рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии - раздел Психология, Факультет клинической психологии   От Д. Локка ­развитие Философии Происходило По Двум Основным ...

 

От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические тенденции в учении Д. Локка.

В самой Англии в материалистическом направ­лении идеи Д. Локка развивали передовые мыслители XVIII века Д. Толанд(1670-1721), Д. Гартли (1704-1757) и Дж. Пристли (1733-1804).

 

1. Развитие в Англии идей Локка в материалистическом направлении Д. Толандом (1670–1721), Д. Гартли (1704–1757) и Дж. Пристли (1733-1804)

Толанд (1670-1721).Джон Толанд на основе критического анализа спи­нозовского учения о субстанции и атрибутах приходит к ряду фундаментальных выводов. Известно, что в XVII–­XVIII веках было принято рассматривать протяженные вещи как мертвые и пассивные тела. Спиноза в этом отношении не составлял исключения. В то же самое вре­мя, Спиноза не мог не видеть, что все тела находятся в постоянном движении. Вставал вопрос о том, каким об­разом материальные вещи приводятся в движение, где источник этого движения? Можно пойти различными путями в поисках причин движения — либо прибегнуть к богу, как это сделал Декарт, либо наделить все протя­женные вещи мышлением, которому и приписывалось движущее начало. Отрицая бога, Спиноза пошел по пути одухотворения природы.

Ни тот, ни другой путь не устраивал Толанда. Он заявил, что источник движения тел надо искать в них самих. Таким образом, английский мыслитель признанием всеобщей активности материи преодолевает как дуализм Декарта, так и панпсихизм Спинозы.

Мышление, согласно Толанду, не может быть все­общим атрибутом, оно связано только с мозгом. Мозг является общим органом всей психической жизни. Однако Толанд не был свободен от механическо­го и вульгарного представления о психическом. Оно по­нималось им как особое движение самого мозга. Уровень развития естествознания не позволил Д. То­ланду выйти за рамки механистического взгляда на при­роду в целом и на психические явления в частности. Но даже в этой форме идеи Толанда послужили прочной философской базой, на которую опирались после него и его соотечественники (Давид Гартли и Джозеф Пристли), а также французские материалисты (Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ла­метри).

Давид Гартли (1705–1757).Гартли своими взглядами начинает ассоциатив­ное направление в английской эмпирической психологии. Свое кредо он выражает с достаточной ясностью: “Все объясняется первичными ощущениями и законами ассо­циации”.

 

Давид Гартли, сын министра, первоначально себя готовил к церковной карьере. Но из-за разногласий с господствующей доктриной он обратился к медицине. Прожил он тихую жизнь врача, а свой досуг посвящал философии. В 1749 году он опубликовал работу «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях». Это сочинение считается первым систематическим исследованием по проблемам ассоциаций.

 

В учении Гартли о душевных состояниях нашли отражения идеи различных мыслите­лей: И.Ньютона (теория притяжения и отталкивания), Д. Локка (сенсуализм и ассоциация), Б.Спинозы и Д.Толан­да (неотделимость психического и физического), Г.Лейб­ница (учение о перцепциях и апперцепциях), Р.Декарта (рефлекторный принцип).

Влияние механицизма проявляются у Гартли, в том, что он рассматривал ощущения и непроизвольные движения как несознаваемые процессы, обусловленные дро­жанием, вибрацией нервных волокон в периферических частях нервной системы. С периферических нервов виб­рации распространяются на вещество головного мозга, что и является физиологической основой возникновения идей (осознаваемых явлений) и произвольных движений. Гартли по сути вос­производит рефлекторную схему Декарта и, более того, пытается с рефлекторным механизмом связать принцип ассоциации. Ассоциативный принцип в психологической системе Гартли становится универ­сальным. Это означает, что он распространял его на все сферы и этажи психической жизни. Всем ассоциа­циям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или ассоциирован­ные вибрации мозгового вещества (для сознаваемых идей и сложных психических образований). Главными услови­ями образований ассоциаций являются смежность во вре­мени или в пространстве и повторение.

Джозеф Пристли (1733-1804) —последователель идей Гартли. Теоретической основой его воззрений слу­жили также взгляды Д. Толанда, Т. Гоббса, Д. Локка, И. Ньютона.

Пристли выступил против мнения будто материя есть нечто мертвое, инертное и пас­сивное. Кроме протяжения, материя обладает таким неотъемлемым свойством как притяжение и отталкивание. Что касается пси­хических или духовных явлений, то они также, как оттал­кивание и притяжение являются свойствами материи, но не всякой, как это было у Спинозы, а особым образом организованной. Такой организованной системой мате­рии, свойством которой являются психические способно­сти, Пристли считает “нервную систему или скорее мозг”. Все реальные наблюдаемые факты зас­тавляют философа убедиться в том, что мозг есть “естест­венное седалище мысли”.

Орудием связи человека с внешним миром являют­ся органы чувств, нервы и мозг. Без них не могут иметь места ни ощущения, ни идеи. Все явления человеческого духа выводятся Пристли из ощущений. Он считал, что достаточ­но одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнооб­разие психических явлений. Вибрации нервных структур лежат не только в основе происхождения простых ощущений и идей, но также в основе ассоциированных образований, каковыми являются память, рассудок, воля и эмоции. Пристли полностью поддерживает вибрационную теорию ассоциаций идей.

При всех заблуждениях, Пристли сыграл немалую роль в укреплении естественнонаучного и объективного подхода к явлениям духа. Проводя в жизнь идеи Гарт­ли, он способствовал распространению основного принци­па английской ассоциативной школы. Более того, во мно­гих отношениях он был последовательнее своего учителя.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги