Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка.

"Руслан и Людмила" - опера сказка, музыкально-фантастическое повествование, черты былинности. Продолжение - оперы Римского-Корсакова.   В опере Иван Сусанин в интродукции - соединение западного и национального мелоса. Использована тема бесконечного…

Модест Петрович Мусоргский.

- Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный".

Quot;Борис Годунов".

Пролог: 1 картина - "На кого ты нас покидаешь" (фа минор, вариационный принцип развития, хоровой речитатив, сложная трехчастная форма).

"Хор Калик-перехожих" (также вариационный принцип).

2 картина - сцена коронования (колокола, Уж ты солнцу красному слава - подлинная мелодия, глинкинские вариации).

3 действие (польский акт). Хор сандомирских девушек.

4 действие.

Сцена у Василия Блаженного.

 

Смерть Бориса - мужской хор, немного женский (первая редакция, конец).

Сцена под Кромами (вторая редакция).

 

• Подголосочная полифония - гетерофония (Батя, Батя, выйди к нам).

• Интервал - кварта.

 

Quot;Хованщина".

1 действие - Сцена встреча Хованского.

2 действие - хор раскольников.

3 действие - Сцена в стрелецкой слободе.

4 действие - женские хоры: "Возле речки", "Гайдучок", "Плывет, плывет лебедушка".

5 действие - дух старообрядческих распевов.

 

Петр Ильич Чайковский.

Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250

Кантата "Весна".

Многие утвержают, что это одночастная форма. Поэмность.

Сергей Иванович Танеев.

Ольхов.   • Полифоническая природа музыки.

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).

• "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раздалась", "Молитва". • "По горам две хмурых тучи", "Увидал из-за тучи утес",… Хоры раннего периода писал в имении Масловых для развлечения.

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).

1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой.… 1896 - первое исполнение его духовного сочинения "Херувимская" Синодальным хором (считал своим первым ценным…

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).

До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное место занимает духовные сочинения. … Это сочинения литургические, концертные не для канонических составов, на латинские, церковно-славянские, английские,…

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).

Очень тяжело переживал революцию, и имел плохие отношения с советской властью.   Ранние духовные произведения навеяны строгими древними распевами (Киевский, Греческий, Знаменный, Болгарский) и просты…

Черепнин

Входил в круг деятелей вокруг Дягилева и Бенуа. Заведовал оркестровым классом в придворной певческой каппелле. Создал первый класс симфонического дирижирования в Петербургской консерватории. Лучший дирижер - рекомендация Римского-Корсакова. Дирижер в Тифлисе. Член Беляевского кружка. Один из основателей русской консерватории в Париже.

Основа творчества - балеты.

 

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.

Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени… Тексты для произв. партесного стиля заимствовались из литургии, всенощной и… Муз. теоретик последней четв. 17 в. Н. П. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. п.:

КОНЦЕРТ НА ПОЛТАВСКУЮ ПОБЕДУ "РЦЫ НАМ НЫНЕ...".

Концерт "Рцы нам ныне" для двенадцатиголосного хора - это не только вершина музыки на Полтавкую победу, но и одна из вершин в творчестве Василия Титова, приходящаяся на последние годы его жизни.

Текст концерта взят из стихиры "На хвалитех" первой редакции "Службы благодарностей". По структуре стихира диалогична: обращение к Давиду-псалмопевцу с вопрошениями и ответные фразы, для заключения - риторические восклицания - вывод. Все это имело иносказательный смысл, так как описывало победу русских войск, исчезновение шведской армии после Полтавской битвы.

Концерт состоит из 3 частей. Крайние части в размере C, средняя - 3/2. Этот контраст усилен фактурно: гомофония средней части обрамлена имитационными системами крайних частей и сопоставлениями тутти-трио. При этом третья часть равна сумме двух предыдущих.

I часть.Диалогическая структура.

• Тематизм показывается двумя мелодически сходными, но гармонически различными фразами - (T-S; S-T). Уже слышна главная интонация - двухголосный ход на терцию вниз, который будет пронизывать все произведение. Тонико-субдоминантовое соотношение - частое явление для партесных композиций, а симметричное завершение - возросшее чувство тоники.

• На основе той же интонации в субдоминантовом направлении (До мажор) развертывается следующее построение (послеэкспозиционное). Далее оно имитационно разрабатывается. "Где есть, где есть.."

• Далее следует два звена имитационного развития: "превозносящийся", "и высящийся". (До мажор - как субдоминанта к Соль мажору)

• Новый вариант тематической интонации поручен трио (бас и два тенора). "Ты бо видел еси его". Тутти временно возвращает До мажор, но на тексте "кедры ливанские" композитор возвращается в основную тональность.

• Заключительный этап первой части - трио, тесситурно поднятое выше (тенор и два альта), которому отвечают два дисканта, чья интонация все тот же терцовый ход темы. "И где ныне есть?"

Основная тема состоит как бы из двух элементов: терции у дискантов и тутти. Первый элемент выявляет сюжетную линию концерта, связанную с сольными эпизодами. Второй элемент излагается аккордово, представляю простую гармоническую каденцию, еще неотделимую от первого элемента.

II часть. "И мимо идох...". Аккордовая фактура, как образец постоянного многоголосия, характерного для одной из ветвей партесного стиля. Таким образом, Т. обощает обе важнейшие ветви многоголосия своего времени - переменного и постоянного. Здесь впервые появляется минор - ми, ля, ре, оттеняющий мажорность крайних частей. При всей слитности можно выделить два построения. Ощущается влияние канта на музыкальный язык части.

III часть.Вводятся отдельные приемы первой части - избирательная репризность.

Самостоятельное значение получает форма сопоставления трио и тутти. Трио расположены по восходящей лестнице: - 2ой бас, тенора, - 1ый бас, альты, - 1ый бас, альты (с имитациями), - 2ой бас, дисканты.

Общая композиция заключительной части:

 

Тематическая репризность в финале выражается определенным сходством интонаций и тонально-гармоническом тождестве двух крайних частей ("стояние" в до мажоре).

Тема последнего "стояния" очень интенсивна, она сложилась как вариант темы четвертого трио "О неизглаголанного к нам милосердия".

Плясовые мотивы темы, обыгрывающие До мажор, в полифоническом сплетении создают эффект колокольности.


ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.

(~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по… Б. создал ряд выдающихся произведений; среди них истинный шедевр русского искусства 17 века - концерт "Не отвержи…

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО Д.С. БОРТНЯНСКОГО.

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.

Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Бортнянского, насчитывающий около 200 названий, включает 6… Родился в Глухове в семье мещанина, приехавшего на Украину из Польши. В семилетнем возрасте был взят на воспитание в…

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").

Основой " отечественной героико-патриотической оперы", как называл свою оперу "Иван Сусанин" Глинка, явилось обобщение образа… Строение оперы отличается классической стройностью. Композиция опирается на… И.С. - первая русская опера, основанная на сквозном развертывании музыки, без разговорного диалога. В опере…

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.

Одоевский и Сенковский - первые рецензенты оперы - считали ее естественным продолжением Сусанина, второй отраслью национального направления. Опера сочетает в себе черты сказки, былины, лирической поэмы. Лирическая… Для композиции оперы характерны:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".

(1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича… Николая Петрович Шереметев позаботился о профессиональной подготовке своих певчих и актеров, была разработана целая…

ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО НА ПРИМЕРЕ КАНТАТЫ "МОСКВА".

Жанр, форма, тонально-гармонический план.

• "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра. • Кантата "В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого" (к… • Хор к юбилею О.А. Петрова для смешенного хора, тенора (сопрано) соло и оркестра на слова Н.А. Некрасова.

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.

Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком… Сочинения Ч. обозначают начало новой эпохи в истории русской церковной музыки.… В период работы над "Всенощным блением" композитор писал Н.Ф. фон Мекк: "Я перекладываю теперь с…

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").

В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева… К сочинению хоровой музыки Танеев обращался на протяжении всей творческой… Хоры этого периода по содержанию и по форме близки хоровым миниатюрам Шуберта, Шумана, Мендельсона, Кюи, Чайковского.…