рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сатира

Сатира - Лекция, раздел Литература, Саша Черный (Псевдоним, Настоящее Имя – Александр Михайлович Гликберг) – Поэ...

Саша Черный (псевдоним, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг) – поэт, прозаик, переводчик. Наибольшую известность получил как блестящий поэт-сатирик. Первая публикация – в журнале «Зритель» - острополитического стихотворения «Чепуха» принесла ему широкую читательскую популярность и послужила причиной закрытия журнала. Первый стихотворный сборник поэта «Разные мотивы» (1906) был арестован, и его автору грозило судебное разбирательство.В 1906 г. уезжает в Германию, где посещает лекции в Гейдельбергском университете.

В Россию возвращается в 1908 г. и входит в число сотрудников (среди которых были А.Аверченко, Н.Тэфи, П.Потемкин) журнала «Сатирикон». Стихи, опубликованные в «Сатириконе», были собраны автором в сборнике «Сатиры», вышедшем в 1910 г. Через год вышел в свет еще один сборник поэта – «Сатиры и лирика». Основные мотивы поэзии Саши Черного – изобличение политической реакции в самых разных ее проявлениях; высмеивание омещанившейся интеллигенции, обывательского образа жизни; эстетических крайностей нового модернистского искусства.

Причем во втором сборнике ирония сменяется сарказмом; сатиры Саши Черного обретают глубоко личное, трагическое звучание и воспринимаются как саркастические этюды о пошлости и бессмысленности жизни вообще.Черный – чуткий восприемник русской сатирической традиции, он продолжает, в частности, линию гротескно-психологической сатиры, культивируемой в творчестве поэтов-«искровцев» – Козьмы Пруткова (А.К. Толстого, братьев Жемчужниковых), Д.Минаева, В.Курочкина.

Новаторство Черного – в открытии возможностей использования так называемой «речевой маски», когда лирическое «я» воплощает не авторское сознание, а сознание персонажа, который сам изобличает себя (ср.: «Стилизованный осел»). Автор нередко выстраивает свои произведения как жанровые сценки («Обстановочка»), короткие новеллы («Городская сказка»), в которых комический эффект возникает из наплыва и гротескного столкновения бытовых, политических, общественно-литературных реалий, расхожих моделей мышления и поведения.

В сатирах на собратьев по «литературному цеху» Черный мастерски использует инверсии пародируемых текстов в пространстве его стихов обнаруживают не только стилистическую, но и мировоззренческую конфронтацию с поэтами новых направлений – символизма и футуризма (Стилизованный осел», «Эго-черви»). С началом Первой мировой войны Саша Черный уходит на фронт – вольноопределяющимся, служит в Пскове, военные впечатления впоследствии отразятся в его стилизованных под народный говор «Солдатских сказках» (опубликованных уже за рубежом). Октябрьскую революцию Черный идеологически не принял и в 1920 г. эмигрировал в Берлин, а к концу жизни поселился на юге Франции, в Провансе.

В эмиграции основные творческие силы отдавал детской книге, во «взрослых» произведениях все отчетливее звучат ностальгические ноты, сюжетной основой его рассказов становятся изломанные судьбы эмигрантов из России.Основные прижизненные издания, вышедшие в эмиграции поэтический сборник «Жажда» (1923) и «Несерьезные рассказы» (1928). А.И. Куприн. Поэт-одиночка (О Саше Черном) Среди современных поэтов Саша Черный стоит совершенно особняком, в гордом, равнодушном и немного презрительном одиночестве.

Да и не похож он на тех, которые ходят поочередно по редакциям и рекламируют кудрявыми словами творчество друг друга и, сделав из журнала узкую лавочку напряженного и непонятного словоблудия, оголившись, с полной развязностью сами себя провозглашают гениями, а всех бывших до сих пор поэтов предтечами; на тех, кто, едва народившись на литературный свет, уже пропитаны злобой, завистью, узкой сектанской нетерпимостью к другим толкам читают сумбурные лекции сами о себе и о друг друге, не подозревая того, что публика ходит смотреть на них с такими же чувствами, как она смотрит в паноптикуме на трехголового теленка, Юлию Пастрану или на Родику и Додику – сиамских близнецов.

Пренебрегая тем, что весь их успех – успех скандала, эти литературные младенцы, еще не владея членораздельной человеческой речью, уже тянутся к гонорару, как к сосиске, и, еще не научившись ходить, воздвигают себе постаменты для будущих памятников.

Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности, и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов.

Поистине Саша Черный мог бы применить к себе слова одного французского писателя: "« пишу не для многих; и если меня поймут два или даже один человек я с удовольствием буду писать для самого себя». И возможно, что именно по этой причине его не поняла, не прочувствовала, не поставила в красный угол наша несправедливая, пристрастная, архибезвкусная, кумовская, мамадышская критика.

Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта. Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением, всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Черного скромные, благоуханные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у Саши Черного чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящими его только с Чеховым, совсем независимо от влияния великого художника.

И так же, как Чехов, Саша Черный необычайно мил, прост, весел, трогателен и бесконечно увлекателен, когда он пишет для детей или о детях. Произведения последнего рода читаются и воспринимаются с одинаковым наслаждением как взрослыми, так и детьми.И если бы для ношения венца славы не надо было вытребовать патента в полицейском участке критики, то я бы сказал, что это свойство дарования есть признак несомненного большого, искреннего таланта; а другой признак, и, по-моему, не менее явный это, несмотря на разнообразие мотивов, тем и настроений, редкое качество, отличающее избранников свой собственный, единственный, ни на кого не похожий тембр.

Читатель с чутким ухом, прочитавши или услышавши любые его четыре строчки, непременно радостно воскликнет: «Ах, Боже мой! Да ведь это Саша Черный!» Как благородно злы его стихотворения, заключенные в цикле под общим заглавием «У немцев». И какая там тонко изощренная наблюдательность, какая меткость и точность эпитетов и какая выпуклая, почти осязаемая изобразительность! Читатель точно видит этих каналий повсюду – в дачном пансионе, в немецком лесу с прилизанными дорожками, с шоколадными автоматами, с корзинками для рваной бумаги, с надписями на скамьях и на уборных, со всей нелепой аккуратностью, которая доводит Сашу Черного до крайности.

Озираясь, блудливой походкою, Влез я в чащу с азартом мальчишки, Потихоньку пошаркал подметкою И сорвал две еловые шишки.

Видишь, как они гуляют ins Grune, как они торгуют могилами своих великих писателей; видишь их на рынке, на публичных лекциях; видишь их идиотских корпорантов – на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин – эту огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами кайзера; видишь детей, юношей, стариков, старух, девушек и самок («раскрахмаленных лангуст»). И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая маршировка в ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшачья надменность и плоская, самодовольная тупость. Ах, в теперешние дни с каким жгучим, опьяняющим, сладким негодованием читаешь эти сатиры, где каждое сжатое слово подобно удару резца по мрамору.

Итак, Саша Черный всюду остается настоящим, тонко чувствующим и глубоко думающим лириком – в красках, в звуках, в сатире, и быте, и светлых нежно-чувственных образах природы.

Я бы сказал: «Да будет ему триумф», если бы только этот сдержанный, молчаливый человек с печальными темными глазами и светлой детской улыбкой придавал триумфу какое-нибудь значение.Но того отчего же не указать на его единственный, но существенный недостаток – он гораздо слабее своего таланта, когда пишет сатирические стихи на злобу дня – о Думе, о политике, Гучкове, Милюкове и т.п. А надо сказать, что такие стихи он пробовал писать, когда сотрудничал в «Сатириконе», и писал их, очевидно, подчиняясь общему настроению сотрудников этого журнала. Саша Черный чувствует и мыслит более глубоко, и жертвы его сатиры не господа «А», «В», «С», «D», а типичные пошлость, скука, лень, равнодушие и тихое оподление современной жизни.

– Конец работы –

Используемые теги: Сатира0.037

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сатира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо инеобычно. Поэтому его поэзия так многолика от плакатов РОСТА с краткими иметкими подписями до… Если рассмотреть стихотворения Маяковского О дряни и Прозаседавшиеся , то… Начало обоих произведенийгиперболично в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколькозаседаний сразу,…

Современность сатиры В.В.Маяковского
В своей статье Как делать стихи Маяковский указывает, что писать те или иные стихи егопобуждает творческая необходимость, социальный заказ . Поэт… Отсюда поразительнаязлободневность стихов Маяковского,материал для которых… Поэт снижает жанр гимна Гимн обеду , широко используетметафору Легко ли критикам наше бель ежедневно прополаскивать в…

Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза"
В мещанстве выничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам невыбиться из этой коры . И люди здесь не живут страдают,… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти,сколько из зависти.… Понимаю я это да что ж ты мне прикажешь с собойделать, когда у меня сердце такое! говорит он о себе. И Кабанова…

Мольер "Мещанин во дворянстве" - сатира на дворянство и буржуа
Да Для кого-то главное счастье, а для кого-то деньги. Главным героем этой комедии является господинЖурден. В наследство от своего отца он получил… Егостремление приобрести титул затуманивало ему глаза на все вокруг.… В самом началепроизведения, когда читатель еще только познакомился с учителями музыки,в комнату, где, собственно, и…

Сатира Гоголя
Смех - это оружие, острое,боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с мерзостями русской действительности .Великий сатирикначал… Миргород , Арабески , Ревизор , Женитьба , Нос , Мертвые души - едкая сатира… Он не льститжизни, но не клевещет на нее он рад выставить наружу все, что есть в нейпрекрасного, человеческого, и в то…

Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
Понимая,что революцию может совершить только народ, Щедрин стараетсяразбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блескераскрылся… В сказке Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил… Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность всебе. Вишь, какхорошо генералом быть говорит один из них. В этой…

Сатира на пороки и лица. Журналисты 18 века в борьбе с самодержавием и крепостничеством
Среди литератороввыделялись Михаил Ломоносов и Александр Сумароков.Позже к ним присоединилсяВасилий Тредьяковский. Вокруг этих корифеев сформировались группы, которыежаждали выйти в народ. В… Однако в журнал он включает эпиграммы, сатиры, памфлеты, басни,сатирические послания Шуваловым-Воронцовым. Сумароков…

ИЗВЕСТНЫЕ МОСКВИЧИ В САТИРЕ
Раскрывистинную сущность москвичей, мы сможем раскрыть истинную сущность столицыначала XIX века II. Имена Князь Вяземский говорит, что Москва… Был ещ князь Долгоруков podique,который в течение немногих лет спустил богатое… По красноте лица и круглой фигуре он был назван Арбуз , а по охоте лазить по ложам Ложелаз последняя кличка была ещ…

Сатира в произведении М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
А потому, в отличие от писателей - соцреалистов, он сыграл свою литературную партию художественно самозабвенно и мастерски изобретательно. В… Несмотря на множество трагичных моментов, роман написаночень живо и смешно.… Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о…

Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок
Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине Х1Х века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а… Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии… Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они - явления совершенно…

0.055
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Сатира М.А. Булгакова М.А. Булгаков считал лучшим социальным слоём в отечестве русскую интеллигенцию, которая подвергалась гонениям, уничтожалась и с которой он… Сюжет повести «Роковые яйца», написанной в тысяча девятьсот двадцать четвертом… Заглядывая в будущее, Булгаков написал о том, что произойдет в России в результате экспериментов русской интеллигенции…
  • "Путешествие Гулливера" как философско-политическая сатира В философско-религиозных вопросах он разделял скептицизм Монтеня в англиканской интерпретации, подчеркивающей слабость, ограниченность и… Можно даже сказать одна из самых противоречивых книг. В четвертой части… Книга Свифта множеством нитей связана с его современностью.Она кишит намеками на злобу дня. В каждой из частей…
  • Современна ли сатира Маяковского? Эта вера сближает поколения. Мы имеем право рассматривать лишь стержневые вопросы творчества Маяковского, опуская те его просчёты, заблуждения,… Смысл его творчества можно определить первыми строками поэмы "150": Идея одна… Невозможно "рай" будущего возвести на "трупе"прошедшего. Интересно читать сейчас заключительную главу этой поэмы про…
  • Своеобразие гоголевской сатиры в комедии "Ревизор" Гоголь решает этуситуацию по-новому.Хлестаков ни за кого себя невыдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова.Опытный плут навряд липровел бы… Чувство страха объединяет раздираемыйвнутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страхаделает…
  • Сатира и юмор в творчестве А. Т. Аверченко Использованная литература. Введение. Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный,… Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или…