рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Достоевский

Достоевский - раздел Литература, Великий Русский Писатель Ф. М. Достоевский Выразил Своим Творчеством Безмерн...

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.

Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте.В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости души, полюбившей боль, потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли. В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями. Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни.

Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.

Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник Белинского.Его духовное и литературное развитие и далее могло бы продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям, обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически – жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью: каторгой, солдатчиной, ссылкой.

На целых десять лет он был выброшен из жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил Лермонтова, затравил Гоголя.Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы, с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой.

Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии в жестокой постоянной борьбе с самим собой. По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего, испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми противоречиями жизнь большого капиталистического города.А вскоре к этому бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко выражена в «Подростке». И он еще более утвердился в своей проповеди о том, что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от соблазнов сатанинской власти денег надо всем. Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина Достоевский потерял единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из мрака.

Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился перед их беспредельностью, выбраться из мрака.

Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года, увидев в ней подтверждение своей веры в «народность», внесословность самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути. Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался способным к маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся.В своих статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью престола.

И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием самых разнообразных противоречий, как Достоевский.Защита дела реакции и вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого художника живой жизни против лживых реакционных схем. К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III. Он стал другом лидира дворянской реакции К. Победоносцева, обер - прокурора “святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и коварного душителя всего живого и честного на Руси. Достоевский писал свой последний роман «Братья Карамазовы», прислушиваясь к советам этого обер - лакея царей.

Автор «братьев Карамазовых» считал своей целью в романе как можно больнее поразить богопротивный лагерь революции.

Но он создал в этом произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова. А в образе Смердякова писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой литературы.Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев, занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна связана с коренной темой всего его творчества.

Кризисная эпоха ломки представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов, эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего святого. Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и других персонажей Достоевского.

Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог примириться с существовавшей действительностью. Он имел действительное право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего творчества: - Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах немало больших, острых вопросов перед человечеством.Он ввел в литературу целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей.

Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность, болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном неустройстве человека и человеческой жизни.Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы. В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических, демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма.

То было влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым центром революционного движения в России второй половины сороковых годов.В сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло Достоевского.

Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной страстью, ни цельной верой в силу революционного движения.Его демократизм был неопределенно мечтательным.

Он колебался между атеизмом Белинского и своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским правительством.Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания, идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях гениального русского и мирового художника.

Доклад По литературе Ученика 10 «Б» класса Средней школы №7 Потявина Никиты Г. Ставрополя На тему: «Творчество Ф. М. Достоевского».

– Конец работы –

Используемые теги: Достоевский0.039

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Достоевский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Ив. Карамазова в романе "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского
Бунтующий человек М 1990 - такой вопрос ставят перед собой многие писатели, мыслители. Достоевский, будучи художником не ставил вопросов, не… Одно из направлений связывает рождение образа в творческом сознании художника… Сочин. в 2-х т. Т. 2 М 1990 В отличие от русских философов попытку анализа творчества Достоевского с позиций…

Мотив соблазна в романах Ф.М. Достоевского
К Глебу же они подступают с омрачёнными лицами, уже как бы и не чувствуя ничего. Не случайно именно с этого момента в житии слуги начинают сравниваться с… В романе «Бесы» рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина…

Женщины в жизни Достоевского
Сексуальность эта носила, вероятно, двойственный характер. Как и большинство эпилептиков, он, повидимому, обладал повышенной половой… Я ни с кем не водился и даже избегал говорить, и всё более и более забивался в свой угол Всё-таки хотелось двигаться,…

Детская тема в творчестве Достоевского и Шолохова
Однако в интересных наблюдениях современного художника главный упор сделан не на то, что роднит Шолохова с Достоевским, а на то, что их отличает.В… Непримиримые противники индивидуалистических устремлений личности, Достоевский… Характер гуманизма Достоевского существенно отличается от характера гуманизма Шолохова, и это естественно, ведь…

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"
И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города. Действие романа погружено в эпоху,… Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой… Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем: “Люблю тебя,…

Петербург в творчестве Андрея Белого и Достоевского
Петербург служил лишь фоном, на котором разворачиваются события пушкинских произведений. Гораздо дальше в этом плане пошел Н.В. Гоголь.Роль… Петербург Ф.М. Достоевского, о котором пойдет речь в этой работе, наиболее… Правда и дворцам автор уделил не много внимания.О “Петербурге №1” говорится как бы вскользь и далеко не лестно: “Купол…

"Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского
Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: " Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже.… Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у… И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир…

Достоевский Биография
С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого… Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского… В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения…

Достоевский Ф.М. Смерть Мармеладова «Преступление и наказание»
Интересен сам факт того, что не кучер виноват в случившемся, а сам пострадавший, который "нарочно прямёхонько под ноги пал", будто специально искал… На этом фоне как-то неестественно и неискренне звучат редкие повторения… Раскольников изо всех сил старается помочь Мармеладову, он понимает, что отставной чиновник никому не нужен, и если он…

Роман Достоевского "Идиот"
В 30 т Л 1974 Т.9 С .418. Причина непонимания романа нам видится в недоверии к образу положительно прекрасного человека . Даже русские религиозные… В работах В.С. Соловьева, Д.С. Мережковского, Л. Шестова и других метафизика… По мнению Н. Бердяева, Мышкин стоит в стороне от тех образов Достоевского, в которых он изображает судьбу человека…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Достоевский и петрашевцы Мировая литература немыслима без Федора Михайловича Достоевского, его творчество обращено в будущее. Его романы знает весь мир: они стали большой… Сложен и противоречив Достоевский. Величайший русский писатель-реалист, знаток… Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался не вполне понятым и оцененным. Манера его…
  • Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского Он мыслит как художник, —диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных “героев” . Высказывания этих героев, часто имеющие… Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, —это… Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества (а в нем несомненно был огромный дар и…
  • Достоевский и Салтыков-Щедрин. Споры вокруг этих двух произведений не затихают и теперь. Бесспорно и Легенда о Великом Инквизиторе, и История одного города относятся к самым… Мне хотелось бы начать со знаменитой главы из романа Ф. М. Достоевского Братья… На страницах романа разворачиваются острые драматические события, происходят катастрофические столкновения,…
  • Образы детей и их роль в романе Достоевского "Преступление и наказание" Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние… Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова… Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Мужв картишки…
  • Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" И все это время мы не перестаем ощущатьприсутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.Действие романа погружено в… Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем Люблю тебя, Петра творенье,… И это та цена, которую должен заплатитьгород за свое видимое процветание.