Николай Кузанский ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ - раздел Образование,
Николай Кузанский
...
Николай Кузанский
ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ
Возлюбленному Богом высокопреосвященнейшему отцу господину Юлиану, достопочтенному кардиналу святого апостольского престола, моему уважаемому… Для твоего высокого и многоопытного ума будет поистине предметом удивления то,… Натурфилософы говорят, что влечению к пище предшествует некое болезненное чувство в преддверии желудка, побуждающее…
Глава 1
О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ2
Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым прирождена отвечающая задаче познания способность суждения, благодаря чему их стремление не остается напрасным и достигает покоя в желанной основе собственной природы. Если иногда происходит иначе, то это обязательно следствие привходящих обстоятельств, например, когда от болезни извращается вкус или от ложных мнений — рассудок. Поэтому мы говорим, что здравый свободный интеллект схватывает в любовных объятиях и познает истину, которую ненасытно стремится достичь, озирая весь мир в неустанном беге, и не сомневаемся в истине того, с чем не может спорить ни один здравый ум.
С другой стороны, все исследователи судят о неизвестном путем соразмеряющего (proportionabiliter) сравнивания с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении и через посредство пропорции. Когда искомое сравнивается при этом с заранее известным путем краткой пропорциональной редукции, познающее суждение незатруднительно, и, наоборот, когда требуется много промежуточных звеньев, возникают трудности и неясности, как известно в математике, где начальные положения редуцировать к первым самоочевидным принципам проще, а последующие труднее, потому что надо обязательно проходить через те начальные. Итак, всякое разыскание состоит в более или менее трудном сравнивающем соразмерении. По этой причине бесконечное, как таковое, ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным.
Соразмерность, означая вместе и сходство в чем-то общем и различие, не может быть понята помимо числа. Поэтому все соразмерное так или иначе охватывается числом. Причем число состоит не только в количестве, образующем пропорцию, но и в любом другом субстанциальном или акцидентальном сходстве или различии3. Наверное, ввиду этого Пифагор рассудил, что все и образуется и постигается благодаря силе числа4.
Но последняя точность сочетаний в телесных вещах и однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании; премудрый Соломон утверждал, что все вещи сложны и неизъяснимы в словах; а еще один муж божественного духа сказал, что мудрость и место разума таятся от глаз всего живущего5. Поскольку это так и даже глубочайший Аристотель пишет в "Первой философии", что природу самых очевиднейших вещей нам увидеть так же трудно, как сове — солнечный свет6, то ясно, если только наши стремления не напрасны, что все, чего мы желаем познать, есть наше незнание.
Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания. Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание. Ради этой цели я и взялся за труд написать кое-что о научении такому незнанию7.
Глава 2
Во-вторых, как абсолютная максимальность есть абсолютное бытие, благодаря которому все вещи суть то, что они суть, так универсальное единство… Наконец, в нашем третьем рассуждении пойдет речь о явленности максимума.… Желающий проникнуть в суть дела пусть не задерживается на буквальном значении отдельных выражений, которые не могут…
Глава 3
Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может поэтому в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она… Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, она неуловима:…
Глава 4
Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть, и по той же причине, по какой он не может быть больше, он не… Все это для тебя прояснится, если представишь максимум и минимум в… Противоположности, притом в разной мере, свойственны только вещам, допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному…
Глава 5
Раз всё существует наилучшим образом, каким может существовать, то без числа18 множественность сущего существовать не может: с изъятием числа… Посмотри: число привело нас к пониманию того, что неименуемому Богу всего…
Глава 6
И еще. Ничто не могло бы существовать без максимума просто. В самом деле, поскольку всякий не-максимум конечен, он имеет и начало, причем начало… И еще. Берем максимум конкретно как бытие и говорим: максимальному бытию не… И еще. Максимальная истина есть абсолютный максимум. Но максимально истинно то, что этот простой максимум или…
Глава 7
То, что предшествует всякому различию, без сомнения вечно; различие ведь то же, что изменчивость, а все по природе предшествующее изменчивости… Дальше. Всякое неравенство состоит из равенства и чего-то еще, почему… Дальше. Если есть две причины, одна из которых по природе прежде второй, действие первой по природе будет прежде…
Глава 8
Слово "единство" — это как бы "естинство" (wntas) от греческого wn, что по-латински значит "сущий"; единство есть как… Рождение равенства из единства ясно увидим, когда разберем, что такое…
Глава 9
Исхождением называется как бы некое распространение от одного к другому; так, если две вещи равны, от одной к другой как бы простирается равенство,… Хотя от единства рождается равенство единства и от них обоих исходит связь,… Если наши святые учители назвали единство Отцом, равенство — Сыном, а связь — святым Духом, то они сделали так из-за…
Глава 10
Выше показано, что простейший максимум единствен. Но, будучи таковым, он не может быть ни совершеннейшей телесной фигурой, то есть шаром, ни… Впрочем, если ты не понимаешь, что максимальное единство обязательно троично,… Единство понимания есть, очевидно, не что иное, как понимающее, понимаемое и понятие. И вот, если захочешь перейти к…
Глава 11
Хотя всякий образ очевидно стремится уподобиться своему прообразу, однако кроме максимального образа, который в силу единства природы есть то же… Таковы математические предметы. Недаром именно в них мудрецы искусно находили… Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе с ними, что если приступить к божественному нам дано только через…
Глава 12
Действуя так и приступая к делу под водительством максимальной истины, вспомним сначала разные высказывания святых мужей и высочайших умов,…
Глава 13
Во-первых, что бесконечная линия будет прямой, очевидно: диаметр круга есть прямая линия, а окружность — кривая линия, большая диаметра; если эта…
Во-вторых, как сказано, бесконечная линия есть максимальный треугольник, круг и шар. Для доказательства этого надо…
Глава 14
В самом деле, уже доказано, что максимальным и бесконечным может быть только одно. Ясно также, раз всякие две стороны любого треугольника в сумме не…
Понять это тебе поможет еще восхождение от количественного треугольника к не-количественному (non-quantum). Всякий…
Глава 15
Наконец, что бесконечная линия есть шар, обнаруживается так. Линия AB есть… Итак, если выше доказано, что ABC есть круг, треугольник и линия, то теперь мы доказали, что ABC есть также шар. Это…
Глава 16
Здесь проясняется важное умозрение, которое можно вывести относительно максимума: если максимум таков, что и минимум в нем — тоже максимум, то… И вот, перенесем наше умозрение — а мы его вывели из того, что бесконечная… И чтобы увидеть это еще яснее, подумай, что если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в…
Глава 17
Еще. Как бесконечная линия, основание конечной линии, неделима и, следовательно, неизменна и постоянна, так и основание всех вещей, Бог… А что всё причастно по-разному, получается оттого, что, как доказано выше48,… Потом. Как сказано выше, бесконечная линия не больше и не меньше в линии длиной в две пяди, чем эта линия длиной в две…
Глава 18
О ТОМ, КАК ТЕ ЖЕ ПРИМЕРЫ ДАЮТ НАМ ПОНЯТЬ ПРИЧАСТНОСТЬ К БЫТИЮ
Дальше. Возбужденный предыдущим, наш ненасытимый ум в величайшем увлечении начинает настойчиво разыскивать, как яснее рассмотреть это приобщение к единому максимуму, и, снова помогая себе примером бесконечной линейной прямизны, утверждает:
Невозможно, чтобы кривое, всегда допуская увеличение и уменьшение [кривизны], стало максимальным или минимальным; да и вообще кривизна, как таковая, не есть нечто, ибо она есть отпадение от прямой. Все бытие, какое есть у кривой, идет от причастности прямизне, поскольку максимально и минимально кривое есть не что иное, как прямое. Таким образом, чем менее крива кривая (например, окружность увеличивающегося круга), тем больше она причастна прямизне, — не то что она принимает ее часть, ведь бесконечная прямизна не делится на части, но чем прямая конечная линия больше, тем больше она оказывается причастна бесконечности максимальной бесконечной линии. И вот, как конечная линия, поскольку она пряма (а в ее прямизну разрешается минимальная кривизна), причастна бесконечной линии более простой причастностью, кривая же не такой простой и непосредственной, а больше опосредствованной и отдаленной причастностью, через посредство прямизны, которой кривая причастна, — точно так же есть вещи, непосредственней причастные самодовлеющему (in seipso subsistentem) максимальному бытию, как простые конечные субстанции, и есть другие, причастные максимальному бытию не сами по себе, а через посредство субстанций, как акциденции. Несмотря на все различие видов причастности, прямое остается мерой и себя самого и кривого, как говорит Аристотель50; как бесконечная линия есть мера линии и прямой и кривой, так максимум есть мера всех вещей, как бы по-разному они к нему ни приобщались.
Здесь приоткрывается и смысл его слов о том, что субстанция не допускает ни своего увеличения, ни уменьшения51. Это так же верно, как то, что прямая конечная линия в качестве прямой не допускает увеличения и уменьшения, и только в качестве конечной из-за разной причастности бесконечной линии одна больше или меньше относительно другой, причем никогда не найти двух совершенно равных. Наоборот, кривая в своей причастности к прямизне допускает увеличение и уменьшение, а потом еще и в той прямизне, которой причастна, тоже допускает увеличение и уменьшение, уже в качестве прямой. И отсюда же ясно, что акциденции тем благороднее, чем более благородной субстанции причастны. Здесь видно и то, что способны существовать только вещи, причастные бытию первоначала или сами по себе, или через другое сущее, как линии бывают только или прямые, или кривые. Поэтому Аристотель справедливо разделил все сущее в мире на субстанции и акциденции52.
Итак, и у субстанции и у акциденции есть одна точнейшая мера, сам простейший максимум. Хоть он и не субстанция и не акциденция, однако из всего сказанного совершенно ясно, что ему больше пристало имя не акциденции, а непосредственно ему причастного, то есть субстанции. Недаром величайший (maximus) Дионисий называет его большим, чем субстанция, или сверхсубстанциальным53, а не сверхакцидентальным, потому что сказать "сверхсубстанциальный" больше, чем сказать "сверхакцидентальный", и, значит, это лучше отвечает величайшему максимуму. С другой стороны, он зовется "сверхсубстанциальным" — то есть, надо понимать, все-таки не субстанцией, — потому что это ниже его, он выше субстанции. Словом, отрицание вернее подходит максимуму, как скажем ниже по поводу имен Бога54.
Можно было бы многое узнать из предыдущего о различии и благородстве акциденций и субстанций, но об этом здесь нет места говорить.
Глава 19
Было доказано, что максимальная линия есть треугольник, и поскольку эта линия — простейшая, простейшее оказывается троичным. Всякий угол… Кроме того, поскольку угол, противоположный большей стороне, как известно из… И еще. Как максимальная линия не больше линия, чем треугольник, круг или шар, но поистине есть все это без…
Глава 20
Но относительно вечноблагословенной Троицы, пожалуйста, обрати внимание еще на то, что максимум троичен, а не четверичен, не пятиричен и так далее,… В самом деле, всякая многоугольная фигура своим простейшим первоэлементом… Кроме того, уже показано, что из возможности простой линии сначала возникает простой — в ряду многоугольных фигур —…
Глава 21
Круг есть фигура, совершенная по единству и простоте. Но, как уже доказано выше, треугольник есть круг60. Так же и троичность есть единство. С… Еще. Поскольку это максимальный круг, его диаметр тоже максимален, а раз… Ты начинаешь понимать разумом, что максимум ничему в мире не тождествен и ни от чего не отличен, но что все в нем, из…
Глава 22
Поскольку, как очевидно из предыдущего, в Боге свернуто все, даже противоположности, ничто не может избежать его провидения: сделаем мы что-нибудь,… Потом, хотя Бог мог предусмотреть в своем провидении многое, чего не… Теперь, как в материи многое, чего никогда не произойдет, заключено возможным образом, так, наоборот, все, что не…
Глава 23
Поэтому максимум есть форма форм и форма бытия, или максимальное актуальное бытие. Глубоко было прозрение Парменида, говорившего, что Бог есть то,… Через подобие максимума максимальному шару мы ясно видим теперь, что он есть… Итак, все природные движения покоятся в Боге как в конечной цели и всякая возможность осуществляется в нем как в…
Глава 24
В самом деле, если максимум есть тот максимум просто, которому ничто не противостоит, то ясно, что ему не может подходить никакое собственное имя;… С другой стороны, единство есть имя Бога не в том смысле, в каком мы обычно… Отсюда ясно, что утвердительные имена, которые мы приписываем Богу, его бесконечно умаляют. В самом деле, они…
Глава 25
Все эти имена развертывают всесодержащее единство несказанного имени, и как это истинное собственное имя бесконечно, так бесконечны свернуто… Древние язычники смеялись над иудеями, поклонявшимися неведомому им единому… Не спорим, некоторые язычники понимали Бога, поскольку он бытие вещей, пребывающим вне вещей и только в абстракции,…
Глава 26
Святое незнание научило нас, что Бог несказанен и таков потому, что бесконечно выше всего именуемого. Ввиду бесспорной истинности этого мы ближе к… Все это совершенно понятно из предыдущего. В самом деле, хотя вечность есть та… Отсюда ясно, между прочим, что отрицания в теологии истинны, а утверждения недостаточны. При всем том отрицания,…
КНИГА ВТОРАЯ
ПРОЛОГ
Изложив таким образом с помощью символических фигур нашу науку незнания в том, что касается природы абсолютного максимума, попытаемся еще, следуя этой светящей нам во тьме природе, тем же путем исследовать вещи, которые суть все то, что они суть, от абсолютного максимума.
Поскольку, однако, все причинно обусловленное целиком зависит от причины, само по себе ничего не представляет и лишь с возможной близостью уподобления приобщается к своему источнику и основанию, получая от него все свое бытие, то ясно, как трудно постичь природу конкретно ограниченных вещей, когда неизвестен абсолютный прообраз. Поднявшись над собственным пониманием и научившись незнанию, мы должны поэтому, пускай не вмещая точной истины как она есть, прийти по крайней мере к узрению того, что она существует, хоть мы сейчас и не способны ее охватить. Вот цель моего труда в этой части, и пусть твое милосердие рассудит и примет его.
Глава 1
В основе всего сказанного лежало, что к максимуму бытия и возможности1 нельзя прийти через превышаемое и превышающее. Соответственно мы вывели… Можешь делать на этом основании бесчисленные выводы. Скажем, в приложении к… Если потом то же правило применишь к математике, увидишь, что в геометрических фигурах актуально достичь равенства…
Глава 2
Кто способен, соединив в творении абсолютную необходимость, от которой оно происходит, со случайностью, без которой его нет, понять его бытие? Не… И творение, как таковое, нельзя назвать ни единым, раз оно исходит из… Теперь, поскольку творение сотворено бытием максимума, а в максимуме быть, создавать и творить — одно и то же, то…
Глава 3
Например, одно и то же единство в аспекте развертывания этого единства в количество называется точкой, поскольку в количестве не найдешь ничего,… То же самое единство есть покой, поскольку в нем свернуто движение, которое,… Точно так же в "теперь", или настоящем, свернуто время: прошедшее было настоящим, будущее будет настоящим, и…
Глава 4
Возьмем кое-что на примере ради приступа к разысканию. Бог есть абсолютная максимальность и, значит, единство, которое абсолютно предваряет и единит… Все станет ясно, если правильно понимать конкретность вещей. Конкретная… Прилежный искатель может вывести отсюда многое. Скажем, если Бог, будучи безмерным, не заключен ни в Солнце, ни в…
Глава 5
В самом деле, Вселенная как бы природным порядком27, будучи совершеннейшей полнотой, заранее всегда уже предшествует всему, так что каждое… Опять-таки Вселенная существует только в конкретной определенности вещей и… Вот пример. Показано, что бесконечная линия есть линия, треугольник, круг и шар29. Но всякая конечная линия получает…
Глава 6
Первое абсолютное единство свертывает все абсолютным образом, первое конкретное — конкретным, но это предстает в таком порядке, что абсолютное… При таком рассмотрении видно, что универсалии актуально существуют только в… Как универсальное через абстракцию существует в интеллекте, мы рассмотрим в книге "Предположений"37, хотя…
Глава 7
Это требует особенной остроты внимания. В Боге единство, оно же Троица, так совершенно, что Отец есть актуально Бог, Сын — актуально Бог, Святой Дух… Итак, единство Вселенной троично, поскольку состоит из возможности, сложной… Выведи отсюда четыре универсальных модуса бытия.
Глава 8
О ней много сказано древними, которые все согласно решили, что из ничего ничего не возникает, и на этом основании постулировали некую абсолютную… Платоники из-за отсутствия у нее какой-либо формы называли ее лишенностью47.… Гермес говорил, кроме того, что материя (hyle) — кормилица тел, а эта неоформленность — кормилица душ. Некоторые из…
Глава 9
Платоники думали опять-таки, что много таких разных прообразов природным порядком существует в сложной необходимости, происходя от единого… Они решили, что всякое движение исходит от этой мировой души, которая, сказали… Многие христиане удовлетворились этим платоническим взглядом. Особенно из-за того, что у камня одна сущность, у…
Глава 10
Мудрецы решили, что, как художник, желая сделать статую из камня и храня в себе форму статуи как идею, с помощью приводимых им в движение… Этот дух связи, говорили они, исходит от обеих, то есть и от возможности и от… Дух этот разлит по Вселенной в целом и по ее отдельным частям и конкретен. Его называют природой. Природа есть таким…
Глава 11
Как мы теперь знаем из говорившегося, Вселенная троична62; в мире нет ничего не составляющего единое целое потенции, актуальности и связующего… Поэтому невозможно, если рассмотреть различие движений сфер, чтобы у мировой… Раз Земля не может быть центром, она не может быть совершенно неподвижной, а обязательно движется так, что может…
Глава 12
Нам уже ясно, что наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то… Кроме того, наша Земля не шарообразна, как некоторые говорили, хотя тяготеет к… И точно так же, раз в мире нет максимума или минимума совершенства, движения и фигуры, как ясно из только что…
Глава 13
Поистине Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с астрономией — искусства, которыми и мы пользуемся, исследуя… В удивительном порядке составлены элементы Богом, сотворившим все в числе,… Причем земля относится к огню, как мир к Богу. У огня в его отношении к земле поистине много сходств с Богом73: его…
КНИГА ТРЕТЬЯ
ПРОЛОГ
Чтобы после этих кратких слов о конкретном бытии универсума ради приращения нашей веры и нашего совершенства рассмотреть с помощью науки незнания максимум, который вместе и абсолютен и конкретен, — вечно благословенного Иисуса Христа, — сжато изложу теперь в надежде на твое достоудивительное прилежание еще и свои мысли об Иисусе, призывая его быть путем к самому себе, то есть к истине, в которой теперь через веру, а потом и через богосыновство да животворимся мы в нем и благодаря ему, потому что он и есть вечная жизнь.
Глава 1
Если любая определенная вещь всегда допускает увеличение или уменьшение внутри своей конкретности, она никогда не исчерпывает до предела ни… Раз ни Вселенная не достигает пределов абсолютной максимальности, ни роды —… Соответственно никакой вид не опускается до наинизшего положения в каком-то роде, раз прежде, чем дойти до минимума,…
Глава 2
Поэтому если бы максимум смог существовать в конкретном индивиде какого-то вида, такой индивид обязательно оказался бы полнотой этого вида и всего… Если максимальная потенция так соединит с собой это конкретное, что большее…
Глава 3
Возьмем существа низшей природы. Если какое-то из них возвысится до максимальности, оно станет Богом так, как показывает пример максимальной линии:… Поэтому только срединная природа, связующее звено между низшей и высшей,… С другой стороны, человек существует только конкретно, поэтому подняться до соединения с максимумом было бы возможно…
Глава 4
Чтобы с помощью ученого незнания понять это превосходящее всякое наше разумение лицо, соединившее человека с Богом, подумаем в духовном восхождении… Нам может немного послужить тут вот какой пример. Чувственное познание… Опять-таки величайшего совершенства человеческой природы и надо ведь искать в чем-то субстанциальном и существенном,…
Глава 5
Пусть нашему незнанию поможет вот какой пример. Когда какой-нибудь выдающийся учитель хочет показать ученикам свое духовное, то есть мысленное… Нельзя сомневаться, что вседобродетельная Мать, представившая для этого… В самом деле, человек от этой девственной матери мог родиться только во времени, тогда как от Бога-Отца — только в…
Глава 6
Интеллект взлетает выше и видит, что пускай чувство во всем подчинится рассудку, перестав служить своим природным страстям, человек сам по себе все… Никто никогда не смог сам преодолеть себя и свою изначально подданную грехам… Человечность восполнила таким образом в Иисусе Христе все слабости всех людей. И в самом деле, поскольку его…
Глава 7
Опять-таки мы сможем отчасти понять это через наше незнание29, если вспомним вещи, о которых уже много раз говорилось. Как мы показывали выше,… Малости ума и своему незнанию помоги притчей Христа о пшеничном зерне.… Вникни в строгость этого соответствия: именно в силу того, что человечность Иисуса рассматривается в конкретной…
Глава 8
Но есть только одна неделимая человечность, только одна видовая сущность всех людей, в силу которой каждый отдельный человек является человеком,… С другой стороны, хотя человечность всех людей едина, начала индивидуации,… Итак, через Христа сообразно природе его человечности наша человеческая природа стяжала (contraxit) бессмертие32, и…
Глава 9
И еще. Некоторые раскаляемые вещества устойчиво выдерживают огонь и способны вобрать в себя и его свет и его тепло, потому что их чистота позволяет… И еще. Бесконечный божественный свет есть сама вечность и истина, и, желая от… А обращение нашего духа совершается, когда всеми своими разумными силами он через веру обращается к чистейшей вечной…
Глава 10
Разумная природа, которая выше времени и не подвержена мирскому тлению, по своей сути свернуто заключая внутри себя нетленные формы — например,… Поэтому если интеллект, отрешившись от земного тела, где подчиняется временным… Кроме того, при восстании человечества над движением, временем, количеством и другими преходящими вещами тленное…
Глава 11
Крепчайшую веру в Христа, непоколебимо утвержденную в своей простоте, можно постепенно распространять и развертывать [в знание], следуя изложенной… Так нас, верующих в Христа, ведет к той горе, которая есть Христос, знающее… Потом, еще жарче горя стремлением, продолжая неустанное восхождение, верные восторгаются к чистой духовности, оставив…
Глава 12
Степень веры у разных людей по необходимости неодинакова, а значит, всегда может стать и больше и меньше, и к максимальной вере, больше которой уже… Такое единение и есть церковь, то есть собрание многих в едином, подобное… Поскольку во время земных скитаний вера может возрастать в нас постоянно и так же любовь — ведь пускай каждый, может…
В таких глубоких вещах наш разум должен сначала всеми силами стремиться к той высшей простоте, где совпадают любые противоположности; на это… Закончил в Кузе, 12 февраля 1440 г.
Новости и инфо для студентов