рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты

Работа сделанна в 2000 году

По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты - Реферат, раздел История, - 2000 год - Московский Государственный Университет Имени М.в. Ломоносова История Древнего...

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА РЕФЕРАТ По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты Выполнил студент 1 курса Исторического факультета Группы 1081 Кирилловский Птр Алексеевич Проверил старший научный руководитель Никишин Владимир Олегович Москва 2000г. Содержание 1. Введение2. История 3. Общество и Экономика4. Боги, мифы, культы и магия.5. Литература6. Изобразительное искусство.14 Введение Проникновение хурритов с Закавказья на Ближний восток продолжается с середины IV тысячелетия до Р. Х К началу II тысячелетия они прочно оседают на юге малой Азии, в Сирии, Палестине, Северной Месопотамии и в предгорьях Загроса.

Эта народность делается не только полноправным жителем Плодородного полумесяца е культура становится буфером между культурами западного, и восточного Средиземноморья и приобретает черты обеих.

Основным центром обособления хуррито-язычного населения становится государство Митанни, получившее в период своего расцвета гегемонию практически над всей Передней Азией и соперничавшее с такими государствами, как Египет, Вавилон, Ассирия и Хеттское царство. По мнению многих учных причиной возвышения хурритов стала их охранная служба в городах-государствах. Они выполняли функции намников-телохранителей правителей и царствующих фамилий и впоследствии без особого труда захватывали власть.

Автор книги, прочитанной мной Гернот Вильхельм один из лучших хурритологов современности. Он обладает даром писать изящно и живо редким среди историков. По мнению редактора, он сделал ряд наблюдений, позволяющих провести научные сопоставления культурных традиций Запада и Востока. Блестяще обработав архив семьи принца Нузы Шильви-Тешшупа, Г. Вильхельм сравнивает его с ещ одним крупнейшим в клинописной дипломатике семейного архива архивом, принадлежавшим пяти поколениям клана Техип-Тиллы. В предисловии автор пишет о контрасте скудости источников и значительности исторический роли хурритов в рамках древневосточного мира. Это противоречие породило множество научных концепций, разнообразие мнений и большое количество спекулятивных домыслов.

Поэтому основная цель автора, по его словам, связно и более или менее чтко изложить историю, аспекты культуры и религии этого народа. Начало хуррито-логическим исследованиям было положено в 1881, благодаря важным археологическим находкам.

До этого историки не придавали этому народу особого значения. Единственное упоминание о нм, как выяснилось впоследствии, присутствовало в Ветхом Завете. В 1889 г. в дипломатических архивах Аменхотепа III и Эхнатона, обнаруженных при раскопках Эль-Амарны, было найдено письмо на неизвестном языке, который сначала был назван митаннийским, а после, когда в 1906 г. при раскопках хеттской столицы Хаттусы были найдены таблички на том же языке, а также аккадские государственные договоры с упоминанием страны Хурри, язык был переименован в хурритский.

Г. Вильхельм замечает, что количество хурритских памятников вс время растт. Раскопки в Хаттусе, Мари, Угарите, Эмаре, Нузе, Курруханни, Алалахе и других местах открыли тысячи хурритских текстов. Также он утверждает, что, несмотря на то, что дискуссии между востоковедами продолжаются, уже можно с уверенностью говорить о том, что хурритский, урартский, и в том числе некоторые кавказские языки являются родственными и имеют один общий праязык.

Одна из важнейших целей современного изучения истории хурритов помимо проблемы хурритов и субареев, проблемы арийцев и др. оценить, насколько велик их вклад в развитие древневосточной культуры, полагает автор. Исследователи выдвигают несколько теорий возможной принадлежности хурритов Это этнический субстрат Месопотамии, что подтверждает соединение расовых, языковых и культурных признаков. Автор высказывается резко против такой концепции. Это народ, пришедший в конце III тысячелетия до Р.Х. из Северо-восточных предгорий Месопотамии, попавший под влияние шумеро-аккадской культуры и сыгравший важную роль во II тысячелетии до Р.Х. при передаче этой культуры Сирии и Малой Азии. Мнение, близкое к мнению автора.

Археологи связывают локализацию находок хирбет-керакской керамики, получившей распространение от Закавказья через Восточную Анатолию и Северную Сирию до Палестины с хурритами. Слабое место такой точки зрения в том, что, во-первых, эта керамика на несколько веков старше первого упоминания о них, а, во-вторых, перемещения керамических форм ещ не означают этнических пертурбаций.

Тем не менее, Г. Вильхельм делает вывод, что термин хурритский в большей степени означает язык и, даже этнос, нежели понятие конкретно связанное с эпитетами страна, войско, царь, народ. Это не обязательно общность, непосредственно играющая роль в истории. История Автор приводит письменные источники, датированные аккадским, дохурритским периодом 2230 2090 гг. до Р.Х которые указывают на то, что местами первоначального расположения хурритских поселений-государств является Северная и Северо-восточная окраины Месопотамии.

Это самые древние косвенные упоминания о хурритах 1. Небольшое количество глиняных табличек. Найдены в Телль-Брахе треугольник Хабура. 2. Большее число экземпляров. Найдены в Гасуре, севернее Тигра, в месте, где позже будет основана Нуза. И Телль-Брах и Гасур районы распределения хурритского языка. 3. Топонимика названий в описаниях походов царя Нарам-Суэна имеет хурритский словообразовательный элемент. Сохранились лишь фрагментарно.

Например, город Азухиннум на нижнем Забе и его правитель или военачальник Тахишатим. 4. Старовавилонское историко-литературное повествование о всеобщем восстании против Нарам-Суэна упоминает царя страны Симуррум с именем Путти-аталь, имеющим хурритскую ономастику. 5. В летописях первого царя династии Аккада Саргона описывается поход против страны Симуррум в верховьях Нижнего Заба. 6. В Ниппуре найдена надпись в виде выбитого на мраморе сопроводительного письма со списком одежд, переданных человеку с хурритским именем Шехрин-Эври. Под натиском кутиев и в результате внутренних распрей происходит падение Аккада, и на его развалинах возникает первое древнехурритское государство.

Его правитель Аталь-шен 2090 2048 гг. оставил после себя бронзовую табличку, посвящнную закладке храма Неригалу. Он называет себя сыном Шатармата хурритское имя, царм Уркеша и Навара.

А, как известно, Уркеш являлся городищем Телль-Амуда культового центра знаменитого бога хурритской мифологии Кумарби. Судя по расположению этого города, хурритское царство занимало довольно большую территорию от треугольника Хабура на западе до Диялы на востоке и до озера Ван на севере. Языковая область же охватывала район истоков Хабура на западе и все территории к востоку и северу от Двуречья. Ещ один эпизод, описанный Вильхельмом летописное упоминание попыток второго царя династии Ура Шульги 2029 1982гг. подчинить области к северо-востоку от Тигра. Учитывая количество походов, противник оказал достойное сопротивление.

Между Уром и, оставшимся не захваченным Уркешем, налаживаются близкие дипломатические отношения. Во время правления Шу-Суэна 1972 1964гг. над Уром нависает угроза захвата аморейскими племенами, государство переключается на оборонительную политику, и земли, находящиеся восточнее Тигра, выходят из-под военного контроля.

Исходя из хурритских источников, в это время в Уркеше царствует Тиш-аталь, называющим себя энданом города. Автор излагает возможные варианты трактовки этого слова оно могло произойти от древнешумерского en правитель, но, скорее всего, составлено из двух хурритских слов eni бог и dan окончание, означающее профессиональную принадлежность. Таким образом, можно сделать весьма интересный вывод о том, что цари Уркеша, по примеру правителей Ура, уже стали обожествлять себя. После крушения III династии Ура, для северо-востока становится характерным распад на множество малых самостоятельных государств.

Но их история, за недостатком письменных источников, скрыта от нас. Только с XVIII в. количество данных увеличивается. В них датся описание целой серии хурритских городов-государств, охватывающих пространство от Северной Сирии через Северную Месопотамию до района Восточного Тигра и гор Загроса. Автор утверждает, что основной фактор присутствия хурритов наличие хурритских имн, так что это относительные исторические сведения. Довольно часто упоминание этих имн связано со списками рабов, прибывших в город военнопленных.

Во многих городах хурриты не составляли заметной доли населения, а носители имн, судя по роду их занятий, принадлежали к нижним слоям населения. Тот факт, что в этот период возникает несколько рынков хурритских рабов на протяжении всего Двуречья, свидетельствует о сильном этническом натиске на этот народ. Во второй половине XVIII в. один из отпрысков династии города Терк Шамши-Адад подчиняет себе территории Верхнего Хабура со столицей Шубат-Энлиль, Ассирию и Мари. Это объединение не просуществовало долго, потому что в основном зависело от дипломатического искусства и военного престижа правителя.

После гибели коалиции нарастает приток хурритов на юго-восток. По словам автора, это происходит из-за всеобщего упадка и поиска новой жизненной ниши населением. Г. Вильхельм показывает, что одним из основных вопросов предыстории страны Митанни, наиважнейшим пунктом проблемы происхождения хурритов и их общеисторической характеристики остатся, как уже было упомянуто выше, проблема взаимоотношения последних с индоарийцами.

Несмотря на то, что выдвинуто множество концепций на этот счт, историки не пришли к единому мнению и научная дискуссия продолжается до сих пор. Одна сторона утверждает, что оба народа и хурриты, и арийцы мигрировали из района Закавказья в область плодородного полумесяца, другая, что арийцы лишь пересекали земли хурритов и частично ассимилировали.

Очевидно, что хурриты перенимали элементы более высокой культуры, заявляет автор. Основные свидетельства этого языковые остатки v Имена некоторых богов Митра, Варуна, Индра, Насатиа, и др. почти полностью соответствуют древнеиндийским богам из четырх поэтических вед. v Имена царствующих фамилий Митанни тоже были индоарийскими. v Интересен тот факт, что группа терминов, связанных с тренингом лошадей, является индоарийской. По-видимому, до контактов с арийцами хурриты не знали лошадей и коневодства.

Появившись, это занятие стало прерогативой богатых сословий, так как было роскошным и дорогостоящим. Боевые колесницы, принадлежавшие состоятельным людям, решали исход битвы и, впоследствии, благодаря коннице армия Митанни получила военное превосходство над другими пешими армиями. Индоарийцы, явившиеся основоположниками этого рода войск, имели большое влияние в обществе, хотя, как в итоге пишет автор, роль этого народа в формировании Митанни малоизвестна.

Обстоятельства возникновения Митанни не ясны. Вероятнее всего, они напрямую связаны с исторически признанным фактом ожесточнной борьбы Древнехеттского царства за существование, которую оно вело с хурритами. Хеттский царь Хаттулис I ок. 1560 г. проводит несколько военных операций и подчиняет себе ряд городов, постоянно пытающихся выйти из-под его контроля. Столкновения его войск с хурритами неоднократны. Например, случайная стычка и победа над войсками города Хашшу, пользовавшимся поддержкой Халаба длительного союзника хурритского царства, воспринимались Хаттулисом, как одно из самых успешных военных достижений. После совершается поход и на сам город Халаб, как центр Северной Сирии Хетты оценивали этот город, как столицу великого царства, а его захват, как великое предначертание цитирует автор хеттские источники, но царь, скорее всего не достиг его, погибнув по дороге.

Сын Хаттулиса Мурсилис I исполнил волю отца, завещавшего ему перед смертью овладеть Халабом.

Следующим объектом завоевательной политики хеттов стало хурритское царство. Перед этим Мурсилис решается на поразительно дерзкое военное предприятие тысячекилометровый поход вниз по Евфрату, закончившийся в 1531 г. до Р.Х. взятием Вавилона. Если бы не действия хурритов, успешная вавилонская кампания привела бы к длительному контролю не только над евфратским торговым путм, но и над всей территорией Вавилонии. В последние десятилетия правления Мурсилиса, Хеттское царство раздирают кровавые придворные распри, Халаб и другие города-государства возвращают себе независимость.

В то время, пока происходили столкновения за превалирование между хурритами и хеттами, Египет освободился от интервенции гексосов, объединил свои силы и направил всю мощь на захват северных земель. Египтяне овладевают Палестиной ок. 1497-1482, тогда же впервые упоминается Нахрина симитск. речная страна или Митанни местное название, располагавшаяся, по египетским источникам, между излучиной Евфрата и верхним течением Тигра. Далее уже Тутмос III при Мегиддо побеждает сирийскую коалицию под предводительством царя Кадеша на основании более поздних текстов известно, что в Сирии имелась хуррито-язычная этническая группа, прежде всего верховенствующий слой и правитель, а после захвата Кадеша нападает на окраины Митанни.

В 1447 доходит до Каркемиша и даже переходит Евфрат. Но, по мнению автора, несмотря на военные успехи, территории, захваченные египтянами, малоустойчивы.

Свидетельством этого является запись о походе в 1438 году карательных войск против восставших городов Тунии и Кадеша, поддержанных Митанни, которой в это время, вероятнее всего, правит Сауссадаттара. Сауштатара, как его называют иначе, упрочил позицию своего государства, завоевав Ашшур, Алалах, Угарит, Халаб и сделав своим вассалом царя Аррапхи. Постоянной резиденцией Сауштатара был город Вашшуккани, точное место расположения которого ещ не определено археологами. Из письменных источников его правления известно единственное письмо, найденное недалеко от Нузы, на котором имеется печать с именем отца Сауштатара Парсататара, и две таблички, найденные в Алалахе, которые содержат судебные постановления царя, заверенные государственной печатью.

Эта легендарная печать гласит Шуттарна, сын Кирты, царя Митанни. Таким образом, становятся известны ещ два имени хурритских государей, хотя идентифицировать время их правления не удалось, сетует автор. Война с Египтом за Сирию продолжалась вплоть до времени правления Тутмоса IV 1400 1390гг который упоминается в описаниях походов на Нахрину.

Первые дипломатические отношения Митанни с Египтом в эпоху Аменхотепа II 1428 1400гг. закончились династическим браком. Царь Митанни Артатама I потомок Сауштатара сосватал после длительных переговоров фараону свою дочь, о чм известно из письма, написанного два поколения спустя. После этого были установлены границы в Сирии на 10 лет. И, действительно, перемирие длилось довольно долго, что обусловлено неспокойным положением внутри обеих держав.

Сын Артатамы Шуттарна II тоже отсылает свою дочь Келу-Хепу, но уже в гарем Аменхотепа III 1390 1352гг После смерти Шуттарны его преемником становится сын Арташумара, который был в скорости убит, вероятнее всего, в результате борьбы за власть. Убийца его звали Утхи был не царской фамилии, поэтому посадил на трон Тушратту, второго, несовершеннолетнего сына Шуттарны. Тут, как говорит автор, можно восстановить картину соправления Убийцы и законного царя. Позже Тушратту мстит за смерть брата и убивает Утхи, восстанавливая престиж династии и дипломатические отношения с Египтом, порванные в период кризиса.

О правлении Тушратту известно много благодаря египетскому государственному архиву из Амарны. В свом письме фараону, Тушратту сообщает не только об обстоятельствах своего вступления на престол, но и об успешном отражении набега хеттов а именно царя Суппилулиумаса 60-е года XIV века. Вильхельм высказывает идею о том, что этот период начало политического и военного упадка Митанни и, наоборот, усиления Хеттского царства, хотя дальнейшие письма Тушратту не содержат каких-либо опасений за прочность государства.

Переписка в основном посвящена теме ещ одного брака дочери Тушратту Тату-Хепы с фараоном. Споры за невесту растянулись на несколько лет. На ту же тему написан и важнейший памятник хурритского языка, и краеугольный камень всей хурритологии Письмо из Митанни. Этот документ сопровождал принцессу в е путешествии ко двору фараона.

В нм хурритский царь пишет о том, что все вещи, которые он фараон желает, их я удесятерил, ласково отзывается о фараоне, затрагивает вопрос о военном союзе взаимопомощи, и просит о подарке в знак признательности за вещи статуи в рост его дочери из золота и слоновой кости. Под конец письма, Тушратту заклинает и просит Аменхотепа III жить по-братски и в тесной дружбе друг друга любить. Спустя несколько лет после свадьбы с Тату-Хепой, фараон умирает, а при его наследнике Аменхотепе IV Эхнатоне отношения с Митанни осложняются.

Это вызвано, по словам автора, ослаблением Митанни под натиском хеттов и утратой позиции одного из мощнейших государств Передней Азии. Хеттский царь Суппилулиумас воспользовался спором о престолонаследии в Митанни и заключил военный союз с одним из претендентов Артатамой II, который в свою очередь заручился поддержкой Ассирии, освободившейся в середине XIV века от владычества Тушратту. Этот тройственный союз и погубил Митанни. В этот момент, побужднные замешательством, на вассала Тушратту Араппху нападают вавилоняне 1340г. и захватывают е. Северные земли занимают ассирийцы и заключают со страной Алше, другим вассалом Митанни, военный союз. Супилулиума переходит Евфрат, берт Ишуву, устремляется на юг, к центру Митанни, но Тушратту уклоняется от битвы и хеттский царь поворачивает на запад, переходит Евфрат и поочердно захватывает все территории между Средиземным морем и излучиной Евфрата.

Оккупирует Кадеш, Каркемиш важнейшая крепость на Евфрате, захватывает страну Амурру, царь которой сдался, поворачивает на Ливан, покоряет Сирию. Военачальник Супилулиумаса параллельно пресекает попытку египтян вернуть утерянный Кадеш египетскую провинцию.

Тушратту, тем временем, пытается компенсировать потери захватом некоторых египетских районов, но при попытке вернуть собственные территории, натыкается на хеттское вспомогательное войско и терпит поражение. После окончательной утраты западноевфратской части страны, Тушратту убивает один из его сыновей.

Власть захватывает сын Артатамы II Шуттарна III, поддерживающий старые союзнические связи отца. Он отправляет сокровищницу в Ашшур и выдат Алше большое число митаннийских воинов, сражавшихся на колесницах аристократов. Там их сажают на кол. Сын Тушратты Шаттиваза бежал после крушения Митанни с небольшим отрядом боевых колесниц. Он просит Супилулиумаса о поддержке, и тот воспользовался случаем противопоставить Шаттиваза Шуттарне ставленнику Ассирии для того, чтобы вернуть гегемонию над территорией Митанни.

Суппилулиума женил Шаттиваза на своей дочери и обеспечил его военной помощью. Тот возвращает часть земель, включая Вашшукканни, и восстанавливает Митанни, но в роли вассала хеттов. Тем не менее, плодородные зоны восточной части хабурского треугольника, бывшие раньше культурным и экономическим центром, прочно оставались в ассирийском владении, поэтому хеттам пришлось признать верховную власть Ассирии.

После описанных выше автором политических катаклизмов, не вызывает сомнения факт дальнейшего полнейшего упадка и гибели великого царства. Последователи Шаттивазы Шаттуара, Васашаттара, Шаттуара II под прикрытием хеттов ещ могли отражать набеги ассирийских царей Ададнерари I 1295 1264гг Салманасара I 1263 1234гг Тикульти-Нинурты I 1233 1197гг Последние остатки Митанни пали жертвой не столько Ассирии, сколько колоссальных этнических передвижений в Анатолии давно осевшие племена касков и лувийцев пришли в движение.

В начале XII в. рухнуло Великое Хеттское царство. Его столица погибла в огне. Из ассирийских источников Тиглтпаласар 1114 1076гг. мы узнам, что на территории Митанни остались только мелкие разрозненные хурритские государства большая часть площади была занята фригийцами. По-видимому, хурритский язык ещ остался жив здесь, но узнать, когда он вымер окончательно, не представляется возможным, потому что эта местность не имела больше политического значения, а являла собой лишь поле для военных действий между Ассирией и Урарту, замечает автор.

Общество и Экономика

Зерно дворцов распределялось среди групп потребителей - Царь, высшие с... Нупатика бога, функции которого неясны. Иногда его связывают с восточно-анатолийской областью Ишува, но вернее... Литература Хурритская литература, как вся литература шумеро-аккадской ... Современной историографии известны в основном шумеро-аккадские произве...

Изобразительное искусство

Например, печать Сауштатара, царя Аррапхи Итхи-Тешшупа. Fin.. С конца III тыс. Так называемая нузийская керамика впервые появляется в Нузе и в IV сло... На рельефе, обнаруженном в колодце храма Ашшура в городе Ашшуре, изобр... Историки не располагают примерами памятников монументального искусства...

– Конец работы –

Используемые теги: книге, Вильхельма, Древний, Народ, хурриты0.087

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души.
На сайте allrefs.net читайте: Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души....

Брат на брата. Глава из книги "История Народа Хунну"
Политическим их лозунгом был мир с Китаем, но прежде всего они стремились изменить порядок престолонаследия, оттеснить на второй план родовую знать… Но что за дело было до этого честолюбивой Чжуанькюй-яньчжи, ее свирепому брату… Это было весной, когда все князья готовились ехать в священное место Лунчен для совершения ежегодных жертвоприношений.…

Разорванное кольцо. Глава из книги "История Народа Хунну"
Нужда в тканях заставила в 84 г. северного шаньюя обратиться в Китай с просьбой открыть торг. Тут уже не было речи о свободной торговле, хунны… Великий цзюйкюй Имоги-князь погнал на продажу быков и коней, но на пути легкая… Поражение было неминуемо, катастрофа неизбежна, но Юлю с мужеством отчаяния продолжал борьбу. РАЗГРОМ СЕВЕРНОГО ХУННУ…

Небесные кони. Глава из книги "История Народа Хунну"
Военная тактика в I в. до н.э. переживала настоящую революцию.На западе парфяне и сарматы ввели в употребление тяжелую кавалерию. Тело всадника и… Так, сарматы легко расправились со скифами в черноморских степях, а парфяне… От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом, и посему называются жеребятами породы небесных лошадей. У-ди решил…

Древние народы на территории России
В подавляющей части работ дооктябрьского история России рассмат-ривалась исключительно как история русского народа.Такой подход былсвойственен… Лишь в конце 19 - начале 20 веков стали появляться работы, расс-матривающие… При этом к предкам славян причислялись скифы,гунны и др. народы. В это же время увидели свет первые труды…

Свистящие стрелы. Глава из книги "История Народа Хунну"
Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист. Он приказал всем пускать… Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил… Тогда дунху потребовали полосу пустыни на юго-запад от Калгана, неудобную для скотоводства и необитаемую. Земля была,…

Возвращенная свобода. Глава из книги "История Народа Хунну"
Иностранные редкости со всех сторон стекались. Почему расширили Шан-лин-юань, ископали озеро Кхунь-мин, соорудили дворец… Сын Неба под великолепным щитом, в пышном одеянии, облокотясь на нефритовый столик, открывал винные водоемы и мясные…

Эта книга – из разряда тех редких и немногих книг
Эта книга из разряда тех редких и немногих книг которые становятся... quot Одни ценят Святослава в Искусстве другие высоко ставят его в жизни третьи восхищаются им и в Искусстве и в...

"Анализ книги Мишель Монтень "Опыты. Книга 1"
Но мне известны примеры, когда прямо противоположные качества - отвага и твердость - приводили к такому же результату. О себе Монтень говорит, что… Иначе будешь показателем дурного тона и невоспитанности. Монтень принадлежит к… Стоики воспрещают мудрецу предаваться ему. Глава 3. Наши чувства устремляются за пределы нашего я. Люди, которые…

Изгнанники в степи. Глава из книги "История Народа Хунну"
Во II тысячелетии до н.э. в Южной Сибири археологи различают две синхронные самостоятельные культуры глазковскую на востоке и андроновскую на… Носители ее, принадлежавшие в белой расе, в XVIII в. до н.э. овладели… Андроновская культура связана с западом.Неоднократно отмечалось большое сходство андроновских памятников со срубными…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам