рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение Аристотеля о душе

Учение Аристотеля о душе - раздел Психология, Факультет клинической психологии Трудности И Противоречия В Понимании Природы Психического, Кото­рые Вытекали,...

Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. Попытку снять противополож­ность двух полярных точек зрения осуществляет ближай­ший ученик Платона Аристотель (384-324 гг. до н.э.), один из самых крупнейших философов древности.

 

Известный греческий ученый Аристотель был одним из са­мых выдающихся ученых Греции. Он заложил основы многих наук, оставив заметный след и в развитии возрастной психоло­гии. Аристотель родился в Македонии, на севере Греции, в семье известного врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Его семья была семьей потомственных медиков, а потому и Аристо­тель с детства предназначался для этой профессии. Однако, полу­чив медицинское образование, он отправился в Афины изучать философию, поступив для этого в школу Платона. Вернувшись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа, Александра, будущего известного полководца Александра Македонского.

 

Подоб­но Демокриту, Аристотель был ученым энциклопедистом, внесшим вклад по существу во все области современного ему знания. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.

Литературно-философское наследие Аристотеля велико. Большая честь его сочинений сведена в отдель­ные сборники под названиями: “Органон”, “Метафизи­ка” и “Физика”. Произведением, в котором Аристотель непосредственно касается вопросов психологии, является трактат “О душе” (в разделе “Физика”).

Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из централь­ных проблем философии, поскольку, по его мнению, “по­знание души может дать много нового для всякой исти­ны, главным же образом для познания природы". Было бы уместно заметить, что эта точка зрения Арис­тотеля весьма созвучна современным представлениям о месте психологии в системе наук.

Аристотель был пер­вым, кто написал специальный трактат “О душе”. По­скольку в этом произведении собственные взгляды Арис­тотеля предваряются обзором представлений о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно рассматривать также и как первое историогра­фическое исследование в области философии и психо­логии.

Психологическая концепция Аристотеля была тес­но связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Ари­стотелем как результат постоянного взаимопроникнове­ния двух начал — пассивного (материи) и активного нача­ла, названного Аристотелем формой.

Материя – это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции каче­ственную определенность. Материя и форма представля­ют собой начала взаимно предполагаемые и неотделимые друг от друга. Материя не может существовать не офор­мляясь. Точно также форма не может существовать без материальной основы. Материя пассивна, форма актив­на. Являясь организующей и качество образующей силой, форма составляет сущность вещей. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им расте­ния, животные или человек.

Учение Аристотеля о мате­рии и форме и о душе как форме живого имело ряд важ­нейших следствий.

До Аристотеля филосо­фам-материалистам душа представлялась как особое состояние первоосновы (у Фалеса вода, Анаксимандра — апейрон, Анакси­мена — воздух, Гераклита — огонь, Демокрита — ато­мы). У идеалиста Платона душа выступала как особая бестелесная сущность. Обе точки зрения вызы­вали возражение у Аристотеля. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний пер­воматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в ма­териальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Душа и тело неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Таким образом, Аристотель в ре­шении вопроса о природе души одновременно преодо­левает и ограниченность взглядов античных материалис­тов и крайний идеализм Платона. Однако эту точку зрения Аристотеля нельзя считать последовательно материали­стической, она дуалистична, поскольку, устанавливая единство души и тела, философ в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два самостоятельных начала.

Наряду с обоснованием единства души и тела Арис­тотель вслед за материалистами доказывал, что объектив­ным содержанием и источником психического является внешний мир. Особенно наглядно это видно из его объяснений процесса познания. Напомним, что сходство и подобие образов души с реальными объектами Эмпедоклом, Демокритом и впос­ледствии Эпикуром и Лукрецием объяснялись проникно­вением в поры органов чувств тонких оболочек (идолов, призраков, специй), копирующих свойства или форму тех объектов, из которых эти оболочки истекают. По мне­нию же Аристотеля, чувственный образ — это не тот са­мый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно от­тиску печати на воске или бумаге без самой печати.

Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом фор­мы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий:

1) воздействующего объекта;

2) промежуточной среды и

3) ощущающей способности.

Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чув­ственные образы — это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чув­ствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувствен­ные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение од­них впечатлений с другими, был назван Аристотелем “общим чувствилищем”. Общее чувствилище — это централь­ный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Основными функциями общего чувствилища являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь пос­тупающими.

В качестве основного механиз­ма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ас­социации. Последние различались на ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впе­чатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувствилище выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Все эти чувствен­ные формы являются ни чем иным как промежуточными звеньями или этапами постепенного преобразования и трансформации чувственности в мысль. Трудно переоце­нить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон.

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чув­ственного опыта. В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущ­ность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мысль представлялась великому фи­лософу как высшая форма психического, объединяющая собой массу чувственных форм. Другими словами, мыш­ление — это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое.

Однако в вопросе о природе мышления полностью преодолеть идеализм Аристотель не смог. Он выдвигает положение о существовании родового разума, который в противоположность индивидуальному мышлению, зави­симому от тела и исчезающему со смертью человека, с телом органически не связан, не разрушим, вечен и пре­делами жизни человека не ограничен.

Что же заставило Аристотеля признать существование этого высшего разума, под которым имелись в виду чистые, без телесной примеси все­общие формы?

В чувственных впечатлениях обобщен­ные и общезначимые формы (идеи) даны в виде возможности и потенции. Но каким образом эти формы актуализируются и выделяются из чувственных форм? В случае ощущений и вос­приятий ощущающая способность как возможность по­явления чувственных форм актуализируется благодаря воздействию на органы чувств внешнего предмета. А причиной актуализирующей заключенные в чувственных об­разах в виде потенции обобщенные формы (понятия, идеи) Аристотель и считает надиндивидуаль­ное, родовое мышление или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными нам познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происхо­дит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возмож­ностей.

Аристотель разрабатывает и другие специфические свойства души — стрем­ления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений (воли) также вызываются естественными причинами. Ими являются потребности организма и вне­шние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Подобно познавательным процессам, аффек­тивные состояния всегда сопровождаются внутрителес­ными изменениями, а стремления завершаются внешни­ми двигательными актами, образующими в конечном ито­ге целостное поведение.

Общую двигательную активность человека Аристо­тель связывал с кровью, в которой он видел основной ис­точник жизнедеятельности организма. В аристотелевской гумораль­ной теории темперамента основой различий в уровне об­щей подвижности являются разные состояния одной и той же жидкости (крови), а не четырех, как это было в учении о типах темперамента Гиппократа. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мыш­цам. Через нее они связываются с сердцем, которое и вы­ступало в качестве центрального органа души. Что каса­ется головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови. Таким образом, в вопросе о субстрате психики Аристо­тель примыкает к Эмпедоклу, выражая сердце-центричес­кую точку зрения.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о трех способностях души. Растительные способности души обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Растительные функции являются основой, на кото­рой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются ос­тальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синте­зы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие ос­новой формирования понятий и ума. Соотношение между названными тремя видами способностей таково, что низшие способности входят обязательно в высшие, т.е. высшие способности необхо­димо включают в себя низшие, как бы развиваются из них.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах. Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части; во-вторых, аристотелевская схема строения души проник­нута идеей развития. Это видно из того, что, с одной стороны, от­дельные способности души выступают как последователь­ные этапы ее эволюции, а с другой — развитие индивиду­альной человеческой души представлялось Аристотелю как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение Аристотеля о душе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги