рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Андрей Рублев

Андрей Рублев - раздел Искусство, Андрей Рублев Время Жизни Андрея Рублева Совпадает С Переломным Моментом В О...

АНДРЕЙ РУБЛЕВ Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу.Бесспорным лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами.

Благовещениский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и роспись его не сохранилось. Уцелели только деисусный и праздничный ряды иконостаса, перенесенного в существующий ныне храм. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее.О предшествующем приоде жизни Андрея Рублева известно мало. Составленное в17 веке “Сказания о святых иконописцах” утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона, ученика основателя монастыря Сергия Радонежского (Никон был троицким игуменом с 1390 года, умер в 1427). По словам “Сказания”, Никон “повелел” Рублеву написать икону Троицы “в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу”. Об остальных крупных работах Рублева мы знаем из житий Сергия и Никона.

Между 1425-1427 годами он всесте с другом и “спостником” Даниилом Черным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря, а затем расписывал Спасский собор московского Андроникова монастыря, старцем которого он был. Там Рублев и скончался в 1430 году. Разумеется, список произведений Рублева этим не исчерпывается. “Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные”. Помимо названных работ, целый ряд несохранившихся ныне икон упоминается в различных источниках.

Несколько дашедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание.

Наконец, в ряде произведений авторство Рублева устанавливается по стилистическим аналогиям.Но даже в тех случаях, когда причастность Рублева к работе над памятникаом документально подтверждена - так обстоит дело с иконами из владимирского Успенского собора выделить принадлежащие его руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно большой группой мастеров под руководством андрея Рублева и Даниила Черного, который, по словам автора “Сказания о святых иконописцах”, “многие с ним иконы чудные написал”. Если дошедшие до нас биографические свдения о Рублеве изобилуют противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера и в оценке ео искусства источники обнаруживают редкое единоудшие.

Андрей и Даниил предстают в их изображении как “чудные добродетелные старцы и живописцы”, “всех превосходящие в добродетелях”. В Рублеве особенно подчеркивается то, что он “намного всех превосходил в мудрости”. Для воссоздания творческого облика Рублева очень важны сведения, сообщенные в1478 году Иосифу Волоцкому бывшим игуменом Троицкого Сергиева монастыря старцем Спиридоном.

По словам Спиридона, удивительные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских дел. Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его живописного метода.

Но чтобы верно понять смысл приведенных высказываний, необходимо познакомиться с некоторыми предсталениями византийской мистики, получившими широкое распространение среди последователей Сергия Радонежского.Согласно этим предсталениям, для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирический “теней вещей” показывать подлинную их природу, живописец должен был стать созерцателем, если только он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать “невещественный” свет. По аналогии с физическим свето, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений.

Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя.

Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”, засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”, потому что, как утверждал Василий Кесарийский, “истинная красота созерцается только имеющими очищенный ум”. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась добродетели смирения.

Не случайно в источниках к имени Рублева часто прилагается эпитет “смиренный”. Исаак Сирин называл смирение “таинственной силой”, которой владеют лишь “совершеные”; именно смирение дает всеведение и делает доступным любое созерцание. Высшим, наиболее труднодостижимым он считал созерцание Троицы.Историческая канва рублевского шедевра - “Троицы” - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из зоколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына. В основе философского замысла “Троицы” - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества.

Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону “Троица” в ряд бессмертных творений мирового искусства.

В иконе Рублева отброшены все бытовые подробности библейского повествования, затрудняющие восприятие этой философской идеи. Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа.Трапеза, на которой стоит чаша прообраз “гроба господня”. Чашу благославляет ангел, олицетворяющий Сына. В молчаливом соглавии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему Отца. К Отцу склонил голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры в руках ангелов обозначают власть и всемогущество.

Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение, образованное склонением фигур и в ритмических отголосках повторенное контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц божества, их общее участи в осуществлении Сыном центральной идеи легенды, “предвечного” замысл спасения человечества.

Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой, раскрывающей различные аспекты явления Сына-Логоса как вечного жизненного принципа мира. Дуб позади среднего ангела - “древо вечной жизни” - указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала вселенной ; это прообраз креста и символ воскресения.Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ “горы высокой” - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом - образ богопознания, “домострительства” Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, прообраз “дома божьего” - вселенской церкви. Глубоко символично и цветовое решение иконы.

Живорисец акцентирует в нем значение второго лица Троицы. Фигура среднего ангела выделяется наиболее интенсиными тонами одежд.Они указывали не евхаристическую жертву - тело и кровь Христа.

Лазурь, окрашивающая гиматий, по учению византийских мистиков, передавала цвет божественного ума, погруженного в созерцание своей сущности. Согласно Исааку Сирину, чистота ума совершенного человека уподоблялась “небесному цвету”. Оттенки этого цвета варьируются в одеждах всех трех ангелов. Цвета одежд левого и правого ангелов менее интенсивны и как бы отдалены от созерцателя.Вместе с тем они необычайно одухотворенны и словно лучатся изнутри серебристым сиянием, произывающим все изображение и уплотняющимся в белой поверхности евхаристического престола. Лиловый тон плаща левого ангела воспринимался как цвет умственного созерцания на высших его ступенях.

Нежно-зеленый тон гиматия правого ангела считался цветом согласия и одновременноцветом весны, символом Воскресения.Интенсивным желты цветом крыльев выражалась “надмирная” интеллектуальная сила. Наконец, золотой фон, почти полностью утраченный, символизировал “божественный свет”. Атмосфера внутреннего согласия и любви, радостное звучание холодных и чистых оттенков, передающих оптимистическую идею о будущем совершенстве преображенного материального мира, о восстановлении утраченной “первообразной” красоты и гармонии вселенной заставляют вспомнить о том, какое значение придавал Сергий Радонежский первому построенному им храму Троицы.

По словам жития, составленного его современникаом Епифанием Премудным, Сергий желал, чтобы “воззрением на святую Троицу побеждался страх ннавистной розни мира сего”. Правомерно предположить, что, создавая икону “в похвалу” Серию, воспитанник и последователь его философской школы Андрей Рублев поставил перед собой задачу как можно полнее воплотить предствления, с которыми связывалась у Сергия идея Троицы.

Художник воплоотил в “Троице” свой идеал совершенства, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности.В линеейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

Отдавая все свободное время изучению наслдия византийской и русской иконописи, Рублев отбирал лучшее и творческки переосмысливал увиденное, основываясь на собственом опыте. Отсюда - свежесть и непосредственность созданных им образов.С приходом Рублева московская живопись окончательно освободилась от византийских влияний. 1405 год Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца А.Рублев частвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля 1408 год А.Рублев и Даниил Черный руководят работами по росписи Успенского собора города Владимира 1425-1427 А.Рублев и Даниил Черный руководят работами годы по росписи Троицкого собора Сергиева монастыря 1427-1430 А.Рублев руководит работами по росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря Первая четверть 15века: Созданы “Троица” и “Звенигородский чин” 1430 год Год смерти живописца.

– Конец работы –

Используемые теги: Андрей, Рублев0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Андрей Рублев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Андрей Рублев и его "Троица"
Это высшее, что создат национальная культура.Эпоха Рублва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравс- твенные силы, в его способность к… Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени… А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и безза- ветного служения людям,…

Андрей Рублев и его "Троица"
Это высшее, что создаёт национальная культура. Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к… А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и… Интерес русской науки к личности Рублёва в своих истоках относится ко второму десятилетию 19 века. Широкая публика…

Андрей Рублев
На формирование мировоззрения Рублева большое влияние оказала атмосфера национального подъeма второй половины XIV - начала XV вв для которого… В конце XIV - начале XV вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около… Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнeвого…

Андрей Рублев и его "Троица"
Это высшее, что создат национальная культура.Эпоха Рублва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравс- твенные силы, в его способность к… Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени… А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и безза- ветного служения людям,…

Андрей Левицкий Лев Жаков. Змееныш
На сайте allrefs.net читайте: "Андрей Левицкий Лев Жаков. Змееныш"

Жюль Верн, Андре Лори. Пятьсот миллионов бегумы
На сайте allrefs.net читайте: "Жюль Верн, Андре Лори. Пятьсот миллионов бегумы"

Андрей Ливадный. Контрольный выброс S.T.A.L.K.E.R.
На сайте allrefs.net читайте: "Андрей Ливадный. Контрольный выброс"

ИРАКЛИЙ АНДРОНИКОВ. ОГЛЯДЫВАЮСЬ НАЗАД
На сайте allrefs.net читайте: " ИРАКЛИЙ АНДРОНИКОВ. ОГЛЯДЫВАЮСЬ НАЗАД"

Ливадный Андрей Прототип Пролог
Пролог... Рауль Ганиев проснулся рано Приятный голос разбудил его осторожно ласково... За окном едва брезжил рассвет Сегодня важный день вспомнил он но не вскочил как бывало лишь безмятежная...

Мореходные качества судна "Андрей Бубнов"
Каждое судно характеризуется навигационными (мореходными) и эксплуатационно-экономическими качествами. К навигационным качествам судна относят: • плавучесть — способность судна… К эксплуатационно-экономическим качествам судна относят сле¬дующие: • Грузоподъемность — масса груза, принимаемого на…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам