рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ МОДЕРНА

ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ МОДЕРНА - раздел Искусство, Любимые Цветы Модерна В Иконографию Модерна Растительные Мотивы Входят На Пр...

ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ МОДЕРНА В иконографию модерна растительные мотивы входят на правах чуть ли не глав¬ных действующих лиц. И это понятно. Вся философия стиля заключена в идее рос¬та, вечного движения, развития. Поэтому, мотив цветка оказывается одной из наи¬более адекватных и, следовательно, по¬пулярных тем, и даже приобретает почет¬ное звание - знака стиля.Главная содержательная сторона данно¬го мотива диктовалась ключевой идеей органического роста. Однако, на эту смысловую доминанту накладывалась це¬лая вереница значений предшествующих эпох. В античном искусстве, изобрази¬тельно озвучивающем мифологический пласт, появление цветов оправдывалось атрибутикой мифических богов и героев.

Любимый цветок модерна - ирис был на¬зван в честь богини радуги, что по-грече¬ски - iris. Благодаря чудесному превраще¬нию, получил свое имя еще один цветок. Согласно греческой легенде, прекрасный юноша Нарцисс, отвергнув любовь нимфы Эхо, был ею жестоко наказан.Месть боги¬ни заключалась в том, что он влюбился в свое собственное отражение в воде и умер от неутолимой страсти, после чего был превращен в цветок, который и нарекли его именем.

С того времени нарцисс стал означать самовлюбленность, тщеславие и эгоизм.Очень важная прославительная роль от¬водилась цветам в христианском искусст¬ве. Как правило, они знаменовали собой достоинства и добродетели священных персонажей. Так, белоснежная лилия, подчеркивая чистоту и невинность Бого¬матери, становилась неотъемлемой ее принадлежностью и в сцене Благовеще¬ния и в многочисленных богородичных сюжетах.

Роза, занимающая в средневе¬ковье одно из первых мест в цветочной иерархии, благодаря своей разновидности, наделялась широкой семантикой. Белая ро¬за без шипов стала символом целомудрия Бого¬матери, так как, согласно библейской легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после человеческого грехопадения. Красная же роза, в первую очередь, являлась напоминанием об искупительной жертве Христа.Совершенно особое отношение к теме цветов сформировалось в юго-восточной традиции.

В силу мифопоэтического мышления японцев рас¬пространенная культура любования конкретным мотивом - изображением цветущего дерева, пти¬цы, цветка - наряду с эмоциональным пережива¬нием, рождала целую вереницу воспоминаний и ассоциаций, связанных со стихами, классической прозой, театром, древними легендами.Так, на¬пример, изображение ириса предполагало одно¬временно и любовное послание и ассоциативно связывалось с весной и праздником мальчиков, в сопоставлении с которым этот цветок, благода¬ря саблевидной форме листьев, символизировал самурайскую доблесть.

Кроме того, мотив ирисов у воды служил аллюзией на известный эпизод из классической средневековой литературы. Таким образом, мотивы цветов в стиле модерн обладали как бы генетической памятью многове¬ковой истории растительной символики.Но модерн оказался чрезвычайно пристрастным в выборе "своих" цветов, и словно из копилки мирового искусства извлекал наиболее подходя¬щие по стилистике экспонаты.

Критерием отбора служили как особенности формы, так и смысло¬вые соответствия. Излюбленными цветами стиля становятся тюльпан и орхидея, лилии и кувшин¬ки, подсолнух и ирис, маки и нарциссы. Вероят¬но, тюльпан был избран за элегантность и обоб¬щенность формы.Орхидея, ирис и лилия, имею¬щие сложный прихотливый контур, таили бога¬тые возможности в организации линейной рит¬мики. Порой кажется, что все эти цветы осознают свою избранность и неповторимость, и их само¬уверенность далеко не случайна.

Словно сама природа позаботилась о том, чтобы они понра¬вились художникам модерна. Действительно, особая природная форма лепестков и листьев вышеназванных цветов очень подходила стилис¬тике модерна, который проповедовал приоритет линии и контура над объемной моделировкой.Такие плоскостные цветочные формы прекрасно проецировались на поверхность листа или стены, причудливым узором вплетались в орнамент чу¬гунных решеток и серебряную вязь ювелирных украшений.

Однако, вкус модерна не всегда можно было удовлетворить естественной природной формой, и тогда на помощь приходил прием сти¬лизации, и натура видоизменялась в угоду сти¬лю. Модерн любил гнутые, упругие линии, не¬сколько преувеличенные или обобщенные трак¬товки формы, что придавало художественной выразительности привкус остроты и особого изыска. При этом стиль словно балансировал на грани реальности и условности.Удивительно точ¬но, почти буквально, все это выразилось в про¬граммном памятнике модерна - в рисунке ковра "Цикламен" (Удар бича) Г.Обриста, где цветок абстрагирован до неузнаваемости и островыра¬зительная линия превращается в формулу не¬укротимого ритмического бега. Основная интрига модерна заключается в двой¬ственной природе стиля, что выражается дуализ¬мом живого и неживого, реального и нереально¬го, являющихся при этом разными проявлениями идеи циклического, бесконечного развития.

В этой связи, орхидеи, лилии, кувшинки знамено¬вали трагедию, гибель, смерть, а подсолнухи - напротив - горение солнца, движение к свету, жажду жизни, одним словом, те и другие отмеча¬ли пограничные стадии развития органической формы.

В данном контексте довольно близким по смыслу оказывается и образ мака, который сим¬волизирует переходное состояние между сном и явью, являясь как бы парафразом конфликта жизни и смерти. Любопытно, что художники модерна не изобра¬жали букеты или цветочные натюрморты, а пред¬почитали отдельно взятый цветок.Так, М.Вру¬бель, один из самым правоверных живописцев русского модерна, специально занимался штудиями цветов и, тщательно выявляя их структуру, словно проникал во внутреннюю логику строения органического целого.

Напротив, множествен¬ность цветочных мотивов, в силу особенностей художественного языка модерна, превращалась в декоративный орнаментально-ритмический ряд, что, впрочем, не всегда было самоцелью, а работало на образные задачи.Это демонстрирует знаменитая "Сирень" Врубеля, где через изобра¬жение пышного куста, развернувшегося бесчис¬ленными соцветиями, выражается стихия цвете¬ния, как таковая.

Несмотря на то, что модерн был предопределен историей развития западноевропейского искусст¬ва, нельзя не отметить особую роль восточных влияний на его стилистику.Известны примеры использования характерных приемов и мотивов, взятых из арсенала японского и китайского ис¬кусства художниками различных направлений постимпрессионизма, которые в некоторых эта¬пах своего творчества были близки стилистике модерна.

Несомненно, под влиянием гравюр Хокусай и декоративных росписей Огаты Корин со¬здает свои знаменитые " Ирисы" и "Подсолнухи" Ван Гог. Многими чертами своей художествен¬ной концепции обязаны японской традиции Гоген и художники группы "Наби". Кроме художествен¬ных принципов, основанных на приоритете ли¬нии и плоскости, композиционной асимметрии и особой ритмической организации, модерн позаимствовал у Востока еще и колорит.Это вырази¬лось в излюбленном сочетании различных града¬ций синего и зеленого, лилово-фиолетового и фисташкового, как правило, светлых блеклых то¬нов. Одним словом, цветовое решение модерна находит себя преимущественно в холодной пога¬шенной гамме, отражающей очевидно минорные умонастроения рубежа веков.

Особый культ цветов в модерне поддерживал¬ся, кроме всего прочего, главным принципом формообразования стиля, а именно - уподоб¬ление живому органическому началу, а порой даже, прямая имитационность последнего.В это время распространилась мода на сосуды, вы¬полненные в виде растения, а также на разного рода изделия, имитирующие цветок в стакане воды. Подобные раритеты создавались из дра¬гоценных и полудрагоценных материалов, ок¬рашивались в различные цвета, уподобляясь натуре настолько, что появлялся удивительный эффект "обманки". Такие цветы и букеты в вазах производились в изобилии в разных европей¬ских странах.

В России непревзойденным масте¬ром этого жанра был П.К.Фаберже.Кроме того, предметам функционального свойства любили придавать форму цветка.

Очень распростране¬ны были рюмки и фужеры в виде тюльпана, причем, обыгрывались все его части - стебель с листьями служил ножкой, а полый бутон - ча¬шей. Виртуозные примеры этого можно найти в творчестве Э.Галле и Ж.Зоммера. Однако, такие вещи были очень популярны и в быту, и состав¬ляли предметы массовой продукции.Модерн, как последний стиль воплотившийся в синтезе искусств, украсил своими цветами все вокруг - от архитектуры до мельчайших произведений прикладного творчества, тем са¬мым как бы еще больше породнив и примирив их. Сейчас эти меланхоличные и несколько над¬менные цветы модерна смотрят на нас с фаса¬дов особняков и доходных домов, с живопис¬ных полотен и графических листов, со стенок ваз и бокалов и благосклонно позволяют любо¬ваться собой - свидетелями и участниками ушедшего незабываемого стиля.

Журнал АРХИДОМ 2(6) 1998г. стр. 65-69.

– Конец работы –

Используемые теги: любимые, цветы, модерна0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ МОДЕРНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Физика цвета. Цвет и цветовое воздействие
На сайте allrefs.net читайте: ИОХАНЕС ИТТЕН.

Поколение цветов
Жертвоприношение в гирляндах Молодежь стала одним из главных идолов.Посмотрите, сколько молодежных изданий, радио- и телепередач, молодежных… А между тем реальная картина находится в некотором противоречии с виртуальной.… Думаешь: может, именно потому что у нас молодежи не много, с ней и носятся, как с писаной торбой? Но тогда почему не…

Как найти свои цвета
Но всегда ли любимые цвета нам подходят? Палитра огромна. Как найти то цветовое сочетание, в котором всегда будешь выглядеть самым лучшим образом? … Подбором индивидуальной гаммы цветов занимаются не только дизайнеры одежды,… Теория времен года стала популярной во всём мире: она проста, удобна и служит хорошей базой для цветового решения…

ЯЗЫК ЦВЕТОВ
Эта разница в толкованиях появляется по причинам пространственным и временным.То же самое можно сказать про языки, на которых мы говорим (во Франции… Поэтому я решила остановиться на самых интересных и наиболее достоверных, на… В XVII в. селам появился в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю (1689 ―1762) во время своего…

Психология цвета
Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Все цвета делятся по типу… Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и… В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены…

Психология цвета в рекламе
Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно: — вызывают психологическую реакцию: — подчеркивают качество, настроение, чувство;… Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует… Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и…

Геральдика цвета
Так, белый означает мир, благородство, высшую власть; черный — ночь, мрак, смерть, печаль; пурпур — знак высшего достоинства, силу, могущество и… Возникшее в начале XVIII веке масонство разработало собственную символику… В геральдике цвет играет большую роль из-за применения различных цветов.Так, во-первых, цвет: значительно увеличивает…

Цвет в дизайне винной продукции
Столь ярко выраженная роль упаковки, как имиджевого инструмента, едва ли встречается среди других категорий продуктов, однако подобную ситуацию мы… С помощью различных цветов и цветовых сочетаний, как известно, можно управлять… Если до недавнего времени такие решения находили одобрение в умах обывателей, то сейчас многие понимают, что это лишь…

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО УРОКА беседа на тему Психология цвета
Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или… Это относится не только к области одежды, но также к убранству вашего дома, рекламе, графическим разработкам, дизайну…

Как правильно подобрать цвет
Обладает рисунок ярким, нежным цветом или даже полным его отсутствием, каждый фраг¬мент быстро проверяется и сопровождается комментариями от… Глазами мы буквально пожираем все, что нас окружает. Цвет как раз и является… Часто креаторы-дизайнеры считают, что самым важным яв¬ляется прежде всего дизайнерская идея, то, что увлечет всех…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Мое любимое время года в творчестве русских поэтов Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной,… Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифму-ется:… Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме по-свящали свои стихотворения такие…
  • Орнамент эпохи модерна Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения. Знание не давало избавления от недугов, а может быть и усугубляло их. И вот,… Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяет ему ван… Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнамент был органической частью сооружения. Исследователи модерна, как правило,…
  • Методы цветовой коррекции изображений Содержание.Введение… 3 Что же такое цвет?… …4 Цветовое пространство – графическое представление размерностей цвета………… … ………… 1.Цветовое… Основная задача, которую решают полиграфические технологии, это… Совершенству нет предела, особенно когда речь идет о предмете, связанном с восприятием цвета.
  • Химия цвета Знаменитые строки, принадлежащие перу великого русского поэта Сергея Есенина: Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне… долгое время… Такова одна из особенностей восприятия нами красочного мира. Значит, цвет… Следо¬вательно, чтобы разобраться в природе цвета, надо пом¬нить свойства световых лучей. Обстоятельства совсем…
  • Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение VI. Литература Введение. «Мастер и Маргарита» - роман, который притягивает к себе, берет в плен миллионы читателей со всего мира, не отпускает потом… Цель моей работы – проанализировать предметный и цветовой мир и его… I. История создания. Последний роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован и вслед за…