рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" - раздел Литература, «Отчего Люди Не Летают?» (Образ Катерины В Пьесе А. Н. Островского «Гроза».)...

«Отчего люди не летают?» (Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза».) В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом.Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов.

Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве.Девочка не получила хорошего образования.

Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками.И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей.

Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.

Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать.Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.

Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить.Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет.

И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи.

И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия.Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.

Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: " Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем.Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе.

Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. " Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина.Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной.

Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равно В могиле лучше Опять жить? Нет, нет, не надо нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.

Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет.Катерина рвется на «свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров.

И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти.

Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала.Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам». Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины.

А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству.Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке.

Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией.Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей.

Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством.Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров.

Кулигин – и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины.Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший – пусть на один миг – сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних.

Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека.

Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной.Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, Катерины, пьесе, Островского, Гроза0.079

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Катерины в пьесе Островского Гроза
Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является… И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В…

Душевная драма Катерины по пьесе Островского "Гроза"
Душа, а что это такое? Душа она внутри иглубоко, и есть в каждом человеке. Она красива и нежна у Катерины молодой. Катерина отличается по складу… Катерина сама говорит Да здесь вс , какбудто, из-под неволи В отличие от… Продолжая о снах, она говорит А то, будто ялетаю, так и летаю по воздуху . Выданная рано замуж, она пытается ужиться…

Образ Катерины в драме "Гроза" А.Н. Островского
Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. «С Переяславля начинается… Здесь уже не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы,… Вот проходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец,…

Символика имен в пьесах Островского "Гроза", "Бесприданница" и "Лес"
На этих моментах мы и остановимся подробнее.Ю. Олеша восхищался фамилиямигероев Островского. Паратов - это и парад, и пират. К наблюдениям Олеши… Но не забудем, что Дикой - не только всесильный СавелПрокофьевич, а и… Бориса же она выбралаедва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя Бориспо-болгарски борец…

Особенности конфликта в пьесе Островского "Гроза"
Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не… Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы,… Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина -…

Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза"
Говорящие имена, употребляемые в Грозе это отголосокклассицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIXвека.Имя Кабановой… Важны женские греческиеимена. Катерина обозначает чистая , и действительно,… Кулигин, Катеринанаходятся на распутье, как и вся Россия.

Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"
У Грибоедова это в основном описаниедействий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку.ПьесыОстровского предназначались и для чтения,… Отсутствуют ремарки,описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такойже, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи.

Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Не исключение идрама Гроза , вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост итипичен для той среды и эпохи молодая замужняя женщина Катерина… ОбразКатерины является самым ярким образом в пьесе Островского Гроза .… Воспитываясьв хорошей семье, она сохранила всепрекрасные черты русского характера.Это чистая, искренняя, горячая…

На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
Когда читаешь Грозу , невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомствос Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой… ЖилаКатерина в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка,… Вводя впьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою героиню,тоскует вместе с ней в неволе.…

Проблема покаяния в пьесе Островского "Гроза"
Здесьвозникает одна из важнейших проблем человека в целом и Грозы в частности.Покаяние как проблемапоявилось очень давно. Тогда, когда человек… Апогеем этих отношений становится человеческоежертвоприношение. В противовес… В блаженные места можно было попастьза праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают туда,…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза" Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла.Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого,который… Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей… Обманывать-то я не умею скрыть-тоничего не могу говорит она Варваре.А жить в семье мужа, не умеяпритворяться,…
  • Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского "Гроза" Сточки зрения критика, характер Катерины составляет шаг впер д во всей русскойлитературе того времени. В образе Катерины является решительный,… Катерина гуляла, молилась,вышивала. Вообще она была воспитана в условиях… Под тяж лой рукой свекрови нет простора е светлым мечтам. Поначалуиз-за врожденного благородства и доброты Катерина…
  • Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка" По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей впокаянии, сама себя покарала.Причем самоубийство для верующего человека- грехеще… Герой трагедии всегда нарушитель некоторогопорядка, закона. Хотя он… Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской…
  • Художественные функции пейзажа в пьесах Островского "Гроза" и Чехова "Вишневый сад" Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой,суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством… Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, нодобрый и чуткий человек всю жизнь не мог… Дикой,Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красотеприроды, в глубине души боятся ее.…
  • Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной… Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении…