рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 7.

Лекция 7. - раздел Образование, Филиппенко, Лидия Алексеевна Нетрадиционная Философия. 1 Вопрос: Особенно...

Нетрадиционная философия.

1 вопрос: Особенности нетрадиционной философии.

2 вопрос: Философия марксизма.

3 вопрос: Философия жизни.

4 вопрос: Экзистенциализм.

5 вопрос: Фрейдизм.

6 вопрос: Неопозитивизм.

7 вопрос: Прагматизм и неотомизм.

Разочарование в рационализм, в эмпиризме (согласно ему опыт – источник познания).

Складываются три подхода к предыдущему наследию:

1. Диалектический материализм, который базируется на положительных идеях, учениях предыдущего периода, но на этой основе развиваются новые идеи, новые учения, но с сохранением старого (Маркс, Энгельс).

2. Иррационализм – отрицание роли разума в познавательной деятельности и утверждение бессознательных начал в природе и поведении человека. Сюда относятся направления: философия жизни, экзистенциализм, а так же в определенной степени фрейдизм.

3. Неотомизм - предлагает сохранить предыдущие учения и возродить их (учение Канта, Гегеля).

 

Диалектический материализм, или марксизм.

Его представители: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), Владимир Ленин (1870-1924), Плеханов (1856-1918) и их последователи.

Объект Субстанция Механистический материализм Диалектический материализм
Материя Материя = вещество Материя = объективная реальность
Форма существования материи Материя, пространство и время не зависят друг от друга (субстанция) Материя, пространство и время - едины
Движение Движение – механический процесс (количественные изменения) Движение рассматривается, как развитие (качественные изменения)
Сознание / познание Познание – пассивное отражение Сознание и познание, как активные процессы отражения, в котором связаны чувства и логическое познание, познание – активная творческая деятельность
Проблема человека Природное существо Сущность личности – совокупность общественных отношений
Общество Идеалистическое учение, идеалистические взгляды на общество; причиной развития общества является: духовность, разумность человека Причина развития общества – экономический прогресс, учение об общественно экономической информации

 

Философия жизни (XIX век).

Представители: Дильтей (1833-1911), Ницше (1844-1900), Шпенглер (1880-1936), Бергсон (1859-1941), Шопенгауэр.

«Мир, как воля и представление». Воля к жизни.

Философия должна понять жизнь из нее самой. Бытие, как таковое. Смысл бытия можно объяснить через понятие жизни.

Дильтей говорит: «надо войти в жизнь», понять самого себя, постичь самого себя.

Ницше: жизнь - часть мирового порядка, «жизнь – есть воля к власти», воля – аккумуляция энергии, сил.

Становление – это бессмысленный хаос. Движение борьбы за превосходство. «Жизнь – специфическая воля к аккумуляции силы» - Ницше.

Произведения Ницше: «Так говорил Заратустра», «Воля к власти».

Мораль Ницше: ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СЛАБЫМ!

Шпенглер: «Закат Европы». Идеалист, рассуждает о культуре и цивилизации. Наступает период, когда культура загнивает и наступает цивилизация. Цивилизация – гибель культуры.

Бергсон. Занимался проблемой творчества. Творчество – интуитивный процесс. Интуиция - постижение истины без предварительного логического осмысления.

 

Экзистенциализм.

Экзистенция – существование. Возникла в начале первой Мировой войны, в России. Основатель – Бердяев. Но со временем русских забыли и основателем стали считать Хайдеггера.

Философы: Хайдеггер, Сартов, Камю Ясперс, Кьеркегор.

Выделяют экзистенциализм: Хайдеггер, Камю, Сартов.

Религиозный экзистенциализм: Ясперс, Бердяев.

Кьеркегор: «Страх и трепет». Хайдеггер: «Время и бытие».

Эти философы полагали, что бытие, как объективная реальность – не существует. Нет в мире бытия, а есть бытие, как ничто. Согласно этому человек в этой жизни должен быть свободен от законов природы, законов общества. Он должен жить в таком мире, где над ним никто не будет господствовать.

 

Фрейдизм.

Основатель – Зигмунд Фрейд (преимущественно начало 20 века). Представители Фромм. Суть этой философии – рассматривает роль бессознательного в психике человека. Фрейд абсолютизирует роль бессознательного.

Психика

 

 


бессознательная сознательная

познание

 

чувства

 

мотивация

 

система ценностная ориентация

Перым разработал учение бессознательной психики.

Установка – готовность человека воспринимать.

Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.

Фрейд делит психику на три пласта:

1. Бессознательное - «Идеал-Я», «Оно».

2. Сознательное – «Я», «Эго».

3. Сознание – супер «Эго», супер «Я».

Согласно Фрейду бессознательное играет ведущую роль в поведении человека.

 

Карл Густав Юнг.

Коллективное бессознательное – то что досталось нам от первобытных времен: голос страданий, голос печалей, голос страсти и пр. Все что было, оно выливается в века.

Психика

 

 


бессознательная сознательная

 

Архетип познание

 

чувства

 

мотивация

 

система ценностная ориентация

Позитивизм (19 век).

I этап:

Позитивизм – философия науки.

Огюст Конт написал книгу «Курс позитивной философии» (в 6 томах). Там он изложил свой взгляд на философию. Прежняя философия – метафизика – исчерпала свои возможности. Он считает, что человеческий дух проходит в три этапа:

1. Религиозный – вера в сверхъестественное.

2. Метафизический, или когда философия опровергает догмы религии и вводит свои понятия: бытие, сущность, причинность.

3. Позитивный, который в свою очередь отрицает предыдущий этап, так как метафизика не может быть способом познания природы. Природу и природные процессы должны познавать частные науки. Философия не может объяснить природу как таковую, но она должна помогать научному знанию в построении системы знаний, систематизации, то есть некую служебную роль.

Нужно отделить научные знания от старой метафизики!

 

II этап:

Эмпириокритицизм – критика эмпиризма. Представилители Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Эмпириокритицизм - философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

 

III этап:

Неопозитивизм (логический позитивизм), чуть позже его назовут аналитическая философия, является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Неопозитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Представители Шлик, Карна и другие.

Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Если проверкой опытом подтверждается правильность этих предположений, то этот принцип называется верификацией. Значит вывод сделан правильно, следовательно – это научная идея.

 

IV этап:

Постпозитивизм.

Представители Карл Коппер, Кун, Локатос.

Пол (Пауль) Карл Фейерабенд — учёный, философ, методолог науки.

Основные работы:

  • «Против метода» (англ. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge, опубликована в 1975 году),
  • «Наука в свободном обществе» (англ. Science in a Free Society, опубликована в 1978 году),
  • «Прощай, благоразумие» или «Прощай, разум» в других переводах (англ. Farewell to reason, сборник статей, опубликованный в 1987 году).

Согласно Карлу Копперу движение научного знания заключается в том… принцип фальсифицированности – он говорит, что научное знание может быть истина не в результате действия, но и в результате постоянства…

Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году.


Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

 

Отдельный прием – фальсификация.

Демаркация – отделение научного знания от ненаучного.

 

Кун написал книгу «Структуры научных революций». Дает обоснование структуры научных революций. В развитие революции есть несколько этапов:

1. Нормальная наука, то есть научное знание развивается определенной парадигме (норма, образец, основная концепция, основная теория, основное открытие, которое оказывает влияние на все научное знание или мировоззрение на определенном этапе развития).

(Законы механики объявляются универсальные и все подчиняется этим законам. Это все - парадигма механицизма­. Она господствует до XX века. Она способствуют движению и развитию науки (в период нормальной науки), но наступает период, когда в рамках этой науки…)

2. Аномальный этап науки, то есть возникает новая парадигма, которая сменяет старую. Парадигма механицизма сменилась парадигмой классической физики.

Локатос. Разработал концепцию научных программ, согласно которым наука является научным ядром, а вокруг нее околонаучный слой, на который направлены все атаки, то есть этот слой отбрасывает все концепции и теории (не нужные).

 

Фейерабенд. Эпистемологический анархизм. ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!

 

Прагматизм заключается в следующем: истина то, что полезно, а философия и религия должны помогать в решении его жизненных проблем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Филиппенко, Лидия Алексеевна

Язык философии Фундаментальные философские категории... Вопросы которые изучает философия... Способ построения философского знания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 7.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Филиппенко, Лидия Алексеевна
Оглавление Лекция 1. 2 Предмет философии. 2 Лекция 2. 5 Язык философии. Фундаментальные философские категории. 5 Лекция 3. 7 Школы философии. 7

Лекция 1.
Предмет философии. Вопросы, которые изучает философия: 1. Возникновение и формирование философских проблем. Изменение взглядов на предмет философии в истор

Если ты хочешь знать все об интересующей тебя личности, то обрати внимание, какое место занимает язык в жизни этого человека».
объект науки - содержание науки понятия - язык науки принципы - основания науки законы - логика науки, основание организации науки, как систем

Язык всего лишь на всего интеллектуальный инструмент, средство познания и прежде всего решение проблем».
Систематизация языка происходит тогда, когда появляется письменность (3-4 тысячелетие до нашей эры). Понятие формируется, как способ рационального мышления. Понятие – это отражение

Лекция 3.
Школы философии. Древнегреческая философия. 1) Космологическая модель мира. 2) Пифагорейский союз. 3) Элейская философия.

Лекция 4.
Философия средневековья. 1 вопрос: Христианская философия. 2 вопрос: Реализм и номинализм. 3 вопрос: Философия Фомы Аквинского. 4 вопрос:

Лекция 5.
Философия Нового времени. XVI – XVIII века. План: 1. Становление науки, как теории и метода. 2. Эмпиризм. 3. Рационализм.

Эпиризм.
Эмпиризм – философское направление признающее основой научного познания – опыт, основой опытного знания – чувственные знания. Труд эмпирика сравнивал с активностью муравья, а трут т

Рационализм.
Представители: · Декарт (1596-1650) – французский философ (дуалист). · Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ (материалист). · Лейбниц (1646 -1716) – немецкий филосо

Лекция 6.
Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX века. Пре

Лекция 8.
Русская философия. План: 1. История древнерусской философии (10 - 16 век) (ОНА СЧИТАЕТ, ЧТО 11 ВЕК). 2. Философская мысль в России (17 - 19

Лекция 9.
Философское учение о материи. Вопросы: 1 вопрос: Объективная и субъективная реальность. 2 вопрос: Философское учение о материи, понятие материи и

Лекция 10.
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. 1 вопрос: Объективная и субъективная диалектика. 2 вопрос: Диалектика как система и метод. 3 во

Философская модель мира
Бытие – реальное, всеобщее (Универсум)   Мир как система – «существенно связанная внутри себя целостность»   Основание мира – субстанция, мат

Всеобщая связь - это внутреннее структурное единство».
  Эволюция форм отражения:   Неживая природа Живая природа Формы отражения Механическое, фи

Свойства сознания: последняя колонка в таблице!
Сознание - высшая форма отражения. Сознание - высшая, свойственная человеку, связанная с речью, форма отражения объективного мира. Сознание есть функция человеческог

Лекция 12.
Философское учение познания. 1 вопрос: Проблема познания в истории философии. 2 вопрос: Познание. Его сущность. Структура. 3 вопрос: Истина.

Лекция 13.
Общественное развитие. 1 вопрос: Общество как система. 2 вопрос: Информационное общество.   Бытие - существование мира, как е

Лекция 14.
Философское учение о человеке.   Является закономерностью эволюционного усложнения. Результат усложнения естественных систем появления челове

Человек в системе мира
Каким образом появился человек? Две точки зрения: · Появление случайно. · Жизнь существовала всегда и везде (панспермизм). Всё это гипотезы, не имеющие научного обоснован

Лекция 15.
Научное познание. 1 вопрос: Понятие науки. Ее сущность и особенности. 2 вопрос: Наука, как система. 3 вопрос: Структура научного познания.

Дополнение.
Телеология – учение о целесообразности. Целесообразность – внутренний стимул существования и развития системы.   Маркс и Энгельс (диалектический матери

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги