рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Раннее Средневековье

Раннее Средневековье - раздел Литература, Раннее Средневековье Это Переходное Время, Когда Начала Формироваться Средне...

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Это переходное время, когда начала формироваться средневековая литература. В основе средневековой культуры и литературы лежат три важнейших источника традиций: 1. Христианская религия. Христианство обеспечивает средневековую культуру идейной базой. 2. Наследие культуры античности. Оно было воспринято средневековьем частично.По двум причинам: 1). Западная Европа в средние века имела возможность контактировать с римским наследием, прежде всего в силу своего географического положения.

Греческая культура в Западной Европе была недоступна. О ней знали лишь по некоторым пересказам, копиям греческой литературы, которые делали римляне. С Византией у З.Европы были очень слабые связи. 2). Христианскому средневековью были чужды многие идеалы античности: гармонии, героической личности. Чужды интересы к природе, материальному миру, которым характеризовалось античное искусство.Поначалу люди средневековья от многого отказывались, от того, что не согласовывалось с их хр. взглядами.

Философские учения античности были восприняты в измененном виде. Они искажались вследствие подведения философской мысли к хр-ву. Средневековье более охотно использовало художественные формы, разработанные античностью: некоторые жанровые формы, стили, но всё это воспринималось, в основном, с формальной стороны. 3. Народное творчество. Это фольклор и прикладное искусство кельтов и германцев.Особое место в Средневековой культуре принадлежит искусству слова.

Оно занимает лидирующее положение. Это обусловлено божественным отношением к слову – божественному глаголу, божественной истине. Именно в словарном оформлении (в виде Священного Писания и предания) европейцы получили хр. учение. Именно Слово стало важным способом наставления в вере, оно становится проводником хр. учения. И слово, и книга – непременный элемент хр. службы.Поэтому самые образованные люди – священнослужители, благодаря им уцелели многие тексты античной литературы, сохранился и получил распространение язык народов Римской империи – латынь.

Первыми литераторами тоже стали служители хр. культа. Героический эпос. Эпоха раннего Средневековья стала золотым веком для этого жанра. Он прославился единением человека с миром, что воплощается в концепции героя-богатыря.Памятники некоторых эпических произведений уцелели: Кельтские сагии ( ирландские сагии) – бытовали в устной традиции народных певцов с III VIII вв. После VIII в. сделаны первые записи, но они не сохранились.

XII в. фиксируется сага, сохранившаяся. Это прозаическое повествование на кельтском языке с поэтическими вставками. Различается несколько циклов кельтских саг:  Уладский цикл саг, в центре которого обращение богатыря Кахулина.Старшая Эдда – это комплекс стихотворных песен на древнеисландском языке. Их устное формирование в творчестве эпических певцов завершилось к VIII – IX вв. Единственный список датируется XIII в. Первая часть – это песни о богах мифологического содержания.

Вторая часть – песни о героях, образы богатырей-предков.  Англосаксонский героический эпос – Беовульф, от имени богатыря. Особенности раннесредневекового эпоса: 1. Эти эпопеи создавались в условиях перехода от общины к феодальным отношениям. 2. Этническая картина мира здесь воспроизводит родовые общинные отношения. Так, в Беовульфе, мы видим раннесредневековые отношения, но, в принципе, это отношения вождя и племени. 3. Отражение языческих верований европейцев. Только иногда проявляется явление христианства.

Напр чудовище называется "богомерзким" и т.д. 4. В эпопеях раннего Средневековья угадываются некоторые черты исторического эпоса, но они мифологизированы и переосмыслены. 5. Во всех поэмах богатыри – защитники рода, племени, обладающие сверхчеловеческими способностями (богатырь летит по воздуху, страшный его вид). 6.Тесная связь эпоса с языческими ритуалами (жертвоприношение, погребение), с фольклором, богатырской сказкой. 7. Памятники уцелели на северных и северо-западных окраинах Европы, тм куда слабо достигались новые волны цивилизации. 8. Носителями эпических традиций были эпические певцы: фильды (кельты), скопы (англосаксы). Светская литература раннего Средневековья представлена не повсеместно, в пространственных культурных очагах, которые периодически возникали при дворах раннефеодальных владык.

Таким культурным очагом был двор короля франков Карла Великого.

Карл Великий возродил блистательные традиции Римской империи. Его цель – представить себя как нового императора, наследника римского слова и поддержать свой авторитет. Он приглашал ко двору самых образованных людей. В результате там образовалась Академия, учреждаются школы.Все это получило название Каролингского Возрождения. Карл опирался на традиции античной культуры, стремился возродить их и вернуть к современности.

Вся литература этого Каролингского Возрождения – латиноязычна. Церковная литература. Смысловую направленность раннесредневековой литературы определяла религиозно-церковная (клерикальная) традиция, использовавшая античную топику и имевшая ярко выраженный морально-дидактический характер, поскольку главной её целью было наставление верующих на путь истинный. Огромной популярностью пользовались жития святых.Ранние жития повествовали по преимуществу о мученичестве христианских праведников.

В X в. складываются канон жанра, твердый тип героя (епископа, миссионера, девственницы и др.), обладавшего повторяющимся набором добродетелей, биографическая топика, а также формулы восхваления идеализируемого персонажа. “Спрос” на жития был так велик, что они довольно рано начали пересказываться и по-французски. Таково, например, “Житие св. Алексея” (середина XI в.), где рассказывается о подвиге святости, совершенном знатным римским юношей Алексеем, который, презрев мирские блага и дав обет девственности, 17 лет провел вдали от дома, живя милостыней; вернувшись же неузнанным, прожил еще 17 лет при доме своего отца, творя молитвы и безропотно снося насмешки слуг; подвижничество героя открывается лишь после его смерти, а святость подтверждается тем, что одно только прикосновение к его мертвому телу исцеляет больных и увечных.

Таким образом, важнейшей чертой житийной литературы является то, что, наряду с дидактикой, выражавшей идеологию церкви, которая стремилась увлечь паству образцами праведной жизни, в жития активно проникал мотив чудес и чудотворства, отвечавший запросам народной религиозности, а вместе с ним - интерес к авантюрности и фантастике.

Популярность житий привела к тому, что, с одной стороны, отрывки из них (“легенды”) читались в церквах во время богослужения, а с другой - сами рассказы о святых стали собираться в своды.Наиболее известный из них - “Золотая легенда” Якова Ворагинского (ХШ в.), получившая распространение по всей средневековой Европе.

В жанре видений назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ. Здесь весьма часто рассказывалось об участи реальных, всем хорошо известных исторических персонажей, что и обусловило популярность жанра. Видения оказали значительное влияние на позднейшую французскую литературу, в частности на “Роман о Розе” с его сквозным мотивом “откровения во сне”. Значительное место занимали также средневековые “обозрения” - зерцала, содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках.

В последнем случае пафос жанра заключался в обличении пороков современного общества (как духовенства, так и мирян), нарушающего заповеди христианской морали. Важную роль в раннесредневековой литературе играли проповеди – один из самых распространенных жанров.К числу дидактических жанров относятся всякого рода сентенции, заимствовавшиеся из священного писания и у античных поэтов-сатириков.

Такие сентенции объединялись в специальные сборники, служившие учебниками жизненной мудрости. Распространен был и жанр дидактико-аллегорической поэмы (о грехопадении и спасении человека, о страшном суде и т. п.). Естественно-историческая дидактика была представлена в первую очередь латинским переводом александрийского трактата “Физиолог”, где содержится аллегорическая трактовка различных (часто баснословных) свойств животных.Среди лирических жанров господствовали гимны, воспевавшие церковные праздники и святых покровителей различных монастырей и епископств.

Гимны обладали собственным каноном.Так, гимны о святых композиционно включали в себя зачин, панегирик святому, описание его деяний, молитву к нему о заступничестве и т. д. В огромной массе гимнографической продукции раннего средневековья особое место занимала жанровая форма секвенции (от лат. sequentia - последовательность), обладавшая гибкой строфой с неупорядоченной последовательностью строк разного объема.

Секвенции создавались не только на латыни, но и по-французски. Наиболее ранним французским образцом этого жанра является “Секвенция о св. Евлалии” (IХ в.), повествующая о мученичестве юной христианке во имя правой веры. К эпохе раннего средневековья относится и зарождение литургической драмы, которая вышла из так называемых трипов - диалогических вставок в канонический текст литургии.Так, пасхальная служба открывалась тропом, где одно полухорие спрашивало: “Кого ищете во гробнице, христоревнители?”, а другое отвечало: “Иисуса Назареянина распятого, о небожители” и т. п.; далее следовал канонический чин богослужения.

Тропы возникли примерно на рубеже IX-X вв. Сопровождаясь пантомимой, эти диалоги постепенно превращались в сценки (плач Богоматери над гробом и др.), а затем и в небольшие пьески, разыгрывавшиеся духовными лицами возле алтаря, внутри самой церкви.В дальнейшем, к концу XI в литургическая драма потеряла связь с богослужебным обрядом, перестала быть исключительной драматизацией библейских эпизодов, начала инсценировать жития святых, прониклась мирским и даже “бытовым” началом и превратилась в полулитургическую драму, которая вышла за пределы храма и стала разыгрываться сначала на паперти, а затем и на городской площади.

Литургическая драма послужила основой для возникновения средневекового театра, оказав, в частности, прямое влияние на становление жанра мистерии; инсценировки же чудес, совершавшихся святыми и Богоматерью, привели к появлению мираклей.

Первые писатели Средневековья. ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus), Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - ок. 220) - писатель и религиозный философ, один из первых христианских авторов, писавших на латинском языке. Жил в основном в Карфагене.Сохранилось 31 сочинение писателя, среди них наиболее важные: “Защита от язычников”, “Против Марциона”, “Против гностика Гермогена”, “Опровержение язычников”. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanus) (между 333 и 340 - 397) - латинский христианский писатель, один из отцов церкви. В юности был адвокатом.

В 374 был избран епископом Медиолана (Милана) и с того времени активно влиял на церковную и светскую политику своего времени. Автор многочисленных произведений: религиозно-философских трактатов, речей, писем.Особенно значительно влияние Амвросия на развитие церковной музыки: он первым ввел в практику богослужения пение гимнов и сам стал автором многих сочинений этого жанра. ИЕРОНИМ (Hieronymus), Евсевий Софроний (342 - 419 или 420) - латинский христианский писатель и церковный деятель, один из учителей церкви.

Некоторое время жил в Риме, но не был избран римским папой и в 386 отправился в Вифлеем, где занимается организационно-церковной и литературной деятельностью. К 405 завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг. Этот перевод, получивший в дальнейшем название “Vulgata” стал общеупотребительным латинским текстом Библии, используемым католической церковью.Перевод Иеронима оказал большое влияние на формирование средневековой литературы.

АВГУСТИН (Augustinus), Аврелий (354 - 430) - латинский христианский философ и писатель, один из отцов церкви. Родился в г. Тагасте в Северной Африке, жил в Карфагене, где под влиянием работ Цицерона начал заниматься философией и риторикой. Первое время был приверженцем манихейства. В 383 переезжает в Рим, где основывает манихейскую школу риторики. В 387 принимает христианство. С 395 - епископ г. Гиппона в Северной Африке.Автор большого количества философских и теологических трудов, среди которых наиболее важный - трактат “О граде Божьем” (413 - 416). Создал первую в историю литературы религиозную автобиографию - “Исповедь”, целью которой было побудить язычников принять христианство.

Оказал значительное влияние на развитие средневековой христианской литературы. БОЭЦИЙ (V – VI вв.) – знаток римской и греческой литературы, философ, математик, теоретик и музыкант.Оказался без достойной культурной среды, т.к. культурный слой Римской империи рассеялся.

Он поступил на службу Геодориха, очень успешно работал при его дворе. Он стремился передать те лучи культурных традиций, которыми он владел новым людям Европы. Ему это удалось. Он написал учебники по философии, астрономии, музыке.Перед смертью написал философскую книгу "Об утешении философии". Т.О литература раннего Средневековья распадается на две основные группы: 1. Памятники народного творчества, на протяжении веков существовавшие в устной форме, а затем записанные на языках местных народностей. 2. Произведения, созданные на языках античных народов – греческом в Византии и латинском в европейских странах.

– Конец работы –

Используемые теги: Раннее, Средневековье0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Раннее Средневековье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественная культура стран западной Европы времен средневековья
Необходимость предельной экономии места в сочетании со стремлением к грандиозности во многом определяли конструкцию и формы готических… Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в… Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в других городах. При помощи…

Мужской костюм эпохи позднего средневековья
В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали… Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в… Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян,…

История театра древней Греции, Рима и средневековья
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;поз- днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво- лами Диониса служили… На праздниках,посвященных Дионису,распевали не только торжес- твенные,но и… Сатировская драма представлялась средним жанром.Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на…

Английская литература раннего средневековья
В VI в. до н. э. В Британию вторглись кельты. В I в. н. э. Британия была завоевана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V… Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и… Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии, как…

Позднее Средневековье
Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал… Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -… Период Средневековья (XIV – нач. XVII вв.) был отечен началом кризиса феодальных отношений и зарождением…

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"
Термин «средневековье» условен.Итальянские гумани¬сты противопоставляли «темным» средним векам золотой век античности (культурный канон) и… Но «Рим, замкнутый сте¬ной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, о… Этому мешает и от¬крытость христианского вероучения. «Религия вселенского призвания, христианство не рисковало…

Замок Средневековья на территории Пруссии
В 1274 году крепость была сожжена восставшими пруссами. В 1277 году крестоносцы начали на том же месте строительство каменной крепости. С 1360 года… У стен крепости возникло поселение, которому в 1642 году по Кульмскому праву… Курфюрст со своим двором не случайно находился в это время в замке Лабиау, ведь в Кенигсберге бушевала эпидемия чумы.…

Романская лексикография донаучного периода: глоссарии раннего Средневековья Испании и Франции
Они показывают способы лингвистического описания с помощью лексики и грамматики, являются исключительным источником обогащения словаря количеством и… Именно этот важнейший подход к данному вопросу, точно соответствующий аспектам… Важность этих великих сводов документов объясняется тем, что в лингвистической среде значение - определяющее именно…

Естествознание эпохи средневековья
Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и… В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у…

От средневековья - к "новому времени" (о русском искусстве XVIII века)
Художественная система Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее историческая почва.Но ХVII веке она истощилась, и плоды… На общемировом историческом фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая… Художественный облик России ХУIII века складывался из многих пластов, и только верхние, петербургские пласты…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Классическое и позднее средневековье. При значительной территории государственное начало в раннефеодальной монархии могло утверждаться только при условии опоры на местную племенную… Однако эта мера не помогла избавиться от местного сепаратизма. Почти весь в… Повествование летописи о Ярославе начинается с 1014 г последнего года княжения Владимира. Ярослав жил в Новгороде и…
  • Бахтин М.М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению - непосредственно… Но, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии гений… Мы не собираемся решать здесь вопросы о том, можно ли ставить Рабле рядом с Шекспиром, выше ли он Сервантеса или ниже…
  • Николо Макиавелли: политическая культура средневековья Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного,… Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о… Я желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять…
  • Раннее христианство как духовная революция Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон.Приняв этот закон,… Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей признание одного… Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном…
  • Виды и жанры литературы средневековья Валерий Брюсов Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках.Для средневековой… Эпические произведения XII века получили название поэмы о деяниях.Вначале они… Знаменитая песнь о Роланде, Песнь о моем Сиде, в которых главными являются патриотические мотивы и чисто Рыцарский…