рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Позднее Средневековье

Позднее Средневековье - раздел Литература, Возрождение Как Культурная Эпоха Xv И Xvi Столетия Были Временем Больших Пер...

Возрождение как культурная эпоха XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран.Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средизем-номорья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны.Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Период Средневековья (XIV – нач. XVII вв.) был отечен началом кризиса феодальных отношений и зарождением капиталистических. Эти переходные условия потребовали от европейцев прежде всего значительных изменений во взглядах.Это не случайно, т.к. новые отношения базируются на частичной инициативе и предприимчивости людей.

Но религиозный аскетизм не признает этого. Традиционные религиозные взгляды приходят в противоречие с капиталистическими отношениями. Необходимо произвести переосмысление этих отношений. Капиталистические отношения – это производство и торговля, зн. нужно обладать достоверными представлениями о жизни и о природе. Средневековая культура опиралась на мифологию, символические представления, т.е. сама историческая действительность требует пересмотра взглядов.Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей.

Она не координируется, а приобретает единство в силу того, что разные люди в личной деятельности руководствуются целью, которую определяет время. Это и есть Возрождение.В Италии оно началось в XIV в. и будет протекать 3 века. В других странах – в XVI в. Это идейное культурное движение стало откликаться на эпоху феодализма и отправляться в Западную Европу.

Но во всех западно-европейских странах развитие проходило асинхронно. Началось это культурное развитие в Италии. Этот период нового движения совпадает с эпохой Позднего Средневековья.В других странах это движение возникло и развилось на протяжении XVI в. Это идейное культурное движение в XVI в когда оно станет общеевропейским и получит название "Возрождения" (Ренессанс). Возрождение – идейное и культурное движение, которое началось в России в XIV в. в условиях перехода от феодализма к капитализму, а в XVI в. оно приобрело общеевропейский размах.

Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение. Эпоха Возрождения – особая культурная эпоха, которая пришла на смену культурной эпохе Средневековья. Решающее различие между ними – наличие нового и культурного Возрождения.В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения.

Это новое мировоззрение развивалось и складывалось в умах представителей демократичной городской интеллигенции, среди которых были и ученые, и любители и ценители искусства, но помимо сходного происхождения этих людей сближала такая черта: они были начитанными людьми, сосредоточившими свое внимание на небогословских знаниях (это были естественные науки (о природе), точные (математика), гуманитарные (филология, история)). В средние века все науки небогословского характера назывались одним понятием – гуманитарные ("человеческий"). Богословие – всё о Боге, гуманитария – всё о человеке.

Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Новое мировоззрение – гуманизм, сформированный светской интеллигенции. Гуманизм.Гуманизм:  в широком смысле: признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.  в узком смысле: светское мировоззрение, распространившееся в Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения.

Новизна гуманистического мировоззрения в том, что оно: 1). Первое светское мировоззрение в новой Европе (раньше было духовное). 2). Это мировоззрение возникло как альтернатива средневековому религиозному аскетизму.Концепция мира. Гуманисты предложили собственную новую концепцию мира: МИР – единое и гармоничное целое, а не два противопоставленных друг другу мира; гуманисты доказали, что небесный мир – продолжение земного, а между ними – гармония, созвучие.

Это подтверждение гуманисты нашли в античности. Из этого представления видно, что мир земной – также важен, как и небесный. Основной закон гармонии.Человек – это свободная, самостоятельная, индивидуальная личность, ценная уже сама по себе, а не потому, что человек создан Богом. Человек – самое совершенное творение Господа, на котором печать Господа, он создан по Его подобию, поэтому человек – венец природы, возвышающийся над природой, т.к. его Бог наградил разумом и свободной волей.

Человек – тоже творец, его деятельность и творчество направляются разумом, как и деятельность Господа. А т.к. Бог творит в небесном мире, то в земном мире – человек – центр Вселенной.Человек не приходит в мир изначально, он получает от природы задатки, возможности, от природы человек добрый, Бог создает человека добрым, но эти положительные задатки надо развивать.

Как он их разовьет – зависит от человека, а потому человек сам определяет свою судьбу. Смысл жизни человека – максимум самореализации и развитие тех даров, которые бает человеку природа. Только в деятельности человек сам себя реализует и растет.Всякое мировоззрение формирует представление идеального человека как гармоничной, универсальной личности (всесторонне развитой). В нем гармонично сочетаются физическое совершенство (красота тела), духовность (красота души) и высокий интеллект (это представление было возрождено также из античности). Этот идеал достижим для каждого.

Человек может всё, т.е. возможности человека не ограничены, т.к. он центр Вселенной, т.к. он Богоподобен. Путь к совершенству, к саморазвитию определила этика, ставшая ведущей наукой. Гуманистическая этика утверждает, что для достижения гармонии человеку надо правильно организовать свой образ жизни. Аскетизм Средневековья калечил и ломал человеческую природу.Поэтому такому аскетическому образу жизни гуманисты противопоставили свой, состоящий из трёх основных принципов: 1 – естественный образ жизни (прородосообразный); 2 – радость, ради которой стоит жить; 3 – деятельность, в которой проявляется, утверждается человек.

Этика гуманизма ориентировала людей на максимально активное, творческое отношение людей к действительности. Выводы гуманистов: •Человек – центр Вселенной и его возможности неограниченны.Он должен познать мир, вполне самостоятельно, руководствуясь разумом и делать этот мир еще лучшим.

Так он тоже выступает как творец. • Деятельность человека всегда оправдана. • В усовершенствовании нуждается уклад общественной жизни. Здесь люди и должны проявлять свою мудрость. Именно гуманисты выделили три исторические эпохи: 1. Эпоха Древности (Античности). 2. Эпоха Средних веков. 3. Эпоха Возрождения.Первой и третьей они давали возвышенную оценку, а вторую считали пропастью между двумя вершинами, эпохой варварства, религиозного фанатизма.

Поэтому культурную деятельность они направляли на преодоление феодальных пережитков, предрассудков Средневековья. Самыми опасными гуманисты считали аскетические взгляды, предрассудки сословного деления и неравноправия, ведь от природы люди получили равновеликие задатки и способности. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами.В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье.

Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые слова: " Распалась связь времен ". Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают.

В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности.Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре этапа: 1. Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века); 2. Раннее Возрождение (XV век); 3. Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века); 4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век. Проторенессанс.

На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем.

Вслед за возникновением поэзии "сладостного нового стиля" появляется колоссальная новая фигура - Данте. Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса. Раннее Возрождение. В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом.Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции.

И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. Высокое Возрождение. Это эпоха наивысшего расцвета и зрелости гуманистических идеалов, их распространения, они воспринимаются с доверием, не вызывают недоверия.Позднее Возрождение.

В эту эпоху человеческое мировоззрение и культурное движение оказываются в состоянии кризиса. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса писал его знаток А.К.Дживелегов имела ввиду отдельную личность.Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется". Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие.

Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.

Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской культуры.

Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле.Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков.

Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. Ренессанс.Особенности ренессансной культуры: 1. Ренессансная культура – принципиально светская, её идейная база – светское мировоззрение гуманистов. 2. В отличие от средневекового искусства в ренессансном искусстве утверждалось индивидуальное авторство.

На смену сословному направлению в эпоху Возрождения пришло первое эстетическое направление – ренессансный реализм. Эстетическое направление ренессансного направления: 1. Исторические рамки.Развивается на протяжении эпохи Возрождения (Италия – XIV – XVI вв остальные страны – XVI – до начала XVII вв.). 2. Ренессансный реализм исторически обусловлен условиями перехода эпохи (от феодализма к капитализму) и идейной базой является гуманизм, утверждающий гуманистические идеалы. 3. Гуманизм определяет эстетику (науку о красоте): гармония – показатель прекрасного.

Прекрасное – это сама жизнь, это реальный мир и человек во всех направлениях. Нет ничего некрасивого. То, чем наполнен мир, что в нем происходит, достойно изображения в искусстве. Во всем этом проявляет себя замысел творца.Искусство ренессансного реализма стремиться к предельной многогранности и всесторонней жизни человека. 4. Смысл искусства: Искусство – это самовыражение личности  в творчестве человек подобен Богу; Бог создал мир, а человек это повторил в творчестве.

В творчестве художник абсолютно свободен, он руководствуется своим чувством прекрасного, своим разумом. Традиции нужны, но это не догма, им нужно не подражание, а творчески развивать и осмысливать.Смысл творчества: художник показывает людям красоту и гармоничность мира. Это общий пафос искусства ренессансного реализма.

Пафос наслаждения жизнью, красотой. Прославление человека, его свободы, самостоятельности. Р.Р. ориентируется на утверждение, прославление, воспевание. 5. Вместе с тем мастера Р.Р. обращаются к возможностям комического. Смех – это средство критики, борьбы против носителей средневековых традиций. Но чаще – это смех жизнерадостный, это искреннее веселье.Мастера Р.Р. не проходят мимо зла – с помощью смеха они торжествуют над злом, дискредитируют его. Мироощущение художников становиться трагическим (Шекспировские драмы). 6. Особый смысл изображения человека, особый тип героя: Понимание и изображение человека как микро-космос Вселенная.

Они стремятся показать человека во всех направлениях, в разных сферах жизни. Для того чтобы реализовать гуманистическую концепцию человека, мастера активно пользуются способами художественной идеализации.Этот принцип доминирует, но наряду с этим формируется и другой принцип художественного обобщения – принцип типизации.

Существует два основных варианта героя: 1). Герой типический – человек рядовой, каких много в реальной действительности. 2). Герой идеализированный, который изображается как совершенная, титаническая личность. 7. Стиль Р.Р.: характеризуется индивидуальностью творческих манер каждого художника.Но есть закономерность, сближение всех мастеров: 1). Все они стремятся добиться жизненного правдоподобия (т.к. сама реальность прекрасна). 2). Присутствует художественная символика (фантастика). Возникает соединение в произведениях реального и фантастического, смешного и сердитого, трагического и комического ("Дон Кихот"). Эти крайности сближаются и соединяются. 3). Широко используется принцип гротеска.

– Конец работы –

Используемые теги: Позднее, Средневековье0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позднее Средневековье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Классическое и позднее средневековье.
При значительной территории государственное начало в раннефеодальной монархии могло утверждаться только при условии опоры на местную племенную… Однако эта мера не помогла избавиться от местного сепаратизма. Почти весь в… Повествование летописи о Ярославе начинается с 1014 г последнего года княжения Владимира. Ярослав жил в Новгороде и…

Английская литература раннего средневековья
В VI в. до н. э. В Британию вторглись кельты. В I в. н. э. Британия была завоевана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V… Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и… Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии, как…

Художественная культура стран западной Европы времен средневековья
Необходимость предельной экономии места в сочетании со стремлением к грандиозности во многом определяли конструкцию и формы готических… Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в… Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в других городах. При помощи…

Раннее Средневековье
Греческая культура в Западной Европе была недоступна. О ней знали лишь по некоторым пересказам, копиям греческой литературы, которые делали римляне.… Философские учения античности были восприняты в измененном виде. Они… Оно занимает лидирующее положение. Это обусловлено божественным отношением к слову – божественному глаголу,…

Мужской костюм эпохи позднего средневековья
В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали… Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в… Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян,…

Романская лексикография донаучного периода: глоссарии раннего Средневековья Испании и Франции
Они показывают способы лингвистического описания с помощью лексики и грамматики, являются исключительным источником обогащения словаря количеством и… Именно этот важнейший подход к данному вопросу, точно соответствующий аспектам… Важность этих великих сводов документов объясняется тем, что в лингвистической среде значение - определяющее именно…

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"
Термин «средневековье» условен.Итальянские гумани¬сты противопоставляли «темным» средним векам золотой век античности (культурный канон) и… Но «Рим, замкнутый сте¬ной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, о… Этому мешает и от¬крытость христианского вероучения. «Религия вселенского призвания, христианство не рисковало…

Замок Средневековья на территории Пруссии
В 1274 году крепость была сожжена восставшими пруссами. В 1277 году крестоносцы начали на том же месте строительство каменной крепости. С 1360 года… У стен крепости возникло поселение, которому в 1642 году по Кульмскому праву… Курфюрст со своим двором не случайно находился в это время в замке Лабиау, ведь в Кенигсберге бушевала эпидемия чумы.…

История театра древней Греции, Рима и средневековья
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;поз- днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво- лами Диониса служили… На праздниках,посвященных Дионису,распевали не только торжес- твенные,но и… Сатировская драма представлялась средним жанром.Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на…

Естествознание эпохи средневековья
Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и… В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Виды и жанры литературы средневековья Валерий Брюсов Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках.Для средневековой… Эпические произведения XII века получили название поэмы о деяниях.Вначале они… Знаменитая песнь о Роланде, Песнь о моем Сиде, в которых главными являются патриотические мотивы и чисто Рыцарский…
  • Бахтин М.М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению - непосредственно… Но, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии гений… Мы не собираемся решать здесь вопросы о том, можно ли ставить Рабле рядом с Шекспиром, выше ли он Сервантеса или ниже…
  • Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения Пространственно-временные понятия. СредневековьеИстория западноевропейского средневековья - это в первую очередь история новых народов, ступивших на… На развалинах римской империи христианская церковь приступала к обращению… Отсюда ход в камне ведёт на поверхность Южного полушария, где расположена гора Чистилища, которую окружает…
  • Светское искусство Средневековья Для нас эту роль будет играть высокое средневековье XI -XIII века. В пространственном отношении центром средневекового запада является территория… Но даже на этой территории не все процессы проходили одновременно и… Например, Балканы все это время находились под действием иной Византийской цивилизации, а Скандинавия стала…
  • От средневековья - к "новому времени" (о русском искусстве XVIII века) Художественная система Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее историческая почва.Но ХVII веке она истощилась, и плоды… На общемировом историческом фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая… Художественный облик России ХУIII века складывался из многих пластов, и только верхние, петербургские пласты…