Реферат Курсовая Конспект
Лекция 4. - раздел Образование, Филиппенко, Лидия Алексеевна Философия Средневековья. 1 Вопрос: Христианс...
|
Философия средневековья.
1 вопрос: Христианская философия.
2 вопрос: Реализм и номинализм.
3 вопрос: Философия Фомы Аквинского.
4 вопрос: Философия, религия, наука в эпоху возрождения.
Ключевые понятия:
Реализм – философская доктрина познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами и явлениями действительности или между элементами сознания.
Универсалия – термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.
Деизм – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.
Теизм – абсолютизация Бога в существовании мира (вера в Бога или богов).
Пантеизм – обожествление природы (религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир).
Креационизм – божественное творение бытия.
Провиденциализм – все происходит по божественной воле (историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения).
Экзегеза – толкование библейских текстов.
7-6 век до начала эры – начало философии.
· Киники (др.-греч. κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ.
· Стоики – сторонники стоицизма - Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
· Скептики - сторонники скептицизма (Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины).
· Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».
Философия средневековья – схоластика.
Библия – основная ведущая базовая книга.
Богословие – о божественном существовании бытия.
Теология – чистое вероучение.
Библия – догматы Бога.
Апологетика - защита идей христианства.
Синек – защищал христианство. Первый систематизировал христианство.
Библия
Теология (богословие, вероучение Философия
о сущности и действиях бога)
Апологетика – 1-3 века нашей эры
Патристика – 2-8 века нашей эры
Схоластика – 9-15 века нашей эры
Реализм Номинализм
Томизм
Неотомизм
Патристика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Схоластика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Томизм (от лат. Thomas — Фома) — учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским.
Богословие, или теология (калька греч. θεολογία учение о Боге) — учение о религиозных догматах и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать.
Схоластика проходит три этапа в своем развитии:
1. Ранняя схоластика (9-12 века нашей эры).
2. Зрелая схоластика (13 век нашей эры).
3. Упадок схоластики.
Начало 6 века - конец античной философии.
Основные проблемы, которые выделяет религиозная философия:
1. Проблема бытия.
Представители реализма утверждали, что Бог первопричина всего.
Универсалии – общие понятия, общие идеи.
Бог идеи (универсалии) вещи человек.
Представители номинализма утверждали, что Бог первопричина всего.
Бог вещи понятие в сознании человека.
2. Проблема соотношения общего и единичного.
3. Вопрос истины: истина веры или истина знания должна быть.
Философы:
1. Августин Аврелий (Блаженный) (4-5 века нашей эры).
Его основные работы: «О граде Божием», «Исповедь».
Бог это высшая субстанция, высшее бытие, он не доступен познанию. Утверждение абсолюта веры, приоритет веры над знанием. Нет веры без знания.
Доказательства бытия Бога:
· мир есть;
· вера в Бога;
· Бог есть высшее благо.
2. Иоанн Домаскин (7-8 века нашей эры)
Его основные работы: «Источник знания».
Реализм.
Бог идеи (общее) вещи (единичное) Бог
1. Иоган Скот Эригена (9 век).
Его основные произведения: «О разделении природы», «О божественном предопределении».
Для него Бог – это первопричина всего и всех вещей.
Бог идеи (универсалии) вещи.
2. Ансельм Кентерберийский (11-12 века нашей эры).
Его основные произведения: «Почему Бог вочеловечился».
Для него вера предпосылка рационального знания. «Верую, дабы разуметь».
3. Бонавентура
Его основные произведения: «Путеводитель души к Богу».
Номинализм.
Бог вещи (единичное) идеи, понятия (общее) Бог
1. Считается, что основателем номинализма был Росцелин.
Универсалии – это имена вещей. Бог первопричина. Признает существование вещей, а потом уже сознание.
2. Пьер Абеляр (11-12 век нашей эры).
Его основные произведения: «Да и нет», «Диалектика», «Познай самого себя», «История моих бедствий».
Его философия: универсалий не существует самостоятельно! Реально существуют только вещи. Универсалия – это сфера ума человека. «Понимаю, дабы верить».
Истина высказывания, рассуждения, размышления и истина вещей. Критикует абсолют церкви.
3. Иоанн Дунс Скот (13 век).
Его основные работы: «Оксфордское сочинение» и «О первом начале всех вещей».
· Бог – это бесконечное бытие, а человек конечное бытие. Воля Бога – первопричина всего.
· Он разводит философию.
· Признает существование материи, но материя творение Бога.
Он признавал, что не существует истинной веры и истинного знания. Одно дополняет другое.
4. Уильям Оккам (13-14 век).
Его основное произведение: «Сумма логики».
Бог – бесконечная актуальность. Доказательство бытия Бога может давать только топология. Бог сотворил мир. Философия опирается на доказательство. Две истины: теологическая и научная. Научная истина опирается на разум. Обычное слово – термин. Универсалии – понятие о понятиях. Научное понятие – идеальный термин.
5. Фома Аквинский (1224-1274 годы).
Итальянский философатализм Бог – творец мира. Сотворил мир из ничего, сообразно идеи. В мире существует Божественный разум, он предшествует единичным вещам, но в то же время существует разум человека. Благодаря разуму человек постигает мир (интеллектуальный мир – мир, постигаемый умом).
Утверждает, что первичен Бог, сущности вещей составляют идеи.
Философы возрождения (14-16 века):
1. Николай Кузанский
2. Николай Коперник
3. Жардано Бруно
4. Макиавелли
5. Томас Мор
6. Монтель
7. Галилео Галилей
Пантеизм преобладает в мировоззрении.
Кузанский – «Об ученом незнании». Бог – свернутый мир, вселенная – развернутый мир. Мир бесконечен, бог бесконечен. Любой треугольник или круг – символ бесконечности.
Макиавелли 15-16 века – «Государь», «За сильную личность».
Монтель 16 век – критикует схоластику, выступает за познание природы.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Язык философии Фундаментальные философские категории... Вопросы которые изучает философия... Способ построения философского знания...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 4.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов