рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория цвета у Гумилева

Теория цвета у Гумилева - Курсовая Работа, раздел Лингвистика, Содержание I. Введение .3-6 Основная Часть Ii. Теоретическая Часть 1. Понятие...

Содержание I. Введение .3-6 Основная часть II. Теоретическая часть 1. Понятие лексико-семантического поля в лингвистике 7-8 2. ЛСП цвета .9-III. Практическая часть 1. Состав и структура поля цвета в языке поэзии Гумилёва .10-2. Самое объёмное микрополе 11-3. Самые частотные цветообозначения 4. Сложные цветообозначения- прлагательные .13 5. Частеречная принадлежность цветообозначений 6. Имплицитные цветообозначения 14-7. Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их функционирования .16-IV. Заключение 41-V. Литература 43-VI. Источники VII. Словари 45-46 Введение Темой нашей курсовой работы является Поле цвета в поэзии Н.С.Гумилёва . Слова со значением цвета в русском языке образуют лексико-семантическое поле цвета.

Цветообозначения поля могут быть рассмотрены в различных аспектах формальном, функциональном, семантическом и т.д. Слова со значением цвета претерпевают постоянное развитие и изменения в языке.

Результатом семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их прямых, переносных и символических значений, что активно использовалось и используется в различных видах словесного художественного творчества. В конструировании мира художественного произведения существенную роль играет подбор цветообозначений и их использование, так как характер функционирования цветовых слов в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимость видения мира. Поэтому не случайно усилия многих исследователей художественной речи направлены на изучение цветового видения мира писателей.

Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство, но по смысловой сгущенности и эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте главное место занимает поэзия.

Изучались цветообозначения многих русских поэтов С.Есенина, М.Цветаевой, А.Блока, В.Маяковского и др. Наш исследовательский интерес особенно привлекает поэзия Н.С.Гумилёва, чьё творчество начало изучаться сравнительно недавно. Были изданы крупные работы, связанные с его биографией, а также воспоминания современников поэта В.В.Бронгулеева Посредине странствия земного , А. Давидсона Николай Гумилёв , Николай Гумилев в воспоминаниях современников под редакцией В. Крейда, однако отдельных работ связанных с проблемой изучения цветообозначений в поэзии Гумилёва, как нам известно, пока ещё нет, хотя его поэзия даёт богатейший и разнообразнейший материал для исследования.

Николай Степанович Гумилёв 1886-1921 был поэтом, критиком, главой группы акмеистов, путешественником, певцом эстетической экзотики и сильной личности ницшеанского типа, продолжателем традиций чистого искусства.

Свой первый сборник издал в 1905 году, назвал Путь конквистадоров и считал пробой пера. В него вошло 16 стихотворений и три поэмы. Главным образом сборника является конквистадор, завоеватель далёких стран, покоритель судьбы. Следующим был сборник Романтические цветы, изданный в 1908 году и посвящённый Анне Анреевне Горенко. Сборник включал 32 стихотворения и был замечен в литературе. Анненский отозвался о нем так Зелёная книжка оставила во мне сразу же впечатление чего-то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, но вместе с тем и такого, что жаль было долго и пристально смаковать и разглядывать на свет дал скользнуть по желобку языка - и как-то невольно тянешься повторить этот сладкий зелёный глоток.

Зелёная книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий. Гумилёв Н. Избранное Сост вступ. ст коммент лит биогр. Хроника И. А. Панкеева. -М. Просвещение, 1990 С. 15. В апреле 1910 года вышла третья книга стихов Жемчуга. Она была посвящена Брюсову, которого Гумилёв считал своим учителем.

Следует отметить, что первоначально автор хотел дать сборнику название Золотая магия. В издании 1910 года Жемчуга состоят из четырёх разделов Жемчуг чёрный 25 стихотворений , Жемчуг серый 17 стихотворений , Жемчуг розовый 16 стихотворений и Романтические цветы 18 стихотворений. В 1912 году вышла состоящая из пяти частей книга Чужое небо. Эта последняя мирная книга поэта стала лучшим сборником этого периода творчества Гумилёва. В это время поэт готовился к очередному путешествию в Африку.

Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние на его творчество во всех аспектах, в том числе и в цветовом. Ничто другое не могло, казалось, столь полно охарактеризовать Гумилёва, как слово путешественник - и в жизни и в поэзии. А последним дореволюционным сборником стал Колчан, вышедший в декабре 1915 года. В нашем исследовании мы ограничимся именно этим довоенным периодом творчества Н.С.Гумилёва. К 1912 году поэзия Гумилёва вошла в свою силу, и уже ясно можно было выделить её основные свойства пластичность, экзотичность, декоративность и необычайная многоцветность.

Цветовые прилагательные - одна из характернейших примет стиля раннего Гумилёва. Грязнова А. Т. Возвращение к истокам Русский язык в школе 4 2002 С. 67. Ранние произведения Гумилёва изобилуют яркими, красочными деталями. Особая роль цвета в поэзии Гумилёва проявляется уже в представленном кратком обзоре сборников это и яркая экзотичность Пути конквистадоров, и насыщенный зелёный Романтических цветов, а сборник Жемчуга изначально является самым многоцветным - здесь и золотой, и чёрный, и серый, и розовый.

Таким образом, не остаётся сомнений в правильности и обоснованности выбора творчества Н.С.Гумилёва для исследования в аспекте, заявленном темой нашей работы. Актуальность темы является бесспорной ещё и потому, что данная работа даёт возможность не только определить особенности цветовой картины мира в поэзии Гумилёва, но также и углубить существующее представление о его мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэта в целом.

Объектом нашего исследования стала ранняя дореволюционная лирика Н.С.Гумилёва 1905-1915 . Предметом исследования являются цветообозначения в языке ранней лирики Гумилёва. Основным источником для сбора языкового материала послужило собрание сочинений Н.С.Гумилёв. Сочинения В 3 т Т. 1. Стихотворения Поэмы Вступ. Ст сост примеч.

Н.Богомолова М. Худож. лит 1991 590 с. Целью нашего исследования является выявление состава и структуры поля цвета русского языка в том виде, в котором оно представлено в поэзии Гумилёва, а также установление особенностей его функционирования в произведениях. В задачи исследования входит 1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования 2. выявить все цветообозначения в поэзии Гумилёва 3. определить состав и структуру лексико-семантического поля цвета, организованного этими цветообозначениями 4. установить самое объёмное микрополе 5. выявить самые частотные цветообозначения 6. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы 1 описательный проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета 2 метод компонентного статического анализа число выявленных фактов, их функциональную нагрузку - количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т.д. 3 семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения языкового средства с опорой на словари 4 метод контекстуального анализа необходим для определения семантики отдельно входящего в текст слова или фразы. Соколова 20002, 67 . 1.

Понятие лексико-семантического поля в лингвистике

Для хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон ... Поэтому мы можем включить это цветообозначение в микрополе золотого цв... Хотя данное цветообозначение и не удовлетворяет основным требованиям, ... Микрополе коричневого цвета включает 9 цветообозначений и 5 оттенков. Микрополе чёрного цвета включает 36 цветообозначений и 4 оттенка. Доми...

Частеречная принадлежность цветообозначений

Следует отметить, что из общего числа прилагательных 12 употреблены в ... Частеречная принадлежность цветообозначений. 6. Следующим критерием классификации цветообозначений в поэзии Гумилёва я... .

Имплицитные цветообозначения

Очень ярким имплицитным цветообозначением является лексема кровь Пусть... Стихотворения Поэмы Вступ. лит 1991 590 с. 2. Содержат имплицитное цветовое значение и глагольные формы И когда пыла...

Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их функционирования

Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от ампли... Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в ... Социолингвистическое измерение цвета 2.1 Антропологические цветообозна... У Гумилёва коричневыми являются глаза кенгуру Чтоб его коричневые глаз... Пальцы Свой белый пальчик приложа Самосовершенство.

Заключение В нашей работе мы осуществили компонентный анализ единиц поля цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва. Для этого мы решали следующие задачи 1 путём сплошной выборки выявили все случаи употребления цветовой лексики 2 определили состав и структуру ЛСП цвета, организованного этими цветообозначениями 3 установили самое объёмное микрополе и выявили самые частотные цветообозначения 4 осуществили классификацию цветовых единиц и установили особенности их функционирования в творчестве Гумилёва. Обобщая материал нашей работы, можно сделать следующие выводы об особенностях цветоупотребления в ранней лирике Н.С.Гумилёва 1. Состав ЛСП цвета поэзии Гумилёва совпадает с общеязыковым.

Исключение составляет поле жёлтого цвета, которое, в отличие от общеязыкового в котором доминирует прилагательное жёлтый, получило доминанту золотой.

Итак, поле цвета у Гумилёва состоит из 8 микрополей красного, синего, зелёного, золотого, коричневого, белого, серого, чёрного цветов. 2. Самым объёмным является микрополе красного цвета.

Самые частотные цветообозначения - золотой, белый, красный. 3. Обозначения цвета распределяются по тематическим зонам.

Мы выделили две основные зоны природную и социолингвистическую.

Каждая из этих зон состоит из нескольких подгрупп, соотносительных с реалиями, которые они описывают. 4. Цветообозначения ЛСП поэзии Гумилёва в основном сохраняют общеязыковое значение, однако качественное цветовое значение лексемы дополняется символическим значением или даже отходит на второй план. Символическое значение создаётся в контексте стихотворения и всего творчества поэта.

С помощью цветового окружения, имплицитных цветообозначений может передаваться как традиционно-символическое значение, так и индивидуально-авторское.

Цветовая картина мира Н.С.Гумилёва имеет свои яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения поэта.

Слишком велика, остра и ненасытно чувственна была страсть Гумилёва к яркому, звучащему и красочному миру. Мало того, что зрение его стиха было цветным и стереоскопичным, многогранным, оно ещё было на редкость жадным, цепким и ненасытно восприимчивым ко всем проявлениям жизни , Павловский А. Николай Гумилёв К 100-летию со дня рождения русского писателя Вопросы литературы 1986 10 С. 118 писал Павловский.

Тяготение к ярким, насыщенным краскам, к описанию экзотических стран, героев, животных, драгоценных камней и металлов - основное свойство творческой ищущей личности поэта-путешественника.

Вот как писал Жирмунский Искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, влечёт Гумилёва к изображению экзотических стран, где в красочных и пёстрых видениях, находит зрительное, объективное воплощение его грёза Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм.

Н. Гумилёв. Н. С. Гумилёв PRO et CONTRA. Сост вступ.

Ст. и прим. Ю. В. Зобнина СПб. РГХИ, 1995 С. 422. Сегодня актуальность изучения терминов цвета растёт. Концепция лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает всё более конкретные черты.

Кульпина 2001, 441 . Подробное изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мировоззрения.

Литература 1. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке М. Наука, 1975 287 с. 2. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва Годы 1886-1913. -М. Мысль, 1995 351 с. 3. Брюсов В. Ремесло поэта статьи о русской поэзии М. Современник, 1981. 4. Грязнова А. Т. Возвращение к истокам Русский язык в школе 4. -2002 С. 67-69. 5. Гумилёв Н. С. личность и творчество.

Николай Гумилёв в оценке русских мыслителей и исследователей Антология сев зап. отд ние Рос. Акад. обр-я. Рус. христиан. гуманит. ин т СПб. изд во Рус. христиан гуманит. ин-та - 1995 671 с. 6. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Л. Наука, 1977 407 с. 7. Давидсон А. Б. Николай Гумилёв. Поэт, путешественник, воин Смоленск Русич, 2001 416 с. 8. Клинг О. Стилевое становление акмеизма Н. Гумилёв и символизм.

Вопросы литературы Вып. 5 1995. 9. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета Термины цвета в польском и русском языках Факультет иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова М. Московский Лицей, 2001 470 с. 10. Лавренев Б. Поэт цветущего бытия о Н. С. Гумилёве Звезда Востока 1988 3 С. 148-183. 11. Матвеев Б. И. Цветопись в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита Русский язык в школе 1 2003. 12. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников.

Репринтное издание М. Вся Москва , 1990 316 с. 13. Николай Гумилёв. Избранное. Сост вступ. ст коммент лит биогр. Хроника И. А. Панкеева М. Просвещение, 1990 383 с. 14. Н. С. Гумилёв PRO et CONTRA. Сост вступ. Ст. и прим. Ю. В. Зобнина СПб. РГХИ, 2000 672 с. 15. Павловский А. Николай Гумилёв К 100-летию со дня рождения русского писателя Вопросы литературы 1986 10 С. 94-131. 16. Полушин В. Поэту дальних странствий Документальная повесть о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва Кодры 1998 6 С. 128-139. 17. Скатов Н. Н. Мечту свою создам - Поэзия Гумилёва. Русская литература.

Совет. лит М 1989 С. 311-317. 18. Смирнова Л. А. Поэзия Н. Гумилёва. Образное воплощение творческого поиска Русская литература 20 в. Справ. мат М 1995. -С. 136-146. 19. Слободнюк С. Л. Н. С. Гумилёв Проблемы мировоззрения и поэтики Моногр Душанбе Сино, 1992 181 с. 20. Современный русский язык Теория.

Анализ языковых единиц Учеб. для высш. учеб. заведений В 2 ч. -Ч. 1 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. Под. Ред. Е. И. Дибровой М. Издат ий центр Академия , 2001 544 с. 21. Соколова Т. С. Очерки по русской лингвофольклористике Монография Белгород, 2002 С.188. 22. Шемякин Ф. Н. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа цвет и его название. Изв. АПН РСФСР Вып. 113. 23. Чумак-Жунь И. И. Лексико-семантическое поле цвета в языке поэзии И. А. Бунина состав и структура, функционирование.

Диссертация на соискание канд. филологич. наук Киев, 1996 187 с. Источники Гумилёв Н. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Стихотворения Поэмы Вступ. Ст примеч. Н. Богомолова М. Худож. лит 1991 590 с. Словари 1. МАС - Словарь русского языка в 4 т. АН СССР Ин-т рус. Яз. Под ред. А. П. Евгеньевой 3-е изд стереотип М. Русский язык, 1985-1988. 2. СОШ - Ожегов С. И. Словарь русского языка Ок. 57000 слов Под ред. Чл корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -17-е изд стереотип М. Рус. Яз 1985 797 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Теория, цвета, Гумилева0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория цвета у Гумилева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Физика цвета. Цвет и цветовое воздействие
На сайте allrefs.net читайте: ИОХАНЕС ИТТЕН.

Теориям самоорганизации - синергетика, теория изменений и теория катастроф
В основе системного анализа лежит принцип системности, а в основе теорий самоорганизации - принцип развития.Оба принципа взаимно дополняют друг… Обратный процесс - ассимиляция общей теорией систем, системным анализом и… То есть фактически речь идет о механистической картине мира и механицизме как методе, подходящем к миру как…

Теориям самоорганизации - синергетика, теория изменений и теория катастроф
В основе системного анализа лежит принцип системности, а в основе теорий самоорганизации - принцип развития.Оба принципа взаимно дополняют друг… Обратный процесс - ассимиляция общей теорией систем, системным анализом и… То есть фактически речь идет о механистической картине мира и механицизме как методе, подходящем к миру как…

Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева.
Полный цикл составляет 1200-1500 лет. И сколько бы это наблюдение ни проверялось - так было везде на длинных отрезках времени.И тут встает вопрос… И права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за… Фаза подъема Фаза подъема - фаза интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе вследствие…

Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева.
Полный цикл составляет 1200-1500 лет. И сколько бы это наблюдение ни проверялось - так было везде на длинных отрезках времени.И тут встает вопрос… И права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за… Фаза подъема Фаза подъема - фаза интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе вследствие…

Кейнсианская, монетариская теория и теория рациональных ожиданий
Рекомендации кейнсианской теории принимали в Соединенных Штатах администрации и демократов, и республиканцев. Иных взглядов придерживался лауреат… Но экономическая мысль не стоит на месте, спустя некоторое время Роберт… Приведены основные отличия и сходства. Сходства и различия. Сравним кейнсианскую теорию и монетаризм, показав их в…

Эволюционная теория Дарвина и теория креационизма
На сайте allrefs.net читайте: " Эволюционная теория Дарвина и теория креационизма"

Кейнсианская, монетариская теория и теория рациональных ожиданий
Рекомендации кейнсианской теории принимали в Соединенных Штатах администрации и демократов, и республиканцев. Иных взглядов придерживался лауреат… Но экономическая мысль не стоит на месте, спустя некоторое время Роберт… Приведены основные отличия и сходства. Сходства и различия. Сравним кейнсианскую теорию и монетаризм, показав их в…

Математические основы программирования. Теория схем программ. Семантическая теория программ
Следуя А П Ершову мы употребляем термин теоретическое программирование в качестве названия математической дисциплины изучающей синтаксические... В настоящее время сложились следующие основные направления исследований... Математические основы программирования Основная цель исследований развитие математического аппарата...

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей. Предпосылки теории строения. Теория химического строения. Изомерия
Органические вещества в своем составе наряду с другими элементами всегда содержат углерод. Изучение соединений углерода — их строения, химических… Из всех химических элементов только углерод образует такое большое число… По образованию оксида углерода (IУ) при горении или по обугливанию вещества при нагревании легко установить…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам