рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Природа человека и происхождение морали

Природа человека и происхождение морали - Контрольная Работа, раздел Искусство, Название: Природа Человека И Происхождение Морали Учебная Работа По Дисципли...

Название: Природа человека и происхождение морали Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы.Этика и эстетика Реферат Тема: «Природа человека и происхождение морали» План Вопрос 1. Природа человека Вопрос 2. Происхождение морали Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе Вопрос 5. Индивидуалистическая ориентированность этических учений античной эпохи Вопрос 6. Субъективно-идеалистическая ориентация этических учений античности Вопрос 7. Этический субъективизм в эпоху античности Вопрос 1. Природа человека 1. Разумность поведения человека 2. Целесообразность поведения человека 3. Специфические свойства человека 1. Мораль является характеристикой личности (совокупность моральных качеств) и отношений между людьми (совокупность моральных норм). Она показывает степень господства разума человека над аффектами (страстями). Мораль - характеристика души человека.

Душа - деятельно-волевое начало, синтез разумной и неразумной частей (Аристотель): * разумное начало - рациональное, способность объективно оценивать окружающую действительность; * неразумное начало "природность" индивида, витальное, субъективное суждение о мире. Неразумные процессы, протекающие на вегетативном уровне, не зависят от разума, а происходящие на уровне аффектов, эмоций могут регулироваться разумом.

Нравственные нормы всех народов, религиозные моральные нормы провозглашают сдержанность, умеренность, ограничение природных аффектов, в некоторых случаях - запрет природных желаний (отвага -противостояние инстинкту страха и т. п.). Аристотель в труде "Большая этика" писал, что если добродетель основана на разуме, то чувства противятся ему. Оптимальное условие этики - когда "верно направленный разум согласен с движениями чувств". Поведение человека является нравственным тогда, когда направлено на достижение абсолютной цели, высшего блага. 2. Разумность поведения подразумевает его целесообразность. Человек ставит перед собой цель - ожидаемый результат деятельности.

Цель (следствие) выступает в роли причины деятельности. Цели человеческой деятельности находятся в иерархической связи: каждая цель может стать средством по отношению к другой.

На вершине иерархии целей - высшая цель. высшее благо, которое: * абсолютно; * придает осмысленность деятельности человечества; * выражает позитивную направленность деятельности людей (стремление к совершенству). З. Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, эмпирическими, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законам. Но в жизни человека биологические законы - только основа.

От остальных существ человека отличают следующие качества: * самосознание - человек осознает свое "я", отделяет себя от окружающего мира, оценивает окружающую действительность со своей точки зрения (он центр системы координат); * чувство отдельности от мира требует компенсации, объединения с другими людьми (социокультурные сообщества); 1 незапрограммированность. В отличие от животных человек: * свободен от биологически заданных стереотипов поведения; * имеет универсальные возможности; * стремится к освобождению от биологических ограничений; * стремится за пределы чувственной жизни (к идеалам, к Богу); * свобода выбора - поведение человека не подчинено жестким биологическим нормам.

Свобода может проявляться в: * бескорыстном милосердии (альтруизм); * в неоправданной жестокости (садизм, терроризм). Выбор типа поведения принадлежит человеку. При желании он способен противостоять своим врожденным, генетически заложенным отрицательным склонностям; * осознание смерти, конечности своего существования.

Страх смерти приводит к серьезным размышлениям о смысле жизни (пример - знаменитый монолог Гамлета). Вопрос о смысле жизни носит нравственный характер.

От ответа на него зависят поведение человека, его взаимоотношения с другими людьми; * культура. В отличие от других живых существ человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и изменяет природные условия соответственно своим потребностям. Культура - "искусственная природа", рукотворные изменения в окружающей среде.Она породила: * принципиально новые, небиологические отношения между людьми; * новые способы действий, не заложенные в инстинктах; * новые регуляторы, ограничивающие аффекты, эгоизм людей. Культура сформировала новую систему запретов. * табу, священный запрет (древнейшая форма запретов); систему средств, регламентирующих поведение людей, представления о нравственном поведении.

Вопрос 2. Происхождение морали 1. Формирование морали в первобытном обществе 2. Нравственные отношения в классовом обществе 1. Мораль сформировалась в ходе: * выделения человека из мира животных; * образования социальных общностей; * возникновения общественных отношений Выживание первобытных людей было возможно только в коллективе -родовой общине.

Коллективный труд, совместное проживание требовали согласованного поведения, формирования и соблюдения правил общежития.Порядок в первобытной общине поддерживался с помощью системы табу - запретов (на определенные виды пищи, сексуальных отношений и пр.). Нарушение табу строго каралось всей общиной.

В ходе исторического развития на основе табу сложились обычаи, традиции, которые: * опирались на общественное мнение; * распространялись только на членов общины; * некоторые из них носили нравственный характер (почитание старших и т. п.); * регулировали наиболее важные для людей процессы (рождение, брак, труд, смерть, войны); * лежали в основе ритуалов.Человек первобытного общества не имел индивидуальных нравственных убеждений, ориентировался на нравственные представления общества.

Он усваивал нормы поведения, подражал другим членам общества. Некоторые нормы поведения регулировали взаимоотношения общин. Справедливость основывалась на принципе воздаяния (нанесения равноценного ущерба, мести) - талионе. 2. Нравственные отношения в обществе начали формироваться в процессе социального расслоения общества: * разделения и специализации труда, повышения его производительности; * имущественного расслоения общины.Единицей (ячейкой) общества становится патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений, живущих вместе и самостоятельно ведущих общее хозяйство.

Зависимость семьи от общины ослабевала. Автономность семьи вызвала возникновение индивидуальной нравственной ориентации, самоопределение личности. Нравственные нормы общины становятся более гибкими, обобщенными.Возникает нравственная оценка поведения людей: * нарушения норм караются с учетом меры вины и намерений провинившегося; * поступки оцениваются с точки зрения не только полезности, но и соответствия представлениям о добре.

С возникновением государства, объединившего разрозненные общины, появилась необходимость морального равенства всех слоев общества, выработки универсальных правил поведения, принципов справедливости. Мораль рабовладельческого общества: * опиралась на обычаи и традиции; * регулировала классовые конфликты; * обеспечивала социальную преемственность; - была идеологическим инструментом правящих классов; * не учитывала индивидуальности человека.Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе 1. Родоплеменная община 2. Патриархальная община 1. Община (сначала родоплеменная, затем патриархально-семейная) имела общий культ, была основана на принципе самоуправления.

Первобытный человек родоплеменной общины отождествлял свою личность с обществом, подчинялся коллективной нравственности.В ходе исторического развития биологические формы деятельности (поведение, обусловленное инстинктами) начали подчиняться социальным закономерностям и моральной регуляции. От членов общины требовались: * объединение усилий (коллективный труд); * взаимопонимание и взаимопомощь (круговая порука и пр.); * ограничение биологических инстинктов, мешающих жизни и труду общины (пищевые, сексуальные и другие табу). Выполнение табу являлось одновременно социальным и моральным требованием.

Требования морали в первобытном обществе: * носили обязательный и всеобщий характер; * были закреплены в обычаях, традициях, правилах; * выражали интересы общества в целом (не учитывая интересов отдельных людей). Были определены такие понятия, как долг, стыд, подчинение старшим и т. д. Нравственные понятия и традиции передавались последующим поколениям посредством коллективного труда, специальных обрядов, ритуалов (инициация и т. п.). Этические нормы родовых племен распространялись только на членов общины (например, убийство чужака не осуждалось), распространялись на всех членов общины в равной мере. Человек первобытного общества одухотворял силы природы, растений, животных и распространял на них моральные требования.

Моральное регулирование общества осуществлялось при помощи- * табу; - традиций, обычаев, ритуалов; * коллективной трудовой деятельности.

Особенности взаимоотношений в общине: * моральное равенство всех членов; * тождественность личных и коллективных интересов; * община задает людям стереотипы поведения (это создает комфорт в общине, сводит возможность нарушения норм к минимуму); * общественное мнение оценивает каждый поступок каждого члена общины. 2. Территориальная община объединяет множество патриархальных семей, которые: * самостоятельно обрабатывают свой земельный надел; * являются совладельцами коллективной собственности (пастбищ, речных пойм, дорог и т. п.); * участвуют в коллективных обсуждениях общих проблем (сходки, вече и пр.). В ходе развития общества формируются моральные заповеди, выполнение которых не обязательно (у человека появляется право выбора). Половозрастное разделение труда создает основу для осознания собственного "я" человека, выделения индивида из коллектива.

Появляются нарушения норм нравственности, связанные с социальным неравенством (вызванным повышением производительности труда). Простейшие нормы нравственности, выработанные в общинах, объединяющих патриархальные семьи: * почитание отца (главы семьи) и старших; - покровительственное отношение к младшим, слабым; * патриотизм; * культ предков, принадлежности к роду; * уважение к умершим; * коллективизм и т. д Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе.

Античная философия 1. Мораль классового общества 2. Философия античной эпохи 1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества.

Этика формировалась путем: * приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям; * создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому обществу. Можно выделить мораль: - господствующего класса, свободных людей; * рабов.Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т. п.). Рабы приравнивались к рабочим животным.

Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества. Мораль господствующего класса была признана главенствующей в обществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносились как всеобщие. 2. В начале своего становления этика была тесно связана с философией.Основой философии была так называемая предфилософия - единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравственных проблем.

Философия возникла в 1-й половине I тыс. до н. э. в Китае, Индии и Греции как "мировоззренческое мышление", распространение мышления на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы нравственности.Особенности философии Востока и Запада: * философия Индии была частью мифологического мировоззрения; * философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным сознанием; * философия Древней Греции была отделена от предфилософии.

Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов предфилософии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др. В философии Древней Греции: * формулируются основные общие понятия; * преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символики, образов-архетипов); * начинается отделение от мифологических представлений.В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т. п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.

Характеристики античной этики: * понимание моральности (мышления, поведения) как разумности; * ориентация этики на человека ("Человек есть мера всех вещей". Прота-гор); * провозглашение нравственной самоценности и суверенности личности; * стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе). Вопрос 5. Индивидуалистическая ориентированность этических учений античной эпохи 1. Софизм Абсолютизм 3. Гедонизм 4. Киники. 1. Одним из учений античной этики был софизм (V - IV вв. до н. э.). Софисты (Протагор, Горгий, Антифонт): * отрицали безусловность и общезначимость морали, ее догматизм; * провозглашали ценность человека, его моральный релятивизм (наличие у каждого индивида своих моральных представлений); * считали добродетелями все достоинства человека (ум, профессионализм и т. п.); * считали справедливым все, что приносит пользу (утилитаризм). 2. Противником софистов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.), провозгласивший абсолютизм морали (догматизм, ригоризм). Основные положения этики Сократа: * единство морали и права (" Что законно, то и справедливо", справедливо все то, что предписано государством); * ограниченность моральных оценок людей ("Человек знает то, что ничего не знает"); * главное в морали - добродетели (мудрость, справедливость, умеренность, мужество); * мудрость является важнейшей добродетелью, с ее помощью достигается цель жизни.

Сократ был основоположником эвдемонистической традиции.

Он считал, что: * высшее благо для человека - достижение счастья; * счастьем является разумная моральная жизнь; * задача этики - сделать человека моральным (то есть счастливым); * основой моральности является знание (любая добродетель - это вид знания); * моральные ценности осуществляют регулятивные функции только тогда, когда осмыслены человеком. 3. Аристин (435 - 355 гг. до н. э.), ученик Сократа, основал направление этики, называемое гедонизмом.

Аристин основал школу философии в г Кирене (Северная Африка), его последователи назывались киренаиками. Основные положения гедонистической этики: * высшим благом является удовольствие, зло - это страдание; * высшей моральной ценностью является жизнь человека в ее чувственных проявлениях; * физические удовольствия важнее духовных; * мораль и разум вторичны (помогают избегать страданий, достигать удовольствий); * смысл жизни человека - в наслаждении каждым ее мигом.

Последователь гедонизма Гегесий призывал к самоубийству людей, в чьей жизни больше страданий, чем наслаждений. 4. Противниками гедонизма были киники (циники) Антисфен (435 - 375 гг. до н. э.) и Диоген Синопский ( 300 г. до н. э.). Они провозглашали: * аскетический образ жизни как цель деятельности человека; * отрицание удовольствий и элементарных удобств; * приоритет духовных ценностей; * духовную свободу как высшее благо, презрение к ценностям общества ("свобода от общества"); * законы природы как законы общества и т. д. Идея нравственной свободы была доведена до крайности.

Позиция киников привела к отрицанию элементарных моральных норм общества.

Вопрос 6. Субъективно-идеалистическая ориентация этических учений античности этические учения античности Идеализм Платона 2. Этика Аристотеля 1. Ученик Сократа Платон (427 - 347 гг. до н. э.) развивал идеи своего учителя, систематизировал этические идеи на объективно- идеалистической основе.

Согласно Платону мир дуалистичен. Он включает в себя: * мир явлений (видимый мир); * гармоничный мир вечных идей - эйдосов (в нем пребывают души людей до рождения в видимом мире). Идеи являются прообразами всего существующего в видимом мире. Составляющие концепции Платона. * Индивидуальная этика - учение о совершенствовании человека (нравственном, интеллектуальном), гармонизации души человека.Платон считал, что смысл жизни человека заключается в приближении к миру идей путем самосовершенствования.

Мудрец должен стремиться к выходу из несовершенного видимого мира и воссоединению с гармоничным миром идей. Добродетели основаны на сторонах души человека: * мудрость (разумная сторона); * мужество (волевая сторона); * умеренность (аффективная сторона). Добродетели являются врожденными качествами, душа человека вспоминает то, что знала до рождения. * Социальная этика. В утопическом трактате "Государство" Платон обосновывает моральную иерархию, которая соответствует иерархии социальной.

Каждая добродетель присуща тому или иному сословию: * мудрость - правителям; * мужество - воинам; * умеренность - крестьянам и ремесленникам; * справедливость является добродетелью государства (но не качеством личности), реализуется с помощью жесткой политической иерархии; * рабы лишены добродетелей вообще.Платон утверждал приоритет социальной гармонии. Интересы индивида отходят на задний план. Нравственность индивида должна быть социально значимой.

Человек согласно Платону становится нравственным тогда, когда подчиняет свою жизнь интересам общества в целом. В труде "Законы" Платон утверждал, что добродетель народа является ложной, "торгашеской". Философская добродетель является истинной, она присуща правителям.Мудрец, философ должен стремиться к выходу за пределы чувственного мира, воссоединению с миром вечных идей. 2. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира: * ввел термин "этика"; * классифицировал этические понятия; * обосновал этику как систему научного знания; * написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика"; * обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали; * сформулировал основные проблемы этики и т. д. Согласно Аристотелю этика - это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой - сделать человека моральным (а значит, счастливым). Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека - блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо - не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Аристотелю чужд идеализм Платона.

Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.Аристотель утверждал, что добродетели: * являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами; * в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны; * возникают тогда, когда человек дает оценку страстям. Воспитание, по Аристотелю борьба с крайностями в проявлении страстей.

Добродетель - это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель - щедрость, крайности - скупость и мотовство добродетелями не являются. Главная добродетель - справедливость.Аристотель выделял справедливость: * распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей; * уравнивающую (экономическую). " Мерило достоинства граждане демократии видят в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель). Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей). Поступки могут быть: * добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор.

Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать); * недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.). Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий: * со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо; * со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека. Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики: * общения (учение о дружбе); * единства этики и политики; ответственности в морали и т. д. Вопрос 7. Этический субъективизм в эпоху античности 1. Эпикурейство 2. Эвдемонизм Демокрита 3. Стоицизм 1. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма.

Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира. Условия, необходимые для счастья: * атараксия - безмятежность, невозмутимость духа; * правильное отношение к удовольствиям; * избавление от страхов; * равнодушие к внешнему; * дружба.

Эпикурейцы считали, что человек должен: * отдавать предпочтение духовным удовольствиям; * соблюдать меру в удовольствиях; * избегать неестественных удовольствий.

Эпикур выделял удовольствия: * естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.); * естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.); * неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство). Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия. Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия.

Эпикур говорил: "Живи незаметно". В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией.Философия помогает людям избавиться от страхов: * перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь; * страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью; * страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности.

Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие.Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей. Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволило избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.). Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей.

Независимость - одно из условий счастья. 2. Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) провозглашал целью жизни человек стремление к счастью. Основой счастья являются: * душевное спокойствие; * мудрость (важнейшая добродетель); * чувство меры (разумное удовлетворение потребностей, умеренность). Познание добра и зла осуществляется в процессе воспитания.

Демокрит говорил: "Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы". Порок является следствием невежества.Демокрит считал, что: - слава, богатство и стремление к ним лишают людей душевного покоя; * бедность также делает человека завистливым, беспокойным; * мудрость обеспечивает душевное спокойствие, а значит, счастье чело века. Стоики: Зенон из Китиона (333 - 262 гг. до н. э.), Хрисипп (281 - 208 гг. до н. э) развивали ригористические идеи киников.

Основные положения этики стоиков: человек должен: осознать необходимость, сквозную причинность - выражение высшего, разумного начала; сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу; в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства; жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой; люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь.Отрешенность от страстей - важнейшее условие внутренней свободы человека; достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью; мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга; стоики не ценили: внешние блага; человеческие привязанности; здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. ("Лучше достойно умереть, чем недостойно жить". Сенека.) В этике стоиков существуют только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, будет он добродетельным или порочным.

Идеи стоицизма прошли три периода развития: Древняя Стоя (III - II вв. до н. э.); Средняя Стоя (II - I вв. до н. э.); Новая Стоя (I - II вв.) " римский период развития стоицизма.

Для Новой Стой характерны: пессимистическая покорность судьбе; усиление индивидуализма, "ухода в себя"; религиозные переживания; милосердие, сострадание.

Представители стоицизма: Сенека (5 г. до н. э 65 г. н. э.), Эпиктет (50 -140), Марк Аврелий Антонин (121 - 180) Литература Этика (конспект лекций) М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ПРИОР, 2003. 206 с. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с. Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.

– Конец работы –

Используемые теги: рода, человека, Происхождение, морали0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Природа человека и происхождение морали

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Сущность и происхождение морали. Основные категории морали
Правда, надо уточнить: когда и кем признано… Нравы общества и понятие о нравственном поведении, мораль формируются в конкретных исторических… В транспортной толкучке даже пожилой человек, как бы он ни устал, уступит… По книгам и фильмам мы знаем о подвиге царя Леонида и предводимых им 300 спартанцев, которые все до единого погибли,…

Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека
Ткани это система клеток и межклеточного вещества имеющих одинаковое строение происхождение и функции... Межклеточное вещество продукт жизнедеятельности клеток Оно обеспечивает... Клетки ткани имеют различную форму которая определяет их функцию Ткани делятся на четыре типа...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

15. Формула Гріна. 17. Поверхневий інтеграл I роду; Обчислити його. 18.Криволінійний інтеграл 2 роду; обчислення. 19.Теорема про рівність нулеві криволінійного інтеграла 2 роду по простому замкненому контуру.
Формула Гріна... Формула Гріна встановлює зв язок між подвійним інтегралом і криволінійним інтегралом роду...

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому… Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого… Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный…
  • Билет №1. Сущность философского понимания человека. Человек как признание Другого Признание Другого есть основной момент всего понимания человека... Интерсубъективное бытие является одной из данностей человеческого бытия...
  • Влияние человека на окружающую природу. Экологические болезни Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. Причм с возрастанием этой деятельности усиливается е отрицательное… Изменяются веками складывающиеся природные ландшафты, истощаются почвы, мелеют… Учебник Экология России под рецензией Н.Н. Моисеева и Н.М. Черновой содержит сведения о важнейших понятиях экологии и…
  • Лекция № 4,5 Теории происхождения человека ТПЧ Теории происхождения человека ТПЧ... план... История представлений о возникновении жизни Представления древних и средневековых философов...
  • Вирусы и природа их происхождения Нет, и не будет никогда человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает острая нужда в системе живой природы, руководствуясь которой мы… Отчет возраста научной систематики ведется с 1758г когда вышло в свет 10-е… В нашем мире существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия…