рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Барокко в творчестве Агриппы д’Обинье

Барокко в творчестве Агриппы д’Обинье - раздел Литература, Введение Вооруженная Борьба Против Католицизма В Xvi Веке Выдвинула На Перво...

Введение Вооруженная борьба против католицизма в XVI веке выдвинула на первое место идеалы и фразеологию Евангелия и Ветхого завета, под знаком которых совершалась реформация в Европе. Ожесточенный религиозный фанатизм, в котором тонули реальные интересы борющихся партий, отрицал материалистически-чувственное, языческое мировоззрения Плеяды и лишал его определяющего для искусства значения.Новый этап французской поэтической культуры характеризуется оттеснением античности, место которой занимает библейская древность с ее суровыми образами и духом моральной непримиримости, используемая в политической борьбе XVI столетия как удобная образная форма для выражения общественного протеста и вместе с тем как символическое обобщение исторических судеб человека. Первый, кто в эту эпоху обратился к Библии как к универсальному поэтическому источнику, был Гильом Саллюст Дю Бартас, библейская поэзия которого создала ему славу «христианского Ронсара». Попытка Дю Бартаса «возвысить» французскую поэзию путем ее христианизации и принесения в жертву ее гуманистического содержания имела огромный успех не только во Франции, но и во всей Европе, особенно в протестантских странах. Но ещё более яркий пример гуманиста и последователя Ронсара Агриппы д’Обинье, который вынужден был писать о войне, так как того требовал его гражданский долг. В отличие от Дю Бартаса, у крупнейшего представителя протестантской поэзии периода гражданских войн и самого выдающегося преемника Плеяды – Агриппы д’Обинье библейские мотивы приобретают историческую конкретность и остроту современного содержания. 1. Творчество поэта.

Рождение барокко Поскольку для поэзии д’Обинье характерна высокая гражданственность, то некоторые исследователи, например, А. Шмидт, делая акцент на политическом характере его стихов, отказывают ему в славе гугенотского поэта.

Так, А. Шмидт считает, что «имена Саллюста дю Бартаса и Агриппы д’Обинье имеют большую известность; но никто из этих писателей, каким бы ни был его талант, не был, в полном смысле слова творцом; они выполняли политический заказ». Однако такая точка зрения кажется ошибочной; Агриппа д’Обинье выражал свои мысли и чувства; его строки были продиктованы личными переживаниями, и библейские строки в них – далеко не дань моде или политическому заказу.

О том, что д’Обинье писал не «под заказ», говорит тот факт, что он был заносчив и дерзок даже с Генрихом IV , и, в частности, однажды позволил себе заметить, глядя на кровоточащую губу короля: «Государь, пока вы отреклись от Бога только устами, и он поразил вас в губу, но когда вы отречетесь от него в сердце, он поразит вас в сердце». Таким образом, д’Обинье был ревностным гугенотом; это проявилось еще в детстве, когда Агриппа ребенком попал в плен к католикам, но держался мужественно и не пожелал отречься от веры, и ответил, что «месса для него страшнее сожжения». Таким образом, кажется вернее отнести д’Обинье не столько к гугенотам-«политикам», которые примыкали к протестантизму в зависимости от политических выгод, а к т. н. «религиозным» гугенотам, хотя идеалы гражданственности прибавляют поэту лучшие черты «политика». Следовательно, можно сделать вывод о том, что д’Обинье выражал свои искренние чувства.

В «Трагических поэмах» д’Обинье рисует кошмары эпохи гражданских войн: первая поэма «Беды» рассказывает о несчастьях, которые переживает родина поэта, ее народ, и в первую очередь кормилец страны – французский крестьянин; вторая поэма «Властители» рисует картины придворных нравов, растленность государей, принцев крови и придворной знати; третья – «Золотая палата» говорит о неправедном и порочном королевском суде. Наконец, в четвертой поэме – «Огни» - д’Обинье изображает дела священной инквизиции и подвижничество героев Реформации, мучеников за веру, показывая Европу, озаренную мрачными огнями костров: Когда охваченный огнем земной предел Всевышний посетил, страданья он узрел Те, кто за истину, а против них ораву, Какая Церковью зовется не по праву, Безбожников, хмельных от крови и вина, Кому и в мирные неймется времена, Несут огонь и меч и прочие напасти Во имя почестей земных, во имя власти, В руках несут кресты, но нет креста на них, Сей неуемный скоп в преследованьях лих… И лают, словно псы, когда хотят бедняг От Церкви отлучить, от прав и всяких благ. Четвертая поэма – «Мечи» - становится кульминацией всего эпоса д’Обинье, где поэт рисует религиозные сцены искушения и наказания; в шестой поэме – «Возмездие» - Агриппа показывает, как злодеяния в земной жизни влекут за собой заслуженное возмездие.

Примечательно, что наряду с Каином, Иродом и Нероном в поэме рассмотрены Карл IX и крупнейший деятель контрреформации – Филипп II ; Екатерина Медичи выступает в роли Иеззавель, а Карл IX – в качестве Ирода. Важно также подчеркнуть, что для д’Обинье характерно сочетание гуманистических идеалов и религиозных идеалов кальвинизма.

Единственной возможностью для д’Обинье разрешить это противоречие между художественными идеалами школы Плеяды и реальным содержанием было принятие христианского идеала жертвенности, признания высшей земной награды в мученическом пути. Примечательно, что Агриппа д’Обинье увидел причину идейной трансформации гугенотской поэзии.

Никто лучше него не выразил эту неизбежную необходимость: Тому, кто скажет мне, что раскаленный стих Из крови создал я и из убийств одних, Что ужас только там, свирепость и измена, Раздор, позор, резня, засады, яда пена – «В вину ты ставишь мне отвечу я ему, словарь, присвоенный искусству моему. Льстецы любовь поют, свои беспутства славя; Слова отобраны, чтоб рисовать, лукавя.

Там только смех и мед, игра, любовь и пыл, Досуг безумия.

Когда я счастлив был, … И я сплетал венки такие ж, как они, И я для праздности губил когда-то дни. Век, нравы изменив, иного стиля просит Срывай же горькие плоды, что он приносит.

Таким образом, д’Обинье прямо указывает на причины, побудившие его изменить стилю Ронсара, отойти от идеалов Возрождения и изменить свой стиль. « Век, нравы, изменив, другого стиля просит»: так потрясения гражданских войн и кровавых религиозно-политических неурядиц преродились в созидательную творческую энергию.

Однако в этой фразе - « Век, нравы, изменив, другого стиля просит» - отразилось и еще одно немаловажное изменение: изменение стиля д’Обинье от ренессансного к барокко. И действительно: «ужас… свирепость и измена, раздор, позор, резня, засады, яда пена» – что это, как не эстетика ужаса? И отечественные, и зарубежные историки соглашаются с тем, что в творчестве д’Обинье выражаются первые шаги барокко во французской литературе.

А. Ревич считает, что именно д’Обинье «создал стиль французского барокко, сам того не подозревая, и посмертно оказался лидером этого направления и бесспорно лучшим его представителем» (интересно привести пример Виктора Гюго, который старался изо всех сил повторить яркую поэтику Агриппы, оживить приемы барокко, отчасти соответствующие задачам романтизма). Особенно важно, что в поэзии д’Обинье резко обнажился тот самый переход, переход от гуманизма и ренессансных традиций (в данном случае выражаемых эстетикой Плеяды) к барокко. 2. Проза д’Обинье Перу д’Обинье принадлежит также ряд прозаических произведений. Его «Приключения барона Фенеста», изданные в 1617-1630 гг - первый опыт плутовского романа во французской литературе.

Книга отмечена также несомненным воздействием «Дон Кихота» Сервантеса.

Здесь д’Обинье решает столь острую для него проблему действительной значимости человеческой личности.

Написанный в форме диалога между придворным Фенестом и сельским дворянином Эне роман содержит сатиру на придворные нравы. В противопоставлении глубокой духовности внутреннего мира Эне поверхностности и корыстной суетности Фенеста ясно выражено этическое кредо д’Обинье. Изобилующий живо рассказанными эпизодами, восходящими к новеллистике XVI столетия и эпопее Рабле, роман д’Обинье - значительное произведение французской прозы.Другое прозаическое сочинение - «Жизнеописание Агриппы д’Обинье, написанное им самим для его детей» было создано автором в изгнании, в Женеве, куда он вынужден был бежать после поражения гугенотского восстания 1620 г. и где умер, забытый своими соотечественниками, в 1630 г. Мемуары д’Обинье - яркий образец художественной автобиографии.

Так же, как и «Трагические поэмы», они содержали моральный и религиозный завет, оставленный Агриппой д’Обинье его детям и духовным союзникам.На протяжении всей своей жизни д’Обинье пишет и «Всемирную историю», значительная часть которой посвящена религиозным войнам во Франции и соседствующих с ней странах в период с 1552 по 1612 г. Заключение Поэты-гугеноты не были объединены в определенную литературную школу, подобно поэтам Плеяды, однако поэзии гугенотов присуще ясно ощутимое единство тем, образов, стиля, общего тона. Это единство связано с самим существом религиозной доктрины кальвинизма, с особым мироощущением гугенота. Это мироощущение трагично, контрастно, оно заключает в себе невозможность гармонического состояния.

Гугенот – и грешник (пред лицом бога), и праведник (как исповедующий истинную веру); он одинок в общении с богом (ибо исповедь, исповедь без посредника – основная форма гугенотского культа) и сопричастен общим проповедническим задачам своих сторонников, защищающих веру пред лицом инакомыслящих; он пассивен, так как согласно кальвинизму земной порядок вещей и судьба человека предопределены, а страдания и мученичество – знак избранности и подтверждение истинности гугенотской веры, и вместе с тем для него гонения и преследования – стимул к активному противостоянию виновникам жестокостей, т. е. к конфликту с предопределением.

Эта исходная дисгармоничность, заключенная в мироощущении гугенота, во многом объясняет то, что именно в гугенотской поэзии наиболее резко отразились кризисные моменты позднего Возрождения, горечь утраты тех идеалов, которые столь полно и возвышенно были запечатлены в ранних произведениях Плеяды.

Поэзия Теодора Агриппы д’Обинье (1552-1630) - это прежде всего трагический документ трагической эпохи. «Если можно было бы в одном человеке олицетворить целый век, то д’Обинье стал бы живым воплощением своего века. Интересы, пристрастия, добродетели, верования, предрассудки, образ мышления его времени – все нашло в нем наивысшую форму проявления» так писал о своем соотечественнике Сент-Бёв, критик XIX в века, в котором наследие Агриппы д’Обинье было как бы заново открыто. Приложение.

Биография д’Обинье Агриппа д’Обинье родился 8 февраля 1552 г. в Сен-Мори, небольшом городке Западной Франции, в семье городского судьи, гугенота Жана д’Обинье.

Его жизнь с детских лет была связана с трагедиями религиозных войн. У повешенных и обезглавленных трупов гугенотов в Амбуазе восьмилетний д’Обинье дает отцу клятву до конца дней своих защищать дело единоверцев.С двадцати лет и вплоть до знаменитого «Париж стоит мессы» он ближайший соратник и поверенный будущего короля.

Д’Обинье трагически воспринимает вероотступничество Генриха Наваррского и пишет ему гневное письмо; отвергает он и предложение Констанса примириться с Генрихом и вернуться к его двору. Восемь религиозных войн, тридцать лет трагедии Франции - и столько же лет безоглядного служения д’Обинье «истинной вере», коей была для него религия гугенотов. Д’Обинье получил чисто гугенотское воспитание. Библия и «Наставление в христианской вере» Кальвина были его постоянными спутниками.Но, как истинный сын Возрождения, д’Обинье был охвачен жаждой всезнания.

Наука, философия, литературная критика, военное искусство, поэзия, педагогика, история - все сферы человеческого знания были доступны ему и нашли отражение в его творчестве. Однако д’Обинье знакомился с ними не в тиши замковых комнат, не в приятной беседе с соучениками по коллежу, но в перерывах между боями. В его жизни не было покоя и умиротворения, она подчинена была совсем иному ритму - ритму военных сражений.И его Муза, как писал д’Обинье в одном из своих ранних стихотворений, всегда «отдавала печалью, солдатским потом, несчастьями и треволнениями», а его стихи «пахли порохом, трутом и серой». Первые поэтические опыты Агриппы д’Обинье относятся к 1570-1573 гг. когда он создает сонеты к Диане Сальвиати, оды и стансы, вошедшие в сборник «Весна», увидевший свет лишь в XIX в. В них очевидно влияние Плеяды и особенно любовной лирики Ронсара.

Д’Обинье воспринимает принципы «Защиты» Дю Белле и поэтическую практику Ронсара и его учеников. После поражения гугенотского восстания д’Обинье бежал в 1620 г. В Женеву, и где умер, забытый своими соотечественниками, в 1630 г. Литература 1. Барановская О. Н. Эволюция жанра новеллы во французской литературе последней трети XVI века. М 1999. 2. История французской литературы.

Т. I . С древнейших времен до революции 1789 года. / И. И. Анисимов, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М. – Л 1946. 3. Обинье А. д’. Трагические поэмы [и сонеты]. Мемуары.М 1949; Обинье А. д’. Трагические поэмы.

М 1996. 4. Ревич А. О Теодоре Агриппе д’Обинье и его времени // Обинье А. д’. Трагические поэмы. М 1996. С. 9 – 20. 5. Фролова М. А. Европейская культура Нового и Новейшего времени: сущность и доминанта развития. // Запад и Восток: Традиции и современность. М 1993. С. 66-95. 6. Штейн А. Л Черневич М. Н Яхонтова М. А. История французской литературы. М 1988.

– Конец работы –

Используемые теги: барокко, творчестве, Агриппы, Обинье0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Барокко в творчестве Агриппы д’Обинье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Духовые инструменты в творчестве Римского-Корсакова
В то время у Римского-Корсакова стал проявляться интерес к оркестровке.Он еще шестнадцатилетним мальчиком, ничего не знающим об устройстве музыки,… В этом кружке больше всего ценилась самобытность, которая противопоставлялась… Также большое внимание уделялось знакомству с русской литературой, с русскими народными сказками. Из этого брались…

Исследование феномена двойничества в культуре серебряного века в аспекте изучения творчества Сергея Александровича Есенина
Заключение. Список используемой литературы. ВВЕДЕНИЕ Феномен двойничества, свойственный ментальности русской культуры изначально, проявляющийся в… Вся русская культура этого периода представляет собой в целом грандиозный… Таким образом, исследование феномена двойничества на наш взгляд, является актуальным, так как помогает понять…

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова
Ю.А. Лавриков раскрыл содержание конечной цели производства и определил показатели, характеризующие эти цели. Кроме того, в основе его… И также были выведены показатели затрат на ресурсы, которые стали в дальнейшем… Теме «Интенсификация производства» Ю.А. Лавриковым было посвящено множество работ.

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П.П. Рубенса
На протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства.Сам Рубенс был одареннейшим колористом и рисовальщиком,… Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал… Кроме того, он превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство. Будущий художник родился в…

Особенности творчества Зинаиды Гиппиус
В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.Художнические интересы Гиппиус были широки: она… Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф.… Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее…

Псковская земля в творчестве А.С.Пушкина
Работал над главами 3-4 романа «Евгений Онегин», закончил «Цыганы», написал стихотворения: «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю»,… Встречи с А.П.Керн, которая приехала в Тригорское. Читает поэму «Цыганы» в Тригорском. Едет в Псков (Встречается с губернатором Адеркасом и врачом Всеволодовым).…

Екатерининский дворец-шедевр русского барокко
Екатерининский дворец прекрасен и снаружи, и внутри.Его фасады, сияющие чистейшей лазурью, цветущие скульптурным убранством таят в себе множество… Его внешний и внутренний облик украшен прекрасной резьбой и позолотой, мрамор… В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого,…

Типы переносного значения в творчестве М.А.Кузьмина
Метод исследования: сравнительно-сопоставительный метод, метод лингвистического описания. Научная новизна работы: определяется поставленной целью и… Кроме того, в данной работе предлагается сводная таблица, которая обобщает… Объект исследования: переносное значение и его типы. Цель работы: изучение особенностей переносного значения и…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Жизнь и время в творчестве Ю. Трифонова И как у многих до него и многих после него, с этого начинается творческая жизнь. Будущую известность писателя определяет безызвестный… Неверие в свои силы, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого сам… Литературу делают волы, как сказал Ренар. Дело не в том, чтобы написать одну гениальную страницу, а в том, чтобы…
  • Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это " сосуд греха ", и призывали к смирению, литература и искусство… Новый тип Р. складывается в ХIХ веке. Это критический реализм.Он существенно… Расцвет его на 3ападе связан с иженами Стендали и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, а России - А.…
  • Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского Он мыслит как художник, —диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных “героев” . Высказывания этих героев, часто имеющие… Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, —это… Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества (а в нем несомненно был огромный дар и…
  • Отражение местного колорита в творчестве В. Я. Шишкова (на примере романа "Угрюм-река") Особенно хорошо это можно проследить на примере романа Шишкова "Угрюм - река", cоздание которого он считал главным делом своей жизни, "большим… Родился он в 1873 году в городе Бежецке. Oтец писателя, Яков Дмитриевич, по… Oднако, работая рядовым техником, Шишков поначалу еще мало знал Сибирь - ему редко приходилось отлучаться из города по…
  • Культура барокко Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное” . Поэтому отдельные грани (общестилистические черты,… Сам термин появился позже.Существует несколько версий происхождения термина: … В XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное,…