рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древняя Византия

Древняя Византия - раздел Искусство, 1. I Этап (Середина Ivв. – Первая Половина Viiв) 1. Роль Религии В Культуре 2...

1. I этап (середина IVв. – первая половина VIIв) 1. Роль религии в культуре 2. Новое в изобразительном искусстве 3. Архитектура 4. Изобразительное искусство 5. Музыка светская и церковная, театр 13 II этап (середина VIIв – начало XIIIв) 1. Общественная жизнь и религия 2. Философские движения 3. Литература 4. Эстетика 21 5. Изобразительное искусство 6. Архитектура 7. Музыка 23 III этап (XIIIв. – середина XVв) Краткая характеристика 25 Введение Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную.

Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) Византия одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков.

В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы: 1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий); 2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия); 3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. 4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление. Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.

В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой стадии развития из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные контакты с народами, стоявшими на несколько или значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами"). Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных.

Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода: 1. Середина IVв. – Первая половина VIIв период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества. 2. Середина VIIв – начало XIIIв появление и развитие феодализма в Византии. 3. XIIIв. – середина XVв последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения. Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства.

В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов.

Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность. I период

Роль религии в культуре

Формирование христианства как философско-религиозной системы было слож... Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неопла... Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли нео... В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина... Патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзи...

Новое в изобразительном искусстве

Но эллинизм не мог в полной мере противостоять мощному потоку восточны... Софии. Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной ... Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в купо... Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии...

Философские движения

и не получившей широкого признания в XI-XII вв была определена крупная... Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в интерпретации ид... Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о возмо... Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут тепер...

Литература Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой отразился на состоянии византийской литературы.

Вульгаризация, отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как господствующие черты произведений литературы, созданных во второй половине VII- первой половине IX столетия.

Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное идейное содержание литературы этого рода. Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии.

В середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни святых.

Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие и обиженные, которые, совершая мученический подвиг во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множества византийских житий.

Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни. Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм. Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средством ярко эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы.

Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни.

Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.

Эстетика На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главные христианские концепции образа и на их основе разработать теорию соотношения образа и архетипа, прежде всего применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических и миметических (подражательных) по-новому осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре.

Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское искусство.

Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматического искусства, осмыслению которого посвящались специальные труды. В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла, пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на художественную практику ряда других стран Европы и Азии. Изобразительное искусство Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество.

Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г т.е. после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники.

Создание живописного трафарета сопровождалось усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи. Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения.

В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством. В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства.

В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники. Архитектура В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением.

Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру. Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений.

Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например, в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика. Музыка В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное искусство.

Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация лаотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы.

Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально - поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам. Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). Общественная жизнь также не обходилась без музыки.

В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при императорском застолье, и песни- аккламации, и т.п. С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму периоду я хотел бы сказать, что Византия в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.

III период Краткая характеристика Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввиду недостатка материала по данному периоду можно отметить лишь то, что, несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи. Использованная литература Бычков В.В. Малая история византийской эстетики Киев, 1991. Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. / Под редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). – М 1997. Культура Византии.

В 3-х т. – М 1984-1991. Удальцова З.В. Византийская культура. – М 1988.

– Конец работы –

Используемые теги: Древняя, Византия0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древняя Византия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь
На сайте allrefs.net читайте: "Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь"

Древняя Русь и Великая Степь по книге Л.Н. Гумилева "Древняя Русь и Великая Степь"
Волга тогда была еще мелководна, протекала не по современному руслу, а восточнее через Ахтубу и Бу-зан и, возможно, впадала в Уральскую западину,… Тогда образовалась дельта современного типа, простиравшаяся на юг почти до… Страна изменила свое лицо. Тогда изменился и населявший ее этнос. Степняки-сарматы покинули берега протоков, где…

Инглиизм – Древняя Вера Славянских и Арийских народов
На сайте allrefs.net читайте: "Инглиизм – Древняя Вера Славянских и Арийских народов"

ВАРВАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "ВАРВАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ"

Древняя Троя: легенды и действительность
Объект исторический науки – прошлое. Его можно назвать нереальной реальностью. Оно несомненно существовало, но правильность наших знаний о нем… В ту пору, когда обитатели материковой Европы по большей части еще ютились в… И только сто слишнем лет назад здесь в Гиссарлыке, археологу-самоучке посчастливилось приподнять завесу забвения.…

Древняя Япония
Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца». Национальный флаг великолепно… Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в… Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего…

Византия
Прямая наследница греко-римского мира и Востока Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. -3- Основная часть… Империя была расположена в восточном части Средиземноморья и в период… В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями,…

Древняя Русь глазами современников и потомков(IX-XII вв
Он утверждает, что его цель – рассказать не что и когда происходило, а почему и как. Очень быстро становится ясно, что в этой книге практически… Разбором этой проблемы автор занимается в главе «Уроки непонимания». Там же он… Особенно активная «смена места жительства» началась позже – V в. до н. э. – V в. н. э. – именно тогда грянуло Великое…

Древняя Греция
С крушением египетского владычества под натиском кочевников и «народов мира» на восточном побережье Средиземного моря политическую независимость от… Из посеянных Кадмом зубов дракона вышли вооруженные богатыри-спарты.Они… Так за подвигами эллинского бога-героя Геракла обнаруживаются деяния финикийского божества Мелькарта, героя времен…

Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология
На сайте allrefs.net читайте: "Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология"

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам