рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России - раздел Искусство, Содержание: 1 Введение………………………………………………………………..стр...

Содержание:

1 Введение………………………………………………………………..стр.2

2 Русское зарубежье……………………………………………………..стр.3

3 Образование, просвещение и наука русского зарубежья…………...стр.6

4 Искусство зарубежной России…………………………………..........стр.17

5 Заключение……………………………………………………………..стр.21

6 Список используемой литературы……………………………………стр.22


Введение

 

Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного вклада, в нее, сделанного русской эмиграцией.

Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе. На родине, напротив, об этом наследии было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды, разделявшие соотечественников.


Русское зарубежье

В конце XIX - начале XX в. следующее поколение политических эмигрантов - П. Кропоткин, Г. Плеханов, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Богданов, А.… Значительную часть русского зарубежья составили люди, покинувшие родину в… Трагические последствия, вызванные революцией, гражданской войной, тоталитарным режимом, массовыми репрессиями,…

Образование, просвещение и наука русского зарубежья.

В 20-е годы русские учебные заведения были открыты в Париже (Русское отделение при Парижском университете, Народный университет, Русская… Духовно-патриотическим ориентиром для всех русских изгнанников служила,… Военные организации, первоначально состоявшие из нескольких военно-поселенческих лагерей на Балканах, в последствии…

Литература

В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, поскольку художественное творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для многих отечественных писателей, поэтов, композиторов эмиграция обернулась настоящей трагедией.

Если представители исполнительского мастерства: художники, скульпторы, архитекторы еще могли каким-то образом адаптироваться к жизни в эмиграции, то для художников слова процесс привыкания к чужой среде проходил более мучительно. Но нужно сказать, что были и такие русские писатели, которые успешно писали и на иностранных языках. Особенно те, кто попал в эмиграцию в молодом возрасте: Артур Адамов, Владимир Волков, Яков Горбов, Зоя Ольденбург, Ирина Немировская и другие. Наибольшую известность и признание из таких писателей получил Владимир Набоков, перешедший на английский язык уже в зрелом возрасте. Популярны были также Лев Тарасов, писавший под псевдонимом Анри Труайя, Иосиф Кессель, княгиня З. Шаховская (псевдоним - Жак Круазе), Бабавнуков (Эммануэль Бова). Об их творчестве следует говорить как о вкладе русских в мировую культуру более чем в отечественную.

Писатели старшего поколения, особенно те, кто стал эмигрантом уже в зрелом возрасте, переживали отрыв от родины очень болезненно. Большинство их произведений, созданных за рубежом, посвящены ностальгическому описанию русского быта и нравов России.

После Октября и гражданской войны в эмиграции оказались почти все известные русские писатели и поэты. Большинство из них продолжали свои деятельность, создав целый пласт литературы. Всего в Зарубежной России с 1920 по 1970 г. на русском языке вышло около десяти тысяч книг. Более семи книг романов и новелл написал И. Бунин, получивший за свое литературное творчество в 1933 г. Нобелевскую премию. Д. Мережковский издал 10 томов исторической прозы. Ряд пьес опубликовал Б. Зайцев. Три больших романа и шесть сборников рассказов выпустил И. Шмелев. Увидели свет более десяти книг М. Осоргина, восемь романов М. Алданова. А. Куприн уже в пожилом возрасте написал в эмиграции две повести и несколько рассказов. Почти все свои художественные произведения послереволюционной поры написал в эмиграции и М. Горький. Активно публиковались в русской эмигрантской периодике со своими стихами, юмористическими и сатирическими очерками А. Аверченко, С. Черный, Дон Аминадо, Надежда Тэффи.

Активно создавалась за рубежом и русская поэзия. К середине 20-х годов в Париже собрались почти все виднейшие русские поэты как старшего поколения, прославившиеся еще в период серебряного века, так и более молодые, выпустившие до эмиграции только первые свои книги.

Эмигрантских поэтов в период между двумя войнами можно разделить на четыре основные группы. Во-первых, это поздние символисты. Главными наследниками символистов в эмиграции были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Вторую группу поэтов составляли последователи так называемой «парижской ноты» - периода абсолютной свободы и индивидуального своеобразия поэтического творчества. Среди поэтов, следовавших этим настроениям, были Георгий Адамович, Лидия Червинская, Ирина Одоевцева, Борис Поплавский, Игорь Чиннов и другие. Среди эмигрантских поэтов особое место занимала Марина Цветаева. Чрезвычайно индивидуальная, уникальна в своем мироощущении и в стиле Цветаева не вписывалась даже в «парижскую ноту».

К третьей группе следует отнести поэтов-экспериментаторов, пытавшихся соперничать с дадаизмом и сюрреализмом, Александра Гингера, Анну Присманову, Виктора Мамченко, Юрия 0дарченко.

Четвертую группу поэтов можно представить, как поэтов, следовавших совету Ходасевича просто писать хорошие стихи, не подражая определенному течению, но все же склонявшихся к акмеизму - например, Георгий Иванов.

Вторая мировая война смыла литературную жизнь «первой волны». Некоторые писатели к тому времени уехали в Америку - Набоков, Алданов Цетлин. Другие - Шмелев, Ремизов, Осоргин - оказались в оккупированных немцами зонах. Третьи же вернулись в зоны оккупации до того, как немцы заняли Францию - Мережковский, Гиппиус, Тэффи. От рук фашистов погибло несколько писателей: Юрий Фельзен, Юрий Мандельштам, Игорь Воинов, Анатолий Левицкий, Илья Фондаминский, Илья Коровин-Пиотровский, Михаил Горлин, Раиса Блох, монахиня и поэтесса Мать Мария. Среди русских эмигрантов, собравшихся в Берлине для борьбы с большевизмом, оказался романист Николай Брешко-Брешковский.

В послевоенный период поэтическое творчество в эмиграции получило новые импульсы, породившие новые поиски стиля, формы. Их разнообразие свидетельствует об абсолютной внутренней творческой свободе. Уже после войны вышли антологии и поэтические сборники, охватившие все течения в литературе Зарубежной России.

В эти годы литературное творчество за рубежом продолжало активно развиваться. На смену старшему поколению пришли как молодые русские писатели, родившиеся уже вне родины, так и новые эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц».

Нужно сказать, что хотя во «второй волне» были представители интеллигенции, она, в целом не обладала «критической массой», необходимой для сохранения культурной традиции за рубежом. В 50-х и начале 60-х годов представители «первой волны» по-прежнему занимали главное место в литературной жизни эмиграции.

Одной из главных заслуг «второй волны» в литературе были мемуарный жанр и художественная проза, запечатлевшая опыт недавнего прошлого, поскольку трагедия народа не была объективно отражена в советской литературе, а вывести рукописи из СССР до войны было нелегко. Следует отметить такие книги, как «Соловецкие острова» Геннадия Андреева, «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Враг народа» Владимира Юрасова, «Укрощение искусств» и «Темный гений» Юрия Елагина.

Эмигрировав на Запад, русские писатели «третьей волны» не прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» писателям советские власти применяли новую тактику - лишение гражданства. Пепвым писателем, которого лишили гражданства, был Валерий Тарсис, депортированный на Запад в 1966 г. Позднее были лишены советского гражданства Александр Солженицын, Владимир Максимов, Александр Зиновьев, Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Эдуард Кузнецов. В 70-80 годы родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Наталья Горбаневская, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов и другие. Двое из писателей-эмигрантов «третьей волны» были удостоены Нобелевской премии по литературе: в 1970 г. - А. Солженицын, в 1987 г. - И. Бродский.

Спектр литературных направлений писателей «третьей волны» представляется следующим образом.

А. Солженицын и В. Максимов сохранили великие традиции реализма XIX в. В. Некрасов - также писатель традиционной реалистической школы, использовавший в творчестве «эзопов язык», чтобы обходить советского цензора - на Западе был обескуражен отсутствием привычных для него рамок. Э. Лимонов (Савенко) осуществил свою литературную месть в использовании реалистического метода для изображения мира сексуальных извращений, что можно рассматривать как своего рода преднамеренный акт богохульства против властьимущих.

Роман В. Аксенова «Остров Крым», романы В. Войновича «Москва 2042» и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», книга А. Зиновьева «Зияющие высоты» могут быть отнесены к облеченной в фантастику политической сатире.

А. Синявский в своем творчестве, выражая протест против реализма, обращался к жанру фантастики. Его ироничная автобиография «Спокойной ночи» была написана в модернистском духе.

Одним из самых наблюдательных и остроумных мастеров юмористического рассказа был Сергей Довлатов, умевший талантливо и иронично передавать мелкие детали эмигрантской жизни.

Традиционные жанры и приемы в поэзии представлены в творчестве Н. Коржавина и Н. Горбаневского. Авангардистское направление прослеживается в поэзии Алексея Хвостенко, Виктора Тупицына, Генриха Худякова, Константина Кузьминского.

Следует отметить, что политизация искусства является причиной крупного раскола в среде эмигрантских писателей: с одной стороны - лагерь сторонников искусства для искусства, с другою - их непримиримые противники, политические моралисты. Но в целом и те и другие вносят неоценимый вклад в общерусскую литературу.


Искусство Зарубежной России.

Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и… За рубежом после революции оказались очень многие выдающиеся музыкальные… Большим влиянием в музыкальном мире пользовался Игорь Федорович Стравинский, которому принадлежит целый ряд…

Заключение

Подводя итог краткому рассмотрению культуры русского зарубежья, следует отметить, что она была явлением многоранным, неординарным и самобытным, оказавшим значительное влияние на мировую культуру в целом. Огромный духовный потенциал Зарубежной России позволил не только сохранить, но и значительно развить отечественные культурные традиции. Достижения эмигрантской культуры, к сожалению, долгое время оставались неизвестными на родине, только сейчас начинается активное их изучение и осмысление.


Список используемой литературы

1. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. - М., 1991.

2. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

3. Костиков В. Не будем проклинать изгнание. Пути и судьбы русской эмиграции. - М., 1990.

4. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

7. Почему мы вернулись на Родину: Свидетельства реэмигрантов. - М., 1987.

8. Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции, 1919-1939. - М., 1994.

9.Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. - М., 1991.

– Конец работы –

Используемые теги: Русское, зарубежье, искусство, зарубежной, России0.091

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русское зарубежье. Искусство зарубежной России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Искусство Зарубежной России
Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного... Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе На родине напротив об этом...

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Царство, разделившееся в себе (о России и русских в новом зарубежье)
Таким образом, в одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире. Мощные миграционные потоки охватили все постсоветское пространство.… Мир теперь — в первую очередь совокупность диаспор, а не национальных… В восточных и северных районах Казахстана, восточных областях Украины, в Крыму русское население расселялось ранее…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами
Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда,… Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества… Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости,…

Культура русского зарубежья
Ключом к правильному пониманию культуры русского зарубежья, ее места в Российской культуре этого столетия является, активное приобщение к… Следует заметить, что культурное наследие российских эмигрантов в нашей стране… Однако, существует много общих моментов, которые объединяют культуру русского зарубежья с отечественной…

Преступность в России и зарубежных странах. Сравнительный анализ
Согласно исследованиям В. В. Лунеева , обсолютный и относительный рост преступности подтверждается мировыми данными, собранными ООН в процессе… В развивающихся странах этот показатель равнялся 787, а в разветых-1835, т.е.… Показат. Преступн. Коэфф. Прест. На 10 Абсолют. Показат. Преступн.Коэфф. Прест. На 10, Преступн, % Коэфф. Прест. На…

Зарубежное искусство ХХ века
В мире вновь началось противостояние с безудержной гонкой вооружения, теперь уже ядерного. Образ врага проникал в общественное сознание людей,… После войны на освобожденной Советской Армией Территории Европы образовалось… Здесь образовались различные и своеобразные школы со своими путями к реалистическому искусству , исходящими из…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам