Реферат Курсовая Конспект
Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов) - раздел Образование, Поэмы Поэмы: "берег Не...
|
Поэмы |
Поэмы:
|
Поэмы
"Берег невольников" | |
|
|
"Вила и Леший. Мир" | |
|
Примечания
201. Мирско na("Источник: Хлебниковn 595A67A9CF4F3649555447418F2D679E527A4C4A4A0E430267A48280625A15485A4A44ACA4") нца (отрывок из черновика); верепеч. "Старинная любовь. Бух лесиный" (СПб., 1914); Ряв! (оконч. ред., со сдвоением стихов); Твор. (отрывок); "Творчество", Владивосток, 1920, № 1 (отрывок из промежуточной ред.); НХ XVII, 1930 (промежуточная ред.); НП, 220 (отрывки из черновика). Печ. по I, 122 (с разбивкой стихов) . См. "Свояси".
Гибель Атлантиды" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 979CB9A386346845494E8FFFE5A3B1158EBD899C9783484C366C51417F959FE5899BD2B7B28760654080A4E64C5FA7684157AE9152095B584B7C615C5EA5D07C726D6863B6BA8E5E224D5D464B4B50A0A400497E52848B") 200. Садок II, с. 10; перепеч. I, 94. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ); первонач. загл. "Потоп острова", "Гибель Атлантов". Некоторые образы ориентированы на тексты Пушкина — "Медный всадник" и "Пир во время чумы". tmpl_3() | |
| |||
document.all('lks4').innerHTML=""; | elker_copy('elker_ban_468_up','elker_copy_1'); |
elker_copy('elker_ban_100_up','elker_copy_2'); |
elker_copy('elker_ban_100_down','elker_copy_3'); |
elker_copy('elker_ban_468_down','elker_copy_4'); |
|
document.all('lks4').innerHTML=""; | elker_copy('elker_ban_468_up','elker_copy_1'); |
elker_copy('elker_ban_100_up','elker_copy_2'); |
elker_ban_100_down(); | elker_copy('elker_ban_100_down','elker_copy_3'); |
elker_copy('elker_ban_468_down','elker_copy_4'); |
"И и Э. Повесть каменного века" | |
Послесловие1911 — 1912Примечания na("Источник: Хлебниковn 989DBEA384695E7DCA935587CBB0AA8983475D59858F5441E6D78383FF8E9188A7A9A584") 198. ПОВ, с. 36. Печ. по I, 83.
| |
"Игра в аду" | |
na("Источник: Хлебниковn A6A8516B279EE99467522F8783A8A16F486608530D804E572160534D6592564A115813AAA44EC6694A4D5257425426680F566148C5679B8F606C714E07770F4A815CCC8D51ABAEA54B5A0153014D43702F8B9C6A4E475F570F563478519D294F9F474D5555642652C5A059550057475A7267484726430B494B5405A3518981AE644405400F54617F0A49B49882435D4814652D47A19615424B49474C75A5C756294F43901F4A40696F46546E1D5000454A9034724E4B74925184024619797E4E1463494340865F572B74155A6D560D459B") ИвА - ИвА-2. Второе издание поэмы (с иллюстрациями К. Малевича и О. Розановой) отличается от первого (иллюстрированного Н. Гончаровой) большим объемом, иным расположением строф и отсутствием пунктуации. Позже Крученых включил составленный Хлебниковым план поэмы и ее "новые сцены" в выпущенный им стеклографированный сборник "Неизданный Хлебников. Вып. XVIII" (М., 1930). Он вспоминал об истории создания поэмы: "В одну из следующих встреч, кажется, в неряшливой и студенчески-голой комнате Хлебникова, я вытащил из коленкоровой тетрадки (зампортфеля) два листка - наброски, строк 40-50, своей первой поэмы "Игра в аду". Скромно показал ему. Вдруг, к моему удивлению, Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг - собственные. Это было характерной чертой Хлебникова: он творчески вспыхивал от малейшей искры. Показал мне испещренные его бисерным почерком странички. Вместе прочли, поспорили, еще поправили. Так неожиданно и непроизвольно мы стали соавторами. <...> na("Источник: Хлебниковn 8B7F6B69C79E2C44415D075D54776B4D45A4D89D1944435B256D53457F92994B0250E580674C076F4B8A8C4E5740237C0D49AD80084D518F8C6C6A5E05770F4F505E0441BFA5544A6B46085FCC83406537504C6A9C8C4740085D3E624E4C3B9F9F88806F4779325908734490CB8967868F858C90E996D68D8B97CB41B2878156425A105202416D75138CBD9853555B51087F3D4345BCDB4E544A4E49797B02553859545CCF8A406863415F790A5006458690E56F5058725A4E411D5E066F81B514634F565B4341562470CB") Эта ироническая, сделанная под лубок, издевка над архаическим чертом быстро разошлась" (Крученых. С. 49-50). В. Шершеневич, считавший нежелательным совместное поэтическое творчество, писал по поводу поэмы: "Едва ли это прием допустимый в поэзии. Ведь мы прежде всего требуем от поэта оригинального лица, а уж какая тут оригинальность, если двое могут совместно написать поэму и так, что нельзя узнать: где начинается один и где кончается другой" (ФбМ. С. 81-82). О своем впечатлении от прочтения поэмы много лет спустя вспоминал Р. Якобсон: "Она меня поразила - поразила тем, что я себе тогда совершенно не так представлял новаторский стих. Меня это тут же захватило. Я тогда не знал ничего о Хлебникове, не слыхал, что за Крученых. Но в нашем небольшом кругу начались в то время разговоры о появлении русского футуризма" (Якобсон. С. 14). ИвА - Крученых А., Хлебников В. Игра в аду: Поэма. М, 1912 ИвА-2 - Крученых А., Хлебников В. Игра в аду. 2-е изд., доп. СПб.: ЕУЫ, 1914 tmpl_3() | |
"Каменная баба" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9B94B1A384EFA49D9CDD8D83697836595E6A548A40438C446F61490B66545E8ACF4B546DAD8B55695F8B84904E08666159492A5D9F474483477E6855557151C6658E807BEBA07E48765C4A4E4D4C84") 207. I,165. Отрывок из первонач. бел. ред. (написана по просьбе В. Я. Анфимова — см. 208) — газ. "Красное знамя", Краснодар, 1936, № 115, 21 мая. Печ. по автографу послед. ред. (ЦГАЛИ).
|
"Ладомир" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9C95BEA987") 211. "Ладомир", Харьков, 1920 (отд. литограф. изд.); "Леф", 1923, № 2 (сокращ. ред. 1922 г.); НХ IV, 1928, с. 3 (полный текст с учетом авторской правки по литограф. изд.); перепеч. I, 183. Сохранился др. экз. литограф. изд. с многочисленными попр. Хл., относящимися к апрелю 1921 г. (ГММ). Рукопись "Ладомира" ("харьковская" ред.) была принята к печати в Гизе в апр. 1921 г. (не издана — см. Маяковский 1922:27; ПКД 1985:165). По авторитетному свидетельству П. В. Митурича, весной 1922 г. Хл. вернулся к первонач. полной ред. (см. I, 316; Хл. 1936: 488). Печ. по НХ IV (с восстановлением зачеркнутых cтрок). Дата окончания колеблется: 19, 20 и 22 мая 1920 г.; тогда же, в конце мая, по свидетельству издателя "Ладомира" худ. В. Д. Ермилова, Хл. перебелил поэму литографскими чернилами для отд. изд. (вышло 50 экз.). Первонач. загл. поэмы — "Восстание".
| |
"Лесная дева" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9F99AFA88B636A165F8E9B831AADBC928AAC69405396830761ADF5E0EB9D8A9C8D8F47A5665D46349F8E5C4ECC6050A98699A98B8A") 197. Твор., с. 5. Печ. по II, 54 (с попр. по НП, 430 — 431). Согласно Н. И. Харджиеву, написана, вероятно, в 1911 г., первонач. загл. "Пан". См. перебеленный текст вступления к поэме — НП, 213.
| |
"Лесная тоска" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9C90AFA88BF8A4C9899F9C896A377045476B5A9843479B4B236C47556F541283954E4C65B584597550C891865C4E652E535C69598E594183537A2B4F5B7B5B8A29879677A9AD794B7C444606574D96") 207. I,165. Отрывок из первонач. бел. ред. (написана по просьбе В. Я. Анфимова — см. 208) — газ. "Красное знамя", Краснодар, 1936, № 115, 21 мая. Печ. по автографу послед. ред. (ЦГАЛИ).
| |
| |||
elker_copy('elker_ban_100_down','elker_copy_3'); |
elker_copy('elker_ban_468_down','elker_copy_4'); |
"Марина Мнишек" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9D94AAAF84") 203. "Фантастический кабачок". Тифлис, 1918, № 1, с. 15 — сверстанный экз. невышедшего альманаха (отрывок); перепеч. III, 10; "Звезда", 1975, № 11, с. 199 (полный текст). Печ. по бел. автографу (частное собр.). Поэма пронизана пушкинскими реминисценциями, начало — вариация сцены у фонтана из "Бориса Годунова".
| |
"Настоящее" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9E95ABB285") 213. "Настоящее", с. 5; перепеч. I, 261. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ).
| |
Ночной обыск" | |
|
"Ночь в окопе" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9E9BB8AEC7") 210. "Ночь в окопе". М., 1921; перепеч. I, 174. Печ. по Хл. 1960: 242 (с попр.). Автограф не сохранился. Реконструкция текста поэмы (см. Дуганов 1979) представляется неубедительной. В апр. 1920 г. в г. Харькове передана Есенину для публикации. Издана в марте 1921 г. в изд-ве "Имажинисты" В Москве, в связи с отъездом Есенина в мае 1922 г. за границу, Хл. передал ему для публикации в Берлине еще ряд своих произведений.
|
"Ночь перед Советами" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 9E9BBAAEC7") 212. "Новая деревня", 1925, № 15 — 16, с. 1 (отрывок); I, 216; "Красная новь", 1930, Ма 4; Хл. 1940:97 (впервые — гл. <5> и <6>). Печ. по автографу (ЦГАЛИ). Первонач. загл.— "Ночь перед Рождеством". Хл. работал одновременно над этой поэмой, над "Горячим полем" (III, 232) и поэмой 213. Тематически гл. 3-я поэмы восходит к "Псовой охоте" Н. А. Некрасова и рассказу В. Г. Короленко "В облачный день". Первые две главы навеяны эпизодами из жизни семьи Хлебниковых, факты из биографии матери Хл. использовал для образа "барыни", в черновике (ЦГАЛИ) названы и др. члены семьи.
|
"Переворот в Владивостоке" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 8091AEA39CEEB79A8DDF83C193486C598FBF5556914F4C4BEBA05E476B5E5A50575944A4B4317D04686F8D8B8B7366695057735A0552954B557C725F50644D4491C4590662655B50A0929D8484848E7D37495266484E974C988A7B695909711E50478C86426F6A574D6E4C5F14895C46BB6F4848735F5442950152367E47477F56558A5A9645657D014178535342534A5B7BBA4A52394F1D9D8D6B4C707B555E6C9A754BC18A5BA67C4F51704E415540471A7332515F6491535D4F4A436C7C43C66F4055444F5E42766255") 217. I, 274. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Авторская датировка (ноябрь 1921) условна и, возможно, относится ко времени обработки и перебеливания поэмы. Интерес Хл. к дальневосточным событиям обусловлен и тем, что в это время там были его друзья и соратники — Д. Бурлюк и Н. Асеев.
| |
Поэт" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 809AB6B2C491B1988A9E9198CB4C795096A65F51CB485343B5A74F5E35535C58515953BFEE747F446E6C899BCC607F6A52566C4C058D578F5F6F65530E6B4486584E876025614D5577584058CF4E51717D8585481B534D465C48A7B0C443795D9B7F4F98CB6C6C494D68545700895A4D7F6F59542A4C5546548D4E6E244A586157414B491D5F7D6B58476149008D51444AA4634F046F4048534A425C2D7F9E4B6B9A4A5402425B6E7554477312835D425342657403406B50538484791B6D684249775E4FC64647406E6F4F4E37") 208. 1, 145. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Написана в клинике на Сабуровой даче (Харьков), где Хл. проходил медицинское освидетельствование для освобождения от деникинской мобилизации. Профессор-психиатр В. Я. Анфимов предложил Хл. в качестве тестов создать произведения на неск. заданных тем, в частности на тему карнавала. На автографе первонач. ред. поэмы (озаглавл. "Карнавал") Хл. сделал надпись: "Посвящаю дорогому Владимиру Яковлевичу, внушившему мне эту вещь прекрасными лучами своего разума, посвященного науке и человечеству" (см. Анфимов. В. Я. Хлебников в 1919 году.- Труды 3-й Краснодарской гор. клинич. больницы. Вып. 1, Краснодар, 1935). В записях Хл. называет поэму также "Весенние святки", "Русалка и поэт", "Русалка". Сохранилась помета Хл.: "Лучшая моя вещь "Русалка" написана 16, 17, 19 окт. 1919 года, 365 строчек" (ЦГАЛИ). По свидетельству С. Городецкого, Хл. говорил о своих поэмах "Лесная тоска" и "Поэт": "Здесь я показал, что умею писать, как Пушкин" ("Известия", 1922, № 147, 5 июля).
| |
"Сельская дружба" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 8390B2B581655A98C6509D978EB5A48B29645688964B4096C9A59398F78497907B48556436535677588E47444C49787AC75D778E914F8391DCB7B287B686") 205. МК, с. 16. Печ. по I, 135. Авторскую оценку см. в 274.
|
"Синие оковы" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 839EB5AF8FACAA9E968B8BD78D70604944685959C68E7C41B3B1D599AE8E828C9C9995E8A76E426882C5425B8F57676D8D8D24585244544B0B776F87935678626B24968E75704616614C4E5D485D50AE3240536B8D921B4C5286B1AF846E6205484E8E5B523462415C7F51458C550A5B72775C5DE76C57454D414560760B87AA5D5D5F048491647552536E540E588A479366264E546F4E4A8B4843186172454C7E198A9D8C404E7A664F08669E5593721C4D6E685748A773400351444474B1CC51719698435F434C23708F") 220. I, 283; перепеч. Хл. 1936: 325. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ; сохранилась черн. ред.). Поэма посвящена сестрам Синяковым (загл. восходит к фамилии адресатов), связана с Красной Поляной (см. примеч. 209) и пребыванием Оксаны na("Источник: Хлебниковn 91844F704A086E568D93690440606F5743695583285F4C4F7F7F0D80B58980959C8B") (Ксении) Синяковой-Асеевой (1893 — 1985) и Н. Н. Асеева на Дальнем Востоке (1917 — 1922). Поэма написана в марте — апр. 1922 г., после возвращения Асеевых в Москву. Текст пронизан цитатами и реминисценциями главным образом из сб. Асеева "Бомба" (Владивосток, 1921).
|
"Тиран без Тэ" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 849DA1A784285E90E9B0E3EEC7A3AD9E8FB29C8AE2C08092A2F69E8528584F4A5B46577DA8C75A694BC8914B0249BF625E42709A85") 218. НХ XXVI, 1932; I, 233 (первонач. ред. под загл. "Труба Гуль-муллы"); Хл. 1936:239 (др. ред.); перепеч. Хл. 1960:339. Н. Л. Степанов опубликовал "монтажный" текст, состоящий из трех ред.: в 1-м т.— черн.ред., состоящая из 19 гл., с заменой 5 и 6 гл. из перебеленной промежуточной ред., озаглавленной "Дервиш. Энзели", 2-я и 3-я гл. из перебеленной ред. при второй обработке текста, остальные — из черновой. Нами обнаружен бел. автограф начала, вероятно, окончательной ред. поэмы под загл. "Тиран без Тэ" и подзаголовком "Встреча" (102 строки без разделения на главки — частное собр.). Хл. работал над поэмой в 1921 г. в Иране, Баку и Пятигорске, в нач. 1922 г. в Москве он стал перебеливать поэму и изменил загл. Основная часть беловика утрачена, или Хл., возможно, прекратил перебеливать поэму. Здесь печ. контаминированная ред.: новонайденный текст и остальная часть — по автографам различных ред. (ЦГАЛИ). Черн. текст подвергался неоднократной обработке. В основу публикуемого текста положена законченная первонач. ред. черновика с включением поздних поправок и дополнений, в ряде случаев приводится конъектурное прочтение. В "Гроссбухе" и в записной книжке нач. 1922 г. сохранился план поэмы (с незначит. вар.), к-рую Хл., вероятно, собирался включить в "Зангези" под загл. "Иран" или "Гуль-мулла в Иране" "Иран, I. Разин напротив, II, Священ<ник> роз, III. Проповедь" и "Иран. 1) Разин наобор<от>, 2) Гуль-му<лла>, 3) Проповедь". По свидетельству Р. П. Абиха, поэма — своеобразный поэтич. дневник пребывания. Хл. в Иране (см. его примеч., к-рые частично здесь использованы,— I, 319 — 323; Хл. 1936:492); гл. 12, 13 — прогулки по берегу Каспийского моря в районе г. Энзели, гл. 15 — 18 — поход с частями армии через провинцию Мазендаран, пребывание в с. Шахсевар, посещение местного хана и отступление; гл. 19 — возвращение в Энзели на пароходе "Опыт".
|
Примечания na("Источник: Хлебниковn 8487BBEB99") 209. "Мир и остальное". Баку, 1920, с. [54] (первонач. ред.); "Маковец". М., 1922, № 2, с. 18 (сокращ. ред., без загл.); I, 160. Печ. по бел. автографу — ЦГАЛИ. Посвящена сестрам Синяковым — Марии (1890 — 1984), Надежде (1889? — 1975) и Вере (1895? — 1973), к-рые жили в дачной местности под Харьковом — Красной Поляне, куда часто наезжал Хл. в 1916, 1917, 1919 и 1920 гг. См. также тексты 94, 95, 99, 104, 112, 114, 208, 217, 220, 245 и др. Ср. в неизд. письме Хл. к Е. Г. Шаблееву из Харькова весной 1919 г.: "Денег совсем нет, но живу я весело. <...> Обнимаю. Велимир. Чудная весна" (частное собр.). В тексте поэмы уже намечены анаграмматические построения, связанные с фамилией "Синяковы", ставшие ключевыми образами поэмы 220. В "Трех сестрах" прослеживается связь отд. фрагментов с адресатами.
| |||
elker_copy('elker_ban_100_up','elker_copy_2'); |
elker_copy('elker_ban_100_down','elker_copy_3'); |
elker_copy('elker_ban_468_down','elker_copy_4'); |
"Уструг Разина" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 8587A6B49F") 219. "Леф", 1923, № 1, с. 58 (сокращ. ред.); I, 246 (полный текст). Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ), подготовленному Хл. в 1922 г. для несостоявшегося изд. Поэма написана, вероятно, в 1921 — 1922 гг. (сохранилась черн. ред.); в списке произв. Хл. указывает дату окончат. ред.: "Разин III. 19.I.22", (ЦГАЛИ). В янв.— апр. 1922 г. Хл. выделил начало поэмы в самостоятельное стих. (НП, 184).
|
|
elker_copy('elker_ban_100_up','elker_copy_2'); |
elker_copy('elker_ban_100_down','elker_copy_3'); |
elker_copy('elker_ban_468_down','elker_copy_4'); |
"Шаман и Венера" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 839DB8AB8B772458085984E5E9B5A9158EBD8A819680404175204C00689E85E99F83DAB3A8899B4E51518A8F0042E67F4A4DA2874A095B584B68605F56A89307490B9447656E5387") 202. Садок II, с. 29; перепеч. I, 104. Печ. по бел. автографу (без загл.— ЦГАЛИ). В квадратных скобках дан фрагмент, вероятно по ошибке зачеркнутый Хл. и восстановленный Н. Л. Степановым (см. I, 108).
| |
"Шествие осеней Пятигорска" | |
Примечания na("Источник: Хлебниковn 839CBBB59E716547C88A5D498B434DCB98A5859F84578D58766C5BC8A88F8667474D467F678D8D345F5C8E8F48413B7448897252488A54514D61E882") 215. Печ. по НП, 51 (с попр.). Сокращ. ред. поэмы под загл. "Осень" (без Разделения на главки) напечатана Д. Козловым в "Красной нови", 1927, № 8; перепеч. III. 183. Сохранился черновик поэмы (ЦГАЛИ).
| |
– Конец работы –
Используемые теги: Янко, Слава, Библиотека, Fort/Da, История, философии, Грицанов0.073
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов