рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Связь искусства и религии в эстетических учениях XX века

Связь искусства и религии в эстетических учениях XX века - раздел Искусство, Связь Искусства И Религии В Эстетических Учениях Хх Века Шемота В. М. Восточ...

Связь искусства и религии в эстетических учениях ХХ века Шемота В. М. Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля Луганск Еще совсем недавно в советской эстетической науке две функции религиозного искусства — культовая и эстетическая — были резко противопоставлены друг другу.Господствующим было представление, что наивысшая ценность произведения религиозного искусства с эстетической точки зрения достигается тогда, когда эти произведения десакрализованы в смысле лишения своей культовой функции.

Изображение богов, которые уже «умерли», считались совершенными с эстетической точки зрения именно потому, что они уже не были предметами культа. С такой точкой зрения нельзя полностью согласиться, поскольку она предполагает полный разрыв между содержанием и формой религиозного искусства. Скорее речь здесь может идти о перекодировке сакрального, связанного с культовой функцией, в эстетическое.Проблема отношения человека и сферы сакрального в настоящее время, вследствие антропоцентрической мировоззренческой концепции, сводится исключительно к периферийности сакрального в сознании современного человека.

Этим настоящая эпоха — эпоха науки и техники — отличается от всех предшествующих эпох, мировоззрение которых носило преимущественно теоцентрический характер и, следовательно, сакральное рассматривалось как центр, который организует мир в вертикальном направлении и благодаря которому выстраивается иерархия религиозных, этических, эстетических ценностей.Несмотря на явный процесс десакрализации, проявляющийся в том числе в эстетическом процессе, плюрализме и многообразии художественных стилей, сакральное полностью не утрачивается современной эстетикой.

Современные представления об искусстве предполагают, что мир искусства — это не только «мир вещей», но, прежде всего, «мир знаков». По словам французского философа-неотомиста Ж. Маритена, искусство представляет символизацию трансцендентного.Произведение искусства является как бы двойным символом, посредством которого выражена и реальность окружающих человека вещей, и другая, идеальная реальность, которая стоит за ней. Иными словами, искусство никогда не ограничивается просто изображением каких-либо объектов окружающего мира. Искусство — своего рода молитва, предполагающая отношение художника к сфере сакрального. Такой подход в современной эстетической мысли выражен в концепции искусства как религии современного человека.

Её приверженцами являются А. Белый, Л. Флам, В.Воррингер, Ч. Кегли и другие.

Сторонники подобных взглядов рассматривают категорию сакрального преимущественно в эстетическом плане как организующее начало художественного текста.Например, Л. Флам высказывает идею о том, что на смену религиозному культу приходит «искусство-фетиш», «искусство-идол», которое сегодня становится объектом поклонения так же, как в прошлые времена человек поклонялся богу. Хотя между религиозным и эстетическим чувствами имеются существенные различия, однако, само использование в современной речи таких выражений как «культовый фильм», «культовый режиссёр» свидетельствует об определённом родстве между религией, с одной стороны, и искусством, с другой.

Разрушение структуры традиционных религий под влиянием массы научно-технических, социальных, демографических, культурологических, интеллектуальных факторов способствует перекодировке сакрального как преимущественно религиозного, культового начала в эстетическое.Этому способствует сама многовекторность феномена сакрального, который способен развертываться в различных смысловых полях.

Вытеснение сакрального из сугубо религиозной сферы в сферу эстетическую способствует тому, что в новом контексте сакральное принимает формы, существенно отличающиеся от сугубо религиозных форм. Вместе с тем, даже обнаружив себя в новом пространственно-временном континууме, в космосе искусства, сакральное тем не менее стремится организовать его по образцу религии, задав вертикальное направление развитию ценностных ориентиров.

Преломляясь в эстетическом процессе, эта категория-гибрид способствует организации литературы и искусства как своего рода квазирелигиозной системы, ориентированной в будущее, в отличие от религии, в значительной степени сохраняющей связь с прошлым. Сходной точки зрения придерживаются и русские поэты — символисты начала ХХ века В. Иванов и А. Белый. Соглашаясь с тем, что разрушение традиционной религии — процесс объективный, они видят возможность религиозного обновления лишь на путях возрождения искусства античности и Средневековья, искусства, которое представляется им именно искусством-религией, говорящим на языке мифа-символа.

Обладая значительным потенциалом сакрального и сохраняя себя в доступных понимающему разуму художественных формах, она может возродиться в новом историческом контексте гораздо в большей мере, нежели древнегреческие боги и средневековая духовная атмосфера, которые воспринимаются современным сознанием как десакрализованные.Именно сакральное в роли эстетической категории является той основой, на которой сформировалось и развивалось великое искусство европейского Возрождения.

Древнегреческие боги уже не могли быть реанимированы в религиозном смысле, но как недосягаемые образцы искусства произведения античности воплотили в себе сакральную основу, благодаря которой стало возможным сохранить уже исчерпывающуюся в религиозном смысле христианскую сакральность.О таких метаморфозах сакрального говорит и Ч. Кегли, подчеркивая, что на современном этапе «литература выражает религиозные интересы в нерелигиозном романе». Эта же проблема затрагивается в одной из фундаментальных работ выдающегося представителя и теоретика абстрактного искусства В. Кандинского «О духовном в искусстве». В ней излагаются теоретические установки в отношении абстрактного искусства — именно как искусства духовного, сакрального.

В. Кандинский утверждает, что любое произведение искусства — одновременно «дитя своего времени и мать наших чувств», подчеркивая преемственность представлений о сакральном, которое трансформирует одни художественные формы в другие, сохраняя на высоком уровне духовность искусства. Однако, если художники предшествовавших эпох, иконописцы А. Рублев и Ф. Грек, стремились в символической форме иконы передать «как Бог выглядит», то В. Кандинский «идёт к изображению не ока, но взгляда, самого присутствия, пребывания духовного просветления». Сакральное как духовное начало — стремится сохраниться уже в новых формах, адекватных мировоззрению ХХ века. Итак, сакральное, перекодированное из сугубо религиозного в эстетическое и проявленное посредством новых художественных форм, является той связью культур прошлого, настоящего и будущего, благодаря которой ни один важнейший компонент культуры не исчезает, но существует в зашифрованном виде в пространстве культуры-преемницы и, таким образом, на новом этапе исторического развития возможна его новая декодировка и интерпретация.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://newacropolis.org.ua.

– Конец работы –

Используемые теги: связь, искусства, Религии, эстетических, учениях, XX, века0.113

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Связь искусства и религии в эстетических учениях XX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчество Ван Гога как яркого представителя искусства рубежа XIX и XX века
Художники конца XIX века искали новые средства выразительности в живописи. Одним из них был гол¬ландец Винсент Ван Гог. За 10 лет напряженной работы в… Его жизнь была полна головокружительных взлетов и невероятных падений. Борьба с одиночеством привела к душевному…

Некоторые течения в изобразительном искусстве начала XX века
Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий… Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую… В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, который…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века
Речь отнюдь не идет о тех концепциях, которые отстаивали традиции отечественной и мировой педагогики, выступали против партийной пристрастности и… С другой стороны, как реакция на ошибочную политику Наркомпроса в деле… Она противостояла педагогическому романтизму официальной политики забегания вперед, фетишизации некоторых пунктов…

Расцвет искусства в начале 20 века
Главное же заключается в том, что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века , и попытки сразу сформулировать тотальные… Тем более ненадежны представления о том, что 20 век коренным образом изменил… Разумеется, никто не гарантирован от подобных аберраций, а сами они образуют неотъемлемую часть самосознания…

История США XX века
По государственным строям США федеративная республика, каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные и исполнительные органы власти,… На обширной территории США проживает около 250 млн. человек, что является… Во второй половине XX века иммиграция из Европы значительно уменьшилась, но зато увеличилось количество иммигрантов из…

А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века
Речь отнюдь не идет о тех концепциях, которые отстаивали традиции отечественной и мировой педагогики, выступали против партийной пристрастности и… С другой стороны, как реакция на ошибочную политику Наркомпроса в деле… Она противостояла педагогическому романтизму официальной политики забегания вперед, фетишизации некоторых пунктов…

История эстетических учений
М. 27 Выготский Психология искусства 1-ая глава.

Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века
Большинство европейских государств, а так же Япония перешли к производству машин с помощью машин. Значительный рост производительности труда в промышленности был обусловлен… Ковочные молоты заменялись более производительными прессами. Стал использоваться конвейер. Произошла замена основного…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Внешняя политика России в последнее десятилетие XX века Но меня заинтересовало то, что было дальше, после окончания того противостояния. 90-е годы XX столетия были крайне насыщены событиями в частности во… Именно это и повлияло на мой выбор темы Внешнеполитический курс России… Практически всю информацию об этих относительно недавних событиях и черпал из статей различных периодических, в том…
  • Русская культура в начале XX века Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической…
  • Учение о праве, долге и религии Содержание наших знаний составляют отчасти предметы, которые мы познаем посредством чувственных восприятий, отчасти же предметы, основой которых… Это и есть теоретическое сознание.Выступает ли оно как воспринимающее, или как… Тут уже я определяю вещи, я являюсь причиной изменений данных предметов. 4 Практическая способность определяет себя,…
  • Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века Александров Петр Акимович 1838-1893 По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал… В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением… В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров,…
  • Роль иностранного капитала в экономике России на pyбeжe XIX - XX веков Это cлияниe пpактичecки вceгда пpоиcxодило cлeдyющимобpазом pyководитeли банков занимали поcты в пpмышлeн ноcти, а кpyпныeзаводовладeльцы… Tаким обpазомcкладываeтcя финанcовая олигаpxия 3.Вывоз капиталов в фоpмe… Hоза поpeфоpмeнноe cоpоколeтиe благодаpя выcоким тeмпам экономичecкого pоcта онаcyмeла нecколько пpиблизитьcя к…