рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Неформальные Молодежные объединения как фактор социализации подростков

Работа сделанна в 2009 году

Неформальные Молодежные объединения как фактор социализации подростков - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2009 год - Факультет Социальных И Информационных Технологий Кафедра Социальной Педагогик...

Факультет социальных и информационных технологий Кафедра социальной педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков Исполнитель: Студентка 953 группы Антанюк Екатерина Викторовна Научный руководитель: д. п. н профессор кафедры социальной педагогики Сафонова Т. В. Глазов 2009 Содержание Введение… 3 Глава 1. Молодежная субкультура как социальный феномен………… 1.1 Характеристика понятия «молодежная субкультура» и ее проявления в России….1.2 Описание типологии молодежной субкультуры…. 15 Выводы по 1 главе …. 24 Глава 2. Характеристика особенностей представителей неформального молодежного объединения «Готы» … 2.1 История формирования субкультуры «Готы»… 27 2.2 Особенности формирования мировоззренческих взглядов НМО «Готы»…2.3 Неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков… … 38 Выводы по 2 главе… 43 Глава 3 Работа социального педагога с подростками субкультуры «Готы»… 3.1 Результаты констатирующего этапа исследования … 3.2 Социально- педагогические рекомендации в работе с подростками субкультуры «Готы»…51 Выводы по 3 Главе….57 Заключение…58 Список литературы… 62 Приложения… 67 Введение Актуальность исследования. Изучение неформальных объединений, в том числе молодежных, относительно новое направление для гуманитарных наук. Сами НМО как таковые возникли в середине XX века. А их широкое распространение связано с появлением постмодернизма и его постепенно растущим влиянием, которое достигло своего апогея в конце XX века. Научный интерес к НМО сформировался только в 60-х годах того же столетия.

Кроме того, следует учесть, что до конца 80-х годов в отечественной науке господствовало отношение к НМО как к социальной аномалии, которую надо изучать только для того, чтобы найти способ ее исправить.

Но даже после того, как отношение к НМО изменилось к лучшему, исследования в этой области оставались достаточно разрозненными, и многие явления выпадали из поля научного зрения.

Также не следует забывать, что НМО – явление весьма динамичное, и большинство исследований быстро устаревает и теряет свою актуальность.

Между тем знание о молодежных субкультурах необходимо социуму.

Отсутствие такого знания порождает непонимание и неприятие между подростками и молодежью с одной стороны и людьми среднего и старшего возраста с другой. Поэтому необходимы исследования, которые осветили бы современное состояние НМО и заполнили существующие пробелы. Нами выбрана данная темя исследования, так как считаем, что среди всевозможных факторов в современном обществе, влияющих на развитие личности подростка, одним из важнейших являются неформальные молодежные объединения.

Они играют огромную роль в адаптации человека в современном обществе, приобщении его к культуре, принятой в данном обществе. Данный вопрос требует глубоких исследований. Молодежные неформальные объединения являются важным средством социализации. Но, несмотря на значимость молодежных и неформальных объединений, как одного из важных факторов, влияющих на становление и развитие личности, она остается малоизученной. Выявив позитивное влияние молодежной субкультуры на развитие личности подростка, мы сможем определить ее негативное влияние.

Также есть необходимость понять суть молодежных исканий. «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально – философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально – управленческие, социально – психологические аспекты данного феномена.

Почти все молодежные объединения («компании», «тусовки» и т. д.), не являющиеся формально организованными и структурированными, можно отнести к носителям собственной субкультурности, которое создает каждое новое поколение, входящее в общество.

Понятие «субкультура» подразумевает особую сферу культуры, «Суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающиеся собственными ценностями, строем, обычаями, нормами».[2, с.37] Любое культурное образование представляется в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей и традиций. Молодежное культурное образование не исключение. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. По отношению к НМО возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности отдельных групп.

Противоречие данного исследования заключается, в том, что несмотря на разнообразие юношеских субкультур, существует небольшое количество рекомендаций в работе с подростками, представителями неформальных молодежных объединений. Вышеизложенное обозначило следующую проблему исследования: какой должна быть социально-педагогическая помощь членам неформальной молодежной организации в процессе социализации. Цель: изучить как неформальные молодежные объединения влияют на процесс социализации подростков и обосновать методику социально-педагогической помощи подросткам – представителям неофициальных юношеских субкультур. Задачи: 1. Изучить состояние данной проблемы в научно-педагогической литературе и практике. 2. Охарактеризовать признаки неформальных молодежных объединений и выявить определить особенности молодежной субкультуры в современном обществе. 3. Определить влияние молодежной субкультуры на социализацию личности. 5. Выявить особенности и обосновать методику социально-педагогической помощи представителям неформальных молодежных объединений.

Объектом данного исследования является процесс социализации подростков — представителей неформальных юношеских субкультур.

В качестве предмета в данной работе рассматривается социально-педагогическая помощь подросткам — представителям неофициальных юношеских субкультур в процессе социализации.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении, что если в молодежной среде существуют неформальные объединения и они оказывают большое влияние на социализацию личности, то необходима организация социально-педагогической помощи подросткам – представителям юношеских субкультур. Для решения поставленных задач использовались следующие общетеоретические методы: • Теоретико-методологические - анализ психолого-педагогической, философской, и специальной литературы, по исследуемой проблеме. • Эмпирические методы: - Педагогическое наблюдение, содействовавшее накоплению и фиксации фактического материала. - Исследовательские беседы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации позволят совершенствовать работу педагогов с неформальными коллективами подростков и юношества. В данной исследовательской работе использованы в качестве теоретической основы научные работы социологов, психологов, культурологов, педагогов, занимающихся проблематикой НМО. В работах В.В. Касьянова, О.Е. Кравченко, А.В. Лукова, С.С. Фролова, Ю.Г. Волкова и других социологов – исследователей рассматривается ряд аспектов, связанных с теоретической установкой, направленной на рассмотрение существования субкультуры как целостного формирования внутри господствующей культуры.

Основные закономерности формирования и функционирования особых феноменов НМО, а также их характеристики как признаки социокультурных объектов были представлены в работах А.М. Громова, Д.Н. Добренкова, А.Э. Запесоцкого, В.Д. Семенова и др. Авторы статей О.Ю Донин, Б.Б Доронин, А.С. Иванова, М.В. Лукова, Т.Р. Лыкина, Е.И. Садко, И.А. Фрыгин в своих описаниях конкретных неформальных движений (таких, как панки, хиппи, рокеры и т.д.) дают характерный обзор их традиций, внешних признаков, идеологических и ценностных ориентаций, на основе которых мы имеем возможность построить единую типологию примеров существования субкультурного «ядра» в НМО. Представить несколько видов наиболее используемых классификаций НМО по разным признакам, выделяющим их как объекты социологических исследований, удалось благодаря работам И.В. Фролова, А.В. Толстых и др. В работах Р. Ларкина и М. Брейк наиболее полно рассматриваются понятия и параметры основных моментов «стиля», проблемы структурной принадлежности группы.

При рассмотрении вопросов влияния НМО на личность подростка были использованы работы Э.А. Орлова, В.Т. Лисовского.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Специфическими проблемами, возникающими в процессе социализации старшеклассников — представителей юношеских субкультур, являются компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, подменяющего ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении. 2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если: педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре; старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик; взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог. 3. Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы.

Глава 1. Молодежная субкультура как социальный феномен 1.1 Характеристика понятия «молодежная субкультура» и ее проявления в России Для того чтобы четко охарактеризовать понятие «молодежная субкультура», необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия как «культура» и «субкультура». Под культурой (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, начинание) понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации- усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений [8]. Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно.

Так, в справочной литературе до середины 80-х гг. ХХ века этот термин найти не удается.

Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания.

В настоящее время это понятие, освободившись от негативного значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура( от лат. Sub – под, около и cultura – возделывание, воспитание, образование) – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой –либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [8]. В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, т.е. так или иначе, каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом.

В результате субкультурные нормы, ценности, стереотипы и представления отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку первые оказываются скоррелированными для конкретных сообществ в рамках определенной социокультурной системы.

В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры [4]. Для любой субкультуры существует ряд определенных обязательных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под сомнение возможность отнесение того или иного социокультурного образования к субкультуре.

Это следующие черты: • Специфический стиль жизни и поведения; • Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия; • Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. Каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур, которые для обществ, находящихся на одном этапе развития одинаковые [10]. Современные индустриально развитые общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также систему множества различных субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя [3]. Более того, современный человек не только может, но и вынужден делать выбор среди субкультур, число которых неуклонно растет в силу ускорения темпа жизни, социокультурной динамики.

Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ (к которым относится и Россия) является молодежная субкультура. Но прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной.

Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным. В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы (подростки) и периоду обучения в техникуме, ВУЗе, а также начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодость) [5]. Отличительными признаками молодежи служат: • Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях; • Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность; • Отсутствие собственной семьи; • Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка; • Определение собственного социального статуса; • Дифференциация в соответствии с социальными слоями.

Рассмотрев эти понятия можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее: 1. Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней; 2. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре; 3. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.; 4. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике [12]. Таким образом, молодежная субкультура – это эзотерическая.

Урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет [3]. В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации [7]. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый.

Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности.

Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

Конечно, юношество воплощает в себе новую историческую реальность. Оно творит собственную субкультуру. Но означает ли это, что молодое поколение обязательно преобразует культуру как таковую? По мнению немецкого социолога Мангейма, чаще бывает так, что ценностные искания неизбежны в силу возрастной адаптации.

Однако минует возраст брожений, и культура снова устремляется в свое основное русло [1]. Иначе говоря, мангеймовская концепция разъясняется, почему люди создают особый мир ценностей, жизненных ориентаций. Таким образом, можно сказать, молодежная субкультура не является новообразованием в рамках господствующей культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, помогающий молодежи адаптироваться в условиях какого-либо общества.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным – как у нас, так и за рубежом. Молодежная субкультура как социальный феномен к нам в Россию пришла с Запада, но проведение параллелей между западной молодежной субкультурой и российской было бы ошибочно. В применение к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен.

На Западе молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни. В то время как у нас известность молодежной субкультуры в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации [5]. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость традиционном для Запада понимании? Здесь можно выделить три фактора: • Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения; • Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.

Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.) • Аномия в российском обществе в дюркгеймовском смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности [17]. Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России.

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то картина будет выглядеть следующим образом: 1. Криминализация молодежной субкультуры Истоки этого процесса носят общественный характер.

Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказания в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте от 30 лет в период между 1995 и 2007 гг. составило 8576,3 тыс. человек [4]. Часть вернувшихся из мест лишения свободы активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера.

Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политике, развлечений и т.д. 2. Влияние западных молодежных субкультурных феноменов По этому признаку охарактеризовать российскую молодежную субкультуру очень сложно не столько из-за обилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторых из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.

Например, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов 20 века – хотя по форме близки к западным аналогам, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. 3. Романтическая компенсация повседневной рутины [24]. В выделении этого признака для нас важна не столько мотивация соответствующих действий, сколько влияние фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным проявлениям.

Эта черта выражает особенности и данного времени, и общего для молодежи стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т.д. «Тяга к опасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Например, фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта.

Некоторые сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. 4. Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду моделей поведения и организация жизненного пространства из советской эпохи носит субкультурный характер главным образом в крупных городах. Следы такого переноса обнаруживаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их прошлых формах. 5. Феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок.

На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть [4]. Таким образом, особенностями молодежной субкультуры в современном российском обществе являются: феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства), воспроизводство некоторых черт советского прошлого, романтическая компенсация повседневной рутины, влияние западных молодежных субкультурных феноменов, криминализация молодежной субкультуры [37]. 1.2.

Описание типологии молодежной субкультуры

[8]. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, определит... Break-dance – особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акр... В тот же раздел попадают и битломаны – течение, в рядах которого когда... Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки (биты),...

Выводы по

Выводы по

Выводы по

Выводы по главе 1 В первой главе нашего исследования мы охарактеризовали понятие « молодежная субкультура», и сделали вывод, что это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество. Это частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Так же мы сделали вывод, что молодежная субкультура не является новообразованием в рамках господствующей культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, помогающий молодежи адаптироваться в условиях какого – либо общества. Проведя анализ проявления молодежных субкультур в России, мы выявили ее специфику и выявили черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде.

Такими чертами стали криминализация молодежной субкульту.

– Конец работы –

Используемые теги: Неформальные, молодежные, объединения, фактор, социализации, ростков0.479

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неформальные Молодежные объединения как фактор социализации подростков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Неформальные объединения молодежи как фактор социализации подростков
Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на… ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Неформальные объединения молодежи как фактор социализации.… Центр был основан в 1988 году экспериментальной лабораторией изучения молодежных проблем на базе ДК работников…

Неформальные молодежные объединения
Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в… Очевидно, что этих законов и программ не достаточно. С учетом выявленных… Предметом исследования является сущность социально педагогической работы с неформальными молодежными…

Неформальные молодежные объединения
А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.… Кроме того я считаю что эта тема неформалов очень актуальна в наши дни, она… Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега можно увидеть их очертания, общее количество,…

Неформальные молодежные объединения
А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.… Кроме того я считаю что эта тема неформалов очень актуальна в наши дни, она… Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега можно увидеть их очертания, общее количество,…

Неформальные молодежные объединения
А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д. Но… Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения,… Рассматривая неформальные объединения, я попытаюсь определить роль и место самодеятельных общественных формирований в…

Государственная поддержка деятельности молодежных общественных объединений в Беларусии
Ее реализация - одно из приоритетных направлений деятельности белорусского государства.Реализация государственной молодежной политики представляет… Основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в… Программа «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы разработана для улучшения социально - экономического положения…

Игра как фактор социализации личности (психологический аспект). Философия игры
Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо… Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью… Польский писатель-фантаст и оригинальный мыслитель Станислав Лем, как бы возрождая античное космическое понимание…

Социализация. Основные этапы. Теории социализации
Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении её в систему… Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда… Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных…

Причины воспаления (Рис.5): физические, химические и биологические факторы. Физические факторы
это биологический и вместе с тем ключевой общепа тологический процесс В ме дицине для обозначения воспаления к названию органа в котором... Принято считать что история учения о воспалении началась с Гиппократа хотя... Определение воспаления Рис реакция живой ткани на повреждение заключающаяся в определенных изменениях...

Экономические ресурсы и факторы производства. Классификация факторов производства
Жизнедеятельность общества процесс взаимодействия потребностей и... Экономические ресурсы и факторы производства Классификация факторов производства...

0.051
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам