рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Критика врожденных идей Д. Локком

Критика врожденных идей Д. Локком - раздел Психология, Факультет клинической психологии Противоположные Раци­онализму Декарта, Спино­зы И Лейбница Традиции В Изу­чен...

Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Локком (1632-1704). Основу философско-психологических взглядов Локка соста­вили общие эмпирические и сенсуалистические установ­ки Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Успешные попытки Д. Локка приложить индуктивно-эмпирический метод Ф. Бэкона непосредственно к области психических явлений дают основание видеть в нем родоначальника эмпирической психологии.

 

Джон Локк родился в семье мелкого чиновника—юриста. Преподавал в университете греческий язык, литературу и философию. Потом занялся медициной, впоследствии увлекся политикой, а после неудачного заговора против английского короля Карла второго вынужден бежать в Голландию. После того, когда можно было вернуться, Локк снова работает в правительстве и пишет свои основные книги. А.И. Герцен справедливо назвал главную книгу Д. Локка “Опыт о человеческом разуме” (1690) “ло­гической исповедью рассудочного движения”, поскольку в ней давалась развернутая картина становления и услож­нения психической жизни человека.

Как возникает знание?Исходным пунктом в концепции Локка явилась критика им теории врожден­ных идей, выдвинутая еще в античное время Сократом и Платоном и поддержанная в Новое время Декартом и Лейбницем. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожден­ных идей и принципов нет. Все идеи и понятия происте­кают из опыта.

Философ указывает, что если бы идеи были врожденны, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Однако, имеющиеся факты и наблюдения за детьми и душевнобольными свидетель­ствуют о том, что в действительности такие, например, отвлеченные идеи, как понятие о боге и душе, идеи доб­ра, зла и справедливости и т.п. ими не осознаются, а сле­довательно, от рождения человеку не даны.

Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и опыт жизни. Что же собой представляет опыт и как человек при­ходит к знаниям? Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется душа человека в течение всей его инди­видуальной жизни. Содержание опыта и его структура складывается из элементарных составляющих, обозна­ченных философом общим термином “идеи”. Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и па­мяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния.

Первоначально человек появляется на свет с душою, подобною «чистому» листу бумаги (tabula rasa), на котором только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Именно внешний мир является первым источников идей. Вслед за Гоббсом Д. Локк утверждал, что все начинается с чувств и “нет ничего в интеллекте, чего не было бы до этого в ощущениях”.

Ощущения и рефлексия.По Локку, существуют два различных вида опыта: внешний и внутренний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — рефлексия.

Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для осо­бой внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются идеи другого рода, существенно отличающи­еся от чувственных идей. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой спо­собность души обращать свой взор на собственные со­стояния, порождая при этом новые психические продук­ты в виде идей об идеях. Хотя рефлексия и не отнесена к внешнему миру, она по своей функции сходна с внешними чувствами, базируется на них и поэтому может быть названа “внутренним чувством” или внутренним опытом.

Внутренний опыт и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия представляет со­бой как бы опыт об опыте. Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, отличные от идей внешнего опыта, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источ­ника знания. Продуктами чувственного познания являются простые идеи. Продуктами рефлек­сии, как правило, являются общие понятия и сложные идеи.

Но здесь Локк проявляет непоследовательность. Рефлексию он рассматривал как особую силу души, силу разума, которая опирается на внешний опыт, но не выра­стает из него. Этим самым внутренний опыт выводился за пределы природной детерминации, что неизбежно при­водило английского философа к признанию существова­ния рефлексирующей духовной субстанции. Если у Декарта рефлексия есть самообнаружение врожденных идей, у Локка — познание идей внешнего опыта. Своей новой точкой зрения Локк придал уче­нию о рефлексии (внутреннем опыте) материалистичес­кое звучание, но вместе с тем оно содержало в себе заро­дыш интроспективного подхода к анализу душевных яв­лений, который и получит в дальнейшем развитие в рамках английской эмпирической школы.

Первичные и вторичные качества.Большое значение для ранней научной психологии имеет различение первичных и вторичных качеств. Под каче­ствами Локк понимал способности вещей вызывать в душе какие-либо идеи.

Первичные качества — существуют вне зависимости от нашего восприятия, например, размеры и форма здания. А вот цвет фасада — это пример вторичных качеств, потому что разные люди видят цвета по разному, к примеру, дальтоники.

Вторичные качества не существуют сами по себе, а только через наше восприятие. Вторичные качества проявляются только при самом акте восприятия (если не надкусить яблоко, то и не возникнет ощущение его вкуса).

Проводя разграничение первичных и вторичных качеств, Локк тем самым фактически признал субъективный характер большей части человеческих восприятий. А может быть все восприятия вообще субъективны, зависят от наблюдателя ? Этот вопрос поставил и пытался на него ответить был Джордж Беркли.

Теория ассоциаций.Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях. Простыми идеями Локк называл неразложимые элементы созна­ния. Они могут быть получены как из внешнего опыта, так и от рефлексии. Общим продуктом внешнего и внутреннего опыта являются простые идеи удовольствия или страда­ния. Примерами простых идей внешнего опыта могут быть ощущения, идущие от одного из органов чувств (свет, цвет, запах, звук, вкус, холод, тепло и т.д.) или сра­зу от нескольких (идеи протяжения, формы, покоя, дви­жения и др.). К простым идеям от рефлексии следует от­нести образы восприятия, памяти, воображения. Именно с восприятия чувственных образов и удержания их в па­мяти начинается собственно рефлексивная деятельность души.

Назначение памяти состоит в актуализации “заснув­ших” идей, в которых душа в данный момент нуждается. Важней­шим условием хорошей памяти является повторение, без которого доставляемые душе идеи бледнеют. Отсюда и происходит известная пословица “повторение — мать уче­ния”. Память становится более прочной, когда идеи не только повторяются, но и сопровождаются чувствами удо­вольствия или страдания.

Как только душа приобрела простые идеи, она пе­реходит от пассивного созерцания к активному преобра­зованию и переработке простых идей в сложные. Обра­зование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исходных элементов опы­та. Комбинирование простых идей осуществляется раз­личными способами. Ими являются ассоциации, соеди­нение, отношение и обособление.

Из перечисленных путей механического комбини­рования простых идей следует несколько больше остано­виться на ассоциациях, поскольку именно им предстояло выступить в XVIII столетии в качестве ведущего объяс­нительного принципа строения и развития сознания. У Локка ассоциации не являются основным механизмом внутренней деятельности сознания. Их он рассматривал как неверные, ненадежные сочетания идей, как случай­ные и пассивные связи, свойственные в основном психи­ческой жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, например, во время сновидений. Поэтому боль­шинство современных отечественных и зарубежных пси­хологов оценивает Локка не как родоначальника, а лишь как предшественника ассоциативной психологии. Вместе с тем, Локку принадлежит заслуга во введении самого термина “ассоциация идей”.

В отличие от ассоциаций более надежными спосо­бами образования сложных идей, за которые ответствен­на рефлексия, являются суммирование или соединение, сопоставление или сравнение и обобщение или обособле­ние. Примером подобных идей могут быть понятия “отец”, “друг”, “материнство”, “тождество” и др. Наконец, последним и высшим способом образования сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обо­собление), посредством которого образуются самые об­щие понятия, подобные таким, как понятия “души”, “бо­га” и т.д. Таким образом он описывал технологию мышления. Особую роль в формировании идей внешнего и внут­реннего опыта и особенно в преобразовании простых идей в сложные Локк отводил речи.

Итоги. Локк оставил в истории мировой психологии глу­бокий след, прежде всего основанием эмпирического на­правления. Хотя близкие к его взглядам эмпирические идеи высказывал в эпоху Возрождения Л. Вивес, но в то время они не нашли должной поддержки. И только после Локка эмпирическая линия становится одним из систе­матически развиваемых направлений не только в Англии, но и за ее пределами. Эмпирические традиции, заложен­ные Локком, получат в XVIII-XIX веках дальнейшее развитие на материалистической основе во Франции и России, на идеалистической — в Германии.

Отрицанием врожденных идей, утверждением опы­та как источника содержания сознания, Локк преобра­зовал картезианскую метафизику в экспериментальную физику души. Ведь в разуме, по мнению философа, нет ничего из того, что не прошло бы через чувства в смысле внешнего или внутреннего опыта. Но поскольку во внут­реннем опыте и рефлексии он видел единственный и наи­более достоверный источник знания о самой душевной деятельности, Локк становится родоначальником инт­роспективной эмпирической психологии.

Локк является предвестником и предшественни­ком ассоциативной психологии, основной смысл которой заключается в развитии локковской идеи о том, что все психические образования являются продуктом связи про­стейших элементов.

Как в области политики, так и в своих философско-­психологических воззрениях Локк выступил как выра­зитель компромисса. Разработанная им в целом матери­алистическая сенсуалистическая теория познания содер­жала элементы непоследовательности, нашедшие свое выражение в молчаливом признании духовной субстан­ции, в отрицании души у животных, в признании внутрен­него субъективного источника познания, в оценке вто­ричных идей как производных от самого субъекта. Все эти идеалистические колебания послужили основанием для последующего раздвоения локковского учения на со­липсизм Дж. Беркли и Д. Юма и материалистический сен­суализм Д. Дидро, Д. Пристли и др.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критика врожденных идей Д. Локком

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги