринадцатый, нельзя!
Иль немой сказал: «Aгy»,
Иль он молвил: «Не могу»,
Он вошел и стал под притолкой,
Милый, милый, его вытолкай.

Вошедший

Эй! Торговка смертью!
Я не читал про город Глупов,
Но я вижу много бледных трупов
Они милы, они милы,
В когтях смеющейся плутовки,
Их губы — скорые винтовки,
Но лица их мелы, мелы.

na("Источник: Хлебниковn 635B6BA1444D630F585A88905F6F2E824F685F4846408C8E602553856244514113869167775758655A4D5F0591456EBA4F4C225E93884691466A7C41892C538641565D57E9A054456C864C5351444AE67742467B814F0B89475A6176478FAB7A4AC492525277BC5606715643485F558C65665B1778435B975658007C7689875853508740500C78A5509A72520A4D5E818A47A0514A685203965949406CA1055B6F44844752595C6CA9054A615C95915F0941BF62415E7040895F5B1D4DA6704A54A01A465A57489A") Они молчат, они умерли, как огонь, брошенный на снег, и лица их белы, как пятно мела на стене. Да, это харчевня мертвых гуляк. Вот куда я попал. Я также хочу быть сытым всем, чем здесь сыты эти белые, эти меловые у стен. Некоторые из них еще шевелятся: так мухи умирают на цветке — лениво и с неохотой. Слушай! (Сгибая шашку.) Я, тринадцатый, тоже хочу пива мертвых. Мне нравится моя греза.

Приходит сон: одни ложатся и шепчут «няня», другие — «братец» и что-то бормочут и ворчат.

Слушай! Я требую пива мертвых: его напились эти белые, эти меловые у стен. Струятся, как оплывшая свеча, их одежды, и у всех пол-ореха в руках. Эй! Я приказываю!

Барышня Смерть. Слушаю, барин; да как же это сделать, стакана нет свободного?

Вошедший. Это не мое дело. Я приказал, я покупаю в харчевне мертвецов глоток кубка смерти.

Барышня Смерть. Ах ты, напасть какая! На рынок, что ли, пойти?

Вошедший. Ни снежинки совета и помощи.

Барышня Смерть. Уж очень ты подозрительный человек — вот что, верно говорю.

Вошедший. Да, или ты лишаешься права торговли смертью навсегда иповсюду.

Барышня Смерть. Вот какой строгий. (Надевает платочек.) И вправду беда. Ну, чего смотришь, проклятый? В харчевне мертвецов нельзя пить чужими стаканами.

Среди мертвецов некоторое оживление и у некоторых за меловой маской — огонь живых. Они шевелятся концами бровей, рта.

Барышня Смерть. (берет хлыст). Назад, проклятые! Назад, в смерть! (Щелкает хлыстом.) На кого теперь их оставлю? Сидите смирно. (Уходит.)

na("Источник: Хлебниковn 6954666C48477E184A5488905B6C344C4C7F5F9842584845622A524DAC4D9F5D1D4F5C666B95806A574A841D5B48626641812B584F5A4C4A58AEAA4F4F2C44465E418D8C2865544B74485357468943267D4F4E7B5F50CB58594073714A9BAB") Двенадцать, которые прилипли к стенам, как скамья мертвых, оживают; некоторые зажигают спички: «Позвольте прикурить». — «Благодарю вас». Другие сладко позевывают, потягиваясь: «Ох-хо-хо!»

Барышня Смерть. Нет дома соседки. А здесь все повскакали. Уйди ты! Что надо? Еще зарубит.

Тринадцатый. У меня ни капли сострадания. Я весь из жестокости.

Барышня Смерть. (перебегает к двенадцати и усаживает их). Сидите, ястребы. Голову я потеряла.

Тринадцатый. Я, тринадцатый, спрашиваю — голова пустая? Барышня Смерть. Пустая, как стакан.

Тринадцатый. Вот и стакан для меня. Дай твою голову.

Барышня Смерть. Вот не соображу, что делать; будь полная, знала бы.

Тринадцатый. Идет? Ставка на глупость смерти. Барышня Смерть. Идет.

Тринадцатый. Ты стояла когда-то на доске среди умных изящных врачей, и проволока проходила кости и выходила в руку, в паутине, а череп покрыт надписями латыни. Ну?

Барышня Смерть. (потупившись). Да. Нас было три на цепи.

Тринадцатый. Отвинти свой череп. Довольно! Чаша тринадцатого гостя. А вместо него возьми мой носовой платок. Он еще не очень грязен и надушен (разворачивает).

Барышня Смерть. Повелитель! Ты ужаснее, чем Разин. Хорошо. А нижнюю челюсть оставь мне. На что тебе она? (Закидывает косы и отвинчивает череп, передает ему.) Не обессудь, родимой.

Тринадцатый. (передает носовой платок). Не обессудь, родная.

na("Источник: Хлебниковn 6C56737A504E77D869444140437EE8826DA457565C46425566E5564E6C555542038A5E6D694C4EA0554840015F86AE4B5E4DE7505F434B588D736F404CEA86648044535C286E5285674854424E4341EABB458D6C445206475A8876794C5EAB5C440C5281804877501E6148878A7F4F8C6762470577508E5B504614A2BC6D47709D4442475A007565839A77520649558F4F7DA0414F664714964E87507F70164570564E9A8945466D610B5B6142995C460F45BF6A4550614B4982801D566CAD479C6E1A4E59404D48") Барышня Смерть. С носовым платком плохо видно. Сам налей себе. В черном бочонке, в черном твоя вода. Слушай! Не обмани меня! Как женщина, когда ее ведут в застенок, обнимает ноги палача, так я обнимаю и целую твои. Я ослепла. Я не вижу. Мой череп у тебя, у силача.

Тринадцатый. В первый раз в жизни я очень тронут таким добросердечным раскаянием. Смерть валяется в ногах у меня.

Двенадцать посетителей. Ты не обманешь, но мы обманем:
мы невольники у стены, в глазах у которых скоро будет по государству червей, мы заклинаем: обмани!

na("Источник: Хлебниковn 6C56737A504E77D869444140437EE88263A4575D8D5B42466C36994864875E5F054A49636D95806D5F804B044148AE789E54274D484D4C5C48B8AA42473443864C5E5380E57F9E546D434C4C8F895BE6754640734D4215895B466773998179458A1D5C5D4572B083156251484C524180A9715B007B564C575E8B01617C56877658525548581DB6A56157BD5EC54C5B5844756A4686A254C65A424E977DA1074E764B45584585874D6CC75461405C5D4D144D76A54D4EAF9C78424E1D466EB798586E0C5F914043556B6A84") Барышня Смерть. Я не увижу ни букашек, ни пира в харчевне: горе мне, я слепа, я обнимаю ноги; ты хотел, угрожал, требовал квас мертвых. Он в бочонке, а мой в голубом. Не перемешай их. Смотри: дочь могил, как березовый веник у твоих ног, — молит и заклинает. А если ты маятник между «да» и «нет», — то имей сердце!

Тринадцатый. Ты сама нальешь напитки.

Барышня Смерть. Но где мой череп? Где глаза? Слушай, я знаю, ты победил (ищет голову). Что теперь мне подскажет мой носовой платок? Ничего! Я победила или умираю? (Вскакивает.) Больше свиста свирелей из берцовых костей человека! Треска позвонков! Ударов в тазы! Больше лютней из узких мизинцев! Вы, двенадцать, вы хитро перешептываетесь. Среди вас я бродила с хлыстом. Теперь тоже не растерзаете меня. Прочь! Прочь!

О, черепа, играйте в лютни!
О, кости, бейте в балалайки!

Я налью две чаши — жизни и смерти — и сделаюсь иной, невкусной, беленой у дороги. Теперь выбирай.

Тринадцатый. Сама выбери.

Барышня Смерть. Я слепа.

Тринадцатый. Поэтому и выбери.

Барышня Смерть. Я пью, — ужасный вкус. Я падаю и засыпаю. Это зовется «Ошибкой Барышни Смерти». Я умираю (падает на подушки).

Двенадцать оживают толчками по мере ее умирания. Веселый пир освобожденных.

Барышня Смерть (подымая голову). Дайте мне «Ошибку г-жи Смерти» (перелистывает ее). Я все доиграла (вскакивает с места) и могу присоединиться к вам. Здравствуйте, господа!

23 ноября 1915

 

Примечания

na("Источник: Хлебниковn 9F84B4AF886D7029548484419FA2F78C9C4B5F4F83884F40AA8CEF89AC958A9DC18A7E68A7484268534556095A547F685C52E7575144415F4A6A784F592486668E936782E54B4D557A438F8C4E494B2E6A474F63444105895488B5A29396AB5D84C85E5C47627650C66B814956575B49A5A37E0EB498") 227. ОшСм, с. 1. Печ. по IV, 251. По свидетельству композитора А. С. Лурье, написавшего в 1917 г. музыку к пьесе, Хл. "Ошибку Смерти" "очень любил и придавал большое значение". Хл. сформулировал ее идею как "победу над смертью" (V, 333), а в 1922 г. пометил в неизд. записи: "мрачная тяжелая вещь, подводные камни" (ЦГАЛИ). "Ошибка Смерти" — антисимволистская вещь, в ней пародируются драмы Блока "Балаганчик" и "Незнакомка" и трагедия Ф. Сологуба "Победа смерти" (1907), см, вступ. ст. Сюжетными линиями она связана с "Пиром во время чумы" Пушкина и с новеллой нем. романтика В. Гауфа "Фантазии в бременском кабачке" (1827). М. Кузмин в рецензии отмечал, что пьеса написана "необыкновенно сильными и крепкими стихами и прозой <...> Чем-то напоминает "Балаганчик" Блока, особенно в конце. Хлебников пользуется приемом причудливости (die Laune) немецких романтиков, перешедшим по наследству к А. Блоку" ("Ceверные записки", Пг., 1917, янв.). Мандельштам, назвавший пьесу "трагической буффонадой", использует образ Барышни Смерти в стих. "Соломинка" (1916). При жизни Хл. было неск. попыток поставить "Ошибку Смерти" (сам Хл. вместе с В. Татлиным и А. Лурье в ноябре 1917 г., В. Э. Мейерхольд, Н. Пунин, А. Н. Андриевский, С. Э. Радлов и др.). Единственная прижизненная постановка "Ошибки Смерти" состоялась в Ростове-на-Дону в авг.— сент. 1920 г. при участии самого автора. Режиссер постановки, скрывшийся под псевдонимом Б. В. (А. Б. Надеждов?), вспоминал: "Ставлю "Ошибку Смерти". Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает" ("Харьковский понедельник", 1923, № 5, 15 янв.) . В 1976 г. в Риме пьеса была поставлена авангардным театром "Патагруппо" ("Unita", 1976, 11 дек.)

 

 

"Снежимочка"

СНЕЖИМОЧКА

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

Е деймо

Снезини. А мы любоча хороним... хороним... А мы беличи-незабудчичи роняем... роняем... (Веют снежинками и кружатся над лежащим неподвижно… Смехини. А мы, твои посестры, тебе на помощь... на помощь... Из подолов… Немини. А мы тебе повязку снимем... немину...

Е деймо

<1-й собеседник.> Складно сказано, дед. Читал ты, дедушка, Каутского? <Ховун.> Мы, барин, темные люди черной сотни. Живем в лесу, а и в гостях… <1-й собеседник.> А, вот он, мракобес, где!

Вводьмо в 3-е деймо

Снежак. Ушла Снегляночка, нет ее. Ручьини ходят с ледочашами и собирают их слезы, проливая затем в ручьи. Печальный леший (с свирелью).

Е деймо

Песнь

Я тело чистое несу
И вам, о улицы, отдам.
Его безгрешным донесу
И плахам города предам.
Я жертва чистая расколам,
И, отдаваясь всем распятьям,
Сожгу вас огненным глаголом,
Завяну огненным заклятьем.

Старец. Звучали вселенновые струны, и вещалось: под милым
славянским небом поклонились иным богам и отвернулись свои и надсмеялись чужие. (Выходит на площадь, окруженный свитой славянской дружины.)

na("Источник: Хлебниковn 7B4B79725C537545885C585C086BBC569B6A505542405E5676A0") Качаются стяги с надписью — «Славийская весна», «Веничие и величие славян», «Дедославль», «Веселые детинушки» и др. Мелькают одежды русского рода. Мелькают тяжелые золотые косы. Блестят глаза юношей.

Руководитель празднества (с помоста). Сегодня праздник Очищения — Чистый день. Клянемся ли мы носить только славянские одежды?

Все. Клянемся — единым будущим славян!

Руководитель празднества. Клянемся ли мы не употреблять иностранных слов?

Все. Клянемся!

Руководитель празднества. Клянемся ли мы утвердить и прославить русский обычай?

Все. Да!

Руководитель празднества. Клянемся ли вернуть старым славянским богам их вотчины — верующие души славян?

Все. Клянемся!

Некоторые из присутствующих надевают славянские одежды. Здесь же предлагается несколько иностранных слов заменить русскими.

Кто-то из присутствующих. Вы пришли позже. Здесь разрушали царства, там созидали новые.

Вы молоды. Вы превосходите численностью наших угнетателей. Вы превосходите их красотой души и простором занятой земли. Смелее! смелее, славяне!

Присутствующие бурно выражают свой восторг. Начинаются состязания русских в беге, борьбе, звучобе и славобе. Русские скачут, прыгают, бегают. Играют на свирелях. Поют.

Кто-то. Но где же Снежимочка? Снежимочка где?

Рокот.Снежимочка где? Где Снежимочка? ..

Смятение.

na("Источник: Хлебниковn 6158647C404F60525A48415FCB6B7F5740A7985E4359444FA86D4443294F51585C4F4EB16F534B6A53455D52064DB3A55B57794147538C4046A36C450A6F50549F81876E6E64414F6653574E078A5C63698A8D5D5042885C41456D7816427855554584505C7560424061928A0647965A76A64357704E488682494A6FE64C516486445B504A80A668474A724F1743954D5374685D4D68544C865F4B413760524DB49B7D524C5A40766E82456DDB41915C42416E678E816E5A428D474608636D4F577C55915C4A4A5D60AC") Руководитель игры (после некоторого промежутка, всходя на помост). Снежимочки нет. Она таинственно исчезла, но то место, где она была, покрыто весенними цветами. Унесите же в руках, как негасимые свечи, разнесите по домам знаки таинственного чуда и, может быть...

Голоса многих. Чудо! Чудо! Снежимочка растаяла цветами.

Голос удаляющихся. Мы будем помнить ее заветы...

Проходят, наклоняясь, тела благообразных стариц, юношей, детей и срывают благоговейно длинные голубые цветы. Они горят, как свечи.

Голоса удаляющихся

Забыли мы, что искони
Проржали вещие кони.
Благословляй или роси яд,
Но ты останешься одна —
Завет морского дна —
Россия.

Новые голоса удаляющихся

Ушедшая семья морей
Закон предвечный начертала,
Но новою веков зарей
Пора текущая сметала.
Но нами вспомнится, чем были,
Восставим гордость старой были.
И цветень сменит сечень,
И близки, близки сечи.

Конец 1908

 

Примечания

na("Источник: Хлебниковn 8399BFBC82") 221. "Весеннее контрагентство муз", М., 1916, с. 51 (отрывок "Снезини" — неточный текст). Перепеч. IV, 153. Печ. по НП, 64 (полный текст по авгографу — ИМЛИ; см. также НП, 494) с поправ. и восстановлением купюр. Первонач. загл. "Снежимочка. Рождественская сказка. Подражание Островскому" зачеркнуто. Загл. "Снежимочка" восстановлено в НП со ссылкой на письмо Хл. (1909) и на список произведений (1917) — НП, 394, 483. Под этим же загл. пьеса зафиксирована в позднем списке произведений (1922) — ЦГАЛИ. В 1913 г. была запланирована постановка пьесы, к-рая не состоялась ("3a 7 дней", СПб., 1913, №28).

  1. Не употреблять иностранных слов na("Источник: Хлебниковn 91") — основной постулат раннего Хл. (см. также 274), в пьесе использованы лишь "славянские" словоформы и "славянообразные" неологизмы (имена действующих лиц и др.).
  2. Деймо — действие пьесы.
  3. Бирючий — от "бирюч": глашатай.
  4. Забыли мы, что искони и сл. — ср. стих. 18.
  5. Цветень — май.
  6. Сечень — январь

"Чертик"

ЧЕРТИК

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШУТКА НА РОЖДЕНИЕ «АПОЛЛОНА»

Диалоги

Другие внимающие. Рок... Старик. Просторы смерьте... Внимающие. Смерти...

Песнь гуляк

Одна. Кант...Конт... Кент... Кин... Молодой господин. Она! (Бросается с поднятой рукой.) Черт. Куда?

Песнь мальчика на кладбище

na("Источник: Хлебниковn… Пустырь. Метель. Кто этот? Вот — один военный, который несет на себе другого?

Примечания

222. Твор., с. 67. Печ. по IV, 200.

  1. Просторы смерьте... Смерти — см. пьесу 223.
  2. Кант Иммануил (1724 — 1804) — нем. философ.
  3. Конт Огюст (1798 — 1857) — франц. философ.
  4. Кент — фамилия английских графов.
  5. Кин Эдмунд (1787 — 1833) и Чарлз (1811 — 1868) — англ. актеры, отец и сын.
  6. Кнут... и сл. — каламбур, построенный на имени Кнута Гамсуна (1859 — 1952), норвежского писателя.
  7. Нав, Перун — см. примеч. 66.
  8. Охабень — старинная верхняя одежда.
  9. Мурмолка — шапка.
  10. Гороховая дочь Германии — вероятно, колбаса.
  11. Капетинги — династия франц. королей (987 — 1328).
  12. Соловьев... и сл. — каламбур, построенный на фамилии В. С. Соловьева (1853 — 1900), философа, поэта, автора шуточных пьес, к игрословию к-рых восходит "Чертик".
  13. Здание кн. Дашковой — здание Российской Академии.
  14. Песнь мальчика — см. финал поэмы 199.
  15. Облый — круглый, обширный

 

"

 

– Конец работы –

Используемые теги: Янко, Слава, Библиотека, Fort/Da, История, философии, Грицанов0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов). Велимир Хлебников
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам