рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о душе Эпикура

Учение о душе Эпикура - раздел Психология, Факультет клинической психологии После Аристотеля И Сто­иков В Античной Психологии Намечаются Заметные Изменен...

После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Эпикуржил в 341-271 гг. до н.э. Политическая неустойчивость страны, социальные коллизии и потрясе­ния, испытываемые Грецией в этот период, не могли не отразиться на характере теоретических взглядов филосо­фа. В его учении вновь с особой остротой выдвигаются проблемы этико-психологического плана.

Поворот к ограничению психики областью чув­ственности и разума Эпикур осуществляет на основе ато­мистического учения, выдвинутого Демокритом. Однако в учении Эпикура можно обнаружить и идеи философов милетской школы и Гераклита.

Отвергая учение Платона, Эпикур считал, что пер­вичной реальностью является материальный мир, неза­висимый от человека. Все явления природы протекают по законам самой природы. Вселенная — это мир вещей и пустоты. Исходными элементами всего сущего являются атомы, которые отличаются друг от друга не только ве­личиной, формой, порядком и положением, как это от­мечалось Демокритом, но еще и весом или тяжестью. Ато­мы находятся в вечном движении, необходимым услови­ем которого является пустота. Без пустоты атомам негде было бы двигаться.

Душа — это то, что придает движение. А то, что при­дает движение, не может быть само пустотой. Следова­тельно, душа человека материальна. Ум есть совокупность атомов, соединенных с телом. Представляя собой тончай­шее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеива­ется, тело же без души — разрушается.

Первой формой психического являются, по Эпику­ру, не растительные функции, как это было у Аристоте­ля, а ощущения и восприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Благодаря чувствам человеку представляется то, что находится вне его. Механизм ощу­щений и восприятий описывался Эпикуром с позиций те­ории истечений. Здесь он целиком идет за Демокритом. С критикой теории истечений против представителей ато­мизма, в том числе и Эпикура, выступали позднее бого­словы. Они считали, например, что если от тел постоян­но исходили бы истечения, то через определенное время от этих тел ничего не осталось бы. Однако Эпикур отме­чал, что и из органов чувств, как и от других предметов, идут истечения, которые, достигая воспринимаемый объект и, пополняя его, сохраняют предмет относительно постоянным в своих размерах.

Ощущения и восприятия являются исходным мате­риалом, из которого образуются представления. Без ощу­щений и восприятий представления и память не возника­ют. Представления подразделялись философом на част­ные и общие. В частных представлениях отражаются единичные предметы. Общим же представлениям припи­сывались характеристики и признаки понятий. Общие представления — это обобщенные чувственные образы, возникающие при участии памяти посредством наложе­ния впечатлений. В результате такого наложения инди­видуальные признаки и черты единичных впечатлений снимаются и исчезают, остается только то, что является в них общим. Мышление заключается в том, чтобы срав­нивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступа­ющими впечатлениями. Критерием истинного знания яв­ляется совпадение мысли с реальностью, которая с дос­товерностью дана в первичных восприятиях. В душе нет никаких врожденных идей. Все понятия или что то же самое, по Эпикуру, всеобщие представле­ния имеют своей основой ощущения и восприятия, вызы­ваемые, в свою очередь, внешними предметами.

Величие Эпикура в том и состоит, что он всему пытается найти естествен­ную основу, причину. Детерминистическое объяснение получают в пси­хологии Эпикура развитие языка, природа сновидений, побудительные силы. Сновидения есть возобновление образов, подученных ранее наяву. Как правило, во сне человек видит то, что в реальной жизни оказалось ему недоступным, т.е. сновидения в большой части связаны с нереализованными желаниями. Несколько по-новому Эпикуром решается проблема развития языка. Речь и язык имеют естественное происхождение. Внешние воз­действия вызывают не только образ вещей, но и различ­ное к ним эмоциональное отношение. Эти состояния на­ходят свое внешнее выражение в звуках, относимых к предметам, с которыми связано возникшее переживание. Позднее предметы начинают обозначаться буквосочета­ниями и затем целыми словами. В разных местностях чувства, вызываемые сходными явлениями и предмета­ми окружающей действительности, выражались у людей различными звуками, и это явилось причиной возник­новения разных языков.

В вопросе о природе эмоций и аффективных пере­живаний взгляды Эпикура сходны с представлениями Демокрита. Эмоции объяснялись в терминах атомисти­ческого учения. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и рав­номерным движением круглых, гладких атомов. Отри­цательные аффекты и чувство неудовольствия или стра­дания возникают в том случае, если потребности орга­низма не удовлетворяются, а движение атомов неравномерно, причем сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную, угловатую форму.

Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека, наполняющие смыслом его жизнь и определя­ющие его поступки и поведение. По мне­нию Эпикура, счастье человека состоит в стремлении к удовлетворению потребностей и наслаждению. Но удо­вольствие и наслаждение понимались им не как безрас­судное и чрезмерное увлечение телесными излишествами, что пытались приписать и в чем хотели обвинить Эпику­ра богословы. Для него удовольствие и страдание есть приобретение спокойного расположения духа, устране­ние страданий и тревог, горя и душевных мук, освобож­дение от невыносимых переживаний и аффективных со­стояний, преодоление различного рода страхов. Для вос­становления спокойствия души важное значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей.

С точки зрения Эпикура, человек живет в несколь­ких системах событий — необходимых, случайных и со­бытий ему подвластных. В первых двух случаях люди мало что могут изменить в целях улучшения собственной жиз­ни и обретения личного счастья. А вот третья область, которая включает в себя сферу морали, чувств и поведе­ния, может контролироваться и управляться самим чело­веком. Большое значение в этом имеет философия, основное назначение которой Эпикур видел в поиске и указании ею людям путей обретения счастья. Только через философию, призванную открывать и ука­зывать пути преодоления тревог и страхов, человек может обрести истинное счастье, покой и наслаждение в его хо­рошем смысле слова. Эта основная идея философии и пси­хологии Эпикура нашла свое отражение в надписи, кото­рая венчала вход в парк, где он проводил беседы и занятия со своими учениками. Надпись гласила: “Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение”.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о душе Эпикура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги